Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 106. Молодых Станислав Семёнович (Stanislav Molodykh) (1942-2003).

Герой очередного выпуска Альманаха — Станислав Семёнович Молодых — талантливый советский и российский живописец, автор многочисленных картин на историческую тематику.

Станислав Молодых родился селе Быково Белгородского района Курской области. С отличием окончил Курское художественное училище. В 1964–1970 годы учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1970–1973 годах был принят в творческую мастерскую ректора института, профессора В. М. Орешникова.

Работал в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. Автор полотен, связанных с историей России, таких как «Коллективизация. Год 1929» (1971–1977), «Восстание Емельяна Пугачева» (1980), осенний вариант Пугачевщины «1773 год» (1980–1982).
Трагически скончался от сердечного приступа в США.

Произведения Станислава Молодых находятся в экспозиции Белгородского государственного художественного музея и в многочисленных частных собраниях нашей страны и за рубежом.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Какие бы сложные времена ни были, сила свыше никогда не вырывала у меня кисти и всегда давала выжить. Бог требует только одного: не предавай свою работу, люби. Вот и все. Он мало требует. Можно сказать, ничего от меня не требует. Мало! Но и много одновременно» (Станислав Молодых).
«Уголок старого Белгорода», 1997 год, холст, масло, 170 х 370 см., Белгородский государственный художественный музей.

Станислав Семёнович Молодых родился 23 января 1942 года в небольшом селе Быково Белгородского района Курской области в многодетной крестьянской семье. Глава семьи Семён Петрович Молодых, как и многие его односельчане, в это время в рядах Красной армии сражался на фронте с немецко-фашистскими захватчиками, так что маленького Станислава поднимала мама Софья Савельевна, тихая, добрая и отзывчивая женщина. В суровое время появился на свет Станислав. Это было время Курской битвы, и они вместе с матерью и братом чудом остались живы, долгое время им пришлось скрываться в лесах и землянках от рыскавших по всей округе фашистов.
«Окраина Белгорода. Савино», 1995 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

Крестьянские семьи в те годы были, как правило, большими и дружными — родителям всегда требовалось много помощников по хозяйству. Не являлась исключением и семья Молодых. В суровое время пришлось ему расти, но происходило это в обстановке любви и заботы со стороны близких людей. До конца своих дней он будет вновь и вновь возвращаться к ним, на свою родную землю, черпать здесь жизненные силы и вдохновение. Семью, к счастью, обошла стороной горечь утраты близких в годину тяжелых испытаний: отец вернулся с фронта живым, хоть и после нескольких ранений. После возвращения стал известным в округе мастером-краснодеревщиком, мама же занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, никогда никого не выделяя при этом, шила, вязала для них одежду, любила одинаково каждого. Никогда не била, часто гладила по головке, похваливая, если ребенок того заслуживал.
«Портрет восточного мужчины». 1980 год, Эскиз к картине «Пугачевщина», холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

С пяти лет Станислав начал рисовать, удивив этим всех, включая и родителей, далеких и от искусства в целом, если не принимать в расчет искусство вязания, и от живописи в частности. Увлечение мальчика было настолько сильным, что он мог часами, отложив в сторону все другие мальчишеские увлечения своего возраста, рисовать и рисовать — все, что видели его внимательные и проницательные глаза, одним словом, мир искусства очаровал его с детских лет. Позже, повзрослев, он часто ездил в столицу, где подолгу бродил по залам знаменитой Третьяковки, восхищаясь работами великих отечественных мастеров, посещал выставки. Денег на поездки зачастую не хватало, и Станислав вместе с другом добирался до столицы на крыше вагонов. Об опасности никто тогда не думал, хотя путешествие и было весьма небезопасное, но зато сулило встречу с шедеврами мировой значимости.
«Ткань и топор», 1980 год, эскиз к картине «Пугачевщина», холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.
.

После окончания школы никаких сомнений в дальнейшем выборе жизненного пути у Станислава не было — только искусство. Далее последовали годы обучения в Курском художественном училище и его окончание с отличием в 1963 году, и неудачная попытка немедленного исполнения заветной мечты — поступления в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Осуществить ее он смог только через год — в первый раз не смог предоставить в приемную комиссию обязательные жанры, да и, как оказалось, нужен был рабочий стаж. Поэтому, вернувшись домой, стал работать учителем рисования в школе в селе Охотчевка Курской области. И продолжал ездить в Москву, в так полюбившуюся ему Третьяковскую галерею.
«Мешок и посуда», 1980 год, эскиз к картине «Пугачевщина», холст, масло, Белгородский государственный художественный музей..

Но зато в следующем, 1964-м году его мечта сбылась и знаменитое здание не Университетской набережной, 17 открыло свои двери для нового студента — Станислава Семёновича Молодых. Он был зачислен на первый курс живописного факультета института. Знаменитая Репинка на долгие и счастливые шесть лет стала для него родным домом. Тут самое время будет сказать, что Илья Ефимович Репин для Молодых всегда был любимым художником, образцом, идеалом. «Увидеть бы как Репин кладёт мазок — а там можно и умереть», — говаривал художник. Действительно, монументальные исторические полотна Станислава Молодых ближе всего к репинской манере. «Пугачёвщина», «Смута», «Александр Невский», «Русский бунт», «Год 1929».
«Коллективизация. Год 29-й», 1970-е годы, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

Ленинград — город рек, каналов и мостов, куда приехал поступать будущий художник, влюбил его в себя с самой первой встречи. Красота, встречавшаяся в этом прекрасном городе на каждом шагу, не могла не найти чувственного отклика в сердце впечатлительного юноши. Город на Неве станет его второй родиной, и в нем он проживет всю оставшуюся жизнь. По словам самого Станислава Семёновича, он полюбил Ленинград с первого мгновения: бродил по городу, любовался архитектурой, городскими пейзажами, делал зарисовки, составил план посещения музеев. Часами ходил по залам, наслаждался творчеством великих мастеров. А еще бегал в филармонию и консерваторию. Особенно любил Баха и Вивальди — замирал и погружался в мелодию.
«Портрет заслуженного художника России А. П. Мамонтова», 1996 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

Молодых нравилось учиться в священном храме трёх искусств: живописи, скульптуры и архитектуры, где сам дух был пропитан творчеством, а педагогам храма нравился этот настойчивый и очень талантливый провинциальный юноша с пытливым горящим взглядом, старательно осваивавший сложный академический курс. Когда на третьем курсе пришло время выбирать мастерскую для продолжения обучения, Молодых без всяких колебаний выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, педагога, доктора искусствоведения, профессора, руководителя учебной и творческой мастерских института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987).
Эскиз «Русские сапоги», 2002 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

В 1971 году ИнЖСА был успешно окончен. Дипломная работа Молодых была признана художественным советом лучшей, и ему предложили место в творческой мастерской Академии художеств под руководством Орешникова. Два года — с 1971 по 1973-й — проработал Молодых, обучаясь у этого выдающегося мастера. С основной темой своего творчества Молодых определился сразу и на все оставшиеся годы: история России захватила воображение художника и стала его основной областью. Писал он всегда очень быстро, но период работы над одной картиной растягивался всегда на долгое время, иногда занимал годы. Эскизы выполнял углем. И если что-то необходимо было исправить, Станиславу Семёновичу приходилось рисовать заново — уголь не сотрешь.
«1773», 1980-1982 годы, холст, масло, 250 х 490 см., Белгородский государственный художественный музей

Как вспоминала в своей статье «Жажда жизни» дочь художника Ксения, бытовая сторона художника подчас интересовала мало. Подкладка на его пиджаках и пальто часто отсутствовала — чтобы вытереть кисти, нужна была ткань, а покупать ее было некогда. На Новый год Станислав Молодых всегда загадывал одно и то же желание: написать хорошую картину. Лучшим подарком для него были краски или хорошая бумага для набросков.
По-настоящему работать Молодых стал в мастерской на Ивановской улице, 6. Здесь он начал писать «Александр Невский в Орде», создал групповой портрет художников «Ивановская, 6» и полотно «Русский бунт».
«Портрет первой жены художника с дочерью Марией», 1973 год, холст на дереве, масло, 57 х 47,5 см., частное собрание.

Станислав Молодых работал в области монументальной и станковой живописи, в жанрах исторической, сюжетно-тематической картины, портрета, пейзажа, натюрморта, в технике масляной живописи. Он является автором полотен, связанных с историей России, таких как «Коллективизация. Год 1929» (1971–1977), «Восстание Емельяна Пугачева» (1980), осенний вариант Пугачевщины «1773 год» (1981–1982). Художник создал картину «Пугачевщина» по мотивам исторических событий. Пугачевщиной называли восстание яицких казаков против власти Екатерины II. Оно продолжалось с 1773 по 1775 год и переросло в целую гражданскую войну. Руководил бунтом беглый донской казак Емельян Пугачев, который выдавал себя за императора Петра III — мужа Екатерины II, свергнутого с престола после дворцового переворота. Станислав Молодых несколько раз переделывал картину «Пугачевщина». В течение двух лет он создал для нее множество эскизов углем и набросков на отдельных небольших холстах. Некоторые из них хранятся в фондах Белгородского государственного художественного музея.
«Пугачёвщина», 1980 год. холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

Одной из самых любимых для художника работ была его картина «Психушка». Картина имела неожиданный для автора успех, а для кого-то и явилась поводом назвать его диссидентом. Но сам Молодых вовсе не стремился к иносказаниям, его творческое кредо было — писать правду: красота кроется в правдивости, искренности, достоверности творчества художника. Молодых часто говорил: «Люблю писать полотна большого размера. Вообще я написал с десяток пятиметровых картин. Два года я пробился над самой современной для себя картиной «Смута». Работу свою Станислав Семенович любил, он говорил: «На самом деле это не работа — это такое служение, такое счастье!» С восхищением отзывался о творчестве великих художников: «В учебной мастерской над мемориальной доской с надписью «Здесь преподавал Илья Ефимович Репин» был выставлен мой эскиз. Вы представляете мое чувство?!»
Эскиз к картине «А. Невский принимает папских легатов» 1980-е годы, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

Жизненный путь Станислава Молодых окончился 10 ноября 2003 года, когда ему был всего 61 год — не возраст для художника, а только расцвет творческих сил. Трагической смерти художника предшествовало примечательное событие. На одной из ленинградских выставок работы Молодых понравились случайным посетителям из Америки. Они приобрели несколько работ, познакомились с их автором, побывали в мастерской и в знак признательности пригласили его в гости. Станислав Семенович принял приглашение равнодушно. Ехать он не хотел, как признавался друзьям, «на сердце тяжело было». Но вызов из Америки пришел вторично, и художник решился. Уже в Америке, в самолете ему стало плохо. А по дороге из аэропорта перестало биться сердце художника. Денег на доставку тела на родину тогда не нашлось ни в административном ресурсе, ни в творческом союзе, и тело Молодых кремировали. Его прах захоронен в Александро-Невской лавре Никольского кладбища Санкт-Петербурга.
«Автопортрет», 1980 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

В 2011 году в честь художника в Белгороде была названа улица.
В январе 2017 года в Белгородском художественном музее прошла презентация выставки малого формата «Станислав Молодых — мастер исторической картины» с пресс-показом. Выставка была приурочена к 75-летию со дня рождения художника.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Титовская О. В. Это такое служение, такое счастье. Белгородский художественный музей. 14 сентября 2017.
2. Жихов А. Красота правды Станислава Молодых // А-фишка. 2012. 27 января.
3. Станислав Семенович Молодых. Архив. 14 сентября 2017.
4 Шаронова Е. Вся правда в красоте // Белгородские известия. 2012. 30 января.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.