Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 105. Межиров Юрий Александрович (Yuri Mezhirov) (1933-2012).

Герой очередного выпуска Альманаха — Юрий Александрович Межиров — замечательный советский и российский живописец, народный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Юрий Межиров родился в Ленинграде. В 1949–1952 годах Юрий учился в ремесленно-художественном керамическом училище в Дулево, в 1952–1959 годах — в Ленинградском художественно-педагогическом училище. В 1959 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил в 1965 году по мастерской Виктора Орешникова. В 1967–1971 годах занимался в творческой мастерской под руководством В. М. Орешникова.

Юрий Межиров — участник выставок с 1965 года. Член Ленинградского союза художников с 1967 года. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты. Награжден серебряной медалью Академии художеств. Первая персональная выставка состоялась в ЛОСХе в 1983 году. В 2007 году удостоен почетного звания «Народный художник Российской Федерации».

Произведения Юрия Межирова находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Италии, Германии, Голландии, Франции, Швеции, США, Перу и других странах.
Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Вечное — это самое главное в современности, осмысленное художником и воплощенное в его полотнах. Написать хорошую картину также трудно, как и хороший роман» (Юрий Межиров).
«Проводы», 1959 год, холст, масло, 96 х 156 см., Тамбовская областная картинная галерея.

Имя художника Юрия Межирова широко известно в художественных и артистических кругах России и Санкт-Петербурга. Он на протяжении многих лет запечатлевал на своих полотнах известных деятелей искусства, принесших славу Санкт-Петербургу (Ленинграду) и стране, с которыми в разные годы его связывали дружеские отношения. Мастера специально приглашали ко двору шведского короля.
«Кукла и Арлекин», 1990-е годы холст, масло, частное собрание.

Юрий Александрович Межиров родился 7 февраля 1933 года в Ленинграде в семье военного. Рано оставшись без отца, который погиб в ноябре 1943 года на правом берегу Днепра в боях под Кременчугом, мальчик воспитывался мамой, которая мечтала дать сыну достойное образование и вывести в люди. С детства увлекся рисованием, что мама всячески поощряла.
«Цветы в вазе на столе», 1999 год, холст, масло, Мурманский областной художественный музей.

В 1949 году после окончания школы Юрий поступил учиться в Дулевский художественно-керамический техникум, открывший свои двери учащимся в 1935 году и готовивший специалистов прикладного профиля, техников-технологов и художников по фарфору для местного фарфорового завода. Завод стал знаменитым на весь мир после Всемирной выставки в Париже, которая принесла широкое признание и большой успех художественному фарфору Дулевского завода. Приобретенные навыки и манеру росписи, освоенную им во время обучения в техникуме, впоследствии Юрий неоднократно применял в своих знаменитых натюрмортах.
«Натюрморт с ананасами», 1998 год, холст, масло, 83 х 95 см., Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова.

В 1952 году после успешного окончания Дулевского техникума Юрий Межиров вернулся в родной Ленинград, где поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище, располагавшееся в те годы на Таврической улице в доме 35, давшей училищу неофициальное название Таврическое училище. Свою славную историю училище вело с 1839 года, когда в здании Петербургской таможни членом-корреспондентом Академии наук К. Х. Рейссигом была основана Рисовальная школа для вольноприходящих.
«Троицкий собор», 1982 год, холст, масло, Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

В 1906–1918 годах ее возглавлял сам Николай Константинович Рерих (1874–1947), а в числе преподавателей были П. П. Чистяков (1832–1919), Л. Н. Бенуа (1856–1928), И. Н. Крамской (1837–1887), С. К. Маковский (1839–1915), А. В. Щусев (1873–1949) и И. Я. Билибин (1876–1942). Учиться у них Юрию Межирову, конечно, не довелось, но традиции, заложенные этими великими живописцами в системе обучения студентов Таврического училища, оказали большое влияние на формирование художественного вкуса будущего мастера. Все годы учебы в училище Межиров мечтал о большем: он видел себя студентом знаменитой Репинки, учиться в которой мечтали тогда все его однокурсники.
«Купальня», 1977 год, холст, масло, 60 х 73,5 см., Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова.

В 1959 году после успешного окончания Таврического училища Юрий Межиров исполнил свою мечту и поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«Рыбачьи лодки на берегу», 1970-е годы, картон, масло, 15,5 х 23 см., Тульский областной художественный музей.

Известное здание на Университетской набережной, 17, еще совсем недавно казавшееся молодому художнику недостижимой мечтой, на семь лет обрело нового постоянного и преданного студента. Педагогами Межирова в период его обучения выступили Борис Сергеевич Угаров (1922–1991) — известный советский живописец, будущий лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Репина (1976) и Государственной премии СССР (1985), яркий представитель ленинградской школы живописи, и Виктор Иосифович Рейхет (1922–2000) — замечательный советский живописец, народный художник РСФСР, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградского союза художников), представитель ленинградской школы живописи.
«Ростральная колонна», 1996 год, холст, масло, 38 х 53 см., Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Межирову нравилось учиться в Репинке, где дух, традиции и сама обстановка располагали к творчеству, а преподавателям нравился этот упорный и талантливый студент, успешно осваивавший сложный академический курс. На третьем курсе, когда пришло время определяться с мастерской для дальнейшего обучения, Юрий выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, педагога, доктора искусствоведения, профессор Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987).
«Натюрморт со щелкунчиком», 1990-е годы, холст, масло, частное собрание.

Профессор являлся признанным представителем классического искусства изображения в живописи. Он не допускал декоративности без содержания в собственном творчестве, хотя высоко ценил творчество Анри Матисса. Не позволял себе писать бессмысленных холстов, но декоративность и красота цветового решения были первостепенными в решении его композиций. Всего этого Орешников требовал и от своих учеников.
«Натюрморт с ананасами», начало, 2000-х годов, холст, масло, 90 х 80 см., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

В 1965 году Юрий Межиров успешно окончил Ордена Трудового Красного Знамени Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР по мастерской профессора Виктора Орешникова. Дипломная работа — картина «На фронт», представленная на художественный совет, получила высший балл у его членов и принесла автору диплом с отличием и квалификацию художника живописи. В период 1967–1971 годов Межиров повышал свою квалификацию, работая в творческой мастерской Института под руководством своего педагога.
«Скрипачка», 1990-е годы, холст, масло, 50 х 60 см., частное собрание.

После окончания института Юрий Межиров остался жить и работать в родном Ленинграде. С 1965 года принимал участие в городских, региональных и союзных художественных выставках, демонстрируя свои произведения вместе с работами ведущих художников Ленинграда. В 1967 году Юрия Александровича приняли в члены Ленинградского союза художников.
Натюрморт с черешней в вазе на столе», 1994 год, холст, масло, Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

В своей уникальной мастерской на 10-й линии Васильевского острова Межиров писал портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты, работая в разных техниках. Дом на 10-й линии Васильевского острова конца XIX века строился по проекту вместе с художественной мастерской. В начале ХХ века ею владел Константин Сомов, позднее здесь творил профессор Академии художеств Андрей Мыльников. Знаменитое прошлое, по словам художника, подпитывало его своей энергетикой.
«Натюрморт с хурмой», начало 2000-х годов, холст, масло, 90 х 90 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Юрию Межирову позировали Сергей Слонимский и Донатас Банионис, Кирилл Лавров и Евгений Лебедев, Людмила Чурсина и Светлана Крючкова, музыканты, артисты, политики и даже шведская королевская семья. Мастера специально приглашали ко двору шведского короля. Юрий Межиров вспоминал: «Я писал короля и королеву на достаточно большом расстоянии. Они мне немного, но позировали. Я сделал рисунки и сделал фотографии». Парадные костюмы Августа и Сильвии были дописаны уже в Петербурге. На выставке в Стокгольмской галерее портреты имели феноменальный успех, но владелец не спешил их продавать. О том, где сегодня находятся портреты, можно только догадываться. Возможно, в королевском дворце.
«Портрет Светланы Крючковой», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание.

За большой вклад в изобразительное искусство Юрий Александрович Межиров был награжден серебряной медалью Академии художеств. Его первая персональная выставка состоялась в ЛОСХе в 1983 году. Работы художника экспонировались на более двухстах крупных выставках. В 2003 году состоялась последняя значительная персональная выставка Юрия Межирова — в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников. В 2007 году Ю. А. Межиров был удостоен почетного звания «Народный художник Российской Федерации». Работы реалиста Межирова есть и в Русском музее. «„Сыновья“, — поясняет художник, — это современные русские богатыри Васнецова».
«Сыновья», 1980-е годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Межиров был очень дружен с первым мэром города на Неве Анатолием Собчаком. Они много времени проводили вместе, особенно во время нахождения политика в изгнании в Париже в 1988 году после вынужденного отъезда из России. Парижские этюды с Нотр-Дам-де-Пари и театром Сары Бернар создавались под пристальным вниманием Анатолия Собчака. Межиров так вспоминал то время: «Он приходил почти каждый день. Я отправлялся на этюды, он ходил вместе со мной. Мы с ним разговаривали, вспоминали Петербург. Он носил мой этюдник и даже холсты». Однажды из-за сильного порыва ветра Анатолий Александрович не удержал холст и нечаянно повредил его. Собчак тогда очень расстроился. Позднее этюд был выкуплен для музея первого мэра Петербурга.
«Яхты на Сене», 1999 год, холст, масло, Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

При всем богатстве творческого наследия Юрия Александровича Межирова, а художник создал более пятисот произведений. Особого внимания заслуживают его картины «Натюрморт с гранатом» «Портрет Н. Соколова», «Портрет Л. Климовой» (все 1971), «Портрет композитора С. Слонимского», «Портрет Донатаса Баниониса», «Сыновья», «Остывающий кофе», «Портрет пианиста П. Серебрякова» (все 1972), «Мальчики в саду», «Ананасы» (обе 1975), «Вьетнамские студентки» (1976), «Портрет артиста БДТ К. Лаврова» (1980), «Застолье» (1990-е).
«Застолье», 1990-е годы, холст, масло, 73 x 60 см., частное собрание.

Юрий Анатольевич Межиров скоропостижно скончался 13 июня 2012 года в Санкт-Петербурге на 80-м году жизни.
«Натюрморт со слоном», 1980-е годы, холст, масло, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

Сегодня произведения Юрия Межирова находятся в Государственном Русском музее, Орловской картинной галерее, музеях Тамбова, Красноярска, Мурманска и других городов России, а также в многочисленных частных коллекциях России, Японии, Италии, Германии, Голландии, Франции, Швеции, США, Перу и других стран.
«Вьетнамские студентки. Бинь, Ан и Оань», 1976 год, холст, масло, 84 х 72 см., Брянский областной художественный музей.

С 13 ноября по 2 декабря 2018 года в галерее Санкт-Петербургского союза художников «Голубая гостиная» прошла выставка произведений Юрия Александровича Межирова, приуроченная к 85-летию со дня рождения художника.
«Летний день», 1970-е годы, холст, масло, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

На выставке были представлены произведения, созданные художником за долгие годы творческой деятельности. Среди наиболее известных работ мастера была представлена картина «Арлекин» (2001 г.) — автопортрет Ю. А. Межирова в костюме персонажа итальянской комедии. Совсем небольшая по размеру работа — одно из наиболее глубоких философских произведений художника. Неоднократно обращаясь к традиционным персонажам-маскам комедии дель арте, в частности образам Арлекина, художник формулировал творческое кредо, раскрывал родство с традициями «Мира искусств», миром образов К. А. Сомова, М. А. Врубеля, А. Н. Бенуа, К. А. Коровина.
«Арлекин», 2001 год, холст, масло, частное собрание.

Также на выставке были представлены многочисленные работы художника в жанре пейзажа, органично выстроенные как своеобразные театральные сценки и проникнутые лирическими, мажорными, трагическими переживаниями, запечатлевшие среднюю полосу России, исторический центр Петербурга, природу Крыма, города Франции, Швеции.
«Железнодорожый переход», 1960-е годы, картон, масло, 50 x 46 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
2. Наш современник: каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972.
3. Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973.
4. По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-летию образования СССР посвящается: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974.
5. Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973.
6. Наш современник. Третья выставка произведений ленинградских художников 1973 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974.
7. Яковлева Л. Величие подвига // Вечерний Ленинград. 1975. 27 мая.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.