Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 99. Вовкушевский Ростислав Иванович (Rostislav Vovkushevsky) (1917-2000).

Герой очередного выпуска Альманаха — Ростислав Иванович Вовкушевский — советский живописец, монументалист, педагог, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Ростислав Вовкушевский родился в Полоцке. Обучался на архитектурном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры у Павла Шиллинговского, Ивана Билибина, Константина Рудакова, Леонида Овсянникова. Фронтовик. Орденоносец. Участвовал в боях на Волховском и 2-м Белорусском фронтах, в освобождении Польши и Прибалтики. В 1949 году был принят в члены Ленинградского союза советских художников.

Писал натюрморты, портреты, пейзажи, жанровые композиции, работал в технике станковой и монументальной живописи. Длительное время преподавал в Высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной. В 1989–1992 годах работы Вовкушевского с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Произведения Ростислава Вовкушевского находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Франции, Германии, США и в других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«В творческом плане Вовкушевский сложился как художник в период и в условиях оттепели, более того, он в среде ленинградских художников своего времени, пожалуй, более открыто обратился к французской живописной традиции, прежде всего к опыту постимпрессионизма… Его творческая жизнь протекала в режиме нечастых выставок, уважения в сравнительно узких профессиональных кругах… Вовкушевский не примыкал ни к официозу, ни к андеграунду» (Александр Боровский, искусствовед).
«Тюльпаны», 1991 год, холст, масло, 75 х 90 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Ростислав Иванович Вовкушевский родился 22 марта 1917 года в Полоцке в семье служащего. Его отец служил инженером путей сообщения на местном отделении железной дороги, а мама вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сына. Детство Ростислава прошло в окружении удивительной по красоте природы Западной Двины, одной из главных рек Белоруссии.
«Весна. Питерский двор», 1980-е годы, холст, масло, 70 х 90 см., частное собрание.

По ее обоим берегам расположен и сам Полоцк — древнейший город Белоруссии, основанный еще в 862 году и за это время успевший побывать столицей Полоцкого княжества (выделившегося в X веке из состава Киевской Руси), затем входивший в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи (с конца XVIII века). Местные жители всегда очень гордились своим городом, в культуре и облике которого каждый из этих исторических периодов оставил свой след. И местные мальчишки в этом плане не были исключением.
«Голубая Нева», 1980-е годы, картон, масло, 77 х 94 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

В 1925 году главу семьи Вовкушевских переводят по службе в Ленинград. Вместе с ним в город на Неве переехала и его семья. В Ленинграде Ростислав пошел в школу, здесь же в младших классах увлекся рисованием, удивив и одноклассников и родителей, образованных, но далеких от искусства людей, тем не менее, обрадовавшихся этому, ставшему со временем серьезным, увлечению сына. Темами его рисунков часто становилась удивительная по красоте архитектура города белых ночей и разводных мостов, городские здания и различные строения с причудливыми лепными украшениями. Возможно, именно это послужило причиной того, что в 1936 году после окончания средней школы Ростислав Вовкушевский поступил именно на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры.
«Натюрморт с кофемолкой», 1991 год, холст, масло, 81 х 87 см., Научно-исследовательскмй музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

Его обучение в стенах прославленного учебного заведения является по-своему уникальным: он единственный из всех студентов Репинки за годы своего пребывания в институте обучался почти на всех его факультетах. Дело в том, что, поступив на архитектурный факультет, он вскоре увлекся графикой и стал ходить на занятия к Ивану Билибину (1876–1942) и Константину Рудакову (1891–1949).
«Лето. Питерский двор», 1980-е годы, холст, масло, 59 х 80 см., Музея истории Санкт-Петербурга.

В 1939 году, являясь на тот момент студентом архитектурного факультета, Вовкушевский написал заявление и перевелся на живописный факультет в графическую мастерскую выдающегося советского гравера, живописца и педагога Павла Александровича Шиллинговского (1881–1942). Проходит немногим более полугода, и он вновь переводится, на этот раз в театральную мастерскую выдающегося русского художника, знаменитого иллюстратора русских сказок и былин, театрального оформителя Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942). Не случись война, он, наверное, так и закончил бы институт по театральной мастерской. Но судьбе угодно было распорядиться иначе.
«Интерьер с черной кошкой»,1970-1980-е годы, холст, масло, 90 х 77 см., частное собрание. Работа была опубликована в каталоге «Ленинградский парижанин Ростислав Вовкушевский». Вступительная статья А.Боровского. СПб., 2006 год.

Война нарушила все планы и безжалостно внесла свои коррективы. 22 июня 1941 года Вовкушевский встретил в Ленинграде. Наравне с другими жителями участвовал в рытье окопов и строительстве оборонительных рубежей на подступах к городу, а после начала блокады дневные занятия в ЛИЖСА совмещал с ночными дежурствами в противоздушных расчетах на городских крышах, борясь с зажигалками и выявляя вражеских сигнальщиков, корректировавших немецкие бомбардировки. Первую, самую суровую зиму блокады Ленинграда оставался в городе и был эвакуирован по льду замерзшей Ладоги на Большую землю и далее в Самарканд лишь весной 1942 года вместе с учениками и преподавателями ЛИЖСА и СХШ.
«Натюрморт с лимоном», 1980 год, холст, масло, 79,5 х 89,5 см., Томский областной художественный музей.

В июле 1942 года Ростислав Вовкушевский был призван в действующую армию. Войну прошел в рядах артиллеристов. Принимал участие в боях на Волховском и 2-м Белорусском фронтах, участвовал в освобождении Польши и Прибалтики. Был тяжело ранен. За проявленный героизм был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
«Семеиз», 1976 год, холст, масло, 79 х 60,5 см., частное собрание.

После окончания войны и демобилизации Вовкушевский вернулся в родной Ленинград. Принимал участие в восстановлении города. В 1946 году продолжил занятия в Репинке на 3-м курсе живописного факультета. В 1949 году окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской замечательного советского живописца и педагога, мастера портрета, профессора и доктора искусствоведения Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). Дипломная работа выпускника — картина «Альпинисты» — получила высший балл членов художественного совета и принесла автору звание художника живописи.
«Автопортрет с кистью и палитрой», 1980-е годы, холст, масло, частное собрание.

После окончания института Ростислав Иванович остался жить и работать в Ленинграде. В 1949 году начинается длительный этап его преподавательской деятельности, продолжавшийся более десяти лет. Вплоть до 1959 года Вовкушевский преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной на факультете монументальной живописи. Одновременно, начиная с 1949 года, художник активно участвовал в различных художественных выставках, демонстрируя свои произведения вместе с работами ведущих мастеров Ленинграда.
«Натюрморт с бутылкой», 1993 год, холст, масло, 80 х 95 см., Муромский Историко-Художественный Музей.

Преподавательская работа не мешала и творческой деятельности художника. Он много работал в эти годы, пробуя свои силы в различных художественных жанрах и техниках, много экспериментировал. Вовкушевский с одинаковым успехом писал пейзажи, портреты, жанровые композиции, натюрморты, работал в технике станковой и монументальной живописи. В 1949 году Ростислав Иванович был принят в члены Ленинградского отделения Союза советских художников, что явилось большим успехом для молодого живописца.
«Дети», 1960-е годы, холст, масло, 70 х 65 см., частное собрание.

Смерть Сталина Вовкушевский встретил преподавателем в Училище имени В. И. Мухиной. Годы, ставшие переломными для страны, в полной мере повлияли и на творчество Вовкушевского, на его становление и как художника, и человека. Недолгая хрущевская оттепель привела в движение молодых, талантливых и неудовлетворенных соцреализмом художников и искусствоведов, многие из которых еще недавно являлись сокурсниками Ростислава Ивановича. Они требовали свободы творчества и отмены запретов и цензуры. На третьем этаже Эрмитажа открыли французов… В Союзе художников разгорались нешуточные баталии, художники требовали гарантированного авансирования, возможности свободно продавать свои картины…
«Голубое и красное», 1991 год, холст, масло, 80 × 60 см., частное собрание.

В конце 1950-х годов у Вовкушеского четко сформировался непривычный для многих художников тех лет стиль жизни «свободного художника», привыкшего рассчитывать на себя и свои силы и не зависеть от официальных заказов советской системы. Неожиданно для многих в 1959 году он увольняется из училища имени В. И. Мухиной, покупает новенький «москвич», меняет комнату в коммунальной квартире на мастерскую в доме Куинджи на Васильевском острове и с головой погружается в обстановку творчества. Все знавшие в те годы Вовкушевского, отмечают всплеск творческой активности и по-французски богемный образ жизни художника.
«Натюрморт с арбузом», 1980-1990-е годы, холст, масло, 60 × 70 см., Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

Находясь в постоянных поисках индивидуального стиля и собственного пути в искусстве, художник обращается к французской живописи конца XIX века, беря на вооружение художественную практику модернистских направлений России и Франции ХХ века. Любовь к французскому искусству и русскому авангарду Ростислав Вовкушевский пронесет через всю жизнь и воплотит в своих многочисленных полотнах.
«Натюрморт с жёлтой материей», 1991 год, холст, масло. 80 × 60 см., Томский областной художественный музей.

Почти всегда картины Вовкушевского вызывают ощущение чего-то очень знакомого, родного, когда-то уже увиденного и любимого долгие годы (речь идет о французском искусстве). Неиссякаемая фантазия, искренняя любовь к «французам», чувство гармонии, стиля и крепкая рука мастера всегда будут помогать художнику найти свой сюжет, свою композицию, свое цветовое решение, удерживая от прямого подражательства и цитат.
«Купальщицы», 1982 год, холст, масло, 80 х 60 см., частное собрание.

«Городская улица», 1978 год, холст, масло, 80 х 60 см., Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

Его репутацию блестящего мастера и тонкого стилиста впоследствии подтвердят многочисленные выставки и аукционы Друо, неизменными участниками которых будут работы Вовкушевского с середины 1990-х годов. В работах Ростислава Ивановича будут узнаваемы знакомые архетипы Ван Гога, Дерена или Матисса, но крепкая, уверенная рука мастера и фантазия художника неизменно будеу придавать холстам оригинальное и искреннее звучание.
«Натюрморт. Каллы и тюльпаны», 1988 год, холст, масло, 91 х 81 см., Ухтинский историко-краеведческий музей.

После ухода из «Мухи» Вовкушевский уже нигде официально не работал, что позволял ему статус члена Союза художников, писал картины и продавал их, часто через Лавку художников на Невском, 8. Жизнь живописца не всегда была безоблачной — картины никогда не относились к предметам первой необходимости. Бывало, что полная чаша легких денег сменялась периодами безденежья, тогда художник был вынужден брать заказы по оформлению интерьеров гостиниц, ресторанов и даже рынков — это давало возможность прокормить семью.
«Девушка в сиреневом платье», 1986 год, холст, масло, 113 × 78 см., частное собрание.

В знаменитой мастерской Архипа Ивановича Куинджи на Биржевой линии Васильевского острова, которую Ростислав Иванович будет занимать около четверти века, с начала 1960-х и до конца 1980-х годов, став фактически ее последним хозяином, будет создана большая часть произведений его творческого наследия.
«Девочка в красном платье», 1970-е годы, холст, масло, Муромский Историко-Художественный Музей.

В конце 1980-х дом на Биржевой линии пошел на капитальный ремонт, и художник переехал в мастерскую на Курляндской улице. Мастерская Куинджи после реконструкции была превращена в музей-квартиру и передана Научно-исследовательскому музею Академии художеств.
«Автопортрет в красной рубашке», 1970-е годы, холст, масло, 110 х 80 см., Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

Для творческой манеры Ростислава Вовкушевского, как художника-станковиста, были характерны приемы декоративной живописи с присущей ей четкостью силуэта, локальным и насыщенным цветом, несколько условным рисунком и композицией. Основными работами Вовкушевского-монументалиста, созданными им по заказам Ленизо и Художественного фонда, стали проекты мозаичного панно «Мир и прогресс» для фасада Института прикладной химии в Ленинграде (1961), панно «Комсомол», «Победа», «Горняцкая слава» в Норильске (1962), декоративная композиция «Коммунисты, вперед» в Доме культуры Таганрога (1974), мозаичное панно «Музыка» (Кингисепп, 1979), «Ленинград» (Ленинград, гостиница «Прибалтийская», (1977).
«Девушка и птица», 1986 год, холст, масло, 94 × 78 см., Ухтинский историко-краеведческий музей.

Творческое наследие Ростислава Ивановича Вовкушевского обширно и многообразно. Среди наиболее известных произведений художника нельзя обойти вниманием картины «Горный пейзаж. Тянь-Шань» (1950), «Вечер в горах» (1951), «Старый Новгород» (1957), «Дары земли», (1959), «Зимний натюрморт» (1960), «Обед», «Портрет сына и дочери» (обе 1965), «Портрет дочери» (1978), «Натюрморт с лимоном» (1980), «Натюрморт с желтой тканью»(1981), «В мастерской» (1988), «Натюрморт с желтой материей», «Голубое и красное» (обе 1991).
«Старый Новгород», 1976 год, холст, масло, 90 х 75 см., Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

Персональные выставки произведений Ростислава Вовкушевского были показаны в Бишкеке (бывший Фрунзе, 1973), Ленинграде (1984, 1989, 1991), Санкт-Петербурге (1995 и 2005), Рязани (2016). В 1989–1992 годах работы художника представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Зима. Питерский двор», 1980-е годы, холст, масло, 76 х 91 см., частное собрание.

Ростислав Иванович Вовкушевский скончался 14 августа 2000 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят четвертом году жизни. Был похоронен на Муринском кладбище. Произведения Ростислава Вовкушевского находятся в собраниях Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, музея Востока в Москве, историко-краеведческого музея в Ухте, а также в многочисленных частных собраниях в России, Франции, Германии, Италии, Великобритании, КНР, США, Японии и других странах.
«Натюрморт с желтым материалом», 1981 год, холст, масло, 80,5 x 95,5 см., частное собрание.

С 16 февраля по 10 марта 2013 года в стенах Рязанского государственного областного художественного музея имени И. П. Пожалостина Фондом «Русское современное искусство» была организована персональная выставка Ростислава Ивановича Вовкушевского «Ленинградский парижанин. Живопись».
«К 100-летию Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П.Пожалостина». Персональная выставка Ростислава Вовкушевского. 25.02.2013 года.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Израилевич Г. Воспоминания [машинописный текст]. СПб.: Семейный архив Татьяны Решетниковой, 1998.
2. Ленинградский парижанин Ростислав Вовкушевский. СПб.: Галерея «Космос»; ИПК «Коста», 2006.
3. Ростислав Вовкушевский. Живопись: каталог выставки. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995.
4. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М.: Искусство, 1972. Т. 2.
5. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
6. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. — М.: Союз художников России, 2000.
7. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
8. L’ Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris: Drouot Richelieu, 12 Mars 1990.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.