Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 90. Малыш Гавриил Кондратьевич (Gavriil Malysh) (1907-1998).

Герой очередного выпуска Альманаха — Гавриил Кондратьевич Малыш — известный советский художник, живописец, акварелист, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Гавриил Малыш родился в селе Китайгородка под Екатеринославом на Украине. Окончив Одесский художественный институт (учился у Т. Б. Фраермана и А. Ф. Гауша), жил в Ленинграде, работая главным художником Ленинградского государственного музея реконструкции сельского хозяйства. В годы войны работал районным художником-оформителем.

С 1946 года являлся членом ЛОСХа (в период 1952–1957 годов был исключен «за формализм»). С 1950-х годов принимал активное участие в многочисленных выставках. Гавриил Малыш писал маслом, темперой, занимался прикладными формами искусства, но основной его техникой была акварель. Ведущее место в творчестве художника занимали лирический пейзаж и натюрморт. Написанные почти всегда по памяти, по представлению, работы отличает эмоциональность, насыщенность и чистота цвета.

Произведения Гавриила Малыша находятся в Государственном Русском музее, Музее истории Санкт-Петербурга, в Музее искусств XX века (Пенсильвания, США), в музее «Дракон» (Тайвань), в Музее акварели (Мехико), в художественных музеях Киева, Нальчика, Хабаровска, в частных собраниях в Австралии, США, Швеции, Мексики, Франции, Японии и во многих других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Гавриил Кондратьевич Малыш всей своей жизнью доказал нехитрую в сущности, но не часто постигаемую художниками истину: в искусстве нет иных доказательств и аргументов, кроме самого искусства. Его путь — свидетельство того, что можно писать что угодно: от шахт Донецка до букетов роз, от пейзажей средней России до аскетичных натюрмортов. Но если целью остается лишь искусство, а в основе его — незаурядный и честный дар, то жизнь художника непременно состоится» (М. Ю. Герман, искусствовед).
«Вечер в поле», 1945 год, акварель, бумага, 42 x 53 см., Галерея Академии художеств, С-Петербург.

Гавриил Кондратьевич Малыш родился 25 марта 1907 года в селе Китайгородка под Екатеринославом на Украине в семье, не имевшей никакого отношения ни к искусству вообще, ни к живописи в частности. Тем удивительнее было для родителей маленького Гавриила увлечение их сына рисованием.
«Горные дороги», 1975 год, холст, масло, 90,5 х 116 см., частное собрание.

Он рисовал все. Все, что попадалось на глаза, и очень скоро слух о необычайно одаренном отроке распространился по всему селу. Родители не препятствовали увлечению сына, особо не обращая на это внимание. Они резонно полагали, что со временем детская блажь пройдет, и Гавриил займется настоящим и полезным делом, способным прокормить и его и будущую семью.
«Зелёное царство», 1995 год, бумага, акварель, 54 х 74 см., частное собрание.

Мальчик же в это время мечтал стать художником, и жизнь показала, что очень часто мечты сбываются, если этого очень хотеть и всеми силами к этому стремиться. В 1929 году Гавриил Малыш поступает в Одесский художественный институт. Его первый педагог Александр Фёдорович Гауш (1873–1947), ученик самого Павла Петровича Чистякова (1832–1919), оценил природную одаренность своего студента и предсказал ему большое творческое будущее.
«Минералы», 1995 год, бумага, акварель, 54 х 74 см., частное собрание.

Выделяя Гавриила Малыша среди своих учеников, Гауш не жалел и личного времени, усиленно занимаясь с юношей в течение всего первого курса его обучения в институте. Впоследствии Гавриил Кондратьевич всегда с большой теплотой вспоминал своего первого педагога и время этого удивительного, хоть и непродолжительного процесса обучения у него. Дальнейшее обучение Гавриила Малыша проходило уже в мастерской Теофила Борисовича Фраермана (1883–1957) — известного украинского художника и педагога, ученика Кириака Костанди (1852–1921), Габриеля Феррие (1847–1914) и Леона Бонна (1833–1922).
«Лесное озеро», 1996 год, холст, масло, частное собрание.

В 1934 году Малыш успешно заканчивает институт и остается жить и работать в ставшим для него родным городе у моря. Его первое место работы — Одесский музей сельского хозяйства, первая должность — художник.
«Из сказки», 1971 год, бумага, акварель, 45 х 60 см., частное собрание.

В 1937 году Гавриила Малыша приглашают в Ленинград на должность главного художника в Ленинградский государственный музей реконструкции сельского хозяйства, где он проработает до начала Великой Отечественной войны.
«Дорога к терриконам», 1954 год, картон, масло, 32 х 46 см., Галерея Академии художеств, С-Петербург.

22 июня 1941 года Малыш встретил в Ленинграде. Известие о вероломном нападении на СССР немецко-фашистских войск не могло вызвать у молодого человека иного желания, как немедленно отправиться в действующую армию защищать Родину. Но военно-врачебная комиссия выносит безжалостный вердикт: по медицинским показателям призыву не подлежит, к воинской службе не годен. И как не старался впоследствии Гавриил Кондратьевич обойти этот приговор медицины и попасть на фронт, сделать это ему так и не удалось.
«Гурзуф», 1956 год, картон, масло, 27 х 34 см., Галерея Академии художеств, Санкт-Петербург.

Пришлось смириться и помогать Красной армии в тылу. Вместе со всеми Малыш участвовал в строительстве оборонительных укреплений на подступах к Ленинграду, а когда враг был остановлен у самых стен города, участвовал в его защите, туша по ночам сбрасываемые на город зажигалки и помогая обессиленным от голода ленинградцам в тяжелые месяцы ленинградской блокады. Всю блокаду Малыш провел в осажденном городе, работал районным художником-оформителем Фрунзенского района, создавая агитационные плакаты и панно.
«Красная глина», 1955 год, бумага, акварель, 39 x 63 см., Галерея Академии художеств, Санкт-Петербург.

После снятия блокады Гавриил Малыш участвовал в восстановлении города, а начиная с 1948 года работал в Ленинградском отделении художественного фонда. Вскоре после войны Малыш был принят кандидатом в Союз художников, но в 1952 году его кандидатура была отвергнута за «формализм и безыдейность» творчества, и лишь в 1957 году художник благодаря своему упорству и любви к творчеству был принят в Ленинградский союз художников. Гавриил Малыш участвовал почти во всех художественных выставках того времени — областных, республиканских и всесоюзных, демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства города на Неве.
«Убранное поле», 1957 год, картон, масло, 19 х 23 см., частное собрание.

Гавриил Кондратьевич работал в разных художественных жанрах и разных техниках. Он писал пейзажи, натюрморты, жанровые композиции. Работал в технике масляной живописи и пастели, однако ведущее место в творчестве художника занимали лирический пейзаж и натюрморт, исполненные в акварели.
«Предгорье», 1945 год, бумага, акварель, 43 x 60 см., Галерея Академии художеств, Санкт-Петербург.

Постоянные поиски художника в области колорита предопределили его обращение к декоративной живописи, к обобщенной цветовой гамме, в которой преобладают излюбленные голубовато-синие, сиренево-вишневые и фиолетовые тона, придающие мажорное звучание живописи. Написанные почти всегда по памяти, по представлению, работы Гавриила Малыша отличает эмоциональность, насыщенность и чистота цвета.
«Русский лес», 1957 год, бумага, акварель, 46 x 61 см., частное собрание.

Среди специалистов и любителей живописного искусства Гавриил Малыш известен прежде всего как пейзажист. Большую часть его творческого наследия занимают пейзажи Пскова, Валдая, Поволжья, Крыма, Бахчисарая, Кавказа, шахтерских поселков Донбасса с их неотъемлемыми высокими терриконами.
«Улочка», 1958 год, картон, масло, 35 х 50 см., частное собрание.

Вместе с тем и как мастер натюрморта Гавриил Кондратьевич очень убедителен. Его натюрморты всегда изысканны по композиции и колориту, они чаруют своей особой аурой безукоризненного вкуса и красоты, необычайной сочности и удивительной поэтичности.
«Арбуз и груши», 1990 год, бумага, акварель, 56 х 76 см., частное собрание.

«Фрукты на подносе», 1989 год, бумага, акварель, 54 х 76 см., частное собрание.

Много и увлеченно экспериментируя в излюбленной для себя технике акварели, Малыш для каждого листа находил свою палитру, настраивая ее как тончайший инструмент. Мастер чаще всего использовал прием «по-мокрому» — писал на влажной бумаге быстро и виртуозно. Свои пейзажи-фантазии он воссоздавал по памяти, без подготовительного рисунка. Его яркое дарование проявилось в красочных, сложных по гамме, мощных по форме декоративных работах.
«На берегу озера», 1985 год, бумага, акварель, 47 х 61 см., частное собрание.

Малыш всегда оставался независимым художником в творчестве и независимым человеком в повседневной жизни, не стремившимся к официальной карьере. Да и во вкусах своих он никогда не был радикалом. Любил Левитана, Сергея Герасимова, любил Павла Кузнецова, «бубнововалетовцев» Машкова и Кончаловского. И, конечно же, импрессионистов.
«Натюрморт с яблоками на столе», 1992 год, бумага, акварель, частное собрание.

«Натюрморт с кувшином и грушами», 1989 год, бумага, акварель, частное собрание.

Как отмечал в своей статье, посвященной творчеству Гавриила Кондратьевича Малыша, известный искусствовед и историк искусства Михаил Герман, пример живописцев, на изучении которых оттачивался вкус Гавриила Малыша, был плодотворным еще и тем, что помогал молодому художнику понимать ценность художественной фактуры, работы с картинной плоскостью, красочным слоем, словом, приучал к культуре материала.
«Весеннее утро в горах», 1981 год, бумага, акварель, 70 х 101 см., частное собрание.

Работы Гавриила Малыша отличаются эмоциональной приподнятостью, насыщенностью и чистотой цвета. Среди наиболее известных произведений, созданных Малышем за годы его творческой деятельности, картины и акварельные листы «Поле» (1953), «Хлеб убран» (1954), «Окрестности Нальчика» (1955), «Городской пейзаж», «Сбор урожая», (обе 1961), «Атомный ледокол В. И. Ленин», «Псков» (обе 1964), «Донбасс» (1967), «Туман в горах» (1970), «Натюрморт с виноградом», (1972), «Натюрморт с хлебом», «Станица в горах» (обе 1973), «Новороссийский порт», «Новый Донбасс» (обе 1975), «Кувшин и фрукты» (1977), «Хлеб с черным кувшином» (1978), «Гранаты и виноград» (1990), «Натюрморт на розовом» (1995) и другие. Персональные выставки произведений художника состоялись в Ленинграде (1975, 1976, 1977, 1985, 1989), Стокгольме (1991) и Санкт-Петербурге (2007).
«Гранаты и виноград», 1990 год, бумага, акварель, 56 х 76 см., частное собрание.

Нельзя не отметить, что произведения Гавриила Малыша неизменно поражают своей необычайной музыкальностью. Недаром он говорил, что «живопись и музыка во многом родственны; как композитор слышит музыку, ее ритм, так и художник должен иметь внутренний слух — чувствовать цвет и его ритм, то есть уметь мыслить цветом». В своем творчестве Малышу это в полной мере удалось: он органично использовал многообразие и мягкость цветовых и тональных соотношений.
«Лето», 1950 год, холст, масло, 38 х 45 см., частное собрание.

Всех, кто хорошо знал художника, поражала его исключительная работоспособность: «он словно не знал усталости… если он не брал кисть в руки хотя бы один день, то сетовал: день прошел зря». И это зашифрованное в произведениях ощущение радости творчества передается зрителю независимо от жанра и техники исполнения, будь то масло, рисунок, пастель, гуашь или любимая художником акварель.
«Цветущий луг», 1969 год, бумага, акварель, 41 х 63 см., частное собрание.

Гавриил Кондратьевич Малыш скончался 25 октября 1998 года в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Могила художника Гавриила Кондратьевича Малыша на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

В июне 2007 года в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры состоялось открытие выставки Гавриила Кондратьевича Малыша «Жизнь. Времена года…», приуроченной к 100-летию со дня рождения художника. На юбилейной выставке были представлены произведения мастера из коллекции, переданной в дар музею вдовой художника Евгенией Ефимовной Малыш, которая всегда была другом, помощницей, неутомимой пропагандисткой творчества своего мужа.

В наши дни полотна Гавриила Кондратьевича Малыша украшают экспозиции Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея искусств XX века (Пенсильвания, США), Музея «Дракон» (Тайвань), Музея акварели (Мехико), художественных музеев Киева, Нальчика, Хабаровска, а также многочисленных частных собраний в Австралии, США, Швеции, Мексики, Франции, Японии и многих других странах.
«Горный пейзаж», 1950 год, бумага, акварель, 56 х 73 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. 1954–1958 годы. М: Советский художник, 1981. Т. 5.
2. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л: Художник РСФСР, 1987.
3. Гавриил Кондратьевич Малыш. Выставка произведений: каталог. Л: Художник РСФСР, 1988.
4. Гавриил Малыш. Живопись. СПб.: ICAR, 1994.
5. Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений: каталог. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995.
6. Связь времен. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России: каталог выставки. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1997.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.