Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 89. Балдина Ирина Михайловна (Irina Baldina) (1922-2009).

Герой очередного выпуска Альманаха — Ирина Михайловна Балдина — известный советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР).

Ирина Балдина родилась в Москве. В 1940–1941 годах училась в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Обучалась в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина у Александра Деблера, Бориса Фогеля, Александра Сегала. В 1952 году окончила институт по мастерской Михаила Бобышова.

Начиная с 1952 года участвовала в городских, республиканских, всесоюзных и международных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, многочисленные натурные этюды. Работы художника отличает мастерское владение автором приемами пленэрной живописи, тонкая передача оттенков настроения и цветовых отношений в северной природе.

Полотна Ирины Балдиной находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Японии и других странах.

Будем знакомиться?

Итак, мы начинаем…

«Живописную манеру Ирины Балдиной отличает широкое письмо, живой энергичный мазок, усилившаяся с годами декоративность. Художник мастерски владеет приемами пленэрной живописи, тонко передавая оттенки настроения и цветовых отношений в северной природе» (И. Е. Золотова, искусствовед).
«Ветреный день», 1968 год, холст, масло, частное собрание.

Ирина Михайловна Балдина родилась 14 мая 1922 года в Москве в семье героя Гражданской войны Михаила Александровича Балдина, комиссара знаменитой Азинской «железной» дивизии, названной так по имени ее первого командира Владимира Мартыновича Азина. Мама Ирины Ольга Лукьяновна Капотова была актрисой. Талантливая и очень красивая женщина, она и детям своим старалась с раннего детства всячески прививать любовь к прекрасному.
«Фиалки», 1960 год., картон, масло, 39 х 49 см., частное собрание.

В дружной семье Балдиных поощрялось любое проявление творческой мысли, поэтому когда маленькая Ирина обнаружила живой интерес к рисованию, родители были искренне этому рады и старались увлечение дочери поощрять. Равно как и впоследствии аналогичное увлечение у младшего брата Ирины Александра, не определившее, правда, его дальнейший жизненный путь, но сыгравшее свою роль в его эстетическом и культурном воспитании. Александр Михайлович Балдин стал впоследствии академиком, выдающимся ученым-физиком и организатором советской науки.
«Алтай», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

Проявившую способности к рисованию Ирину мама отвела заниматься в Московский дом художественного воспитания детей, который девочка посещала практически все предвоенные годы. В 1940 году она поступила в Московский институт прикладного и декоративного искусства, учебу в котором прервала война. Начало войны и все тяжелые военные годы Ирина Балдина провела в столице.
«В нашем доме», 1967 год, холст, масло 36 x 50 см., частное собрание.

Все эти годы она жила с надеждой продолжить свое художественное образование. В 1945 году Ирина отправляется в Ленинград с целью поступления в знаменитую Репинку. Она успешно сдает вступительные экзамены и становится студенткой первого курса живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
«Наш дом», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

Вместе с ней заветный порог художественного вуза переступают и многие недавние фронтовики, будущий цвет Ленинградской школы живописи. Со многими из них Ирину будут связывать дружеские и творческие отношения многие последующие годы, а один из них — будущий однокурсник Александр Григорьевич Ерёмин (1919–1998) — станет ее спутником на всю жизнь. Более чем полувековой брак их будет счастливым, в 1948 году у них родилтьсь дочь Наталья, которая в последующем окончит институт имени И. Е. Репина и станет, как и родители, художником.
«Черёмуха», 1976 год, картон, масло, 36 х 50,5 см., частное собрание.

В те первые послевоенные годы в Репинке подобрался очень сильный профессорско-преподавательский состав, ставивший перед собой и перед своими студентами большие творческие задачи. Педагогами Ирины в разные годы были известный советский живописец, график, член Ленинградского союза художников Александр Адольфович Деблер (1908–1981), замечательный советский живописец, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член Ленинградского союза художников Борис Александрович Фогель (1872–1961) и известный советский живописец, член Ленинградского союза художников Александр Израилевич Сегал (1905–1971).
«Яблоки и колокольчики», 1976 год, картон, масло, 36 х 50,5 см., частное собрание.

Отдавая дань природным способностям Балдиной, педагоги вместе с тем отмечали и наличие у молодой студентки столь необходимых для настоящего художника качеств: упорства, настойчивости в достижении поставленных целей и, главное, удивительную работоспособность, мало вязавшуюся с ее стройной и хрупкой фигурой.
«Девочка в голубом платке», 1977 год, картон, масло, 24 х 32 см., частное собрание.

Посвящая практически все время любимому делу, Балдина успешно осваивала нелегкий академический курс. В 1952 году она оканчивает институт по мастерской выдающегося советского театрального художника, живописца, графика и педагога, одного из крупнейших мастеров советской графики и театрально-декорационного искусства Михаила Павловича Бобышова (1885–1964).
«Розы», 1971 год, картон, масло, 45 х 60 см., частное собрание.

Представленная Балдиной дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к кинофильму А. Довженко «Жизнь в цвету», была высоко оценена членами художественного совета и принесла автору квалификацию художника театрально-декорационной живописи.
«Весна», 1959 год, картон, масло, 30 х 40 см., частное собрание.

После окончания Репинки Ирина Балдина уезжает жить и работать к мужу в Новосибирск, куда он получил распределение после окончания ЛИЖСА имени И. Е. Репина годом ранее. Уже после возвращения в родной Ленинград в 1956 году Ирина Михайловна активно включается в разностороннюю и многогранную творческую жизнь города на Неве. Она участвует в различных художественных выставках, демонстрируя свои произведения вместе с ведущими художниками Ленинграда, пробует свои силы в разных художественных жанрах и техниках. Пишет портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, многочисленные натурные этюды. Много экспериментирует в поисках собственного стиля и манеры письма.
«Церковь Варвары», 1971 год, картон масло, 15,5 х 22,5 см., частное собрание.

В 1957 году Ирину Михайловну принимают в члены Ленинградского союза советских художников по секции живописи. Это является большим успехом, добавляющим уверенности в собственных силах, столь необходимым для каждого молодого художника. Главными темами ее творчества становятся образы современников, суровая и в то же самое время удивительно живописная природа Заонежья, а также люди, прекрасные люди, населяющие эти края.
«Заонежье», 1968 год, картон, масло, 17 х 23,5 см., частное собрание.

«Холодный день», 1974 год, картон, масло, 16,5 х 23 см., частное собрание.

Среди основных произведений этого периода творчества Балдиной необходимо отметить работы «Дорога на Ояш» (1954), «Рябинка», «Вечер» (обе 1956. Вологодская областная картинная галерея), «Девочки на камне» (1960), «Яндомозерский почтальон Матрена Петровна Родионова», «Портрет А. М. Балдина» (обе 1967), «Портрет Д. Д. Шостаковича» (1971, ГРМ), «Ветеран войны А. Л. Спирова — мать героини Сталинграда Наташи Качуевской»(1980), «Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская» (1984).
«Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская», 1984 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Ирина Михайловна много и с удовольствием работала на пленэрах, предпочитая живое общение с природой кропотливой работе в мастерской. Ее живописную манеру отличали широкое размашистое письмо, живой энергичный мазок, усилившаяся с годами декоративность. Ей удавалось тонко передавать малейшие оттенки настроения и цветовых отношений в суровой северной природе.
«Вечер», 1970 год., картон, масло, 16,5 х 23 см., частное собрание.

Ирина Михайловна Балдина скончалась 15 января 2009 года на 87-м году жизни в Санкт-Петербурге, где и была похоронена.
«Корбозеро», 1965 год, картон, масло, 16,5 х 23 см., частное собрание.

Сегодня ее произведения находятся в Государственном Русском музее, а также в других музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Японии и других странах.
«Сибирский этюд», 1953 год, картон, масло, 17 х 23 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Советская Россия. Республиканская художественная выставка: каталог. М.: Советский художник, 1960.
2. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М.: Искусство, 1970. Т. 1.
3. Пушкарев В. Наш современник. Л.: Аврора, 1972.
4. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки / под ред. В. Пушкарева. Л.: Художник РСФСР, 1976.
5. Пидемский Б. М. Война народная. 1941–1945: Великая Отечественная война в произведениях живописи. СПб.: Аврора, 1995.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир» (www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.