Студия И. Галереи интерьерной живописи

Константин Коровин(1861–1939)-известнейший русский живописец и театральный художник, один из основоположников русского импрессионизма.

0_d64ba_5f723ebf_XXL.jpg

Константин Алексеевич Коровин родился 5 декабря 1861 года в Москве в состоятельной купеческой старообрядческой семье.Его отец — Алексей Михайлович получил университетское образование(учился в МГУ), а мать — Аполлинария Ивановна, урождённая Волкова, происходившая из знатного купеческого рода, получила домашнее музыкальное образование, любила искусство, создавала неплохие, по утверждению известного русского художника Иллариона Михайловича Прчнишникова, аакварели, и хорошо играла на арфе. Она и привила детям любовь к живописи, впоследствии Константин и его брат Сергей стали профессиональными живописцами. Константин и Сергей с раннего детства проявляли интерес к рисованию, демонстрируя при этом несомненный природный талант. Кроме родителей их увлечение живописью всячески поощрял дед мальчиков по отцовской линии, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин, большой любитель искусства, охотно покровительствовавший живописцам.
Михаил Емельянович владел «ямским извозом», однако, его сын не унаследовал от него деловых качеств, и вскоре после смерти деда разорился,позднее покончив с собой.
В доме отца Константин с детства встречался со многими известными художниками того времени и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова , с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием,постигал азы будущей профессии.
После разорения отца семья Коровиных вынуждена была переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Константина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Предоставленный самому себе, целыми днями напролет он пропадал в ближайшем лесу – Лосином острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин очень полюбил охоту. Это увлечение и вместе с ним искренняя любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли его занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.
«Чтобы выучиться рисовать», – говорил Коровину его брат Сергей, студент московского Училища ваяния и зодчества, – «нужно рисовать людей».
И тогда Константин принялся за портрет своего друга Дубинина. Готовый портрет как-то по случаю, Сергей Коровин показал своим преподавателям – Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится – поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен».
Тем не менее, Константин Коровин стал самым младшим студентом Училища ваяния и зодчества. В четырнадцать лет он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а через год перешёл на отделение живописи. Среди учителей Училища в то время были лучшие художники того времени: Саврасов А.К.(1830-1897), Перов В.Г.(1834-1882), Прянишников И.М.(1840-1894), братья Павел и Евграф Сорокины, Поленов В.Д.(1844-1927), Маковский К.Е.(1839-1915).
Учителями Коровина были А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.
Саврасов учил начинающего художника находить в незаметных уголках природы скрытую поэзию и лирику, точно схватывать и эмоционально передавать незримое ощущение жизни в пейзаже. В работе «Ранняя весна» (1870) особенно чувствуется характерное саврасовское ви́дение простого русского пейзажа с его щемящей и неброской красотой.

Позже Коровин близко подружился с Левитаном. Исаак Левитан был одним из немногих, кто сразу оценил его необычную живопись. Впоследствии они часто вместе работали над этюдами в окрестностях Москвы и получали медали за свои работы
Для завершения образования в 1882 году Константин Коровин отправился в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания:«…В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд…»…..

Константин Коровин довольно рано нашел свой собственный почерк –яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости.

Вернувшись назад в Москву после неудачной учёбы в С-Петербурге, Коровин в Училище попал в мастерскую Поленова, возглавившего после Саврасова пейзажный класс. Именно Поленов был первым, кто познакомил своих учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин создаёт произведение, которое впоследствии назвали «первой ласточкой» импрессионизма в России – «Портрет хористки».
В этой работе Коровин экспериментирует в поисках импрессионистических живописных приемов. На обратной стороне картона он оставил пространную надпись об истории создания картины, ошибочно датировав ее 1883 годом.
Художник подчеркнул, что “Серов еще не писал в это время портретов”, имея в виду произведения “Девочка с персиками” (1887, Государственная Третьяковская галерея) и “Девушка, освещенная солнцем” (1888, Государственная Третьяковска галерея). Научные сотрудники Третьяковской галереи на основании внимательного анализа данных, сумели доказать, что работа была создана не в 1883, а в 1887 году.

Однако стоит признать, что далеко не все благосклонно приняли новое направление в русской живописи: в 1884 году Коровин получил звание «неклассного» художника, как и его товарищ по училищу И. Левитан.
Но зато, благодаря Поленову, они познакомились с Саввой Ивановичем Мамонтовым и в конце 1884 году вошли в его кружок.
Знаменитый меценат полюбил Коровина и пригласил его работать в своей знаменитой Частной опере. Константин Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым увлечённо занялись создаванием оперных декораций для «Аиды» и «Снегурочки». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с оперой Мамонтова дало возможность художнику писать то, что ему хотелось и не думать о сроках.
Он оформлял оперы «Аида» Верди, «Лакме» Делиба, «Кармен» Бизе. О своей работе он писал так: «Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю – это выделить меру последнего на фоне цвета».К сожалению, эскизов декораций художника к постановкам Частной оперы Мамонтова почти не сохранилось.

Тогда же, в середине 1880-х годов Константин Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Для участников мамонтовского кружка было характерно увлечение фольклором, что отразилось и на творчестве Коровина. В 1886 году художник исполнил большую картину «Северная идиллия», в которой проявилось влияние В. Васнецова.Художник изобразил крестьянок Тульской губернии в национальных платьях.Пейзаж картины написан тонко, с особым настроением, но фигуры девушек не сливаются с пейзажем, они как бы искусственно поставлены здесь.

Одним из членов Мамонтовского кружка был и будущий ближайший друг Коровина – Валентин Серов.
Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников много написано и много исследовано. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля.

В 80-х и начале 90-х годов Константин Коровин выставлялся у передвижников; к этому периоду принадлежат его картины: «Испанки у окна», «Фонари», «Хозяйка

В 1894 году Коровин вместе с Серовым, совершил путешествие на Север. В результате появились пейзажи «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег.
Собранный художником материал пригодился при оформлении павильона «Крайний север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех.Павильон был построен Коровиным в стиле северных деревянных строений и послужил прототипом для последующей русской деревянной архитектуры нового стиля. Внутри он был украшен рядом декоративных панно, изображавших жизнь и природу нашего севера, впоследствии перенесенных в здание вокзала Московско-Ярославской железной дороги.

Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровинм во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.Коровину были поручены постройка и устройство русского кустарного отдела на парижской всемирной выставке 1900 года и декорирование сибирского и среднеазиатского павильона там же.
За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона.

С Парижем у Коровина связано очень много. Впервые он посещает французскую столицу в 1887 году. Здесь он знакомится с импрессионизмом и становится его продолжателем в русской живописи. Затем он посещает Париж в 1892 и 1893 годах. и, наконец, переезжает туда навсегда в начале 20-х годов XX века.

В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел – Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», – вспоминал впоследствии Коровин. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства».

В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Е. Н. Званцевой, а с 1901 вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил. Среди его студентов в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие в будущем знаменитые живописцы. Также одним из его учеников был сценограф С. Ф. Николаев и будущий педагог, писатель и краевед С. П. Волков.

Тонкий колорист, отличный декоратор, Коровин стал первым русским художником, сумевшим объединившим живопись с архитектурой. Он автор удивительных пейзажей, в которых сумел достичь большого живописного впечатления; кроме его северных пейзажей, выделяются его виды Парижа, например: «Boulevard des Capucines» (1898), «Cafe de la Paix ночью» (1905), «Boulevard des Italiens ночью» (1909), целая серия «Les feux de Paris» (1913), а также яркие южные пейзажи и этюды, например: «Татарская улица ночью» (1911), «Сад в горах» (1911), «Крым» (1914) и его интересные nature morte в дневном и ночном пейзаже.

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). Можно с полной уверенностью утверждать, что постановки Коровина составили эпоху в русском театральном искусстве.Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане.

Творчество Константина Коровина отмечено исполнением несколько чрезвычайно интересных портретов: княгини Голицыной (1898), певца Шаляпина (1912), г-жи С. (1913).

Во время Первой мировой войны Константин Алексеевич работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.

На протяжении десятилетий Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36-ти», Союза русских художников.

Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи художника были созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — Государственная Третьяковская галерея).

В Париже Константин Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, Государственная Третьяковская галерея) и «Муза» (1890-е, там же).

После октябрьской революции в России, которую художник встретил с воодушевлением, Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года художник жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка».

Однако со временем интерес к художнику стал падать, картины не признавали критики. Жить становилось всё труднее. Его также очень беспокоили здоровье и судьба сына Алексея, художника, который в детстве, попав под трамвай, лишился ног. И постепенно Константин Алексеевич принимает решение уехать из России навсегда. В 1922 году он получил разрешение на выезд за границу и в 1923 году по совету А. В. Луначарского выехал из страны и поселился во Франции. Там живописец участвовал в выставках русских художников, оформлял редкие театральные постановки.

Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила его полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы и мемуары.

Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года( внезапно на улице от сердечного приступа) и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.

В наши дни творчество художника широко представлено в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

Константин Коровин был не только выдающимся художником,оставившим потомкам большое творческое наследие, но и талантливым писателем, оставившим рассказы и воспоминания о своей жизни, друзьях, творчестве и путешествиях. Воспоминания Коровина заслуженно входят в число лучших литературных опытов русских художников XIX в.

А ещё Константин Коровин очень умел дружить, лучшими его друзьями были художники И. Левитан, В. Серов и М. Врубель, а дружеские отношения связывали его со многими современниками, в том числе с Ф. Шаляпиным, и С. Мамонтовым. Всё это конечно же заслуживает глубочайшего уважения и вечной памяти….

По материалам:Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета SmallBay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Иллюстрированная энциклопедия ”Всё о живописи – импрессионизм”(под редакцией И.И. Мосина) – Вильнюс, UAB”Bestiary”,2012г.,Баулин, Н. Б. Чёрный цвет в колорите станковой живописи К. А. Коровина // Научные труды. В. 28. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. — СПб., янв. — март 2014. — С. 146—155., Константин Коровин вспоминает… Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. — М.: Изобр. иск-во, 1990. — 2-е изд., доп., Коган, Д. Константин Коровин. — М., 1964, Комаровская, Н. И. О Константине Коровине. — Л., 1961.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.