Студия И. Галереи интерьерной живописи

Михаил Константинович Клодт(1832-1902)-выдающийся русский художник-пейзажист второй половины XIX века,первый из русских художников объединивший жанровую картину с эпическим пейзажем.

1154f3508b6972b.jpg

Михаил Константинович Клодт родился 30 декабря 1832 в Санкт-Петербурге в художественно одарённой семье Клодт фон Юргенсбургов. Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов России того времени.
По характеру маленький Михаил рос нелюдимым юношей. Интерес к живописи проявится достаточно рано. Своё образование Михаил Клодт начал в Горном кадетском корпусе, где изучал основы горного дела. Изучаемые дисциплины совсем не вызывали интереса у юноши, он часто пропускал занятия, и единственным образовательным предметом, который будущий художник посещал с удовольствием, было рисование. Преподавателем этой дисциплины в корпусе был Иван Трофимович Хруцкий(1810-1885) — выдающийся мастер натюрморта и интерьерной живописи, который сразу обратил внимание на исключительно талантливого ученика и сумел рассмотреть в Мише Клодте будущего большого художника.
В 1851 году 18-летний Михаил Клодт поступил в Императорскую Академию художеств, где начал своё обучение в классе Максима Никифоровича Воробьева(1787-1855),известного русского живописца, великолепного мастера пейзажа, яркого представителя романтизма. преподававшего пейзажную живопись в Академии. В 1853 году Клодт за одну из своих ученических работ был удостоен серебряной медали второй степени и стал стипендиатом Общества поощрения художников, однако, отказался от стипендии в пользу более нуждающихся художников, и она была передана одному из двух братьев Крейтанов. В Академии Клодт занимался с большим увлечением, и в 1854 году за картину «Вид на острове Валаам» молодой художник награждается золотой медалью второй степени. Это полотно было показано на академической выставке 1857 года и имело хорошие отзывы критики.
В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию. За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года.
В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию и поселяется в небольшом отеле на берегу Женевского озера. Но работа в Швейцарии не получилась и Клодт решается сменить обстановку и переехать в столицу Франции, надеясь , что Париж принесёт творческое вдохновение и желание творить.Но и здесь художник чувствует себя крайне неуютно: ни великолепная архитектура французской столицы , ни современная французская живопись не произвели на него впечатления. Михаила нестерпимо тянуло домой, на Родину в Россию.
В 1860 году художник пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения вернуться в Россию, чтобы в оставшийся срок пенсионерства заняться писанием пейзажей с натуры в России. В том же году Клодт для отчета перед Академией пишет картину «Вид в Нормандии».
Уже в России по сохранившимся впечатлениям от поездки в Европу, Клодт написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». Эти произведения отличала высокая тщательность исполнения; как и его отчетный пейзаж «Вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами. В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получил звание академика, а срок его пенсионерства был продлен еще на один год. Эти картины стали последними, в которых художник обратил своё внимание к заграничной тематике. После этого Клодт посвятил свое творчество исключительно родной природе.
Летом 1863 года Клодт c супругой гостили в Мценском уезде Орловской губернии. И именно здесь, в провинции, художник наконец обрёл душевную гармонию,и нашёл темы для своих будущих работ. Работая сначала в Орловской, а затем в Тульской и Смоленской губерниях, Михаил Константинович создал ряд «российских» пейзажей. Особенно ему удались картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864), за которую в 1864 году художник получил звание профессора, а значит, и право на преподавание в Академии художеств, но штатной должности для него на тот момент не нашлось.

В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт был уже вполне состоявшимся художником, имевшим свой собственный взгляд на искусство и узнаваемую манеру письма. Его картины отличались особым реализмом изображения, безукоризненным рисунком со скрупулёзной проработкой деталей, мастерством перспективных решений, строгостью и стройностью композиции,и способностью присутствием человека «одушевить» природу. Для него была присуща тщательность в прорисовке объектов переднего плана и обобщенность в отдалённых планах и неба с облаками. Такая точность в написании мелких деталей требовала больших усилий и много времени на создание полотна. Добиваясь высокой точности, художнику иногда приходилось переписывать картину несколько раз.
В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных выставок, в состав которого вошел и Михаил Клодт, и следующее десятилетие его жизни было тесно связано с работой товарищества, которое очень быстро стало крупным центром художественной жизни в России.Тесное общение художника с членами общества способствовало укреплению в его творчестве реалистических тенденций и развитию интереса к темам и образам сельской России.
На первой выставке передвижников, открытой 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге Михаил Клодт представил две работы: «Полдень» и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева».
На второй выставке передвижников была выставлена работа Клодта «На пашне», которая вызвала невольные ассоциации с одноимённой работой А. Г. Венецианова, однако художнику удалось изобразить образ природы с поистине эпической широтой не только по содержанию, но и по выразительным средствам.
С 1871 по 1879 год Клодт участвует во всех ежегодных выставках Товарищества передвижников. Все удивлялись его работоспособности. Тем не менее многие полотна долгие годы оставались в мастерской живописца на «доработке».
В 1873 году Михаил Константинович был зачислен в Академии на профессорский оклад (с 1871 года он числился в Академии сверхштатным преподавателем «без содержания»), что значительно улучшило его финансовое положение. В Академии он, вместе с Алексеем Боголюбовым и Сократом Воробьёвым, создал класс пейзажной живописи и до введения нового временного устава Академии в 1894 году являлся членом её совета.
Клодт отнёсся к преподавательской деятельности так же добросовестно, как и к написанию пейзажей, и уделял своим студентам много времени и усилий.Некоторые из его учеников впоследствии стали известными художниками, работавшими в разных направлениях — пейзажисты Николай Дубовской и Юлий Клевер, маринист Александр Беггров и другие.

В 1880 году у художника возник конфликт с другим членом Товарищества передвижников, Архипом Куинджи, вследствие которого оба покинули общество. Последней серьезной работой художника до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.Работы Михаила Клодта неоднократно экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867, 1868), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876).
После оставления Товарищества передвижников художник продолжил путешествовать по России и создавать новые произведения. Из его работ этого периода заслуживают особого интереса «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885). Постепенно его здоровье ухудшалось, начались проблемы со зрением, художника стали беспокоить головные боли. На занятия в Академию он стал приходить неопрятным, в мятой и грязной одежде.
В 1886 году Михаил Клодт был уволен с профессорской должности в академии с оставлением за штатом, а в 1894 году — уволен окончательно с назначением ему небольшой пенсии. Служебное жильё, предоставленное Академией, он был вынужден вернуть.
Имя Михаила Константиновича Клодта в последний раз было упомянуто в 1897 году в связи с юбилейной выставкой передвижников.
Скончался Михаил Константинович Клодт 16 мая 1902 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.

Значение творчества Михаила Константиновича Клодта для русской живописи трудно переоценить. Вся творческая деятельность выдающегося художника представляла собой полнейшую гармонию между его талантом, мастерством и трудолюбием, и, конечно же, еще родной природой, которая неустанно вдохновляла его на создание все новых и новых творений.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2021. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.