Студия И. Галереи интерьерной живописи

Киселёв Александр Александрович(1838–1911)-известнейший русский живописец-пейзажист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, профессор Петербургской Академии художеств.

wwwvsdnrui_8692347_14220085.jpg

Александр Александрович Киселёв родился 6 июня 1838 года в Свеаборге (в настоящее время административный район Хельсинки) в обеспеченной дворянской семье. Учился в Новгородском графа Аракчеева кадетском корпусе, затем в 1852 году перешёл в 2-й Петербургский кадетский корпус, который не закончив курса оставил в 1858 году ради поступления на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, по причине нежелания связывать свою дальнейшую жизнь с воинской службой.
Осенью 1861 года после закрытия Санкт-Петербургского университета в связи со студенческими волнениями, Александр Киселёв начинает своё обучение в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств у Сократа Максимовича Воробьёва(1817-1888)- известного русского живописца-пейзажиста и гравёра.
Причиной столь решительных действий молодого человека стала его любовь к живописи.
С раннего детства Александр Киселёв увлекался рисованием, его манило и увлекало таинство процесса появления на бумаге , а позднее на холсте изображений окружающих предметов, людей, природы. Родители и позднее воспитатели в кадетском корпусе снисходительно относились у увлечению подростка, хотя и отмечали несомненный природный талант молодого человека.
В 1864 году Александр Александрович Киселев окончил Академию художеств, получив аттестат классного художника III степени и большую серебряную медаль .
(Для справки: Классный художник — формальный уровень квалификации художника в Российской Империи, использовавшийся Императорской Академией художеств и Московским училищем живописи, ваяния и зодчества до реформы 1893 года.
Во время обучения в академии ученики выполняли работы по рисунку, живописи и композиции, за которые получали оценки, а по окончании курса — медали. Большая и малая золотая медали, а также большая серебряная медаль давали художнику классный чин в табели о рангах. Малая серебряная медаль давала звание «неклассного художника» (также»«свободного») при условии сдачи экзаменов с общим баллом 3. Звания могли также получать художники, не обучавшиеся в Академии, после сдачи экзаменов и представления конкурсных работ).

В 1864 году Александр Киселёв уехал работать в Харьковскую адвокатуру. При этом он заинтересовался иконописью, активно осваивая её письмо, занимался пейзажной живописью, преподавал рисование.
Прожив в Харькове девять лет и став в городе достаточно известным человеком, Александр Александрович с семьёй переехал в Москву, где на начальном этапе дела у него шли не очень хорошо: сбережения заканчивались и нечем было платить за квартиру.Удача улыбнулась Киселёву когда его пригласили работать учителем рисования. Это был своего рода, переломный этап, с тех пор и творческая карьера художника тоже стала складываться очень удачно. В атмосфере живой художественной жизни большого города Александр Александрович Киселёв нашёл свое общественное призвание.
Он становится активным членом Московского общества любителей художеств, сотрудничает с журналом «Артист», одно время заведуя в нем художественным отделом, публикует статьи, посвященные искусству конца XIX века.
Однако живопись по-прежнему остается его основным занятием. Художник много пишет, вырабатывая свой индивидуальный стиль пейзажной живописи.
В 1875 году Киселёв становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. С этого времени почти каждый год он принимает участие в выставках.
Начиная с 1877 года художник постоянно живет в Москве. Известный коллекционер и благотворитель Павел Михайлович Третьяков приобрёл 8 картин Киселёва для своей коллекции. Картины Киселёва также приобретают для своих частных коллекций императрица Мария Федоровна, наследник престола Николай II., его полотна пользуются большим успехом и у частных коллекционеров.
Киселёв много работает в эти годы. Он часто выезжает из Москвы, предпринимая поездки в разные места России с целью создания этюдов для своих картин, прекрасно передающих природу в разные времена года и часы дня, при различном состоянии атмосферы. В своих поездках художник черпает вдохновение для своего дальнейшего творчества. Диапазон тематики картин Киселёва очень широк: это и лирические пейзажи тихих уголков родной природы, и крупные панорамы экзотических видов Италии, Германии, Франции, Кавказа.
В 1893 году Киселёв переехал в Петербург и стал действительным членом Академии художеств. С 1897 года он начал преподавательскую деятельность.
В период с 1895-1897 годы Киселёв является инспектором Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Художеств.
В 1899 году Александра Александровича Киселёва избирают академиком Императорской Академии художеств, он много пишет картин и участвует в художественных выставках, является также профессором Императорской Академии, в которой руководит пейзажной мастерской вплоть до 1911 года.

В 1899 году художник впервые посещает Туапсе. Природа Кавказа поразила его. Киселёв с супругой решили перебраться в эти места и купили в Туапсе дачу. Здесь были созданы его удивительные работы «Ночь на море» и»Тихая вода».

Киселев традиционно относится к художникам-реалистам, однако его пейзажи всегда отражали яркую индивидуальность художника. Изображение природы преподносилось художником вместе с лирическим отношением к ней, что делало это изображение всегда очень поэтичным.
Также пейзажи Киселёва отличались повествовательностью и особой тщательностью в выписывании деталей («С горы»( 1866 год), «Старый Сурамский перевал» (1891год), — оба в Третьяковской галерее).
Картины Киселёва написанные на основе тщательного изучения натуры, повествовательны, строго композиционно построены, правдиво и очень реалистично передают обаяние природы средней полосы России, величие горных пейзажей Кавказа («С горы», 1886 год; «Сурамский перевал», 1891 год; «Под Казбеком», ок. 1891 год; «На большой реке», ок. 1894 год; «На снежных вершинах», 1896год).
О его близости к традиции передвижнической ландшафтной живописи свидетельствует картина «Снопы в поле» 1891 года, находящаяся в собрании Саратовского государственного художественного музея.
В 1906 году Александр Александрович Киселёв стал одним из учредителей Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде. Благодаря авторитету Киселёва членам кружка удалось установить связи в Санкт-Петербурге и привлечь к участию в своих выставках живописцев Академии художеств.

20 января 1911 года Александр Александрович Киселёв скончался на 73 году жизни с Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
В течение всей своей жизни он вел активную деятельность. На первом плане для Киселёва всегда оставалась живопись, но параллельно он давал уроки рисования, сотрудничал с журналами, участвовал в общественной жизни, руководил пейзажным классом. Художник всегда был в центре культурной и общественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.
Киселёв выступал и как художественный критик, отстаивавший принципы демократического реалистического искусства.
Сейчас в Туапсе находится дом-музей Александра Александровича Киселёва. Скала между мысом Кадош и посёлком Агой названа скалой Киселёва так как была изображена им на картине «Кадошские скалы».
Лучшие работы художника находятся в наши дни в экспозиции Третьяковской галереи в Москве.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, стр. 90, 93, 96, 130, 132, 145, 146, 157, 164, 216, 336, 350, 355, 386, 439, 447. Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

18+ © 2013—2024. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.