Студия И. Галереи интерьерной живописи

Хендрик Рейкерс(1815-1854)- выдающийся виртуоз натюрморта, считающися одним из лучших мастеров голландской школы девятнадцатого века.

065L16101_926C3.jpg

Хендрик Рейкерс(Reekers), родился 21 сентября 1815 года в голландском Харлеме, в семье известного художника Johannes Reekers Старшего (1790-1858) и Марии née Tanders.
Увлечение рисованием проявилось у Хендрика в раннем детстве, что очень обрадовало родителей мальчика, и в первую очередь его отца, специализировавшегося в своём творчестве на цветочных и фруктовых натюрмортах, который не только стал всячески поощрять увлечение сына, но и фактически превратился в его первого учителя.
Он сразу отметил природный талант сына, уделяя занятиям с ним всё своё свободное время. Позднее учителем Рейкерса стал выдающийся голландский мастер натюрморта Георг Якоб Иоганн ван Ос (1782-1861). Отмечая несомненныое природное дарование своего ученика, ван Ос тем не менее был очень строгим учителем, он очень серьёзно подходил к самому процессу обучения, заставляя учеников подолгу выписывать детали предлагаемых учебных композиций, добиваясь настоящей реалистичности изображения. Он строго, а порой и жестоко спрашивал со своих учеников за малейшую небрежность или халатность в работе.
Ван Ос, чей собственный художественны стиль сформировался во многом благодаря влиянию творчества великого голландского мастера натюрморта Яна ван Хейсума(1682-1749), оказал значительное влияние на Хендрика Рейкерса. Буйный стиль и приверженность интенсивным тёмным тонам выдают некоторое сходство ранних работ Рейкерса с некоторыми работами его учителя, в частности с живописным романтическим натюрмортом ван Оса 1835 года «Натюрморт с цветами», украшающим в наши дни экспозицию Рейксмузея.

В период с 1830 по 1834 годы Хендрик Рейкерс учился в местной художественной школе Stadstekenschool Гарлем, в которой впоследствие сам стал преподавателем начиная с 1837 года. Большую часть своей жизни Хендрик Рейкерс прожил в Харлеме, однако, начиная с зимы 1841 года и до середины 1846 года художник жил и успешно работал в Брюсселе, где местный торговец живописью выставлял и реализовывал его работы, пользовавшиеся очень большим спросом. Именно отсюда многие из работ художника разошлись по известным европейским коллекциям и за океан.
Рейкерс также на короткое время посетил Париж и Весаль, а позднее в 1847 году Лондон, где выставил в Британском институте свой фруктовый натюрморт.

В течение всего периода своего творчества вплоть до 1852 года Хендрик Рейкерс очень активно выставлялся. Стоит отметить , что впервые работа художника была выставлена в 1832 году, когда Хендрику едва исполнилось шестнадцать лет. Позднее были успешные выставки в Гааге, Амстердаме, Лондоне и многих других городах. Среди многочисленных наград художника, Рейкерс особенно выделял серебрянную медаль, полученную им на выставке в Гааге в 1841 году за выставленный цветочный натюрморт. Двумя годами позже Хендрик Рейкерс стал членом Королевской академии в Амстердаме, что уже само по себе являлось высочайшей оценкой его творчества.

Воодушевлённый восторженной реакцией на его работы со стороны европейских коллекционеров и торговцев живописью, в начале 1840-х годов художник приступил к работе над натюрмортами больших размеров. В это время торговец живописью Веймар познакомил Рейкерса с главным хранителем коллекций нидерландского короля Виллема II, который заказал ему большой по размеру натюрморт, сравнимый с работой его учителя ван Оса, украшавший королевскую коллекцию. Рейкерс с блеском выполнил заказ, и с тех пор к написанию небольших по размеру работ уже больше не возвращался.

Хендрик Рейкерс скончался 15 мая 1854 года в Харлеме в возрасте тридцати восьми лет от скоротечного простудного заболевания.
Среди его учеников следует отметить его брата Иоганна Рейкерса Младшего (1824-1895), а также Хендрика Ян Хейна (1822-1866) и Яна Стрининга(1827- 1903).
Рейкерс оставил потомкам большое художественное наследие. Его работы в силу их утонченности и превосходного качества составляют золотой фонд мировой живописи, украшают экпозиции многих ведущих мировых музеев и дают полное представление о выдающемся таланте этого удивительного художника,к сожалению, не успевшего в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

По материалам:Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета SmallBay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.,А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах.СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1916год, .Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х
томах. — М:Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние