Гуркин Григорий Иванович(Gurkin Grigoriy)

Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.

Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Гуркин Григорий Иванович(1870–1937)-известный алтайский художник, ученик И. И. Шишкина. По происхождению — алтаец, потомок теленгетского хана Коная, представитель рода чорос.
Григорий Иванович Гуркин Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии.
После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А. В. Анохиным, открывшим молодому художнику мир современной живописи.
Первая картина, именно с ней он попытался попасть в Академию («Ночь жертвы»), полна таинственности и наивности. Православный по рождению и воспитанию, художник весьма смутно представлял себе быт и религию алтайцев. Лишь позднее, в годы творческого рассвета, автор всерьёз занялся изучением алтайского быта, оставив тысячи рисунков, возможно, не столько художественной, сколько этнографической ценности.
Недолго учился у И. И. Шишкина (на глазах у Гуркина тот скоропостижно скончался, работая за мольбертом), затем — у А. А. Киселева, в классе которого он был вольнослушателем Академии. Мэтры открыли его истинное призвание — пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину художник встаёт на собственный путь. Уже в течение 1903—1905 годов он пишет ряд картин, характеризующих зрелого мастера.
В 1903 году художник возвращается на Алтай, обосновывается в Анос (недалеко от знаменитого ныне курорта Чемал), работает учителем, женится.Примерно с 1905 года начинается творческая зрелость художника. За десятилетие (1905—1915) Гуркиным были созданы такие значительные произведения, как «Катунь весной» (1903), «Озеро в Лаже» (1907), «Хан Алтай» (1907), «Река Ядыгем» (1909), «Каракол» (1909), «Ледоход» (1909), «Алтай. Горная долина» (1909), «Корона Катуни» (1910), «Озеро горных духов» (1910) и другие.
В 1906—1907 годах в Томске, губернском центре Томской губернии, куда входил и Горный Алтай, устраивается выставка художника. Это было время расцвета сибирской культуры. Томскому просветителю Г. И. Потанину удаётся собрать вокруг себя культурную интеллигенцию практически всей Западной Сибири: писателей, журналистов, артистов. Он неутомимо разыскивал и поддерживал всё мало-мальски талантливое вокруг. В такой атмосфере Гуркин быстро завоевал признание. В течение 1906—1915 годов художник объездил с выставками всю Сибирь и стал признанным классиком сибирской живописи.
Постепенно алтайский художник от изображения конкретной натуры в ранних работах переходит к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа. Так возникает «Хан-Алтай» (1912 года, картина, первый вариант которой относится к 1903 году, а последний создан незадолго до смерти. В лучших своих работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.
К другой, стержневой в его эволюции картине «Озеро горных духов» (Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова) Гуркин шёл через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот — реки и озёра, сбросившие оковы льда. Одной из первых по времени исполнения в этом ряду стоит картина Озеро Лаже с её ясной умиротворенностью и величавостью. Низко нависшие облака и свинцовые, доходящие местами до черноты воды озера создают образ сурового, безлюдного края (Горное озеро, Каракольское озеро).
Параллельно с пейзажными художник работает и в других жанрах, но менее успешно.
Ценителями творчества Гуркина были томские купцы Гадаловы.
Важный период жизни и творчества Гуркина (1917—1937) связан с событиями революции, Гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создаётся государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа), и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. А уже в апреле 1919 года колчаковцы арестовали неудачливого руководителя «за сепаратизм и измену Родине» и отправили в тюрьму города Бийска. Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли «практических действий»), художник, спрятав свои картины, с семьёй поспешил перебраться в Монголию, а в 1920 году он переехал в Туву.
В 1925 году художника уговорили возвратиться в Советскую Россию. Приём поначалу был восторженным, художнику устроили две выставки в Новосибирске (в те годы ставшего административным центром Западной Сибири), а в 1926 году — в Москве, где к хору восторгов самобытным талантом присоединил свой голос и Луначарский.
Творческий путь художника в 20—30-е годы был тесно связан с социалистической новью Алтая, это значит, что его талант был востребован Советской властью: ни один праздник в Горном Алтае, да и в Новосибирске, не обходился без участия художника. Плакаты, разрисовки и другая подённая работа становятся обязанностью художника. Он создал рисунки к алтайскому букварю, иллюстрировал народный эпос. И продолжал писать картины. Его живопись обрела новые качества: красочность, умиротворённость. Всё большую роль в его творчестве играла декоративность.
В 1937 году Гуркин был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы и шпионаже в пользу Японии.
Реабилитирован посмертно в 1956 году.
По материалам: Wikipedia,, Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с.,Эдоков В. Возвращение мастера. Горно-Алтайск, 1992., Возвращение. Сборник статей. Горно-Алтайск, 1991.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние