Студия И. Галереи интерьерной живописи

Выпуск 263. Шамшин Пётр Михайлович(1811-1895).

Знакомясь с историей отечественной живописи 18-19 веков, часто встречаешь фамилии мастеров, творчество которых в наши дни известно лишь узкому кругу специалистов-искусствоведов, что совершенно неправильно…. Фамилия Петра Михайловича Шамшина как раз из этого ряда.
Известный исторический и церковный живописец был практически полностью незаслуженно забыт после своей смерти, и попытаться восстановить историческую справедливость — цель этой публикации

25882251a48af3.jpg

Пётр Шамшин родился морозным утром 10 января 1811 года в Санкт-Петербурге в семье академика портретной живописи Михаила Никитича Шамшина (15 мая 1777 — 24 марта 1846), преподававшего рисование в классах Императорской Академии Художеств.
Интерес к рисованию проявился у мальчика очень рано, что совсем неудивительно, учитывая отличную наследственность, и вполне естественно, что первые навыки рисования Пётр получил у своего отца, который, как отмечают современники, был очень строгим преподавателем.

45882258fb6434.jpg

В 1821 году, десяти лет от роду мальчик был определен в воспитанники Императорской Академии Художеств и состоял в ней в числе учеников в классе русского религиозного, исторического и портретного живописца, академика, профессора Петра Васильевича. Басина(1793-1877).

1460142543_04.jpg

Будучи неоднократно отмеченным в период обучения, в 1833 году Петр Шамшин окончил академический курс обучения с малой золотой медалью, полученной за картину «Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии» и с привоенным званием художника XIV класса.

В 1836 году за программную картину «Избиение детей Ниобы» Петр Шамшину была присуждена большая золотая медаль, предоставлявшая право поездки в Европу для совершенствования в живописи.

23Bra-811x1024.jpg

Осенью 1836 года Пётр Шамшин по Высочайшему повелению был направлен пенсионером в Италию, где прожил семь лет.

В Италии Шамшин много и напряжённо работал и в 1840 году прислал в Санкт-Петербург свою картину «Пляшущая транстеверинка», очень благосклонно встреченную критиками

viewImg.jpg

В 1843 году Пётр Михайлович Шамшин был вызван в Санкт-Петербург и определён учителем рисования в классах Императорской Академии.
В 1844 году за картины «Агарь в пустыне» и «Петр Великий в бурю на Лахте» Пётр Шамшин получил звание академика

shamshin_01.jpg

В 1853 году за большой образ «Воскресение Христово» для церкви Академии художеств Шамшин получил ученую степень профессора живописи.

С 1850-х годов и до конца жизни умелый рисовальщик классического академического направления, холодный в своих композициях ,Петр Михайлович Шамшин большую часть своего творчества посвятил церковной живописи

75882274bc03d1.jpg

Его иконостасы и настенные росписи украшали Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве (живопись на стенах придела святого Николая Чудотворца и большая картина «Сретение Господне»), церковь апостолов Петра и Павла при Павловском женском институте,а также многие иные церкви Санкт-Петербурга, его пригородов и других городов Российской империи.

5588227c87a1f1.jpg

В Исаакиевском соборе в период 1850-1851 годов Петром.Шамшиным были выполнены три росписи в аттике: «Иисус Навин входит в землю обетованную», «Аарон, приносящий жертву Богу» и «Руно Гедеоново».

На своде, примыкающем к главному иконостасу, художник также исполнил несколько росписей: две группы «Ангелы, держащие свитки с заповедями»; над большими северными и южными дверями – группы «Ангелы, держащие святой потир» и «Ангелы, держащие святое Евангелие»; на своде между северо-западными пилонами – роспись «Взятие пророка Илии на небо».

6588227f323a71.jpg

Другие известные образа и стенные картины живописца находятся в церкви святого Мирония лейб-егерского полка, Благовещенской церкви лейб-гвардии конного полка(на площади Труда в С-Петербурге), в церквях Павловского института, Санкт-Петербургского университета, инженерного училища, Главного почтамта («Видение святого Константина»), а также в гатчинском городском соборе, в Сионском соборе в Тифлисе, в Ивангородской церкви города Нарва, собора Уяздовского госпиталя в Варшаве, церкви русского посольства в Афинах и в некоторых других.

95882282d9ec31.jpg

В церкви святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете росписями, принадлежащими кисти Петра Михайловича Шамшина, были украшены паруса куполов храма.

В Эрмитаже в 1870-е годы Петром Шамшиным была расписана зала этрурских ваз.

858822861613f3.jpg

Писал художник и на темы из русской истории — «Петр Великий спасает утопающих на Лахте»(1844), «Призвание Михаила Федоровича на царство» (1876), Вступление Иоанна IV в Казань(1888). . Первые две из перечисленных работ с успехом экспонировались на публичных выставках в 1844 и 1876 годах

35882234ac55f8.jpg

Также Пётр Шамшин много работал в портретной живописи. Им были исполнены «Портрет Е.Ф. Толстой», 1845 год, Государственная Третьяковская галерея, «Автопортрет», 1867 год, Государственный Русский музей, «Портрет Николая Павловича Кривцова в детстве». 1842 год и другие.

В 1859 году, после принятия внесённых в Устав Императорской Академии изменении, Пётр Михайлович Шамшин был переведён из учителей в адъюнкт-профессора.
В 1863 году он был произведен в профессора 1-й степени, а в 1883 году назначен ректором живописи и скульптуры Императорской Академии..

0_125f55_8714e304_XL.jpg

Галина Пикулева в книге «Творчество Василия Сурикова» так упоминает профессора Шамшина:

«Профессор Петр Михайлович Шамшин на уроках в натурном классе требовал писать «посуше», чтобы все мускулы были «налицо — начистоту».

Среди учеников Петра Михайловича были :Василий Суриков (1848-1916), Виктор Бобров (1842 -1918). Михаил Нестеров (1862-1942), исторические живописцы Василий Савинский (1859 — 1937), Исаак Аскназий (1856 — 1902),

Shamshin_PM-Portrait-Tolstaya-Ekaterina-Fiodorovna-18451-575x725.jpg

Незадолго до своей смерти, при введении в действие нового Устава Императорской Академии, Шамшин был уволен в отставку.

Пётр Михайлович Шамшин умер в 6 февраля 1895 году в возрасте 84 лет в Санкт- Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Могила до наших дней не сохранилась

8c19f571e251e61cb8dd3612f26d5ecf_big.jpg

Его произведения украшают экспозиции ведущих отечественных и зарубежных музеев; Государственного Русского музея , Государственной Третьяковской галереи, Одесского художественного музея,Николаевского художественного музея им..Верещагина имеются также с Музее Академии художеств, музеях Ярославля и Симферополя.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .