Энциклопедия мировой живописи(специальный 336 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 336. Милорадович Сергей Дмитриевич(1851-1943).
В последнем зале Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии среди произведений В.М.Васнецова, В.Д.Поленова и М.В. Нестерова находится небольшая живописная работа, иллюстрирующая одну из страниц русской церковной истории, — «Суд над патриархом Никоном».
В последней четверти XX столетия в обществе, и в среде художников в том числе, был необычайно велик интерес к отечественной истории, когда по-новому осмысливались ее поворотные и драматичные события.
Упомянутая работа принадлежит кисти известного русского художника рубежа XIX-XX веков Сергея Дмитриевича Милорадовича, чьи произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея истории религии, ГМИИ им. А.С. Пушкина и в некоторых других музеях.
Что же это был за человек — художник, псаломщик и педагог одновременно, при том, что такое сочетание — художник и псаломщик — не было типичным в тот исторический период? Для ответа на этот вопрос обратимся к биографии этого удивительного во всех отношениях человека.
Итак, мы начинаем….
Сергей Дмитриевич Милорадович родился 4 июля 1851 года в селе Тесово Можайского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. Отец Сергея служил дьяконом в церкви села Тесова Московского уезда, закончил Вифанскую семинарию в Москве. Когда Сергею было 7 лет, во время родов скончалась его мать.
«Хитровский рынок», 1878 год. Картон, масло, частное собрание.
Весною 1859 года умер отец, и мальчик остался сиротой. Дед Сергея служил дьяконом в селе Никольское Орешки., а дядя по отцовской линии служил дьяконом церкви св. Николая в Кузнецкой в Замоскворечье.
«Суд над патриархом Никоном», Холст, масло, Государственный музей истории религии
В 1861 году юноша поступил учиться в Московскую духовную семинарию, где и получил первые навыки рисования. Окончил курс семинарского образования в 1872 году. Ректором Московской семинарии в то время был Никадим Белокуров – товарищ отца по Вифанской семинарии.
«Крестьянки». 1922 год, холст, масло, ГМИИ им. А.С.Пушкина
После окончания Московской семинарии Сергей Милорадович был назначен классным надзирателем в Мещанское училище, а с сентября 1873 по 1898 годы — служил псаломщиком в московской церкви Воскресения в Гончарах, где и проживал.
«Патриарх Никон», холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург
В 1864 году, в Заиконоспасском духовном училище начали преподавать рисование, учителем рисования был художник Дмитрий Михайлович Струков.
«Исповедь», первая четверть XX века. холст, масло, Государственный музей истории религии.
Во время обучения в Московской семинарии С.Д. Милорадович стал посещать воскресные классы Центрального Строгановского училища технического рисования, где занимался у известного русского художника-пейзажиста, мастера акварели, академика Императорской Академии художеств, Фёдора Мвановича Ясновского(1833—1902), по совету которого, принял решение продолжить обучение Московском училище живописи ваяния и зодчества. Обучался Милорадович у Ясновского в течение четырех лет.
«С полудня», 1899 год, Холст, масло. 32 x 47 см, Музей изобразительных искусств Республики Карелия
С 1874 по 1878 годы Сергей Милорадович учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества (далее — МУЖВиЗ). Сначала был вольнослушателем у замечательного русского живописца второй половины XIX века, академика Императорской Академии художеств, Павла Алексеевича Десятова(1820―1888), а с 1876 года, став полноправным учеником, занимался у выдающегося русского художника и педагога, мастера исторической, религиозной и жанровой живописи, Евграфа Семёновича Сорокина(1821—1892).
«Дама в интерьере», 1913 год., холст, масло, частное собрание
Также учителями Сергея Милорадовича были выдающийся русский живописец, Василий Григорьевич Пероа(1834-1882) и замечательный русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член, Петербургской академии художеств, Илларион Михайлович Прянишников(1840-1894).
«Приготовление к пасхе». 1910 год, холст, масло, частное собрание
Именно Василий Григорьевич Перов, зная о происхождении своего ученика, о его детстве, проведенном в церковной среде, настоятельно советовал ему писать картины из жизни и быта духовенства.
«У исповедника». 1915 год, холст, масло, Вязниковский историко-художественный музей
В 1877 году за рисунки с натуры, а в 1878 году за этюд Сергей Милорадович был награжден малыми серебряными медалями.
«Оборона Троице-Cергиевой лавры», 1894 год, Холст, масло. 138 x 221 см, Государственный Русский музей
В 1878 году, после завершения учебы в Училище, начинающий художник подает прошение о зачислении его на вакантную должность в епархиальное училище иконописания. Милорадович был зачислен зачисляют на свободную вакансию, и трудится в должности учителя рисования в течение последующих шести лет, до 1884 года — практически до времени перевода училища в Троице-Сергиеву лавру.
«Монахиня у иконостаса», 1922 год, Холст, масло, 68,4 х 58,2 см, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.
С 1885 года художник становится постоянным участником художественных выставок.
«Голова старика», 1898 год, холст, масло, частное собрание.
С 1885 по 1923 годы Милорадович был экспонентом Товарищества Передвижных выставок, а с 1894 года являлся его членом, где встречался и был дружен с Валентином Серовым и Константином Коровиным.
«В храме». 1897 год, холст, масло, 22 х 31 см, Частное собрание
В 1887 году Сергей Милорадович становится членом Московского общества любителей художеств. Начиная с 1888 года ивплоть до революции художник давал бесплатные уроки рисования в Московской семинарии, после революции давал уроки рисования в студии Ленина в 120-й школе, в бывшей гимназии Ржевской, куда перешли воспитанники московской семинарии.
«Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год, холст, масло, Государственный музей истории религии
В 1896 году Сергей Милорадович получил звание неклассного (свободного) художника. В этом же году художник участвовал во Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.
«Крёстный ход», 1916 год, холст, масло, 49,5 х 73,7 см, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
На следующий год Сергей Милорадович принимает участие во 2-й международной выставке искусств в Венеции,а в 1900 году — во Всемирной выставке в Париже, где был награждён награжден бронзовой медалью за работу «Выход из церкви»
«Выход из церкви», 1899 год, холст, масло, Государственный музей истории религии.
Сергей Дмитриевич писал сцены из истории духовенства, монашества и раскола. Известнейшие из них: «Чёрный собор 1666 года» (в Третьяковской галерее), «Оборона Троице-Сергиевой Лавры», «Патриарх Гермоген», «Протопоп Аввакум в братском остроге», «Аввакум, идущий в Сибирь», «Накануне Пасхи».
«Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году.», 1885 год, Холст, масло. 135 x 189 см, Первая историческая картина художника. Демонстрировалаь на Передвижной выставке 1885 года. Приобретена Павлом Третьяковым. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кроме названных выше картин на историко-религиозные сюжеты, он писал портреты, пейзажи, бытовые композиции, занимался графикой.
«Русская боярышня за прялкой», Холст, масло, 74 х 56, Частная коллекция
В 1909 году за известность на художественном поприще Сергей Дмитриевич Милорадович был удостоен звания академика Императорского Археологического общества.
«Грамотей», 1905 год, холст, масло, частное собрание
Художник являлся членом комиссии по ремонту и реставрации Успенского собора Московского Кремля в 1914-1918 годах.
«Священнослужитель в кресле», Начало 1900-х годов, холст, масло, Размер: 47х36 см., частное собрание
В советское время активность академика живописи значительно снизилась — сказывались годы, хотя, например, он участвовал в 1927 году на выставке объединения художников-реалистов.
«Гадание на картах». 1908 год, холст, масло, частное собрание
Сергею Дмитриевичу Милорадовичу шел в то время семьдесят шестой год. В то же самое время художник преподавал в различных художественных учебных заведениях. О последних годах его жизни сведений немного.
«Часовня у пруда», 1900-е годы, холст, масло, 52 х 70 см, Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сергей Дмитриевич Милорадович скончался 4 февраля 12943 года в Москве, где и был похоронен.
«Уходящий поезд», 1910-е годы, холст, масло, частное собрание
Полотна Милорадовича украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея истории религии, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в некоторых других музеев.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .