Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cd2785f8306c.jpg

Выпуск 335. Малютин Сергей Васильевич(1859-1937).

«…в своих портретах он поднялся на недосягаемую высоту умением схватывать сходство, и притом сходство не фотографическое, а живое…» (В. Д. Поленов).

Выпускник Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, Сергей Васильевич Малютин был широко известным портретистом, автором жанровых, передвижнических по духу картин, создателем театральных декораций и книжных иллюстраций.

В Париже с апреля по ноябрь 1900 года проходила Всемирная выставка, на которой Россия впервые предстала в полном объеме своих технических достижений. Фурор на выставке произвела русская матрешка — за оригинальность и своеобразие росписи игрушка получила золотую медаль.
Разрисовал созданную в 1891 году в столярной мастерской в Абрамцеве Матрешку русский художник-передвижник, архитектор и декоратор Сергей Малютин.

Сегодняшний наш рассказ о нём, выдающемся русском художнике, архитекторе, Сергее Васильевиче Малютине.

Итак, мы начинаем…..

004740005.jpg

Сергей Васильевич Малютин родился 22 сентября 1859 года в Москве а зажиточной семье фабриканта. Отец художника был родом из Малоярославца. Мальчику не исполнилось ещё и двух лет, когда умерла мать; через год умер отец.
«Рыбаки на Чёрном море», 1902 год, холст, масло, частное собрание

file0e092a3988b244982a0a5250cb54f444.jpg

Дальнейшее воспитание будущего живописца проходило уже в Воронеже, куда его тетка, чей муж ее был простым чиновником, взяла племянника на воспитание. Художественные наклонности у мальчика проявились рано, однако условий для их развития не было. Приемные родители мечтали о торговой карьере для мальчика. И Малютин был отдан в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы. Главным и любимым увлечением Сергея в свободное время было перерисовывание иллюстраций из журнала «Нивы». Дядя и тетя были мягкими людьми и не возражали против этого увлечения племянника.
«Портрет сына» 1912 год, Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Россия

1malytin5ce286ef6aae6.jpg

В 1863 году приёмные родители отправили Сергея в Воронеж к знакомому купцу. Опека над ним закончилась, и юноше предстояло самому себя обеспечивать в жизни. Хозяин был доволен исполнительным работником. Но молодой конторщик продолжал отдавать все свое свободное время рисованию.
«Портрет архитектора Н.Д. Виноградова» 1919 год, холст масло

70492_big_1380184008.jpg

В конце 70-х годов Малютин посетил открывшуюся в городе передвижную выставка художников, которая произвела на впечатлительного от природы юношу сильнейшее впечатление, твердо определив его дальнейшую судьбу. Малютин решил посвятить свою жизнь искусству и стать профессиональным художником.
В 1880 году, поехав якобы по хозяйским делам в Москву, он остался там, сообщив хозяину, что бросает службу и остается в Москве, чтобы учиться рисованию.
«Пейзаж с деревьями». 1911 год, холст, масло, частное собрание.

145ce2875967d97.JPG

Знакомая Москва не была особенно гостеприимна к своему новому жителю Чтобы как-то прокормить себя, Сергей Малютин поступает на службу конторщиком, затем чертежником в управление Брестской железной дороги.
Он увлечённо учится писать красками, ему помогают друзья и торговцы красками. Ранние работы Малютина были высоко оценены известным русским жанровым живописцем того времени, иллюстратором произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Константином Александровичем Трутовским. После этой встречи Малютин утвердился в своём решении поступать в Училище.
«Портрет Н.Гибнера», 1920 год, холст, масло, частное собрание

17835.jpg

В 1883 году, несмотря на то, что учебный год начался, Сергей Малютин посетил в канцелярию Училища. Его работы были оценены тогдашними преподавателями училища русским художником и педагогом, мастером исторической, религиозной и жанровой живописи Евграфом Сорокиным и русский живописцем второй половины XIX века, академиком Императорской Академии художеств, Павлом Десятовым. После просмотра работ, Малютину было предложено нарисовать в фигурном классе статую Венеры Милосской. Оценив его работу, Ефграф Сорокин написал на рисунке «Принять». Малютин был принят вольным слушателем в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества.
«Берег моря. Алушта» 1892 год, Масло, холст Государственная Третьяковская галерея

img_3879.jpg

На первых порах, Сергей Малютин учился н на собственные средства. Учился он хорошо, прилежно и с 1884 года стал полноправным учеником Училища, полностью освобождённым от платы за обучения.
В фигурном классе учителями Малютина были известный художник, график, академик Императорской Академии художеств, Павел Семёнович Сорокин и известный русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств Илларион Михайлович Прянишников, в натурном – уже упоминавшийся ранее Евграф Семёнович Сорокин и выдающийся русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены, академик, Владимир Егорович Маковский.
«Подруги», 1889 год, холст, масло, частное собрание

55699-Sergey_Malyutin_10-674x1024.jpg

Во время учебы в Училище работы Малютина неоднократно участвовали в ученических выставках, неизменно получая хорошие отзывы, а на выставке 1884 года его работа «Больной», написанная по этюдам, сделанным в одной из московских богаделен, была удостоена поощрительной премии…
«В гостях у соседки» 1892 г. Дом-музей В.Д. Поленова, Тульская область, Россия

9malytin.jpg

Малютин окончил Училище в 1886 году со званием свободного художника. После окончания учебы Сергей Васильевич три года преподавал в Елизаветинском институте и подрабатывал. В 1890-х годах Малютин выполнил декорации для Нижегородской оперы Саввы Мамонтова, а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполнил иллюстрации к книгам Пушкина, а в 1896 году стал членом Московского товарищества художников.
«Портрет Валерия Яковлевича Брюсова» 1913 г. Картон, пастель 103 x 66 см., Государственный Литературный музей, Москва, Россия

65ce294e30576f.jpg

В 1890 году Малютин вместе с токарем В. Звездочкиным создают матрешку. Считается, что ее прообразом стала японская игрушка. Сергиево-посадский столяр Василий Звездочкин выточил фигурки, а Малютин их расписал. Он изобразил на фигурке девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок, все они чем-нибудь отличались друг от друга. В Париже с апреля по ноябрь 1900 года проходила Всемирная выставка, на которой Россия впервые предстала в полном объеме своих технических достижений. Фурор на выставке произвела русская матрешка — за оригинальность и своеобразие росписи игрушка получила золотую медаль.

8d07e68e4de317bc52724aa951808064.jpg

Раннее творчество художника отличалось большим разнообразием. Он писал жанровые сцены, близкие манере передвижников, исторические картины, пейзажи. Большим успехом в области жанра явилась картина «По этапу», 1890 года написания. Современники отмечали не только великолепную живопись, но и социальную остроту картины.
«По этапу» 1898 год, холст масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

qO5kk7j1UD4.jpg

Отдавая предпочтение лирическим жанровым сценам («Подруги», 1889; «В гостях у соседки», 1892, и др.), Малютин в это время писал и пейзажи, обнаруживающие связь с поленовской школой, и исторические картины («Нашествие татар», 1890-е).
«Портрет девочки». 1894 год, холст, масло, Холст, масло 89 х 68, Самарский областной художественный музей

75ce29464ddf29.jpg

В составе группы художников в 1896 году Сергей Малютин продолжительное время работал над декоративными панно для павильона Севера на Нижегородской выставке. По окончании этой работы Савва Иванович Мамонтов пригласил Малютин художником–декоратором в Нижегородский оперный театр. С постановки «Самсон и Далила» началась деятельность Малютина как театрального декоратора. В 1897 году состоялось первое представление оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» в Московской русской частной опере Савва Иванович Мамонтова. В подготовке спектакля участвовали: С.В. Малютин, К. А. Коровин, В.А. Серов, М.А. Врубель. В этом же году Малютин совместно с К.А. Коровиным работают над декорациями к «Орфею» по эскизам В.Д. Поленова.
«Выбор невесты в подводном царстве. Эскиз декорации к 6-й картине оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». 1897-1898 годы.

3fb38ca8035a1bd7f68b495650b51c52.jpg

В искусстве книжной иллюстрации художник испробовал силы уже в первый период своего творчества. Мамонтов задумал выпустить к 100-летию со дня рождения Пушкина серию книг с иллюстрациями Малютина, но его планы были осуществлены не полностью. Свет увидели только «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила».
«Иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина»

d8a2a24e960b2ab2f44b3d0932e11b70.jpg

«Иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

7090d4c029fbfd063fa9bc725eb84f27.jpg

В начале 20 века Сергей Малютин был приглашён в имение Талашкино, принадлежавшем М.К. Тенишевой. Здесь художник разрабатывает дизайн утвари и мебели. Малютин руководил художественными мастерскими до 1903 года, по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске. Но из всех этих построек сохранился лишь домик-библиотека «Теремок».
Майская Смоленщина, Талашкино «Теремок», Русский теремок по проекту Малютина в Талашкино.

teremok2.jpg

Известные художники Н.К.Рерих, К.А.Коровин, В.М.Васнецов и М.А.Врубель создавали эскизы для художественных изделий усадьбы. Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчестве, избегая слепого копирования традиций народного искусства. не ограничился рамками этого имения, он также выполнил эскизы для оформления Спасской церкви-усыпальницы, театра и «Теремка» в Талашкино.
«Скульптурная мастерская», 1903 год, Холст, масло. 98.5 x 67.2 см, Государственная Третьяковская галерея

15ce282fa14520.jpg

В 1903 году Сергей Малютин вернулся в Москву, вступил в «Союз русских художников» и начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где проработал 14 лет до 1917 года. Сергей Малютин участвовал также в оформлении дома Перцова. Он создавал эскизы для оформления фасадов и интерьеров, участвовал в архитектурном проектировании здания. В этом доме Малютин жил с 1906 по 1908 год.
Доходный дом З. А. Перцовой, 1905—1907, совместно с Н. Жуковым и Б. Шнаубертом

155ce2822fafb12.jpg

Художник не стремился просто подражать традиционному народному искусству. Он участвовал в создании особенного варианта стиля модерн.
«Автопортрет», 1918 год, холст, масло, частное собрание

3 (1).jpg

В 1909 году Сергей Васильевич Малютин стал руководителем портретно-жанрового класса а Училище, которым до этого руководил В. А. Серов. Он поставил себе целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей. Положил этому начало портрет В.В.Переплетчикова, а затем портреты М.В.Нестерова, В.Я.Брюсова, А.М.Васнецова, В.А.Гиляровского, Н.П.Богданова-Бельского и многих других известных людей. Малютин прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции предреволюционных лет, а после – деятелей Советского государства.
«Портрет Василия Васильевича Переплетчикова». 1912 год, 65×101 см, Государственный Русский музей, С-Петербург

218339.jpg

Он создавал портреты Д.А. Фурманова, В.А. Гиляровского, Н.П. Богданова-Бельского, К.Ф. Юона, А.М. Васнецова, В.Я. Брюсова. Эти работы были написаны в рамках идеи П.М. Третьякова о галерее лучших людей.
«Портрет Н. П. Богданова-Бельского». 1915 год, частное собрание

218342.jpg

В 1913 году Малютин вступил в ряды Товарищества передвижных художественных выставок. В 1914 году Малютину присваивают степень академика. Он входит в Союз русских художников. В течение всей своей жизни художник совмещает активную творческую работу с педагогической деятельностью. В 1922 году Малютин принимает участие в создании Ассоциации художников революционной России.
‘Портрет дочери художника Веры». 1909 год, Картон, пастель. 37 x 29 см, С.-Петербург, Государственный Русский музей.

cee29a7fe7ad1280d73d694784605b72.jpg

С 1918 по 1923 год года Сергей Малютин преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Он хранил верность реалистической традиции в живописи, продолжая писать портреты. В 1922 году художник стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР), а в 1927 году он вошел в художественную группу «Объединение художников-реалистов», где состоял до 1931 года. Одним из самых значимых, показательных и известных произведений Малютина советского времени является портрет Д.А.Фурманова, написанный в 1922 году.
Портрет писателя Д.А.Фурманова», 1922 год, Государственный Русский музей.

35ce28654b18ab.jpg

Фурманов ушел из жизни спустя четыре года после написания портрета, в возрасте тридцати пяти лет. В памяти людей он останется скромным человеком, талантливым писателем и отважным комиссаром. Каким он был при жизни, каким запечатлел его Малютин. В 1934 году состоялась персональная выставка С.В. Малютина в связи с 75-летеим художника и 50-летием его творческой деятельности.
«Рыбацкий баркас, 1920 год, холст, масло,частное собрание

135ce2908f3fe49.jpg

Сергей Малютин участвовал в выставках Московского товарищества художников 1893, 1896, 1903 годов, мюнхенского Сецессиона 1898 года, 36-ти художников 1901–1903 годов. Малютин был экспонент Всемирной выставки в Париже 1900 года, выставок русского искусства в Париже в 1906 году, Берлине в 1906–1907 и 1922 годов, передвижных выставок в США (1924–1925, 1929 годов, выставок «Социалистическое строительство в советском искусстве» 1930, 1931 годов в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Москве, Ленинграде 1932–1934 годов и других.
«Сон Святослава», Иллюстрация к «Слову к полку Игореве», 1906 год, Бумага, чернила, перо, акварель, гуашь, бронзовый и алюминиевый порошок 30,7 х 45,4 Собрание Р. Д. Бабичева

x-KZogQ8BE4.jpg

Одной из последних значимых работ Малютина стала картина «Партизан» 1936 года. Посвященная Гражданской войне, она как будто отражает наступающее роковое время — позже советские баталисты используют прием Малютина с изображением укрупненной фигуры на фоне пейзажа в своих работах периода Великой Отечественной войны.
«Партизан», 1936 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

51504952.jpg

Сергей Васильевич Малютин умер в клинике на Девичьем поле в ночь с 5 на 6 декабря 1937 года на руках у своих сыновей, Владимира и Михаила, ему было 78 лет.
«Могила Cергея Васильевича Малютина на Новодевичьем кладбище Москвы».

14.JPG

Малютин — выдающийся русский художник рубежа XIX — XX веков, проявивший себя в различных областях: живописи, архитектуре, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. Живописным произведениям художника присущи строгость и графичность. Ярким новатором выступил в декоративно-прикладных работах, оказав значительное влияние на формирование неорусского направления в искусстве. Произведения Малютина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .