Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cd2785f8306c.jpg

Выпуск 332. Кравченко Алексей Ильич(1889-1940).

«Алексей Кравченко — печальное порождение Серебряного века, сохранившееся в бронзовую эпоху сталинизма». (Александр Панов. «Стенгазета», 20 ноября 2011 г.)

Завоевав изначально признание как живописец, Кравченко был больше известен как график и иллюстратор. Все советские годы художник писал красивые картины исключительно «для себя», однако.такие его работы, как Индийская сказка» (1926 г.) и «Поцелуй» (1929 г.) заслуженно выдвинули его в число выдающихся романтических живописцев и колористов своего поколения.

Сегодня имя этого замечательного художника, живописца и графика известно лишь узкому кругу специалистов — искусствоведов, его произведения редко появляются на русских торгах домов Кристис и Сотбис, и это всё в совокупности, не может не вызывать искреннего удивления и вполне объяснимого разочарования.

Наша задача — приподнять этот полог забвения и вновь попытаться открыть это имя для наших современников. Вы не против? В таком случае, мы начинаем….

142062015_FOTO_Aleksey_Ilich_Kravchenko_molodoy.jpg

Алексей Ильич Кравченко родился 30 января (11 февраля по новому стилю) 1889 года в Покровской слободе, Саратовской губернии (ныне город Энгельс) в семье государственного крестьянина Ильи Алексеевича Кравченко и его жены Степаниды Яковлевны.
«Пастораль», 1927 год, Холст, масло 89 х 70 см, Частное собрание

25cd55ed5a91bb.jpg

Отец будущего художника происходил из семьи землевладельцев Кравченко, родовое гнездо которых находилось на углу улиц Новоузенской (Нестерова) и Линейной (Пушкина). Мать – из семьи Россошанских, Якова Ивановича и его жены Евдокии Фёдоровны. Занимались они торговлей бакалеей, имели доходные дома и проживали на улице Крестовой (Калинина).
«Зима. Старая усадьба». 1908-1910 годы Холст, масло. 32,5х44 см. Частное собрание.

115cd5c335492da.jpg

В 1890 году, 34 лет от роду, отец Алексея скоропостижно скончался и все заботы по воспитанию и образованию сына легли на плечи матери и её родителей – Якова Ивановича и Евдокии Фёдоровны Россошанских.
«Корольковские дачи. Овцы на опушке леса». 1918 год, Холст, масло, Ульяновский художественный музей

95cd5628779aed.jpg

Увлечение рисование пришло к Алексею в раннем детстве и первые уроки рисования он получил у иконописца местной церкви.
«Рыбницы на Волге», 1920 год, Холст, оргалит, масло, частное собрание

125cd56305a9950.jpg

В 1902-1904 годах Алексей Кравченко обучался в частном реальном училище, но окончить его не смог, потому, как учитель рисования, преподававший в училище, увидел у него большие способности к изобразительному искусству, посоветовал ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
«Март. Овин». 1910 год, Картон, масло, лак. 21х28 см. Частное собрание.

125cd5db1f8b963.jpg

В 1904 году, успешно выдержав вступительный экзамен, Алексей Кравченко поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где его преподавателями были К..А.Коровин, В.А.Серов, А.Е.Архипов и А.М.Васнецов.
«В северной деревне». 1912 год. Картон, темпера. 20,8х34,2 см. Государственная Третьяковская галерея

145cd5dcfb952b0.jpg

В 1905 году в связи с известными революционными событиями Училище было временно закрыто, и образование пришлось прервать. Ради продолжения обучения, Кравченко уезжает в Мюнхен и поступает в школеу-студию Шимона Холлоши. В 1906 году Алексей возвращается в Москву и возобновляет своё обучение в Училище.
«Деревянная часовня на берегу». 1910-е годы, Графитный карандаш, темпера. 46,4х69 см. Частное собрание

155cd5dd8d489ef.jpg

Летом, во время каникул, Кравченко несколько раз приезжал на свою малую родину – в Покровскую слободу, где много рисовал. Появившиеся живописные пейзажи с видами Волги, были высоко оценены московскими знатоками живописи.
«Покровская слобода (г. Энгельс)». 1908 год, Картон, масло. Частное собрание

165cd5de253f08e.jpg

В 1908 году Алексей Кравченко удостаивается престижной первой премии им. Исаака Левитана по живописи за пейзаж «В уральской деревне».
«В уральской деревне». 1908 год Холст на картоне, масло. 12х16 см. Государственная Третьяковская галерея.

135cd5dc7482737.jpg

После успешного окончания училища в 1910 году, Алексей Кравченко много путешествовал по России, посетил Италию, Грецию.
«Италия. Кипарисы вдоль дороги. Путешествие по Италии». 1912 год, Холст, масло. 64х78 см. Запорожский областной художественный музей, Украина.

175cd5e0f820c4a.jpg

«Итальянская деревня». 1912 год Картон, масло. 12,2х18 см. Частное собрание.

215cd5e2cc6aae0.jpg

Итальянские и русские пейзажи художника получили высокую оценку специалистов на выставках в 1911-1913 годах. Несколько работ этого периода были куплены для императорской коллекции, а ряд его живописных работ были приобретены Румянцевским музеем и Третьяковской галереей.
«Капри. Путешествие по Италии». 1911 год, Картон, темпера, лак. 66,4х76 см. Государственная Третьяковская галерея.

185cd5e16999ec2.jpg

«Капри. Лодки в бухте. Путешествие по Италии». 1910 год. Картон, темпера. 47,5х69,5 см. Государственный литературный музей им. А.М. Горького.

195cd5e1c5ab9cc.jpg

«Капри. Марина Гранде. Путешествие по Италии». 1910 год. Картон, темпера. 67х79 см. Государственный литературный музей им. А.М. Горького.

205cd5e22076238.jpg

В 1912–1913 Кравченко увлечённо работал под Москвой; писал этюды в Суханово, Звенигороде.
«Летний день на даче». 1912 год. Картон, масло. 60х80 см. Государственная Третьяковская галерея.

235cd5e3f8eeaa5.jpg

«Часовня на берегу». Этюд из серии «Средняя полоса». 1912 г. Картон, масло, 12х18 см. Частное собрание.

245cd5e46485c7b.jpg

Летние месяцы 1913 года провел в Тарусе, где ему выпал случай познакомиться с известным гравером того времени И. Н. Павловым, под руководством которого Алексей Ильич и начал осваивать технику гравюры на линолеуме.
Купальщицы (первая гравюра на линолеуме). 1913 год. Линогравюра. 21,4х32 см.

225cd5e35800191.jpg

В 1913 году по заданию Императорской Академии Художеств Кравченко совершил поездку в Индию и на Цейлон (вместе со скульптором В. А. Ватагиным).
«Пагода Анурадхапура. Путешествие по Индии и Цейлону». 1913 год. 31,х40 см. Частное собрание.

255cd5e52e8f354.jpg

«Озеро Кэнди. Путешествие по Индии и Цейлону». 1913 год. Картон, темпера. Государственная Третьяковская галерея.

25cd5e5bda7c80.jpg

«Вечер. Индия. Путешествие по Индии и Цейлону». 1913 год. Тонированная бумага на картоне, темпера. 35,1х50,1 см. Государственная Третьяковская галерея.

35cd5e623bef79.jpg

В 1914 году, возвращаясь из Индии на родину, останавливался в Японии, где изучал японскую гравюру. Это путешествие оказало влияние на все дальнейшее творчество художника. В течение многих лет он возвращался к сюжетам и образам Востока.
«Индия. Бенарес. Путешествие по Индии и Цейлону». 1914 год. Картон, темпера. 68х101 см. Частное собрание

45cd5e6a1e0ab7.jpg

«Бенарес. Этюд с натуры. Путешествие по Индии и Цейлону». 1914 год. Картон, темпера. 48х67 см. Частное собрание Р.Д. Бабичева.

55cd5e704a9802.jpg

В 1914 году в Москве Алексей Ильич познакомился с землячкой – Ксенией Степановной Тихоновой, которая училась в то время в Москве на Высших женских курсах Герье. Она была дочерью купца, первого председателя биржевого комитета Хлебной биржи, впоследствии гласного Саратовской городской думы Степана Григорьевича Тихонова.
«Война 1914. В перевязочной. Эскиз. На фронте империалистической войны». 1916 год. Бумага, карандаш, акварель, тушь, перо. 14х21 см. Частное собрание.

65cd5e7a977425.jpg

Девушка очень приглянулась Алексею Ильичу, и это чувство оказалось взаимным — в августе 1915 года они обвенчались в Москве. Ксения Степановна впоследствии стала известным искусствоведом.
«Голова девушки». 1915 год, Бумага, ксилография 25,3 x 17,9

35cd5e873076d0.jpg

В 1915 году после начала Первой мировой войны, Алексей Кравченко был мобилизован на юго-западный фронт в качестве художника и фотокорреспондента и был прикомандирован к 1-му дворянскому санитарному отряду Его рисунки и фотографии с фронта печатались в газетах и журналах, корреспондентом которых он оставался вплоть до демобилизации летом 1917 года.
«У кузницы». 1915 год. Бумага на оргалите, темпера. 48,6х6,2 см. Государственная Третьяковская галерея.

75cd5e8dbb4585.jpg

В конце ноября 1917 года в результате известных событий семья Кравченко переезжает в Москву, в квартиру дома в Чистом переулке. Но уже через несколько месяцев, в марте 1918 года, по распоряжению наркома просвещения А. В. Луначарского Алексея Кравченко направляют в Саратов для руководства делами изобразительного искусства.В Саратове Алексей Ильич возглавил губернскую комиссию ИЗО и стал директором Радищевского музея.
«Замоскворечье». 1915 год. Картон, темпера. 33,х54,5 см. Частное собрание.

85cd5e9383ccbc.jpg

30 сентября 1919 года в результате прокатившейся по стране, в ответ на теракт в Московском Комитете ВКП(б),очередной волне красного террора, был расстрелян органами ВЧК отец Ксении Степановны, «помещик Тихонов Степан Григорьевич, владелец 800 десятин земли».
«Лунная ночь. Река». 1919 год. Холст на оргалите, масло. 70х67 см. Государственная Третьяковская галерея.

95cd5e9bed96a0.jpg

Семейная собственность оказалась конфискованной. Кравченко с женой и дочерью жили в Саратове до 1921 года, где он наряду с руководством Радищевским художественным музеем, организовал графический факультет и стал его деканом.
«Древний русский город. Струги красные». 1916-1917 годы Картон, масло. 65х87 см. Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан.

105cd5ea1b1e313.jpg

Кроме этого, Алексей Ильич возобновил в это время свою работу в стенах музея Боголюбовского рисовального училища, переименованного в Высшие свободные художественно-технические мастерские; и плодотворную творческую деятельность – преподавание в одной из мастерских училища,создание множества живописных работ, офортов и ксилографий, выполнение декораций для Саратовского драмтеатра, работа в области монументального искусства…
«Эскиз декорации к пьесе «Спартак». 1915-1921 годы Холст, масло. 63х78 см. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

115cd5ea8054855.jpg

А ещё Алексей Кравченко занимался плакатом и монументальной пропагандой. И продолжалось это всё до февлаля 1921 года, когда после посещения Саратова и Покровска А. В. Луначарским и его встречи с Кравченко в стенах Радищевского музея, где нарком дал положительную оценку деятельности художника, Луначарский отозвал его в Москву.
«Пейзаж с сухим деревом». 1918 год. Карт, масло. 12,2х18 см. Частное собрание.

125cd5eb0d295a5.jpg

В 1921 году по возвращении в Москву Кравченко быстро приобрёл известность как большой мастер гравюры и офорта.
«Прах Ленина в Колонном зале дома Союзов. В дни скорби». 1924 год. Цветная линогравюра. 49х36 см. Государственная Третьяковская галерея.

135cd5ec129ec47.jpg

В 1922 году Алексей Ильич Кравченко был избран действительным членом Академии художественных наук.
«Искусство на службе социализма. Иллюстрация для обложки журнала ВОКС». Гравюра на дереве. 16,7х14,4 см.

145cd5ecb3a387c.jpg

В 1925–1926 годах Алексей Ильич путешествовал по Италии и Франции. На Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже 1925 года Алексею Кравченко единогласно всеми членами жюри была присуждена высшая награда Grand Prix.
«Венеция. Площадь святого Марка». 1926 год. Цветной офорт. Государственная Третьяковская галерея.

155cd5ed2c301ac.jpg

«Париж. Бульвары». 1926 год. Холст, масло. 71х62 см. Пермская государственная художественная галерея.

165cd5edddc87b4.jpg

Будучи замечательным книжным иллюстратором, Кравченко с 1923 по 1940 год создал множестенные гравюры к произведениям двадцати трёх русских, советских и зарубежных авторов, отдавая предпочтение А. Пушкину, Н. Гоголю, О. Бальзаку, С. Цвейгу. Мастер выполнил множество экслибрисов как для отдельных лиц, так и для выставок, различных учреждений, церквей, Кремля, мавзолея и др.
«Дом на пригорке», бумага, частное собрание.

23684.jpg

А в 1924 году Кравченко становится учредителем художественного объединения «Четыре искусства», которое состояло из живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов (В. Мухина, К. Петров-Водкин, В. Фаворский, А. Щусев и др.). Членом-учредителем этого художественного объединения Алексей Ильич оставался вплоть до 1931 года.
«Обучение грамоте». Холст, темпера. 77х100 см. Частное собрание.

205cd5f1436add7.jpg

Осенью 1925 года Кравченко уехал с женой в Италию, работал в Венеции, Флоренции, Сан-Джиминьяно, Пизе, Риме.
«Венецианский ужин». 1925 год. Холст, масло. 44х35 см. Частное собрание.

265cd5f25a03661.jpg

В 1927 году в Париже Алексей Ильич Кравченко открыл персональную выставку в галерее Леона Пишона «Катр Шемен».
«Три купальщицы». 1922 год. Холст, масло. 70х61 см. Частное собрание.

275cd5f2eec99d2.jpg

В 1929 году Кравченко совместно с В.Кандинским, В.Маяковским, Л.Поповой, А.Родченко, В.Степановой посетил Нью-Йорк по командировке ВОКС для организации художественного Отдела павильона СССР на международной выставке художественной промышленности. Здесь он, помимо организационной работы, выполняет серию гравюр на дереве «Нью-Йорк».
‘Афиша выставки советской графики в Нью-Йорке». 1929-1930 годы Цветная линогравюра. 56х35,5 см.

175cd5ee561c783.jpg

В 1930-х годов Алексей Кравченко неоднократно совершал творческие командировки по Советскому Союзу; побывал на ряде индустриальных строек 1930-х (Днепрострой), посетил Эстонию, Северную Осетию, Грузию, Армению, Азербайджан, Черноморское побережье, путешествовал по Волге для ознакомления с индустрией Волжских заводов.
«Днепрострой». 1930 год. бумага, линогравюра 31 х 48

195cd5f102acbe0.jpg

В 1935 году Алексей Ильич Кравченко был назначен профессором Московского института изобразительных искусств.
«Купальщицы у реки». 1927-1928 годы Холст, масло. 65х85 см. Государственная Третьяковская галерея.

295cd5f3bf2a66c.jpg

Алексей Ильич Кравченко работал преимущественно как график в техниках офорта, ксилографии, линогравюры; часто обращался к техникам темперы и акварели.
«Купальщицы». 1927 год. Цветной офорт (2 доски), сухая игла. 11,7х11,5 см

285cd5f36009dca.jpg

Писал пейзажи, портреты, этюды обнаженной натуры, занимался книжной иллюстрацией, экслибрисом.
«Индийская сказка». 1926 год. Создана на основе натурных этюдов, выполненных во время путешествия по Индии и Цейлону. Холст, масло. 123х158 см. Самая дорогая картина А.И. Кравченко, проданная на аукционе Сотбис в Нью-Йорке 4 ноября 2010 г. за 1.482.500 долларов США.

515cd5fb2c7cf80.jpg

Создал пейзажные серии «Русский пейзаж» (1906–1916), «Индия» (1913–1914), «Италия» (1910–1911, 1925–1926), «Париж» (1926), «По Кавказу» (1934), бытовые и индустриальные циклы «Жизнь женщины в прошлом и настоящем (1928), «Мавзолей В. И. Ленина» (1930–1933), «Днепрострой» (1930–1931).
«Архангельское. Вид на верхнюю террасу». 1922-1923 годы Холст на картоне, масло. 20,5х25,5 см. Частное собрание

305cd5f429a1cc3.jpg

Живопись Кравченко сильно отличается от графики по тональности и настроению. Часто лирическая, и откровенно чувственная палитра поздних работ Кравченко характеризуется абсолютной и неограниченной свободой, являющейся следствием безудержного личного самовыражения.
«Париж. Новый мост». 1926 год. Холст, масло. 64,5х76 см. Частное собрание.

315cd5f4ad77ef9.jpg

Несмотря на то, что он продолжал писать на протяжении всей жизни, Кравченко никогда не выставлял свою живопись, опасаясь быть обвинённым в «буржуазном формализме».
«Поцелуй». 1929 год. Холст, масло. 84х79 см. Частное собрание.

505cd5fa82891bb.jpg

Живописные работы, написанные им после революции 1917 года, были впервые показаны лишь в 1973 году в залах Академии художеств СССР в Москве.
«Натюрморт в Архангельском». 1922 год. Картон, масло. 77,5х65 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, г. Саранск

335cd5f51674576.jpg

Алексей Ильич Кравченко принимал участи во многих международных выставках и выставках советского искусства за рубежом, в том числе: Первой русской художественной выставки в Берлине (1922), XIV, XVII, XVIII Международных выставках искусств в Венеции (1924, 1930, 1932), художественно-декоративных искусств в Париже (1925, Гран-при), «Искусство книги» в Лейпциге (1927) и Париже (1931), 3-й выставке гравюр на дереве в Париже (1928), выставках советского искусства в США (передвижная, 1924–1925), Токио (1927), Лондоне (1928), Нью-Йорке, Амстердаме (обе — 1929) Вене, Берлине, Стокгольме (все — 1930), Праге, Цюрихе, Йоханнесбурге (все — 1931), Кенигсберге (1932) и других.
«Архангельское. Осень». 1922-1923 годы, Холст, масло. 49,5х63 см. Частное собрание.

345cd5f56ca12f1.jpg

Кравченко был членом и экспонентом Московского товарищества художников (1913–1922, с перерывами), объединения «4 искусства» (1925–1929).
«Усадьба среди деревьев. Подмосковные этюды». 1930 год. Картон, масло. 12,4х18 см. Частное собрание.

355cd5f5d988152.jpg

Кравченко экспонировал свои произведения на выставках Союза русских художников (1922–1923), «Мира искусства» (1924), общества художников «Бытие» (1925); юбилейных выставках «Гравюра СССР за 10 лет», «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции, «Графическое искусство в СССР», «Русская ксилография за 10 лет» (все — 1927), художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), «Художники РСФСР за 15 лет» (1933–1934) в Москве и Ленинграде и многих других.
«Архангельское. Партер с вазой». 1922-1923 годы Холст на картоне, масло. 21×18 см. Частное собрание

365cd5f638e1901.jpg

С 1932 года Алексей Ильич Кравченко являлся членом Союза художников СССР; членом правления и бюро графической секции МОССХ, членом Совета Государственной Третьяковской галереи.
«В цеху». 1930-е годы, Линогравюра.

375cd5f6abf3cd9.jpg

В период 1935-1940 годов Алексей Кравченко преподавал в Московском государственном художественном институте , являлся профессором.
«Сбор винограда». 1939 год. Холст, пастель, темпера. 100х78 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

385cd5f713e6445.jpg

Интенсивная творческая, организационная и преподавательская деятельность художника очень пагубно сказалась на его здоровье – не выдержало сердце.
«И.В. Сталин на строительстве канала Москва-Волга». 1935-1938 годы. Офорт, акватинта. 49,5х43 см, частное собрание

395cd5f78d151ba.jpg

Алексей Ильич Кравченко скончался 31 мая 1940 года в своей мастерской в Подмосковье, на Николиной Горе. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Могила Алексея Ильича Кравченко и его жены на Новодевичьем кладбище в Москве.

kravchenko_ai.jpg

Мемориальная доска Алексея Ильича Кравченко на доме в Москве, Чистый переулок, 8.

142071488_FOTO_Memori_doska_AI_Kravchenko_Moskva_CHistuyy_per_8.jpg

Произведения Алексея Ильича Кравченко находятся в крупнейших музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусство им. Пушкина, Метрополитен-музей в США, музей им. Радищева, Энгельсский краеведческий музей, многочисленные частные коллекции у нас в стране и за рубежом.
«Портрет поэтессы Веры Инбер». 1938 год. Гравюра на дереве. 10,7х11 см.

405cd5f8175e475.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .