Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cb25aa5306d7.jpg

Выпуск 330. Корин Алексей Михайлович(1865-1923).

Герой нашего сегодняшнего повествования — Алексей Михайлович Корин, замечательный русский художник, член Товарищества Передвижных Художественных выставок, профессор Московского Училища живописи, ваяния и зодчества.

Современники одинаково положительно характеризовали работы Алексея Корина во всех жанрах живописи. П.В. Кузнецов, М.В. Нестеров и В.Н. Бакшеев видели в нем талантливого мастера портрета. Исследователь творчества художника В.М.Лобанов называл Корина-пейзажиста подлинным певцом русской природы.

Судьба художника Алексея Михайловича Корина по-своему драматична. Талантливый живописец, автор многочисленных портретов, пейзажей и жанровых композиций, — он был со временем почти совсем забыт, и имя его лишь эпизодически появлялось в мемуарной литературе и специальных изданиях.

Попробуем исправить эту несправедливость и ещё раз вспомнить творчество этого замечательного художника.

Итак, мы начинаем…..

cca476fedbcb558bd92df263cb0683b85ccac876e7cb3.jpg

Алексей Корин родился 16 марта 1865 года в селе Палех Вязниковский уезда, Владимирской губернии, Российской империи в семье палехских крестьян-иконописцев. Дед, Николай Илларионович, владел мастерской иконописи и был известным в округе мастером палехской миниатюры. Увлечение рисованием пришло к Алексею в раннем детстве, мальчик рисовал на всём, что попадалось под руку.
«Пастушки». Холст, масло 36,5 х 50. Донецкий областной художественный музей. Донецк

95ccae94416442.jpg

Позднее Алексей увлёкся светской живописью, чего отец, учитывая его профессиональное занятие иконописью, совсем не одобрял, надеясь, что сын пойдёт по его стопам по стезе иконописца.
«Тёплый день», 1910 год, холст, масло, 31х 21 см, частное собрание

___1_~1.JPG

Первым учителем будущего живописца был его дядя, художник Дмитрий Николаевич Корин, отец известных впоследствии живописцев Михаила, Александра и Павла Кориных.
«За книгой», 1900 год, Холст, масло, Дальневосточный художественный музей

35ccae164c429b.jpg

С 1875 по 1876 год Алексей по требованию отца проходил обучение в школе при иконописных мастерских Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад. В 1876 году мальчик решил ослушаться отца и сбежал в Москву, где начал обучение в иконописной мастерской Шокорева (Шоколова), но уже в следующем году оставил её.
«Цыганский табор». 1902 год, холст, масло. 68х70 см, Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

9180_900.jpg

В 1884 году Алексей Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества,сначала вольнослушателем, а затем в основной состав учащихся в головной класс, так как был хорошо подготовлен по рисунку и живописи. Его учителями были известные педагоги: братья Сорокины, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов.
«Речной пейзаж с буксиром». 1900-е годы. Фанера на оргалите, масло, 44,4х53,5 см. Частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_15ccaef9378093.jpg

Годы учения для будущего художника были нелегким испытанием на жизненную стойкость, но тяжелые бытовые условия не помешали ему в профессиональном росте. Живописные и графические работы неизменно заслуживали высших оценок.
Плес. Красная мельница. 1896. холст масло 51х76 см, Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

DFF00530.JPG

Начиная с 1885 года Алексей Корин принимал активное участие в выставках художественного кружка «Среда» и Московского общества любителей художеств.
«Портрет девочки». 1888 год, Холст, масло 60х50 см, частное собрание

125ccaea8d35eef.jpg

В 1889 году при выпуске из училища за картину «После обедни» Алексей Корин был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника.
«Француженка», холст, масло, Частное собрание.

sub_24359.jpg

Летом того же года Корин вместе с И.И. Левитаном, М.Х. Аладжаловым, В.Н. Бакшеевым, А.С. Степановым, выезжал на пленэр на Волгу, в город Плёс.
«Деревня Лазарево», 1888 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

art_52_05_07.jpg

В последующие годы Корин часто жил и работал в Плёсе, многократно увековечивая его в своих произведениях. Плес всегда очаровывал художника и стал одним из любимых и плодотворных мест пленэра. По мнению искусствоведа Г.В. Жидкова, Корин в пейзажах «выступает в качестве художника, замечательно видящего и чувствующего природу, находящего прекрасные художественные средства для запечатления ее в живописных произведениях».
«Поле ромашек». 1909 год, картон, масло 49х61 см, Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

8767_900.jpg

В 1890 году Алексей Корин был удостоен второй премии Московского Общества Любителей Художеств, в 1891 и 1892 — годах первых премий за портреты.
«Портрет Н.С. Аммосова», 1890-е годы, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

65ccae43a2c577.jpg

С 1891 года Корин принимал участие в выставка и деятельности Товарищества Передвижников, а вскоре после этого, на Корина обратили внимание многие известные коллекционеры того времена, например, Павел Третьяков. Особенно популярными оказались жанровые картины Корина, у которых была интересная деталь — практически для всех них художнику позировали его друзья, родственники и знакомые.
«Портрет Н.В. Медынцева». 1896 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея. Москва

55ccae2bb1948a.jpg

В 1892 году Алексеем Михайловичем Кориным была написана картина «Больной художник», получившая высокую оценку таких мастеров как Репин И. Е. и Стасов В. В. В 1892 году Павел Третьяков приобрёл для своей коллекции картину «Больной художник».
«Больной художник». 1892 год, Холст, масло. 78.2 x 109 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

36776586_2060515464197599_8347268999905542144_n.jpg

1 октября 1894 года Алексей Михайлович Корин «постановлением его императорского высочества, августейшего попечителя Училища живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества, великого князя Сергея Александровича определен в должности преподавателя рисования и живописи Училища». За Кориным закрепили головной класс, в котором учащиеся писали и рисовали головы натурщиков, а также гипсовые образы.
«Весна». Бумага на картоне, масло. Размер 19 х 23,5 см., частное собрание

5816_2.jpg

У Я.Д. Минченкова, художника, мемуариста, остались следующие воспоминания о том времени: «Пожалуй, никто из преподавателей Московского училища живописи не пользовался среди учащихся такой симпатией, как Корин. В его натуре была необычайная теплота, скромность и искренняя готовность оказать всяческую помощь ученикам. И внешность его — спокойная, особо мягкая — отвечала его характеру. Запомнилось его слегка смуглое лицо с нависшими густыми черными прядями волос, из-под которых глядели вдумчивые, немного грустные глаза. Речь его была ровная, спокойная, голос — мягкий, густой баритон. Он никогда не сердился, не повышал тона, а, указывая на ошибки ученика, как будто советовался с ним о мерах для исправления недочетов, не прибегая к своему преподавательскому авторитету». Алексей Корин преподавал в звании профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества до 1917 года.
«Бурлаки». 1897 год, Холст, масло 84 х 174 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Sm_eRww-Dus.jpg

Алексей Корин преподавал в начале 1900-х годов — в Центральном Строгановском училище технического рисования. Участвовал в организации художественного отдела Тобольского музея (1900), Вятского художественно-исторического музея (1910).
«Комната художника в имении Марьино». холст масло, частное собрание

8a1588392b7eb764ba9bc78fff138619.jpg

С 1900 года Алексей Корин жил преимущественно в Москве, только на лето уезжая в деревню Марьино. После Октябрьской революции Алексей Михайлович окончательно оставил Москву и жил уже только в деревне, где уже давно организовал собственную художественную мастерскую.
«Окно», 1912 год, Холст, масло 62 х 54, Донецкий областной художественный музей, Донецк

85ccae4e19fc73.jpg

Персонажами бытовых картин Алексея Корина являлись, как правило, реальные люди из его окружения. Это дед Корина Николай Илларионович в картине «За чайком», его теща Александра Флегонтовна Аммосова (урожд. Воскресенская, сестра архитекторов С. Ф. Воскресенского и Ф. Ф. Воскресенского) в картине «Опять провалился», также близкие и знакомые художнику люди изображены на картинах «Перед уходом в гимназию», «У открытого окна» и многих других.
«Опять провалился». 1891 год, Холст, масло. 58 x 52.5 см, Калужский областной художественный музей

45ccade180f70d.jpg

В 1900-1910-е годы Алексей Михайлович Корин пишет много интересных портретов, участвует в росписях храма Александра Невского в Софии (Болгария), создает замечательные полотна, связанные с Русским Севером, не пропускает ни одной выставки Передвижников.
«Портрет врача Чекалова Ф. П». 1910 год, холст, масло, частное собрание

DFF00483.JPG

«Большая вода», 1902 год, холст, масло, частное собрание

korin.jpg

Со временем, от чрезмерной работы и крайнего нервного напряжения художник почти потерял зрение. Из-за этого ему пришлось оставить преподавание в Училище и заняться лечением. Постепенно зрение вернулось, но прежнее спокойствие, добродушие, мягкость характера были уже нарушены. В голосе слышались раздражительность и тоскливая, просящая нотка мольбы: «дайте же мне отдохнуть!»
«Возле церкви», 1921 год, картон, масло, 38 х 39, Частное собрание

038_10.jpg

После Октябрьской революции 1917 года Алексей Михайлович Корин окончательно поселился в деревне Марьино, где у него была своя мастерская. Художник участвовал во 2-й Государственной выставке картин 1918—1919 в Москве и 3-й Государственной выставке картин в Рязани.
«Две девочки». 1910 год, холст, масло, частное собрание

115ccae9c6012e0.jpg

В конце 1922 года Алексей Михайлович тяжело заболевает и 13 февраля следующего года умирает. Его похоронили в деревне Марьино Тверской губернии на маленьком кладбище, недалеко от дома, на строительство которого у художника ушли последние силы. Дом в последствии сгорел, а могилу разрушили немецкие солдаты в годы Великой Отечественной войны.
‘Летний пейзаж с домом». 1918 год, холст, масло, Частное собрание

75ccae20bcf0a4.jpg

В апреле 1923 года на своей последней 48-й выставке Товарищество передвижников почтило память художника посмертной экспозицией из 35 работ. Затем отдельные произведения показывались на вернисажах, на выставках в 1981 году в Москве, в зале Союза художников РСФСР и в 1995 году в Плесе в Доме-музее И.И. Левитана к 130-летию со дня рождения.
«Любитель», 1897 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург

_1897_~1.JPG

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .