Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5cb25aa5306d7.jpg

Выпуск 326. Дворников Тит Яковлевич(1862-1922).

Среди художников, живших и работавших в Одессе на рубеже XIX-XX веков, вслед за К. Костанди и П. Нилусом всегда называют имя еще одного представителя южнорусской художественной школы – пейзажиста Тита Яковлевича Дворникова.

«Дворников делал удачные портреты, но вся сила его таланта проявилась в пейзаже. После него осталось множество этюдов, которые показывают, как внимательно и неустанно изучал он природу; но из сравнения его этюдов с соответствующими картинами делается ясным, как богата была его фантазия, основанная на превосходной зрительной памяти. С редким мастерством он выбрал разнообразные и красивые мотивы.»
(Профессор Лазурский о творчестве Тита Дворникова )

Тит Яковлевич Дворников – представитель младшего поколения Товарищества южнорусских художников, один из самых поэтичных украинских художников рубежа XIX – начала ХХ вв. Прежде всего это был мастер лирических, камерных пейзажей, которые с любовью передают уголки родной природы.

Судя по немногим дошедшим до нас свидетельствам его современников, Тит Дворников был человеком тихим, немногословными очень стеснительным. В нем не было внешнего блеска и светских талантов, но друзья “знали его со всем его чутким благородным умом и ребяческой застенчивостью»
Наше сегодняшнее повествование о нём…..

eYtD1Krvaio5cb6d2bdb11df.jpg

Тит Яковлевич Дворников родился 13 февраля 1862 года, в селе Мащенко, Курской губернии, Российской империи в крестьянской семье. Отец Тита принадлежал к сословию государственных крестьян, которые в отличие от помещичьих считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле.
«Сирень цветет».Холст, масло, 66 x 88. Одесский художественный музей

141373182_14873.jpg

Рисованием увлёкся в детстве, чему родители мальчика не препятствовали. Когда семья Тита перебралась в Харьков, где его отец занялся выпечкой хлеба, помогал отцу, одновременно посещая занятия в местной рисовальной школе.
«Околица». 1910-е годы, Бумага, акварель, 20 х 27, Донецкий художественный музей

89488_original.jpg

Позже Тит Дворников продолжил своё художественное образование в Одесской рисовальной школе у К. К. Костанди, и на всю жизнь остался его учеником и почитателем.
«Двор музея», Холст, масло. 66 x 89 см, Одесский художественный музей, Украина

205cb6f5d7e59fd.jpg

Как отмечали художественные критики того времени, в пейзажах Дворникова всегда присутствовала чистота тона, сочность цветовой палитры, ощущение света и пространства, эмоциональное обобщение, убедительное ощущение камерности, созерцательности мотивам. Творчество художника отражает всё многообразие художественных стилей ведущих представителей Одесской школы живописи.
«Осенний пейзаж». 1892 год, Картон, масло, 21 х 29, Донецкий художественный музей

235cb705f822e7e.jpg

В 1893 году Тит Дворников одним из первых примкнул к Товариществу южно-русских художников, впоследствии активно участвовал во всех выставках этого общества.
«Баржи», Холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

141373163_23858.jpg

С 1895 года Тит Яковлевич Дворников стал экспонентом, а с 1912 года членом Товарищества передвижных художественных выставок.
«Зимний день», 1898 год, холст, масло, Одесский художественный музей

255cb7074f6f619.jpg

После окончания в 1897 году Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Дворников, получив право преподавания рисования, черчения и чистописания, многие годы преподавал чистописание в гимназиях города Одессы, а с 1898 года в Художественном училище города. “Жизнь сложилась так, что свое свободное творчество он должен был надолго оставлять, чтобы ради заработка заниматься школьным преподаванием”, – вспоминал А.М. Дерибас.
«Уголок Дачи», 1910 год, 700×463, Частное собрание

225cb6f8b373843.jpg

В 1909-1910 годы Тит Дворников был активным участником I-го Салона В. Издебского.
«Осенний пейзаж» 1890 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, москва

1482781004bd44e-original-1.jpg

В 1913 году Тит Дворников получил должность преподавателя живописи в Одесском художественном училище. В 1915 году временно возглавлял Городской музей изящных искусств.
«Зимнее солнце». 1912 год, Холст, масло, 88,6 х 115 Одесский литературный музей.

90128_original.jpg

Этюды и пейзажи – это были две страсти Тита Дворникова. Он обожал наблюдать за природой, ловить ее состояния. Именно благодаря этой тяге к отражению сиюминутности Тит Дворников мог поспорить в художественной плодовитости с любым одесским художником – так много он писал.
«Подворье». Первая четверть XX века. Картон, масло, 21 х 29. Частное собрание

90927_original.jpg

С успехом писал Дворников и портреты, проявив себя в этом более редком для его творчества жанре, как тонкий психолог и внимательный портретист.
«Портрет жены художника», Холст, масло. 43 x 32 см, Национальный художественный музей Украины, Киев

141373169_21261.jpg

Однако, главное в его творческом наследии — это множество этюдов, которые показывают, как внимательно и неустанно изучал он природу. Из сравнения его этюдов с соответствующими картинами делается ясным, как богата была его фантазия, основанная на превосходной зрительной памяти.
«У озера». 1912 год, Бумага, пастель, 41,5 х 52, Частное собрание

89293_original.jpg

С редким мастерством он выбирал разнообразные и красивые мотивы. Усердная работа пастелью очистила тон его красок, а постоянное радостно-любовное настроение светится в его картинах лирической прелестью.
«Осенний снег». Холст, масло, 63 x 97. Одесский художественный музей

17.JPG

Удивительный пейзаж «У моря» из коллекции Музея русского импрессионизма заслуживает нашего особого внимания. Написанный густыми пастозными мазками голубого и бледно-желтого оттенков он никого не оставляет равнодушным. В центре композиции, за столиком, расположились беседующие дамы. Они увлечены разговором и прекрасным морским видом и даже не обращают внимания на художника.
«У МОРЯ», 1912 год, холст, масло, 50X61, Музей русского импрессионизма, Москва

(15)-029.jpg

Фигуры героинь полотна не прорисованы, а только лишь намечены при помощи цветных пятен. И уже воображению зрителя предоставлена возможность достроить все остальное. Пятно желтого цвета – блузка, пятно коричневого цвета – шляпа, пятно синего цвета – юбка, пятно – стул, пятно – стол. Живописная мозаика, невольно приковывающая взгляд. Еще один яркий, густой красно-оранжевый мазок – и готов пояс одной из сидящих дам. Это цветовое решение создаёт всей картине атмосферу радости и праздничности.
«Терраса». Конец XIX — начало XX века. Бумага коричневая, гуашь, белила, 38 х 24. Частное собрание

91405_original.jpg

Тит Дворников регулярно принимал участие в выставках. Важными для его творчества были выставки товарищества южнорусских художников в Одессе (1894—1914 годов), товарищества независимых художников (1918—1919 годов). Посмертные персональные выставки художника состоялись — в Одессе (1926, 1988), Киеве (1941).
«Вечерние тени», 1915 год, холст, масло, частное собрание

255cb6fc723961b.jpg

Дворников часто изображал в своих произведениях Одесский порт в разные времена года и разное время суток, виды любимой Одессы и её окрестностей, разнообразные пейзажные мотивы, связанные с городом.
«Зимняя пристань». 1900 год, Холст, масло, 68,5 х 93,5, Одесский художественный музей

37059-89c2d-78989434-m750x740-u0c35e.jpg

В Николаевском областном художественном музее им. В.В. Верещагина экспонируется картина «В Хаджибейском парке», которая представляет один из таких видов. На полотне изображён романтический уголок вечернего парка. Справа находится скамья, на которой сидят лицом друг к другу две темноволосые женщины в светлых одеждах, выделяющихся на фоне тёмной зелени.
«В Хаджибейском парке», холст масло, Художественный музей им. В.В. Верещагина, Николаев

4215cb6e9b239d2f.jpg

Всё как будто случайно, могло бы быть размещёно и по-другому, но только потом становится понятно, как строго отобраны и скомпонованы все детали. Это сделано незаметно, поэтому создаётся впечатление свободы и простоты творчества.
«Осенний пейзаж», 1890 год, холст, масло, частное собрание

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_15cb708e818a08.jpg

Наиболее известными произведения художника являются: «Музейный двор», «Облачный день», «Автопортрет», «Тихая заводь»,

245cb6fbe5b5b6c.jpg

«Хризантемы» (1890-е гг.), «Зима» (1892), «Осень» (1894), «зимнее утро» (1895), «Телята» (1897), «В Одесском порту» (1900), «Сумерки» (1903), «зимний пейзаж» (1909), «У моря» (1912), «Художник В. Бальц», «Порт ночью» (1921).

235cb6fabf83961.jpg

Дворников одинаково хорошо писал самые разные времена года, хотя, по собственным утверждениям, отдавал предпочтение зимним пейзажам. Примечательна работа художника «Зимний день», исполненная художником на картоне в 1892 году. Глядя на картину зритель невольно чувствует непосредственность и глубокое настроение автора. По заснеженной, и практически пустой городской улице вдалеке движется одинокая фигура. Зимний день, морозный воздух, пронизанный холодным светом блеклого солнца. По обе стороны высятся, покрытые инеем деревья. Тихой умиротворённостью веет от этого полотна.
«Зимний день». 1892 год, Картон, масло, 40 х 53, Одесский художественный музей

15.JPG

Тит Яковлевич всегда много и увлечённо работал. Своей плодовитостью Дворников превосходил всех одесских художников и регулярно участвовал в выставках, однако, как и его учитель Кириак Костанди, ни разу не показал работ на персональной выставке. Первую из них организовало Общество им. К. Костанди после смерти художника, в 1926 году.
«На террасе». 1902 год, Холст, масло, 55,5 х 71 Частное собрание

91958_original.jpg

Несмотря на отсутствие внешней броскости, грустные, мечтательные пейзажи Тита Дворникова отвечали настроениям интеллигенции того времени, перекликаясь с лирической поэзией.
«Старый сад». 1896 год, бумага, акварель, 21,2 х 25,6 частное собрание

92292_original.jpg

Судя по немногим дошедшим до нас свидетельствам, Тит Дворников был человеком тихим, немногословным и очень стеснительным. В нем не было внешнего блеска и светских талантов, но друзья “знали его со всем его чутким благородным умом и ребяческой застенчивостью” (А. Федоров).
«Август». Первая четверть XX века, Картон, масло, 21 х 26,5 Одесский художественный музей

141373182_148735cb7020cf37d7.jpg

Он привлекал окружающих мягким обаянием своей личности, преданностью искусству и несомненной талантливостью. По воспоминаниям В. Муромцевой-Буниной Дворникова любил Бунин и высоко ценил как художника.
«У забора». 1910-е годы, Холст, масло, 21 х 30, Частное собрание

92545_original.jpg

В последние годы жизни, с преобразованием Одесского художественного училища в высшее учебное заведение, Тит Яковлевич Дворников стал профессором, руководителем мастерской живописи. Занятия с учениками были важной частью его жизни. По свидетельству В. Варнеке, “мастерская заменяла Титу Яковлевичу семью”.
«Пейзаж с монастырём» 1898 год, холст, масло, Частное собрание

185cb6f3ec7e389.jpg

Умер Тит Яковлевич Дворников 28-го октября 1922 года, на 61-ом году жизни, от тяжелой болезни (рак легких). Его похоронили на Втором Христианском кладбище в Одессе, рядом с К.К. Костанди. Сегодня их могилы находятся на 22 участке этого старого одесского кладбища.
Место захоронения Тита Яковлевича Дворникова на одесском кладбище

165cb6eaefd07b6.jpg

Работы Тита Дворникова сегодня украшают экспозиции музея Академии художеств в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Одесского художественного музея, Одесского литературного музея, Донецкого художественного музея, многочисленные частные коллекции у нас и за рубежом.
«Одесса», 1914 год, холст, масло, Частное собрание

92720_original.jpg

В свое время писатель и художник Н. Вучетич отозвался о картине Дворникова “У озера”: “Она написана так просто и правдиво, в таких верных и симпатичных тонах и с таким чисто весенним настроением, что, всмотревшись в нее, вы никак не можете отрешиться от впечатления, что перед вами сама натура”. Думается, эти слова можно отнести ко всему творчеству этого выдающегося мастера.
«У озера», 1910 год, холст, масло, Частное собрание

572485.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .