Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c8f6cedc4d9b.jpg

Выпуск 324. Горбатов Константин Иванович(1876-1945).

Наш сегодняшний рассказ о ярком представителе русского импрессионизма, человеке, влюбленном в архитектуру и пейзаж, Константине Ивановиче Горбатове, художнике, чья судьба насыщена контрастами, так же, как и его живопись. Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как он.

В предвоенные годы картинами Горбатова, вынужденного эмигрировать из Советской России в 1922 году, восхищались на выставках в Риме, Венеции, на Капри, они имели успех в Германии, где художник проживал вплоть до своей кончины.

Перед смертью Константин Горбатов написал завещание, согласно которому он просил его картины отправить в Академию художеств в Ленинграде, и воля его была исполнена.

После долгих лет забвения творчество Константина Горбатова, разделившего судьбу многих художников, покинувших Советскую Россию, приобретает все большую известность у себя на родине. Его произведения все чаще появляются на музейных выставках, в антикварных салонах, привлекая внимания своей добротностью и нарядностью.

a5fa4be777c32ab872c6e9e08dxf.jpg

Русский импрессионист, Константин Горбатов по натуре всегда был странником, учился и жил в разных городах, в разных странах. Но везде оставался русским пейзажистом.
«Зима», 1919 год, Холст, масло 108 x 162 см, Государственная Третьяковская галерея

85caea727adbca.jpg

Константин Иванович Горбатов родился 17 мая (5 мая по старому стилю) в городе Ставрополь Самарской губернии (ныне город Тольятти). Как и в любом из уездных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома над обрастающими травой деревянными тротуарами, густая тишина. А главное — была Волга, которую позже воспел Горбатов в своем цикле картин.
«Пейзаж с изгородью». 1895 год, Холст, масло, Частное собрание

18835_1457719.jpg

Школу живописца Горбатов начинает проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф.Е. Бурова, а с 1896 по 1903 год он живет в Риге.
«Вид на старый город», Холст, масло, 1910 год, частное собрание

35caea7b90e88e.jpg

В 1896 году Горбатов поступил на строительное отделение Рижского политехникума и продолжил обучение живописи в студии Джона Кларка.
«Зима. Оттепель», 1910 год, Холст, масло 111.5 x 138 см, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

95caea82b0ecb5.jpg

В 1903 году Константин Горбатов переехал в Петербург и в этом же году начал обучение в знаменитом Училище технического рисования им. барона Штиглица,
«Зимний пейзаж с церковью», 1925 год, Холст, масло, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

115caea9ec4c96a.jpg

В 1904 году Константин Горбатов поступил на архитектурное отделение Академии художеств. С 1905 по 1911 год Горбатов учился на живописном отделении Академии художеств у В. Е. Дубовского и А. А. Киселёва.
«Великий Новгород». 1910 год, Холст, масло, Частное собрание

145caeab0817c9c.jpg

Начиная с 1905 года Константин Горбатов регулярно выставлялся на весенних выставках передвижников, выставках «Товарищества независимых» (1910, Петербург), и выставках русского искусства в Париже, Венеции, Мюнхене.
«Набережная старого города». 1915 год, Холст, масло. 50 x 62 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

18652_1457700.jpg

В 1911 году за картину «Приплыли»(местонахождение неизвестно) Константин Алексеевич Горбатов получил звание художника, заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене.
«Старый Новгород. Баржи». 1911 год, Холст, масло. 107 x 142 см, Частное собрание

18700.jpg

В 1912 году 35 — летний Константин Горбатов отправляется в Рим как пенсионер Академии художеств. Сначала работал в Вечном городе, а потом по приглашению Горького переехал к нему на остров Капри.
«Капри». 1913 год, Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 35 x 47 см, Частное собрание

18750.jpg

На Капри вокруг Горького в это время собралась большая группа молодых художников из России — Горелов, Бродский, Фалилеев, Вещилов… Алексей Максимович сразу выделяет из нее своего земляка-волжанина Константина Горбатова,
«Капри», 1913 год, Холст, масло. 75 x 100 см, Частное собрание.

187505caeae68a2004.jpg

Они много времени проводят вместе, мэтру русской литературы очень импонировала живопись Алексея Горбатова, с которым они регулярно, дважды в неделю обходили мастерские молодых художников.
«Набережная в Венеции», 1914 год, Холст, масло, Частное собрание

18850.jpg

После Италии, Горбатов много путешествовал по Европе, но нигде подолгу не задерживался. Его невыносимо тянуло домой в Россию писать родные и такие милые сердцу пейзажи родных мест.
«Улица провинциального города». 1920 год, Холст, масло. 83 x 140 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

10532_1444875.jpg

Уже в России, вернувшись из Европы, Константин Алексеевич много и плодотворно работает, словно стараясь наверстать упущенное время. Теперь главная тема его картин родная природа, виды северных городов: Пскова, Новгорода,
«Псков». 1905 год, Холст, масло, Частное собрание

a003829184-0015caea43e18f36.jpg

— а также маленьких волжских и самой Волги, с такими близкими и любимыми силуэтами кривых берез на переднем плане картин.
«Ранняя весна. Город на реке», 1916 год, Холст, масло, Частное собрание

215caea6268403e.jpg

О неиссякаемой энергии и рабочем настрое Константина Ивановича Горбатова, его “речном” сердце писал в то время и И.Э. Грабарь: “Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы. Горбатов мог неделями пропадать на берегах рек, прислушиваясь и присматриваясь, и писать этюды, писать много и с наслаждением.
«Вид с реки на старый город», 1915 год, Холст, масло, частное собрание

45caea8e5c2c14.jpg

А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздреватым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки”.
«Провинция», 1915 год, Холст, масло, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

185caea98962239.jpg

В Петербурге Константин Горбатов не нашёл своего места в модных на то время течениях и и кружках. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А.И. Куинджи,и поздних Передвижных выставок,
«Зима. Оттепель». 1910 год, Холст, масло. 111 x 138 см, Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

10530.jpg

Широкие мазки и светлые краски представляли русскую глубинку яркой, радостной, обаятельной на полотнах Горбатова.
«Псков. Причалы». 1919 год, Холст, масло, Частное собрание

18846.jpg

Некоторая старомодность картин и добротный стиль снискали Константину Алексеевичу Горбатову большую популярность у ценителей живописи, и его картины были востребованы и хорошо раскупались прямо с выставок. Не было у художника недостатка и в частных заказах. Но после революции его доходы сошли на нет, и в 1922 году он с женой вынужден был покинуть Россию.
«Русская провинция веcной», 1922 год, Холст, масло. 74 x 90 см, Частное собрание

18726.jpg

С 1922 по 1926 годы Горбатовы жили в Италии, на острове Капри, также много путешествовали по Европе.
«Синее море. Капри». 1925 год, Холст на картоне, масло. 40 x 50 см, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.

18731.jpg

В 1926 году Константин Алексеевич с супругой окончательно поселились в Берлине, где Горбатов смог в короткое время органично войти в группу тамошних русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернака, В. Фалилеева, И. Мясоедова, С. Колесникова. Поддерживал отношения он и с русскими парижанами — на многочисленных международных выставках, в которых принимал самое активное участие.
«Портрет молодой женщины». 1925 год, Картон, пастель. 100 x 68 см, Частное собрание

18799_1457705.jpg

После отъезда из России Константин Алексеевич Горбатов имел и многочисленные персональные выставки в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Кёльне (1929), Дрездене, Риме, Копенгагене, Гааге, Лондоне.
«Парусники в море». 1929 год, Бумага на холсте, масло, Частное собрание

18858.jpg

В берлинский период жизни Константин Горбатов много путешествовал. Его маршруты пролегали в Финляндию, Великобританию, Палестину. Практически ежегодно художник посещал Италию.
«Венецианская ночь». Начало 1930-х годов, Холст на картоне, масло. 40 x 50 см, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.

18733.jpg

Работы Горбатова пользовались неизменным успехом в Германии и по сравнению с русскими белоэмигрантами он жил довольно зажиточно.
«Зимний день». 1934 год, Холст, масло. 75 x 90 см, Частное собрание

18725.jpg

После выставки русской живописи в Кельне 1929 года, организовывавший ее И.Э. Грабарь так писал о Горбатове: “Академист, лет 55, работающий «русские пейзажи», — исключительно с церквами, пропастью церквей… Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать”.
«Урожай». 1931 год, Холст, масло. 61 x 81 см, Частное собрание

18773.jpg

Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями этих картин.
«Потонувший город (Китеж?)». 1933 год, Бумага на картоне, гуашь, белила. 49 x 59 см, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская обл.

10523.jpg

Полотна Горбатова всегда исключительно позитивны. На первый взгляд художник может показаться сказочником, уж очень порой нереальными кажутся изображаемые им города и корабли.
«Городской пейзаж», 1920 год, Бумага, акварель, темпера, гуашь 64 x 88 см, Таганрогская картинная галерея

75caeb4e49c73d.jpg

На самом же деле художник ничего не выдумывал. Такие корабли на самом деле плавали по Волге каких-то 100-150 лет назад. Выстраивали их на один навигационный сезон. Переправляли на них срубленный лес.
«Псков (Жизнь на реке Пскова)», 1919 год, Картон, масло. 48 x 62 см, Частное собрание

205caeb54ed84f9.jpg

Единственное, Горбатов их разукрасил. На самом деле они были цвета отесанного светлого дерева. Так как они служили недолго, то их не красили и не смолили. Поэтому их и называли белянами.
«Беляны», 1914 год, Фанера, темпера. 52 x 64.8 см, Чувашский государственный художественный музей

15caea6adbb6a7.jpg

С начала 1930-х годов возобладавший в искусстве Германии стиль Третьего рейха сделал тему русской провинции полностью неуместной. Работы Горбатова в Германии перестали пользоваться популярностью и интерес к его творчеству сошёл на нет..
«Амальфи». 1939 год, Дерево, масло. 50 x 61 см, Частное собрание

18793.jpg

С началом Второй мировой войны Горбатовы безвыездно жили в Германии, а с началом Великой Отечественной войны им, как “неблагонадежным”, приходится дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишаются возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам регулярно продлевало шведское посольство на четырехмесячные сроки.
«Ростов Великий. На озере Неро», 1943 год, Холст, масло. 59 x 79 см, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

10520.jpg

К концу войны Горбатовы жили в страшной бедности,а каждодневные душевные муки подорвали здоровье художника. Константин Иванович сильно болел. Всего на две недели пережил он окончание Второй мировой войны и умер в Берлине 24 мая 1945 года. Детей Горбатовы не имели.
«Сельский пейзаж», 1922 год, частное собрание

a003829184-001.jpg

Перед смертью Константин Горбатов написал завещание, согласно которому все свои картины он просил отправить в Академию художеств в Ленинграде.
«Стена плача». 1935 год, Бумага на дереве, уголь, акварель. 51 x 41 см, Частное собрание

18823.jpg

Ольга Александровна Горбатова после смерти мужа так и не могла прийти в себя, постоянно сетовала соседям на опустевшую без него жизнь. 17 июня 1945 года она в черном шелковом платье, в темных чулках, чтобы никого не беспокоить ее обряжением в гроб, встала на подоконник кухни. В крюке над окном была закреплена веревка с петлей…
«Вид монастыря». 1933 год, Холст, масло. 80 x 109 см, Частное собрание

18715_1457714 (1).jpg

Последняя воля Горбатова была исполнена. Так случилось, что квартира Горбатовых досталось после них советскому капитану-танкисту. Он передал в комендатуру картины и бумаги, оставшиеся после прежних хозяев. В них нашли и завещание Константина Ивановича Горбатова: Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдет должным.
«Новгород. Пристань». 1919 год, Картон, масло. 38 x 54 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

10526.jpg

Архив и оставшиеся работы Горбатова были вывезены в СССР и в 1960-х годах поступили на хранение в Московский областной художественный музей в Новом Иерусалиме. Его наследие находится в стенах древнего ставропигиального монастыря, раскинувшегося под сенью белокаменного златоглавого собора.
«Торжок». 1917 год, Холст, масло. 82 x 137 см, Горловский городской художественный музей, Донецкая обл.

115cadc373c2a4c.jpg

После долгих лет забвения творчество Константина Горбатова, разделившего судьбу многих художников, покинувших Советскую Россию, приобретает все большую известность у себя на родине. Его произведения все чаще появляются на музейных выставках, в антикварных салонах, привлекая внимания своей добротностью и нарядностью.
«Деревенские постройки». 1903 год, Холст, масло. 48 x 68 см, Частное собрание

18748.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .