Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c8f6cedc4d9b.jpg

Выпуск 322. Виноградов Сергей Арсеньевич(1869-1938).

Картины его были замечены современниками: на выставках он получал золотые медали, а в печати публиковались положительные отзывы. Художник весь принадлежал своему делу, до конца дней оставался верен ему: «Радость работы на счастье похожа. И как же не любить мне ее, родную красавицу».
С большим терпением и трудолюбием Сергей Арсеньевич Виноградов завоевывал высокие творческие позиции в искусстве, оставляя позади старую, уже сыгравшую свою роль школу критического реализма. Впитывая новые веяние, через поиски и сомнения художник шел своим путем в творчестве, его полотна наполнены светом, воздухом, пропитаны солнцем.

Культивируя достижения пленэра, запечатлевая изменчивость жизни природы с возможной точностью, активизируя выразительность манеры, цвета, фактурных особенностей, Виноградов всегда оставался верным лирико-поэтическому направлению, преобладавшему в русском пейзаже второй половины XIX века.

xsxft07bUhU.jpg

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 года в селе Большие Соли Костромской губернии, ныне посёлок городского типа Некрасовское Ярославской области, в семье сельского священника. Окруженное березовыми рощами и еловыми лесами, с живописной речкой Солоницей, старой церковной архитектурой, село навсегда останется в памяти Виноградова.
«Обед работников» 1890 год, Холст, масло 44,5х67 Государственная Третьяковская галерея

65ca49d7738183.jpg

Любовь к рисованию проявилась у юного Сергея рано, и в не последнюю очередь, благодаря тому, что родительский дом Виноградовых соседствовал с мастерской известного иконописца Ивана Семеновича Баженова, в которой и проводил будущий художник много часов, наблюдая за работой живописца и его учеников.
«У часовни» 1892 год, Холст, масло 72х59,5 Государственная Третьяковская галерея

75ca49e4451035.jpg

В 1880-1889 годах Сергей Виноградов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у выдающихся мастеров того времени И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова.
«Бабы (Подруги)» 1893 год, Холст, масло 80,3х66,7 Государственная Третьяковская галерея

85ca49e9e0d2ac.jpg

Именно здесь Виноградов формировался как художник и первым его учителем в МУЖВЗ был профессор Евграф Семёнович Сорокин, влияние которого на учеников было огромным. Виноградов удивлялся и восхищался его методом преподавания. В мастерской, поправляя ученические работы, профессор одной коричневой краской делал показ и «так утверждал форму, что дальше уже нельзя».
«Озеро в лесу», холст, масло Частное собрание

225ca4808f0f865.jpg

Художник Владимир Егорович Маковский остался в его памяти как человек кипучей энергии и изумительной работоспособности: «Сухой, подвижный, всегда изящно одетый, даже изысканно, очень барственный облик его был, а какой-то неутомимый, жадный в живописи, к работе, продуктивный чрезвычайно. Сколько создано им произведений… Велика его любовь была к искусству, весь он в культе искусства был».
«Прогулка по осеннему лесу», холст масло Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан,
Казань

235ca4818aa59ba.jpg

Очень любили ученики и Иллариона Михайловича Прянишникова, преподававшего в классе портрета, хотя тот был требовательным и не очень ласковым. Но это внешне, в нем чувствовалась скрытая сердечность. На этюде он показывал не часто, но, когда брал кисть в руки, ученик завороженно смотрел, как «из детского живописного лепета» появлялась свободно написанная чудесная голова. После его поправок Сергей Виноградов не смел касаться мастерских мазков.
«Весна идет». 1911 год, Холст масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

245ca482b709e51.jpg

Василий Дмитриевич Поленов пришел работать в училище во вторую половину обучения Виноградова, вел мастерскую живописи, натюрморта и костюма. Художник вспоминал: «Для нас это было сенсацией: новая мастерская, новый профессор и такой непохожий на тех наших, с которыми так сжились и так любили». Отличавшийся от других учителей внешним видом, сдержанностью и даже холодностью, он вскоре также стал любим учениками, они видели, что их учитель горел искусством, узнали много нового, необыкновенного: «С большим вкусом тональной гармонии он ставил нам модели мертвой натуры и учил видеть невидимое нами раньше в живописи».
«Вид на церковь. Москва». Холст масло, Частное собрание

305ca483fe4046e.jpg

Василий Поленов особенно повлиял на манеру письма Виноградова. Занятия с мэтром позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. После ранних, по преимуществу жанровых картин, позднее уже в 1900 – 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма.
«Московская улочка». холст, масло, Таганрогская картинная галерея.

315ca485550e744.jpg

В 1888 Сергей Виноградов году получил звание классного художника.
«Бабы тульские» 1889 год, Картон, масло 68,5х49 Музей Новый Иерусалим

365ca4890384a64.jpg

В 1889 году Виноградов продолжил обучение в Петербургской Императорской Академии художеств у Б. П. Виллевальде и К. Б. Венига. В этом же году он становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
«Дорога к поместью», 1901 год, холст, масло, Частное собрание

325ca486c9e11f9.jpg

Не доучившись в Академии художеств Виноградов уезжает в Москву. Шесть лет он посещал рисовальные вечера в доме В.Д. Поленова, где его эффектные по композиции и освещению картины оценили коллекционеры Павел Третьяков, братья Морозовы, П.И. Харитоненко.
«Рабочие в ожидании парохода на волжской пристани» 1888 год, Холст, масло 66х82, Волгоградский музей изобразительных искусств

345ca488305facf.jpg

Сергей Виноградов автор ранних жанровых картин с «говорящими» названиями: «Лошадиный барышник», «Починка барки» (1888), «Обед работников» (1890), «Нищие у церковной ограды»(1899), «Поденщик», «Крестьянка», «Пастух», — в них художник помимо сюжета ищет пейзажное начало. Картины его тяготеют к простой созерцательности и бессобытийности: «Бабы», «В доме», «Выходят», «По жнивью».»У корчмы» 1887 год, Таганрогская картинная галерея

375ca48a06351b3.jpg

В начале 90-х годов художник уезжает в Харьков, где в 1891-1896 годах преподаёт живопись и рисунок в ремесленном училище. В это время художник выставляет свои картины на передвижных выставках «Товарищества», выставках «36 художников», общества «Мира искусств», «Московского товарищества художников», задумав создать наконец отвечающее своим воззрениям художественное объединение, которое получило название «Союз русских художников».
«На Волге» 1889 год, Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск

15ca48af27d589.jpg

С 1890 и по 1898 годы Сергей Виноградов преподавал рисование в харьковском ремесленном училище Это было временем становления его личности, начало самостоятельной творческой деятельности, активного участия в московских художественных выставках. Художник любил изображать деревенских баб в одеждах с украинскими национальными орнаментами, пастухов, подпасков, поденщиков.
«Баба» 1890 год, Национальный художественный музей Республики-Саха, Якутск

25ca48c468e80f.jpg

Признание и уважение харьковского окружения не отдаляла художника от московских друзей, он часто писал им, сообщал о жизни и работе, делился впечатлениями.
«Сарай» 1901 год, Холст, масло 53х74, Самарский областной художественный музей

105ca495d953584.jpg

Виноградов рвался в Москву, для него поездка в любимый город всегда была праздником, поэтому в 1898 году художник с радостью возвращается в любимый город, предвкушая интересную творческую жизнь и в полной мере осознавая ее значение в своей судьбе. К этому моменту он уже заявил о себе, его имя упоминалось в московских газетных отзывах о выставках.
«Изба» 1890 год, Холст, масло 38,4х32,3 Государственная Третьяковская галерея, Москва

35ca48f138e963.jpg

И еще одно событие в его жизни приносит ему радость. Он получил приглашение: «Милостивый государь, Сергей Арсеньевич. Общее собрание Товарищества передвижных художественных выставок от 4 марта 1899 года постановило предложить Вам вступить в число членов Товарищества, в чем Правление имеет удовольствие уведомить Вас. При этом приложен устав Товарищества». В 1899 году он становится полноправным членом ТПХВ.
«Крестьянский двор» 1890-е годы, Харьковский музей изобразительного искусства

45ca48f979cd24.jpg

В 1898 году группа молодых, талантливых, ищущих новые живописные пути художников Петербурга объединилась вокруг издаваемого С.П. Дягилевым художественного журнала Мир искусства и по его названию создала объединение. Особо поощрялось проявление индивидуальности, широкий выбор изобразительных средств. Москвичи жаждали такого объединения, в которое бы вошли художники нового мышления.Следующие выставки «Мира искусства» с влившимися в объединение новыми участниками — известными мастерами, вызвали огромный интерес у любителей искусства.В числе этих участников был и Сергей Виноградов.
«Вечер в деревне» 1900-е, Холст, масло 59,5х85 Челябинская картинная галерея

115ca4985d11e40.jpg

В Москве никто так хорошо не знал искусство импрессионистов, как Виноградов, и богатые коллекционеры охотно пользовались его советами в приобретении картин.
«Ожидание», Днепропетровский художественный музей

275ca4a72286d94.jpg

Знал он и других художников, однажды довелось быть свидетелем того, как великий Роден из витрины салона доставал изделия модного ювелира Лалика из драгоценных металлов и камней, вертел их в руках, кажется, не очень одобрял и шутил с очаровательными дамами вокруг него.
«Вечер (Сараи)» 1900 год, Холст, масло 46,5х80 Государственная Третьяковская галерея

125ca4990950786.jpg

В 1903 году Сергей Виноградов становится руководителем Союза Русских Художников, организации, программа которой интересом к русской природе, самобытности народной жизни. Это было одно из наиболее влиятельных художественных объединений в России начала XX века.
«Весна» 1902 год, Холст, масло 80,4х101,5 Государственная Третьяковская галерея

75ca494bed6f72.jpg

Много раз Сергей Арсеньевич бывал во Франции. В 1909 году, приехав на юг страны в Монте-Карло, место отдыха знаменитостей, он наслаждался колоритной жизнью курортного городка. Загорал, купался, ходил в казино, общался с французскими художниками, поэтами и работал.
«Весна», 1911 год, Холст, масло 95,5 х 95,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

265ca4a6b0f393d.jpg

В этом году художник написал этюд Монте-Карло (1909) с видом со стороны моря, расположенного на горных ступенях. В воде отражается берег с игрой огоньков, своей особой жизнью живет природа. Импрессионистическое видение помогло художнику создать картину с легкой воздушной живописью, тонкой игрой цвета.
«Монте-Карло. Этюд» 1909 год, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

15ca49a28bb053.jpg

С 1911 года Сергей Виноградов входил в «Орловское общество изящных искусств», в «Рязанское общество художественно-исторического музея», Московский литературно-художественный кружок.
«Весенний пейзаж» 1913 год, Красноярский художественный музей

65ca49412eb770.jpg

В 1912 году Сергей Арсеньевич Виноградов был избран академиком Императорской Академии художеств.
«Северная деревня» 1902 год, Холст, масло 63х86, Государственный Русский музей, С-Петербург

85ca49537d7dbf.jpg

С 1916 года Виноградов — действительный член Академии художеств. Художник активно занимался общественной деятельностью, помогая многим отделениям бедноты и крестьян в Москве, С-Петербурге, Рязани, Орле.
«С борзыми едут». 1913 год, холст, масло, Частное собрание

255ca4a61e9d04a.jpg

Сергей Виноградов совершил несколько поездок по Волге и русскому Северу, оставляя картины и этюды от своих поездок: «Пристань на Волге», «Ледоход на Двине», «Кирилло-Белозерский монастырь» и другие
«Ледоход на Двине», 1927 год, холст, масло, Частное собрание

341973.jpg

В 1915-1917 годы Сергей Виноградов жил и работал в Крыму. Картины, созданные в этот период: «Алупка. Крым», «Крым, цветущий май», «Южная ночь».
«Крым. Цветущий май» 1915-1918 год, Холст, масло 106х88,5 Новокузнецкий художественный музей

55ca493a8b0007.jpg

«Крымский пейзаж» 1915 год, Холст, масло 80,7х102,5 Государственная Третьяковская галерея

25ca49a8deefd6.jpg

Творческая и, как следствие этого, выставочная жизнь его были очень активной. Он был участником выставок: «Товарищества передвижных выставок» (в 1892 – 1901 г.г.), «Московского товарищества художников» (в 1894 – 1895 г.г.), «36 художников» (в 1901 – 1902 г.г.), «Мира искусства» (в. 1901 – 1903 г.г.), «Союза русских художников» (1903 и 1906 – 1923 г.г.), а также зарубежных (1906 г. — Париж; 1907 г. — Берлин).
«Купчиха за самоваром». Холст, масло, Частное собрание

35ca49b4de71ee.jpg

С 1917 года Сергей Виноградов входил в состав Комиссии по оформлении Московского Кремля. Известна его картина этого периода «Вид на Московский кремль» — гимн импрессионизму.
«Московский Кремль» Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого

55ca49c8244beb.jpg

После 1925 года художник постоянно жил в Латвии, он покинул Россию и поселился в Риге, где основал собственную художественную школу в которой с увлечением преподавал.
«Латгальский пейзаж. Шоссе» 1925 год, Национальный Художественный музей, Рига

95ca49f51dec54.jpg

В 1924-1929 годы Сергей Виноградов возглавлял организационный комитет передвижной выставки русского искусства в США и Канаде. Сергей Арсеньевич, сопровождая выставку в США, и в советскую Россию уже не вернулся. В Риге в 1925 году была организована его персональная выставка живописи.
«Летний пейзаж. Зофино» 1926 год, Таганрогская картинная галерея

105ca49ffde2ab9.jpg

Художник продолжал создавать пейзажи, посетив в 1928 году Псково-Печерский монастырь.
«Псково-Печерский монастырь., Звонница. Колокола Успенского кафедрального собора», 1928 год Частное собрание

115ca4a0aca97b1.jpg

В 1929 году вышла серия работ художника православного содержания «Псково-Печерский монастырь», очень динамичных и красивых по колориту: «Купола кафедрального собора», «Успенский собор», «Звонница Псково-Печерского монастыря» и другие, всего пятнадцать картин.
«Печеры. Монастырь. Общий вид» 1929 год, Частное собрание

125ca4a15211d04.jpg

Жизнь вдали от Родины тяготила Виноградова. Не смог художник до конца смириться с жизнью в чужом краю. «О, как ужасно быть без Родины, и особенно потерять ее — эту сказочную, эту чудесную, богатейшую, прекрасную». Оторванный от родной земли, он оставался верен ей и той культуре, которая сформировала его как личность.
«Ярмарочный день». 1937 год, Частное собрание

145ca4a2e12421b.jpg

И, по воспоминаниям современников, стоило в разговоре коснуться темы русского искусства, он весь загорался, начинал волноваться, глаза метали искры, а выразительные руки в перстнях все время в движении скрещивали лучи бриллиантов и сапфиров.
«Жаркий день» Середина 1930-х годов, Национальный Художественный музей, Рига

135ca4a247c71df.jpg

Умер Сергей Арсеньевич Виноградов 5 февраля 1938 года в Риге, где и был похоронен на Покровском кладбище.
«Зимний пейзаж», 1926 год, Холст, масло. 54х71, Частное собрание.

155ca4a3c63b305.jpg

За годы жизни в Латвии Сергей Арсеньевич Виноградов создал не менее 250 живописных работ, множество рисунков. Значительная часть наследия художника в годы войны была вывезена его женой И.К.Войцеховской (ум. 1953, Монреаль) сперва в Германию, а затем в Канаду.
«Деревня» 1915 год, Саратовский государственный художественный музей

225ca4a56151989.jpg

В последние годы картины художника появляются на аукционах, растет интерес к его личности и творчеству.
«Красная дача» 1917 год, Холст, масло 49х78.5 Художественный музей Алтайского края, Барнаул

205ca4a45c9e074.jpg

Сергей Виноградов принадлежит к поколению русских мастеров отечественного искусства, которые, следуя лучшим традициям передвижников, пошли по пути обновления в конце 19 – начале 20 века. Среди таких гигантов, как Серов, Левитан и Коровин Виноградов не затерялся, в первую очередь благодаря тому, что обладал своим глубоко индивидуальным почерком, узнаваемыми техническими и колористическими приемами.
«На гумне» 1916 год, Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого

215ca4a4bb2cf7c.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .