Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c6e8c865811f.jpg

Выпуск 317. Богданов-Бельский Николай Петрович(1868-1945).

Имя русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского незаслуженно оказалось в забытьи у наших современников, хотя многие его картины стали хрестоматийными. О его жизни и творчестве нет ни серьезных исследований, ни художественных альбомов. Он не попал даже в изданный в 2000 году энциклопедический словарь «Русские художники».
Для характеристики творчества этого глубоко национального и самобытного художника большинство искусствоведов обычно употребляют эпитет «крестьянский». А ведь был он прежде всего талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов.
Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного почерка художника Богданова-Бельского.
Он был успешным художником высшего сословия, у которого правящая династия и царская аристократия часто заказывали портреты, но при всём при этом, увлекала его всегда тема простого деревенского быта и мира детства, где все по-настоящему, без лукавства и фальши…..

5yjlgCSJsP8.jpg

Николай Петрович Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в селе Шопотове Бельского уезда Смоленской губернии (ныне — Оленинский район Тверской области). При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным.
А Бельским он стал значительно позднее, в 1905 году, при получении художником звания академика, присоединив к фамилии название родного уезда. Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”».
«Автопортрет» , 1885 год, Частное собрание

115c8d7a53698ce.jpg

О матери будущего живописца практически ничего не известно, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем мальчика. Под его присмотром Николай научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте – шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.
«Горе». 1889 год, Сумский областной художественный музей, Сумы

185c8d9f1276404.jpg

Следующим этапом обучения стало Шопотовское начальное двухклассное училище, где на способности юного ученика обратил внимание основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей.
«Крестьянин». Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесский

495c8d9fef902bf.jpg

В школьной художественной мастерской он самолично занимался с учениками живописью и рисованием. Два года, проведённые юным Николаем Богдановым в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую судьбу.
Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904 год. Частное собрание

0_86fcd_53a52eaf_XXXL.jpg

Природный талант юноши был настолько очевидным, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры. При этом он выделяет юноше ещё и денежное содержание в размере 25 рублей в месяц, значительной по тем временам суммы. Там позднее юный живописец с увлечением начал писать иконы, а также с натуры портреты монахов и частных лиц.
«Портрет Марии Бауэр-Сорокоумовская 1882 год, 100×70 см, Частное собрание

578828.jpg

«Дама с розами», Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан, Алма-Аты.

485c8da0b379a5a.jpg

Успехи юного художника были таковы, что о нем заговорили как о большом таланте и в 1884 году Рачинский направил своего талантливого воспитанника для продолжения обучения в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Богданова-Бельского в училище были В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников.
«За чтением газеты. Вести с войны». 1905 год. Холст, масло 187 х 161, Государственная Третьяковская галерея
Москва

0_86fc2_8e1ec2d7_XXL5c8d9da97d4b8.jpg

Постепенно Юный художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины успешно продаются, и этих денег вполне хватает на жизнь и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.
«Новые хозяева». 1913 год, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

215c8d9cfa8eaff.jpg

Окончил училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.
«Будущий инок», 1889 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

125c8d7b0d63865.jpg

В 1894—1895 годах Н. П. Богданов-Бельский продолжил обучение живописи в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, а затем уехал в Париж, где посещал студии Ф. Коларосси, Ф. Кормона. Работал в Мюнхене и в Италии.
«Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского». 1895 год. Холст, масло 107 х 79, Государственная Третьяковская галерея, Москва

15c8d82deb33fc.jpg

Николай Петрович Богданов закончил Императорскую Академию художеств лишь в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку – Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства.

В 1905 году Богданову-Бельскому было присвоено звание академика за серию работ, посвящённую русской деревне.
«Ученицы», 1901 год, Холст, масло 167 х 138, Частное собрание

25c8d863d9dc94.jpg

«Новая сказка». 1891 год., Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

45c8d86c8982d9.jpg

Богданов-Бельский или «Богдаша», как звали его товарищи, был очень добрый и жизнерадостный человек. Особенно много внимания и любви уделял он крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его глубокой куртки всегда имелось большое количество леденцов и орехов. И дети, узнав его ближе, приветствовали особенно тепло, спрашивая при этом: «А когда же мы писать будем, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах».
«Дети за пианино», 1918 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

tatevo-7419665c8d87fcf20ab.jpg

«Деревенские мальчики», Вариант. 1936 год, Государственный художественный музей Латвии, Рига

375c8d889b6ea78.jpg

«Деревенские друзья». 1912 год, Волгоградский музей изобразительных искусств, Волгоград

415c8d890a89ad4.jpg

«Визитеры». Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Архангельск

475c8d897b0464b.jpg

В 1914 году Императорская Академия художеств признала Николая Петровича Богданова-Бельского своим действительным членом Художнику было на тот момент 46 лет.
«Переправа». 1913 год, Государственный художественный музей Латвии, Рига

55c8d8a3b59b28.jpg

Богданов-Бельский регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова. Местная ребятня очень любила приезжего художника, охотно позируя ему и часто становясь героями его полотен. «Дети». 1910-е годы, Холст, масло 97 х 79, Самарский областной художественный музей, Самара

405c8d922ccf60d.jpg

Отличительная черта творчества Богданова-Бельского – это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев.
«Виртуоз». 1911 год, Государственный Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Омск

75c8d8bba69d8e.jpg

Николай Петрович был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников (с 1895 года) и общества имени Куинджи (он был одним из основателей и председателем с 1913 по 1918 год).
«Воскресное чтение в сельской школе», 1895 год. Холст, масло 97 х 154, Частное собрание

65c8d8c6597d8c.jpg

Революционные события 1917 года живописец не принял. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году по настоянию друзей Николай Петрович Богданов-Бельский эмигрировал из Советской России.
«За чтением письма», 1892 год, Сумский областной художественный музей, Сумы

105c8d8d3c2ac61.jpg

Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.
«Мальчик со скрипкой». 1897 год, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

115c8d8dbb3ebc6.jpg

Он много и увлеченно работал на новом месте. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов.
«Натюрморт с хризантемами». 1924 год, Собрание Владимира Пешича, Россия

305c8d8e7925623.jpg

«Балиново. Латгальский пейзаж», 1936 год, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

365c8d8f145e15d.jpg

Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин – очень трогательные и изображенные с большой любовью.
«Латгальские девочки», 1920-е годы, Собрание Владимира Пешича, Россия

435c8d931b0f33a.jpg

В Риге в то время заведовал художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств — В.-К. Ю. Пурвит. Он помог Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 — январе 1922).
«Портрет К.А. Горчакова». Частное собрание

605c8d9bc7f23ea.jpg

Среди 52 произведений были представлены портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки были приобретены, что прибавило художнику творческих сил.
«Портрет Фёдора Шаляпина». 1915 год, Частное собрание

515c8d991e788d6.jpg

В 1923 году прошла его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей.
«Портрет Н.Ф. Юсупова». Частное собрание

555c8d99fe9f107.jpg

На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.
«Среди цветов (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой)». Частное собрание

575c8d9a7e010b0.jpg

В 1929 году на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведён под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продаётся много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы.
«Портрет артиста Московского Художественного театра А.Р. Артема». Частное собрание.

585c8d9b1e98034.jpg

Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность – награждение орденом Трех Звезд. В Риге 25 октября 1930 года художник стал почётным членом (почётным филистром) студенческой корпорации Fraternitas Arctica.
«Девочки в платочках», 1928 год, Государственный художественный музей Латвии, Рига

425c8d908121a48.jpg

По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.
«Кондрашка», 1939 год, Государственный художественный музей Латвии, Рига

385c8d8f90dae1f.jpg

«Пастушок», 1941 год, Брянский областной художественный музей, Брянск

395c8d9003a45b0.jpg

Во время Великой Отечественной войны Николай Петрович Богданов-Бельский находился на оккупированной немцами территории Латвии. Продолжал писать портреты.
«Портрет Ивана Плауктина» Частное собрание

505c8d9722d17ba.jpg

В 1944 году Николай Петрович тяжело заболел. Необходима была тяжёлая операция. Из-за этого ему пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли желаемых результатов.
«У больного учителя», 1897 год, Холст, масло 103,3 х 121,5 Государственная Третьяковская галерея, Москва

125c8d9630772a8.jpg

Николай Петрович Богданов-Бельский ушел из жизни 19 февраля 1945 года в Берлине в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Последним пристанищем великого художника в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.
«Место захоронения художника в Берлине на кладбище Тегель»

02.jpg

После кончины Николая Петровича Богданова-Бельского, его вдова смогла сохранить дорогую для неё коллекцию. В интервью немецкой газете, много лет спустя она говорила, что для неё была большая честь жить рядом с такой личностью.
«Бывший защитник Родины». 1924 год, Частное собрание

285c8d9c433c8e5.jpg

Первая посмертная и очень необычная выставка художника состоялась в 1953 году в замке Моерс.
«Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой». 1914 год, Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля,Омск

145c8d81e57673a.jpg

Картины без подрамников были развешаны в парке на верёвке и прикреплены бельевыми прищепками. Такой своеобразный перформанс вызвал большой интерес у публики, и выставка была продлена.
«Потрет госпожи И. Баумане». 1924 год, Частное собрание

135c8d81622d167.jpg

Впоследствии сын Антонины Герт Эрхардт, унаследовавший коллекцию, тоже организовывал выставки Богданова-Бельского в Бамберге и писал о художнике в местные газеты. 23 июня 2000 года в селе Татеве Оленинского района был открыт музей художника.
«Краеведческий музей имени Н.П. Богданова-Бельского расположен в бывшем Доме управляющего поместьем Рачинских».

tatevo-741966.jpg

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Несмотря на то, что большинство полотен мастера хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории, до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .