Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c6e8c865811f.jpg

Выпуск 312. Степанов Алексей Степанович(1858-1923).

Скромного, деликатного, доброго Алексея. Степанова, «Степочку», как его все звали, любили и ценили друзья — С. В. Иванов, Н. П. Чехов, братья С. А и К А. Коровины, И. И. Левитан, М. В. Нестеров — и многочисленные ученики, среди которых были П. Д. Корин, А А Пластов, Л. В. Туржанский и другие
Корин после выставки Степанова говорил: «Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко… Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это — самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте».

Алексей Степанович Степанов — один из замечательных русских пейзажистов конца 19-го и начала 20-го веков, человек чистой души, доброго сердца и необычайной скромности. Но именно эта скромность привела к тому, что сейчас имя Степанова находится в тени его более именитых собратьев. Во многих справочниках и энциклопедиях его имя попросту отсутствует. Очень хочется, чтобы наша публикация внесла свою лепту в исправление этого положение, и открыла для читателей этого прекрасного художника и не менее прекрасного человека.

1sm5c759a0e56bff.jpg

Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля (6 мая) 1858 года в Симферополе в семье потомственного дворянина, офицера, участника Крымской войны, принимавшего самое активное участие в Севастопольской обороне.В том же году умерла его мать, а пять лет спустя умер отец.
«Мужик», Около 1890 года, Холст, масло, Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

265c75d35f610c9.jpg

Опекун мальчика, генерал Мельгунов, увез его в Москву и поместил в Разумовский филиал Николаевского сиротского института, располагавшегося в бывшей усадьбе графа Разумовского. Замкнутый и скромный, Степанов мало рассказывал о своем сиротливом детстве, но всегда хорошо отзывался и об институте и о своем опекуне.
«Вечерняя заря». Холст, масло, Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

45c75d2f1bd914.jpg

Учился Алексей Степанов сначала в Первой мужской гимназии, затем в гимназических классах Константиновского Межевого института, куда генерал Мельгунов перевел мальчика, заметив у него способности к рисованию. Черчение, хорошо поставленное в училище, могло, по его мнению, в какой-то мере удовлетворить возраставшую страсть мальчика к рисованию. По рассказам художника, опекун считал необходимым дать ему прежде всего общее образование и конкретную практическую специальность
«Паром», Холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств

365c75d290efedc.jpg

Межевой институт Степанов окончил в 1879 году с присвоением звания землемера. Ему минул двадцать один год. В совершеннолетие он получил небольшое наследство отца, сохраненное для него Мельгуновым.
«Подруги», Тверская областная картинная галерея

605c75d1889808e.jpg

Однако работать по этой специальности не стал, а в 1880 году поступил в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества. «Зимний пейзаж», 1910 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

135c75d0ba8653e.jpg

С 1880 по 1883 год Степанов — вольнослушатель, c 1883 года по 1884 год уже полноправный студент МУЖВЗ, класс И.М. Прянишникова,а по обучению рисунку – класс Е.С. Сорокина. За рисунок и эскизы в 1883 году Алексей Степанов был награждён малой серебряной медалью Училища.
«Глухая провинция». 1900-е годы, Холст, масло. 62 x 97 см, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

75c75d3f883d36.jpg

В 1884 году за представленную выпускную работу «Отец и сын, или Военная беседа» Степанов был награждён большой серебряной медалью с присвоением звания классного художника.
«Клумба в парке». Картон, масло. 23.3 x 33.7 см. Химкинская картинная галерея

165c75d040c657d.jpg

Будучи студентом Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, Степанов начинает сотрудничество с журналом «Природа и охота», продолжавшееся долгие годы. С 1883 по 1895 год в журнале опубликовано около ста рисунков Степанова.
«Зимний пейзаж». 1910 год, Холст, масло, Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова

125c75cfcb3a8b1.jpg

Еще в Училище живописи создался тесный товарищеский кружок молодых художников и писателей, в который вошел и Алексей Степанов. Среди них были Нестеров, Левитан, братья Сергей и Константин Коровины, Антон и Николай Чеховы, Сергей Иванов, Абрам Архипов, Сергей Виноградов и другие. Их объединяли общие задачи в искусстве — увлечение красотой природы, упоение воздухом, светом, живой натурой, поиски новых изобразительных средств в живописи и литературе. В малых происшествиях повседневной жизни художники пера и кисти искали глубокий смысл, незаметный поверхностному взгляду, стараясь, по завету Саврасова, найти в простом и близком незамеченную до сих пор красоту.
«Беседка под цветами», Этюд, Холст, масло, Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

15c75c309a75e0.jpg

Ближе всех к Алексею Степанову в его молодые годы был Исаак Левитан. Судя по всему, вполне можно предположить, что именно безрадостное начало жизни обоих дало толчок к первому сближению. А дальше их душевную близость укрепили общие интересы, общие взгляды на искусство, страстная любовь к природе, тонкое и особенное ее понимание. После окончания Училища оба они поселились в дешевых номерах на Тверской, носивших громкое название «Англия».
«Катание на Масленицу», (1910), картон, темпера — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

800px-Stepanov_006.jpg

Жили будущие художники крайне скромно, постоянно нуждались материально, но пребывали всегда в творческом кипении. Вместе ездили они на этюды, работали над общей натурой, по праздникам ходили в музеи, «натощак начинали день, мечтали о нежно любимой природе». И ещё одна страсть объединяла их, и этой страстью была — охота.
«Портрет И.И.Левитана». Бумага, карандаш. 21.5 x 13.4 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь

405c75c5dab8461.jpg

В 1886 — 1887 годах Степанов, Левитан и Кувшинникова вместе прожили два лета в Саввинской слободе под Звенигородом. В 1888 году все трое сели в Рязани на пароход и спустились по Оке до Нижнего; в Нижнем пересели на волжский пароход и поднялись по Волге до Плёса. Они много путешествовали и много и плодотворно работали.Степанов был в Плёсе еще три раза, но уже без Левитана — в 1895, в 1897 годах и в последний раз в 1900 году. Кувшинникова же, как уже сказано, осталась навсегда другом семьи Степанова.
«Постоялый двор». 1912 год, Холст, масло, Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С.Туганова

445c75cd238d7d6.jpg

В Государственном литературном музее хранится небольшой портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. Фантастическая мечтательница написана Степановым в обычном для нее причудливом костюме, с распущенными волосами. Широкая, лохматая живопись портрета кажется утверждает более позднюю датировку.
«Портрет С.П.Кувшинниковой». 1888-1889 годы, Холст, масло, Государственный Литературный музей

425c75c44bae50b.jpg

С пребыванием в разное время в Плёсе связано несколько картин Степанова. На XXIII выставке передвижников в 1895 году была его картина «Берег Волги», в 1896 году на XXIV выставке — «Пристань», в 1897 году — «Стадо у Волги» и на XXVIII выставке, в 1900 году — «В лодке». Холст, масло, Иркутский областной художественный музей им. В.П.СукачеваНа

35c75c732ea4c8.jpg

Наряду с Исааком Левитаном Алексей Степанов считается одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состоянию, но переносит в него собственные мысли и переживания.
«Осень», (ранее 1923), холст, масло 54 x 80 см — Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

205c75ae74ef698.jpg

С 1888 года экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, картина «Гоп! Гоп!» была принята к показу на XVI Передвижной выставке. Первый успех Степанову приносит выставленная в 1889 году на XVII Передвижной выставке картина «Лоси едят сено зимой». Картина единогласно принята на выставку Советом Товарищества и была приобретена П.М. Третьяковым для своей коллекции.
«Лоси едят сено зимой». 1889 год, Холст, масло. 47.8 x 80.8 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

185c75ab86e92a7.jpg

В 1889 году Алексей Степанов по настоянию В. А. Серова, был приглашён в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем класса анималистической живописи. Получив впоследствии звание профессора, Степанов возглавлял класс до 1918 года.
«Стадо». 1910-е годы, Холст, масло, Таганрогская картинная галерея

515c75cc1e95d77.jpg

У него учились: С.В. Герасимов, В.А. Филиппов, М.А. Добров, Б.В. Иогансон, П.Д. Корин, А.П. Панфилов, Л.В. Туржанский, Б.Н. Яковлев и многие другие художники. Ещё больший успех в 1891 году Степанову приносит картина «Журавли летят», выставленная на XIX выставке Товарищества.
«Журавли летят», 1891 год. Холст, масло 620 х 110, Государственная Третьяковская галерея, Москва

105c75affbf2236.jpg

После чего в марте 1891 года Алексей Степанович Степанов вместе с С. И. Светославским и И. И. Левитаном был принят в полноправные члены Товарищества передвижных художественных выставок.
«Ранняя весна». 1900-1910 годы, Холст, масло, Волгоградский областной музей изобразительных искусств

475c75cb1c4f90d.jpg

В 1894 году вместе с семьей московского купца и собирателя Н. В. Медынцева, Алексей Степанов путешествует по Германии, Швейцарии, Франции, Северной Италии.
«Бульвар». Бумага, акварель, Национальный художественный музей Республики Беларусь

25c75c90bdbda5.jpg

В 1895 году он женится на дочери Медынцева — Людмиле Николаевне. Последовала поездка в Европу, и именно живопись французских импрессионистов, оказала определённое влияние на творчество художника, хотя и отрицаемое современниками. По результатам поездки Алексеем Степановом была написана картина «Прачки в Виши».
«Прачки в Виши», 1895 год, Холст, масло. 41 x 55.5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

455c75b1030974a.jpg

Каждое лето с 1906 года по 1914 год Алексей Степанов проводит в имениях Лубенькино, Гарусово и Бережок Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район) Тверской губернии. Дом, в котором жил Степанов в Гарусово, изображён на картине «Уехали», 1914 год, Холст масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

43f37930be673e8c3f9791fd481948bc.jpg

В 1905 году Степанов за картину «Утренний привет» удостаивается звания академика Императорской Академии художеств. Картина выставлялась на XXV выставке передвижников, XXIV выставке Императорской Академии художеств и в 1900 году на Всемирной выставке в Париже.
«Утренний привет», 1897 год, Холст, масло 61 х 99, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

575c75b32c3c502.jpg

Наметившийся к концу XIX века кризис в Товариществе передвижных художественных выставок, вызванный конфликтом между петербургской и московской школами, старым и новым поколениями передвижников, отразился и на Степанове.
«Этюд с коровой». Этюд, Холст, масло, Новокузнецкий художественный музей

595c75c86aec70d.jpg

В 1901 году Алексей Степанович Степанов вступает в выставочное объединение «36 художников», а в 1903 году художник становится одним из учредителей «Союза русских художников», подписав вместе с А.М. Васнецовым, С.В. Ивановым, А.Е. Архиповым, С.А. Виноградовым, К. К. Первухиным и И. С. Остроуховым коллективное заявление о выходе из Товарищества.
«Сиреневая аллея», 1900-1910 годы, Холст, масло, Государственный Литературный музей

495c75ca0b52e61.jpg

Работы Алексея Степанова зачастую носят пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, очень мягко, немногими цветами («Краски поменьше», — советовал он позднее своим ученикам).
«Усадьба летом», 1882 год, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

565c75c9943cc75.jpg

Алексей Степанов всегда любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги: «Цугом», 1911-17,Частное собрание

595c75b696a22d4.jpg

«Гусек», 1910-15; «По проселку зимой», «У крылечка», обе 1913- 14; «Уехали», 1914, «По зимней дорожке»,1915.
«По зимней дорожке», 1915 год, Картон, акварель, Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки

385c75b57ba3c65.jpg

«Приезд учительницы», 1889 год, Холст, масло. 58.5 x 79 см, Чувашский государственный художественный музей

465c75b5fc197d3.jpg

Одной из любимых тем художника, была тема крестьянских детей, наблюдающих окружающий мир — голый, бедный, осенний, но родной и широкий («Журавли летят», 1891; «Дети на хворосте», 1899 год, Холст, масло. 47.5 x 72 см
Ульяновский художественный музей

595c75b9dac0016.jpg

«У околицы», 1915-16, «У ограды». 1915 год, Этюд, Холст, масло, Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

535c75b7577906e.jpg

С увлечением Алексей Степанович писал охотничьи сцены: «После охоты.». 1894 год, Холст, масло 58,5 х 100,3
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

435c75bb5de923e.jpg

«По волку с гончими». 1900-1910 годы, Холст, масло. 122.5 x 76 см, Тюменский музей изобразительных искусств

375c75bbf23b793.jpg

«Охота с борзыми». Этюд, Фанера, масло. 36 x 53 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

345c75bc8a158e4.jpg

«С борзыми», 1910-е; «Увидели», 1917, «Сбор на охоту», 1900-е годы, Холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

485c75bac2c0763.jpg

«Охота». 1885 год, Холст, масло, Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко

355c75bd0accb79.jpg

Алексей Степанов любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию» «Лоси», 1889 год; Холст, масло, Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С.Туганова

195c75befe22902.jpg

«На промысел», 1909; «Лось и лайки», 1910; «Волки ночью»,

65c75be79ebf7d.jpg

«Волки у плетня», обе 1910-е; «В ожидании обеда», 1910. «Волки в зимнем лесу», 1900-1910 годы, Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

55c75be287dc4b.jpg

«Медведица с медвежатами». 1919 год, Холст, масло, Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

235c75bf7a8c8b2.jpg

Жанр, в котором предпочитал работать художник, можно назвать пейзажно-анималистическим. М. В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В. А. Серова.
«На пастбище». Холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь

295c75bdad898e0.jpg

Серов также высоко ценил этот дар художника, потому настоял на приглашении Степанова в качестве преподавателя в МУЖВЗ.
«Коровы на водопое», 1908 год, Холст, масло. 67 x 80 см, Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

175c75c000eb294.jpg

В 1920 году Степанов тяжело заболел, но продолжал работать.
«Хоровод». Холст, масло. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова

585c75c07a9011c.jpg

Одну из последних работ Алексея Степанова «Качели» (1923 год) приобрёл для своей коллекции Институт Карнеги.

95c75b408a668a.jpg

Умер Алексей Степанович Степанов 5 октября 1923 года в Москве в возрасте 65 лет и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
«На Волге». 1897 год, Холст, масло. 55 x 133 см, Самарский художественный музей

25c75c19dd05e1.jpg

«Алексей Степанович был очень знающий, чуткий учитель; его и тут любили. Так хочется сейчас, чтобы в наших школах было побольше таких Степановых!Он ушел от нас, оставив по себе на редкость прекрасную память, прослужив искусству, познанию тайн его неложно.” (Михаил Нестеров, 1938 год)

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .