Студия И. Галереи интерьерной живописи

Выпуск 260. Саврасов Алексей Кондратьевич(1830-1897)

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в Гончарной слободе на Швивой горке, в семье торговца-галантерейщика, купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Окрестили мальчика в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою, в честь московского чудотворца, Святителя Алексия.

0_d63ca_bfbf5728_XL.jpg

С раннего детства Алексей Саврасов (стоит отметить, что до середины 1850-х годов Алексей Кондратьевич писал свою фамилию через “о”) больше всего любил рисовать, и к двенадцати годам самоучкой уже научился неплохо владеть кистью, и писал гуашью и акварелью на продажу пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море.
Отец будущего художника поначалу относился к занятиям сыны весьма благосклонно, считая это успешным коммерческим занятием(пейзажи Саврасова пользовались хорошим спросом и охотно раскупались по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских воротв ), но резко изменил своё отношение, когда услышал о желании сына стать профессиональным художником и поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества(МУЖВЗ).
Тем не менее, в 1844 году Саврасов исполнил свою мечту и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но вскоре, вследствие болезни матери, и крайне негативного отношения отца, желавшего видеть в сыне прежде всего помощника по торговой части вынужден был прервать своё обучение,

0_d5f46_7a03874b_XXL.jpg

Лишь в 1848 году благодаря помощи учеников Училища Александра Зыкова и Сергея Грибкова, преподавателей , а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д.Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Саврасова , продолжились занятия Алексея пейзажной живописью в перспективном классе училища,под руководством талантливого педагога и замечательного российского живописца, академика Карла Ивановича Рабуса(1800-1857) .
Рабус очень по-отечески относился к своим ученикам. Его уроки закладывали основы художественного мастерства, и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

10.png

В работах Саврасова этого периода: “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” уже можно увидеть робкие попытки преодоления художником академических традиций и примеры самостоятельного решения художественного замысла.
Обучение Саврасова в Училище проходило успешно, его художественное мастерство постепенно росло , и в 1848 году Алексей исполнил два небольших вида с Воробьёвых гор, за которые был отмечен в ежегодном отчёте Московского художественного общества как ученик, «представивший лучшие эскизы».
В следующем 1849 году Саврасов по совету своего педагога и на средства мецената И.В. Лихачева совершил творческую поездку на Украину, из которой привёз ряд очень профессиональных работ, обративших на себя внимание критиков, и заставивших говорить о нём, как о новой надежде русской живописи.

0_d5eff_ea73ed9b_XXL.jpg

В 1850 году комиссия училища, рассмотрев на заседании работы студента Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и “Камень в лесу у Разлива, приняла решение о присвоении студенту звания художника и окончании его обучения.Как было отмечено в материалах комиссии:
“…. в этих работах в полной мере ощутима чуткость художника к красоте, способность возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы…”
Очень зрелой, по отзывам критиков, и мастерски исполненной стала работа Саврасова «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» .

0_d5ecc_ebe1c1c7_XXL.jpg

Этот пейзаж принес художнику первое серьёзное признание и сделал его знаменитым.
Как писали в то время критики:
“… работа Саврасова отличается тем, что он передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню и грозе»….
Очевидная незаурядность работ молодого художника, представленных на выставке 1854 года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества не могла не привлечь к себе внимания любителей живописи из царской семьи. Великая княгиня Мария Николаевна (в то время президент Императорской Академии художеств) приобрела его картину «Степь с чумаками вечером» (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила художнику оправиться «для написания видов с натуры» в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом.
Написанные там Саврасовым картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854, Государственная Третьяковская галерея) принесли 24-летнему художнику почётное звание академика, присвоенное ему осенью 1854 года Советом Императорской Академии художеств.

0_d5ec7_105133d_XXL.jpg

Эти работы демонстрировали очень профессиональное умение автора точно разделять планы, а одна из них(«Вид в окрестностях Ораниенбаума») была приобретена Павлом Третьяковым в 1858 году для своей коллекции.
В 1855 году Алексей Саврасов написал картину “Летний пейзаж с дубами” (Государственная Третьяковская галерея), которая служит наглядным примером удачного соединения живописцем найденных ранее природных мотивов (окруженной деревьями поляны и «звонкой» выжженной степи).

0_d5f0b_21a42837_XXL.jpg

Полотно было написано в романтическом духе и выражало искреннее любование Саврасова окружающей природой. Художник с особой теплотой относился к этой работе, считая её одной из самых удачных в своём творчестве. Такого же мнения были и критики.
При создании работы, Саврасов очень удачно использовал натурные зарисовки, которые способствовали мастерской передаче впечатления открывающегося пространства, холодного облачного неба, стремящегося за горизонт и отражающегося на поверхности лужи на переднем плане.
В 1857 году Саврасов обзавёлся семьей. Он женился на Софье Карловне Герц, сестре его соученика и приятеля Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из наиболее просвещённых людей тогдашней Москвы, основателя кафедры истории искусства в Московском университете.
В этом же году Саврасову было предложено занять должность руководителя пейзажного класса училища(которая после смерти К.И. Рабуса оказалась вакантной), которое он еще совсем недавно закончил.
Алексей Кондратьевич с радостью принял поступившее предложение , и был назначен руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин(1861-1939), И. И. Левитан(1860-1900), и многие другие известные русские живописцы.
Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан:
«Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле….»
Пожалуй, лучше и не скажешь.

0_d5f45_68212527_XXL.jpg

На следующее двадцатилетие пришёлся расцвет творчества художника.
«Эпоха реформ», наступившая в стране сразу после неудачи России в Крымской войне и смерти императора Николая I, открыла новый этап в творчестве Алексея Саврасова. Постепенно стало меняться отношение художника к изображению и восприятие природы, которое стало более “бытовым”.
Саврасов как бы по инерции всё ещё продолжал писать возвышенно — поэтические картины, изображая природу в романтическом духе, но теперь на его полотнах все чаще встречались более «приземлённые» сельские виды.

0_d5f0c_3ff6a4ee_XXL.jpg

Исследователи творчества Саврасова неоднократно отмечали, приметы происходивших в его творчестве перемен в раскрытии сюжета. новое начинает появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения…
В картинах «Вид на Москву от Мазилова», «Пейзаж с мельницей» и «Вечерний пейзаж» Саврасов, будучи увлечённым сложностью и красотой передаваемого момента, уже совсем по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

untitled586bc1b7ae491.png

В 1862 году Алекею Саврасову была предоставлена возможность на средства Московского Общества Любителей Художеств (МОЛХ) посетить открывшуюся в Лондоне Всемирную выставку, а также побывать в других европейских странах: Дании, Франции и Швейцарии, с целью знакомства с европейским искусством и в особенности с лучшими образцами английской пейзажной живописи, практически малоизвестной в то время в России.
Саврасов с большим интересом воспринимал увиденное, старательно переосмысливая опыт зарубежного искусства. Как написал он в одном из своих писем на родину:
“….Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне….”
Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам же художник в первую очередь отмечал глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.
Эта и следующая, состоявшаяся в 1867 году, поездки на Запад наглядно демонстрируют широту и значительность эстетических вкусов Саврасова.

0_d63cb_a7c8967f_XXL.jpg

Его европейские пейзажи («Вид в Швейцарских Альпах», 1862, ГТГ; «Озеро в горах Швейцарии», 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным «образцам» и в хорошем смысле отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов «в духе Калама» отсутствием шаблонности, удивительной достоверностью, спокойной и очень внимательной манерой письма.

untitled586bc2ae9411e.png

Если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.
Художник вернулся на родину переполненный впечатлениями и творческими замыслами, что в какой-то степени предопределило взлет в творчестве художника конца шестидесятых и начала семидесятых годов.

0_d5f93_1b068d6b_XXL.jpg

Познакомившись с природой чужих стран, Саврасов стал глубже понимать своеобразие и обаяние родной природы.
К этому периоду творчества художника относятся картины : “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869).

0_d5f50_6fad498e_XXL.jpg

В 1870 — 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: «Волга близ Городца» (1870), «На Волге» и конечно же первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871).

0_d5f53_cf69be02_XXL.jpg

Картина прекрасно передает перспективу небольшого провинциального городка, расположившегося у подножия холма, откуда открывается великолепный перспективный вид. Это произведение предвосхитило собой все знаменитые волжские пейзажи И. Левитана, вскоре начавшего обучение у Алексея Саврасова в 1873 году.

К этому же периоду относится и начало работы над картиной «Волга под Юрьевцем», картины в которой присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.

0_d5eca_3041cc74_XXL.jpg

Все, что было создано Алексеем Кондратьевичем после этой картины наглядно подтверждает, что творчество художника вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились уже в картине “Грачи прилетели” (1871). Этюдная работа над “Грачами” проходила в начале весны, в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, — все это мастерски было собрано талантливой рукой художника в едином удивительно проникновенном и лирическом образе Именно тут “настроение” — как особое явление метко оценил И. Н. Крамской в письме Ф. А. Васильеву:
“….все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

0_d63cc_23659a1c_XXL.jpg

Полотно «Грачи прилетели» изображает скромный пейзаж, знакомый до мельчайших подробностей любому жителю средней полосы России, и в то же время, наполненный высокой поэзией и лиризмом.
К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками. Лишь спустя годы, “Грачи прилетели” станет самым популярным русским пейзажем, своего рода “живописным символом” России.
Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.
Нельзя не отметить, что в творчестве Саврасова есть одна картина, стоящая совершенно особняком. Это работа “Рыбаки на Волге”

0_d5f77_d5fde2dc_XXL.jpg

В этой совсем не характерной для Саврасова многофигурной композиции с необычайно реалистично написанными героями, явно прослеживается влияние В. Перова(1834-1882). Саврасов очень удачно изобразил действующих персонажей. Ему особенно удалась портретная характеристика своих персонажей – старца, умудренного опытом и убеленного сединой, и его молодого напарника, которого он обучает

0_d5ecf_323065c5_XXL.jpg

Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и, пожалуй, самый яркий период творчества художника. Этот период стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.
Последующие работы позволяют судить насколько велик был творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжавшей его вдохновлять.
Сюда следует отнести работы— «Ивы у пруда» (1872) и «Весенний день» (1873).

0_d5eb2_77bc0da3_XXL586bc58c08269.jpg

Получила свое продолжение и “волжская” тема, прочно вошедшая в творчество художника. Это работы — “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, “Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года), “Волга. Дали” (1870-е годы), “На Волге” (1875).
В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве , Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1873-1878 — в академических выставках.

0_d73c3_c0d40f18_XXL.jpg

В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках,Фили, Кунцево, Сокольниках; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.
Саврасов всегда очень старался, чтобы его творчество было понятным публике. Душевные, и в то же время очень близкие и родные картины «На Волге» (1875 год, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), «Домик в провинции. Весна» и «Радуга», наполнены искренней радостью и уютом простой сельской жизни, показывая единение русского крестьянина с родной землей.

0_d5f65_58bfd17a_XXL586bc64b6e536.jpg

Пришло признание. Саврасов стал одним из создателей и активных участников «Товарищества передвижных выставок», но переживания личного характера не давали ему покоя. Художник особенно остро переживал смерть двух своих дочерей. В семье начался разлад, который в 1876 году привел к распаду семьи.
С конца 70-х годов Саврасов уходит в свои переживания, скоро он уже не может обходиться без алкоголя, и в его творчестве появляются мрачные мотивы. Среди работ восьмидесятых годов выделяются такие произведения, как: «Ночка» (1883), «Лунная ночь над озером» (1885), «Вечер. Поле с воронами», «Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые — 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год), лишённые прежнего размаха и многоплановости, но в то же время исполненные сложной техникой живописного рисунка.

0_d5ec2_8e83a803_XXL.jpg

Жизненные неурядицы не оставляли художника После смерти его друга Василия Перова, не раз избавлявшего Саврасова от гнева начальства , художника в 1882 году отставили от преподавательской деятельности и уволили из Московского училища живописи, повелев освободить казённую квартиру.
Последние годы своей жизни художник провёл в крайней нужде. Работы Саврасова только изредка появлялись на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создал ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он с трудом сводил концы с концами в основном за счет копий с прежних своих работ.
Алексей Кондратьевич Саврасов, умер 26 сентября 1897 года в отделении для бедных Городской больницы Москвы №2 и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

untitled586bc70470f08.png

Неделю спустя, любимый ученик Саврасова Исаак Левитан опубликовал в газете «Русские ведомости» статью, посвященную памяти мастера. В ней он назвал своего любимого педагога первым «лириком» отечественной живописи:
“ С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <…> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества…..”

0_d5f5e_daa6b5e9_XXL.jpg

В наши дни картины Алексея Кондратьевича Саврасова украшают экспозиции ведущих отечественных и зарубежных музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного русского музея, Нижегородского государственного художественного музея, Екатеринбургского и Красноярского художественных музеев Донецкого областного художественного музея, Рижского художественного музея, художественного музея Казахстана, национального музея Молдовы и многих многих других.
К сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался «автором одной картины». Хотя, и до, и после написания этого великого произведения художником было создано еще множество прекрасных работ .Можно с полной уверенностью утверждать, что после Саврасова русский пейзаж стал другим, и теперь каждый пейзажист,с любовью относящийся к своей Родине, должен с благодарностью и искренним уважением вспоминать имя Алексея Кондратьевича Саврасова — основоположника русского лирического пейзажа.

Продолжение следует….

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна!

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа- просветительский проект;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников, проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .