Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c4120f5015d7.jpg

Выпуск 305. Аргунов Иван Петрович(1729-1802).

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома в Петербурге и усадьбы Кусково под Москвой, — Иван Петрович Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов — художников и архитекторов.
Будучи крепостным и не имеющим специального художественного образования, Иван Аргунов смог построить замечательную карьеру выдающегося и проницательного мастера, достойную внимания и самых высоких оценок по сей день.
В 1750-е годы авторитет Аргунова был столь велик, что в 1753 году по личному распоряжению императрицы Елизаветы Петровны именно к нему в мастерскую были направлены три ученика «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.Пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подмастерьями», а вскоре назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров.
Высоко отзывался об Иване Аргунове его современник, видный деятель Академии наук Якоб Штелин. В своих «Записках об изящных искусствах в России» автор отмечает, что «Иван Аргунов превосходно преуспел, особенно в портретах в лучшем вкусе и изрядно обогатил графскую галерею»

ytnimcWmJyiW2MPQL96MZAbY5Lv1uV92VHiRkR5Co7mJbGu0Dirt2HFYpk_OSow6U9X8nWu-yJJ6w8U6SJCaRsy9Xx3wuk7xW39OMYhqIiI.jpg

Крепостными крестьянами Аргуновыми владел сначала князь А.М.Черкасский, а с 1743 года — граф П.Б.Шереметев, к которому они перешли в качестве приданого его жены, княжны В.А.Черкасской. Шереметевы принадлежали к одному из самых именитых и знатных русских дворянских родов, вписавших свои имена в историю России.Борис Петрович Шереметев (1652–1719) прославил себя ратными подвигами, став в России первым генерал-фельдмаршалом. Получив от Петра I также первый в России графский титул, он явился основателем графской линии рода Шереметевых.
«Портрет графини Толстой, урождённой Лопухиной», 1768 год. холст, масло 93×78, Киевский музей русского искусства
Украина

0_177c64_2e44233c_XXXL.jpg

Шереметевские крепостные мастера Аргуновы славно потрудились на ниве русской художественной культуры середины ХVIII — начала ХIХ веков. Нам несколько имен представителей этой талантливой семьи: Алексей Аргунов — «урных дел мастер» (каменщик, лепщик), архитектор Федор Аргунов, один из создателей дворцово-паркового ансамбля в Кускове и Фонтанного дома в Петербурге; двоюродные братья живописцы Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына: архитектор Павел, участвовавший в постройке Останкинского дворца-театра, и художники-портретисты Николай и Яков. Нередко пути художников и архитекторов Аргуновых пересекались над созданием одних и тех же памятников.
«Портрет М. Н. Ветошникова». 1787 год. холст, масло 86 х 67.5 см Государственная Третьяковская галерея
Москва

0_177c5b_a57c8190_XXXL.jpg

Родился Иван Петрович Аргунов летом 1729 года(точной даты не сохранилось)в семье крепостного князей Черкасских.
Мальчик рано остался без родителей. Рос и воспитывался будущий художник у своего петербургского дяди С. М. Аргунова: он служил управителем «Миллионного дома» своего хозяина… Дядя был человеком любопытным, энергичным и, когда рассмотрел в парнишке искорку таланта, тут же дал знать об этом графу Шереметеву. Шереметевы любили искусство, боготворили театр. Их крепостные, имевшие склонность к какому-либо искусству, получали основательное образование по той или иной «творческой специальности». Из Ивана Аргунова задумал граф сделать «домового» живописца.
«Портрет Т. А. Ветошниковой». 1786 год. холст, масло 85.2х67.5 см Государственная Третьяковская галерея
Москва

0_177c62_9ad4d7b4_XXXL.jpg

Никакого специального художественного образование Иван Аргунов не получил. Художественное воспитание будущего мастера проходило в 1740-е годы, когда обучение русских художников не было еще сосредоточено в специальном учебном заведении — Академия художеств была открыта значительно позже, в 1758 году.Первым учителем будущего художника стал его двоюродный брат Федор Леонтьевич Аргунов, воспитанник Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Развивая в своем творчестве традиции петровского искусства, он, безусловно, оказал большое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего родственника.
«Портрет А.П.Зиновьева» 1760-е годы Холст, масло 61х48 Музей-усадьба Останкино

0_177c63_46d8fb35_XXXL.jpg

Судя по всему, в 1746-47 годах Иван Аргунов учился у Георга Христофера Гроота, немецкого живописца на русской службе, придворного художника императрицы Елизаветы .
«Богоматерь» 1753 год, Холст, масло 202х70,5 Государственный Русский музей

argunov-5.jpg

Известный маэстро Георг Христофер Гроот (1716—1749) был приглашен в Россию из Штутгарта в 1743 году, как раз в то время, когда российский трон заняла дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Мастерство «малера» Гроота отвечало запросам царского двора, требованиям высшего общества — ведь он использовал звучные, нарядные краски, был очень внимателен к деталям, стремился передать великолепие и пышность модного тогда стиля барокко. С 1746 года он — придворный живописец, писавший портреты Елизаветы Петровны, великих князей Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны, впоследствии ставших государями Петром III и Екатериной II. Гроот учил юношу Аргунова тому, что умел виртуозно сам: дотошно выписывать детали, наполнять полотна радостными звуками ярких красок, учил писать парадные, несколько театральные портреты, писать иконы.
«Спаситель» 1753 год Холст, масло 198х71 Государственный Русский музей

argunov-6.jpg

В 1747 году вместе с Гроотом молодой живописец исполнил иконы для придворной церкви Большого Царскосельского дворца под Петербургом и для Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме под Москвой. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753?), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур.
«Иоанн Дамаскин» 1749 год, Холст, масло 148х58 Музей-заповедник Царское Село

argunov-1.jpg

Иконы Иван Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.
Из Санкт-Петербурга Иван Аргунов вернулся сложившимся художником, и, конечно же, графская семья оценила его таланты и умения.
«Портрет графини А.П.Шереметевой-старшей» 1768 год Холст, масло 142х111, Музей-усадьба Кусково, Москва

0_177cc4_e65dafc4_orig.jpg

Одни из первых произведений, дошедших до наших дней, приходятся на начало 1750-х годов. Одна из таких работ — картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. «Умирающая Клеопатра». 1750 год, холст, масло, 56,7×42,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

6aqfhMsdWBM.jpg

В этом же году из под кисти художника выходит замечательный портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского, офицера Конного гвардейского полка, родственника графа Петра Борисовича Шереметева (1750).Князь Иван Иванович Лобанов-Ростовский — поручик, от которого происходят по мужской линии все князья Лобановы-Ростовские XIX-XXI вв. Принадлежал к той старшей линии рода Лобановых-Ростовских, ведущего своё начало от Владимира Мономаха, которая не блистала талантами, но известна была своим необыкновенным чадородием. Он женился в 1752 году на одной из самых красивых женщин своего времени − княжне Екатерине Александровне Куракиной, дочери обер-шталмейстера А. Б. Куракина. Супруги имели пять сыновей и двух дочерей.
«Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского» 1752 Холст, масло 89х70, Государственный Русский музей. C-Петербург

0_177c51_b96ae5f2_XXXL.jpg

Вскоре, художник создает парный к нему портрет жены Лобанова-Ростовского Екатерины Александровны (1754).Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урождённая Куракина— племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н. А. Репниной; родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. Троюродная сестра императора Петра II. Екатерина Александровна, четвёртая из семи дочерей князя Александра Борисовича Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра и жены его, Александры Ивановны, рождённой Паниной. Получила превосходное воспитание и образование. Мать её очень любила вести светский образ жизни, поэтому всех дочерей своих рано начала вывозить. Совсем юной Екатерина была представлена ко двору, где сразу завоевала звание одной из первых красавиц.
«Портрет княгини Е.А.Лобановой-Ростовской» 1754 год, Холст, масло 81,5х62,5 Государственный Русский музей

0_177c52_7170c914_XXXL.jpg

Портрет княгини особенно хорош. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
«Портрет графа П.Б.Шереметева» 1753 год, Холст, масло 135х103 Государственный Эрмитаж, С-Петербург

0_177c5f_e965202e_XXL.jpg

Последующие произведения создаются Аргуновым в стиле парадного портрета, во всем его великолепии и изображении дворянских особ в изысканных нарядах на фоне шикарных апартаментов. Одним из таких произведений и является великолепный портрет Петра Шереметьева с собакой, написанный в 1753 году.
Также очень интересен портрет Анны Петровны Шереметевой, написанный чуть позднее. Графиня Анна Петровна Шереметева — фрейлина, дочь П.Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н.И. Панина. Старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, единственной наследницы несметного состояния государственного канцлера князя А.М. Черкасского. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина, имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».
«Портрет графини А.П.Шереметевой-младшей», Вторая половина 1760-х Холст, масло 72,5х56,7 Музей-усадьба Кусково

0_177cc3_cf4ab8a4_orig.jpg

Помимо творческой деятельности живописец реализовал себя как талантливый педагог. В 1753 году к нему в мастерскую по личному распоряжению императрицы Елизаветы Петровны были направлены три ученика, бывшие певчие придворной капеллы, А. Лосенко, К. Головачевский и И. Саблуков. Пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подмастерьями», а вскоре назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров. А. П. Лосенко, стал позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский — инспектором Академии художеств.
«Портрет неизвестного в красном кафтане». 1779 год, Холст, масло 60х47 Новгородский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

0_177c5d_d207326c_XXXL.jpg

В 1757 году Иван Аргунов написал не по заказу, а по велению души парные портреты четы Хрипуновых.
«Портрет К.А.Хрипунова»,некогда переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел. 1757 год, Холст, масло 73х57,5 Музей-усадьба Останкино

0_177c67_4db8952c_XXXL.jpg

Козьма Аксентьевич Хрипунов со своей женой жил «по найму» в «Миллионном доме» — там же, где и Аргунов. В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип своеобразного камерного портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.
«Портрет Хрипуновой» 1757, год Холст, масло 73х57,5 Музей-усадьба Останкино

0_177c66_e710e98d_XXXL.jpg

Произведения периода 1750–1760-х годов знаменуют новый этап в творчестве Ивана Аргунова. В конце 1750-х — середине 1760-х годов Аргунов создает еще два парных портрета, на этот раз изображая себя и свою жену, правдиво, жизненно, достоверно, без всякой идеализации, принятой в те времена. В «Портрете неизвестной» и последующих художник создает совершенно новый тип изображения — «интимный портрет». Художник словно оголяет души своих героев, раскрывает тайну их сущности. В портретах отражена личность. Как правило, эти портреты небольшие по размеру, изображены преимущественно по пояс, палитра цветов скромна.
«Портрет неизвестной (Портрет жены художника(?))» Конец 1750-х — начало 1760-х Холст, масло 83,5х64 Государственный Русский музей

Ivan_Argunov_06.jpg

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е годы. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге. Естественно, всё это время Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых. Сочетанием ослепительной нарядности костюмов, представительности поз с очень правдивой, лишенной идеализации трактовкой лиц отличаются парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых. Графиня Варвара Алексеевна Шереметева, супруга графа П.Б. Шереметева была единственной дочерью канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского от брака с княжной Марией Юрьевной Трубецкой
«Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметьевой». 1760 год, Холст, масло 92 x 73,5 Московский музей-усадьба «Останкино», Москва

0_177c5a_d28accb3_XXXL.jpg

Несметные богатства князей Черкасских привлекали многих женихов, которые «искали руки княжны», ради выгодного приданного. Но ее гордая мать ждала для дочери какого-то сказочного принца, а сама княжна была одной из самых разборчивых невест того времени: капризная кокетка, гордая своей красотой, знатностью и богатством, она забывала, что «время летит и более не возвращается» и заслужила прозвище «тигрицы», данное ей хорошо знавшей ее княжной Марией Дмитриевной Кантемир. Благоразумные люди находили, что, «если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной». За княжну Черкасскую сватались бле­стящий придворный красавец граф Карл-Рейнгольд Левенвольде и блестящий дипломат и поэт князь Антиох Кантемир; но сватовство Левенвольде расстроилось после обручения , а сватовство Кантемира так и не состоялось.
«Портрет графини А. П. Шереметьевой», 1768 год. холст, масло, 89.8 х 71 cм,, Музей Тропинина и московских художников его времени, Москва

0_177c4e_26dca227_XXXL.jpg

При самом воцарении Елизаветы княжна В.А. Черкасская была из фрейлин пожалована в камер-фрейлины и получила в виде особого подарка портрет Императрицы. В это время княжна достигла уже возраста, который, по понятиям того времени, был совсем безнадежен для брака. Но богатства князей Черкасских заменили княжне недостаток молодости. «Молодой», которая была уже не молода к тому моменту, подыскали жениха, хотя и знатного, но не слишком блестящего, в лице графа Петра Борисовича Шереметева, бывшего на полтора года моложе невесты. Таинство брака счастливо совершилось, при этом графиня была пожа­лована в статс-дамы.
«Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева», 1760 год. Холст, масло 92 x 73,5 Московский музей-усадьба «Останкино», Москва

0_177c58_96599aeb_XXL.jpg

Также среди работ художника того времени выделяется «Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве», на котором представлен сын Петра Борисовича, очаровательный в расшитом комзоле.
«Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве», 1750-е годы, Холст, масло 56,7 x 47,5 Музей-усадьба Кусково, Москва

0_177c4c_23ce2387_XXXL.jpg

В результате дворцового переворота, произошедшего 28 июня 1762 года, на престол взошла Екатерина II, ознаменовавшая начало «века Екатерины». Восторженные оды по поводу этого события были написаны Майковым, Ломоносовым, Петровым, Державиным, славившим «Фелицу». Русские и иностранные живописцы создали бесчисленное множество ее парадных портретов.
В 1762 году Иван Петрович Аргунов получил ответственный заказ — ему было заказано для сената создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет был выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа на нём была представлена в подчёркнуто театральной позе, взгляд её был направлен на зрителя сверху вниз. Аргуновым был со всей тщательностью выписан пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии). Портрет Екатерине чрезвычайно понравился. Императрица даже посетовала, что не позировала художнику.
«Портрет Екатерины II». 1762 год, Холст, масло 245 х 176, Государственный Русский музей, С-Петербург

115c52cf2492b0a.jpg

В 1767 году Иван Аргунов создает одно из самых пленительных своих произведений — портрет калмычки Аннушки, или Анны Николаевны, воспитанницы жены Шереметева, к тому времени уже покойной. Аннушка на портрете держит в руках портрет своей умершей хозяйки,как бы демонстрируя его зрителю.
«Портрет калмычки Аннушки». 1767 год.холст, масло 93×78, Музей-усадьба Кусково, Москва

0_177c4d_5b077545_XXXL.jpg

В конце 1760-х годов Иван Петрович Аргунов исполнил портреты членов семьи богатейших купцов Лазаревых, поставлявших двору того времени шелковые ткани. Наиболее интересен портрет Анны Акимовны Лазаревой. При этом стоит отметить, что именно в это время художник создал наибольшее число заказных портретов.
«Портрет А. А. Лазаревой» 1769 год. Холст, масло, Музей-усадьба Кусково, Москва.

0_177c68_dc48f10b_XXXL.jpg

К 1770-м годам Иван Петрович Аргунов подошел уже зрелым, вполне сложившимся мастером. Основные произведения художника 1770-х годов — портреты контр-адмирала С.К. Грейга (1772 год), Б.В. Шереметева (1775 год), П.В. Шереметева (1770-е), Е.А. Мельгуновой (1777 год).
«Портрет адмирала С.К.Грейга» 1772 год, Холст, масло 135х98 Государственный Русский музей. Самуил Карлович Грейг — российский адмирал шотландского происхождения, отличившийся в Чесменском и Гогландском сражениях.

0_177c61_9f8eafc3_XXXL.jpg

«Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире», 1775 год, Холст, масло 62 х 47, Государственная Третьяковская галерея, Москва

225c52d6926139d.jpg

«Портрет Мельгуновой Екатерины Александровны». 1777 год. холст, масло, 62.5х47.5 Государственная Исторический музей, Москва

0_177c5c_4d1e0f6b_XXXL.jpg

Екатерина Алексеевна Мельгунова, в браке княгиня Волконская. С 1 июля 1847 года — кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (малого креста); с декабря 1848 года — статс-дама. Единственная дочь екатеринского сановника Алексей Петровича Мельгунова от брака с Натальей Ивановной Салтыковой. Была замужем за генерал—лейтенантом князем Дмитрием Петровичем Волконским.
«Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье» 1760 год Холст, масло 60,5х48,5 Государственный Эрмитаж

0_177c50_4ddaa732_XXXL.jpg

В 1785 году стареющий художник, Иван Петрович Аргунов, создает один из самых пленительных в истории русской живописи образов простой русской женщины — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Лицо ее выписано удивительно мягко: нежные голубоватые тени, легкий румянец, розовые губы, перламутровая кожа.
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», 1785 год. Холст, масло, 67 х 53,6 Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_177c4b_55cd1283_XXXL5c52d41949450.jpg

На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм), с которой писался данный образ, в последнее время среди многих искусствоведов и историков живописи появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Она часто выступала в те годы в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Ее привилегированное положение в труппе было очевидно: в 1800 году она получила вольную и 5000 рублей на приданое, была замужем за домашним врачом графа Н.П.Шереметева — надворным советником Лахманом. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я.Б.Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В.П.Колычева и другие.
«Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны», 1762 Холст, масло 131х95 Музей-усадьба Кусково

Grand_Duchess_Catherine_Alexeevna_by_I_P__Argunov_after_Rotari_(1762,_Kuskovo_museum).jpg

С конца 1780-х годов Иван Петрович Аргунов практически отошел от художественной деятельности. В 1788 году он был назначен управителем Московского дома Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа, что фактически лишило его возможности заниматься каким-либо творчеством. Художник вынужден был покинуть Петербург, в котором вырос, сформировался как зрелый мастер, творил без устали, и переехать в Москву. Единственным утешением для него стали сыновья, достигшие к тому времени значительных успехов в искусстве. Павел состоялся, как замечательный архитектор, а Николай и Яков стали известными портретистами.
«Портрет князя И.П.Голицына». 1760-е годы, Холст, масло 56 х 42, Самарский областной художественный музей
Самара,

Ivan_Argunov_065c52e2d850887.jpg

Умер Иван Петрович Аргунов зимой 1802 года в Москве. Умер он крепостным, но был ли он несчастным? Дом графа Шереметева был и его домом, а вольному художнику Аргунову фактически пойти было некуда. А Николай Петрович вольную все же дал: в 1816 году по графскому завещанию отпустили на все четыре стороны сына Ивана Петровича Аргунова — Николая, тоже замечательного художника.
В целом работы художника обозначили начало нового этапа в процессе освоения общеевропейских принципов портретного искусства и послужили связующим звеном между живописью середины XVIII века и творчеством выдающихся портретистов второй половины столетия — Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Холст, масло. 86.5 x 71.5 см. Музей-усадьба «Останкино»

245c52bf57d434e.jpg

Произведения Ивана Петровича Аргунова находятся во многих музейных собраниях нашей страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» и достойно украшают многочисленные частные коллекции.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .