Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 298. Орлов Пимен Никитич(1812-1865).

История русского искусства знает немало имен живописцев, вышедших из простого народа. Среди них было немало художников, не обделенных ни талантом, ни трудоспособностью, ни склонностью к добропорядочной жизни. И их картины, несущие несомненные мастерство, красоту, притягательность, вызывали у современников одобрение и любовь. Но проходило какое-то время, память о художниках заметно ослабевала, популярность их полотен заметно снижалась.
Один из таких — гениальный русский портретист Пимен Никитич Орлов, выходец из крестьян, который благодаря упорству и самообразованию смог поступить в Императорскую Академию Художеств, стать лучшим учеником Карла Брюллова, прожить всю жизнь за границей и снискать мировую славу и себе и отечеству.

yLwxNXraJts.jpg

Пимен Орлов родился в очень бедном семействе сельского мельника. Отец одаренного мальчика был мельником, и на жизнь ему приходилось добывать средства на жизнь тяжким трудом. Поэтому и мечтал он, что сын, когда вырастет, станет ему помощником. Но с раннего детства у Пимена очень сильно проявилась тяга к рисованию, и ни о какой другой профессии он думать не хотел. Поэтому совсем юным, Пимен Орлов покидает отчий дом и идет в подмастерье к бродячему маляру-художнику, который ходил из селения в селение, художеством зарaбaтывая себе на жизнь.
«Портрет итальянского мальчика-пастуха с флейтой», Частное собрание.

00-Orlov-00024.jpg

Орлов писал для помещиков портреты, занимался оформлением помещений, а иногда даже просто красил крыши частных домов и полы. А однажды посчастливилось будущему художнику познакомиться с предводителем дворянства помещиком Гладким. Новый знакомый, интересовавшийся живописью увидел работы молодого художника, а увидев, решил помочь юному дарованию, отправив в Санкт-Петербург и оплатив образование в Академии художеств. В 1834 году, Орлов отправляется в Санкт-Петербург и поступает в портретный класс Карла Павловича Брюллова Императорской Академии художеств.
«Софья Васильевна Орлова-Денисова», 1835 год, Государственный Эрмитаж, С-Петербург

orlov_01.jpg

По мере учебы мастерство художника росло и в 1836 году Орлов был награжден первой серебряной медалью за достижения в портретной живописи. Портретная живопись Брюллова в середине 19 столетия имела большой успех и ценилась очень высоко. И многие коллеги живописцы, в том числе и ученики, подражая великому мастеру, писали в его манере. Пимен Орлов также не был исключением. Впитывая знания словно губка, он быстро перенял стиль и манеру учителя в портретном жанре и имел достаточно солидные заказы от знатных господ Петербурга. Это и позволило бедному художнику в студенческие годы иметь деньги на вполне сносное существование.
«Мария Аркадьевна Бек», 1839 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва

orlov_02.jpg

В 1837 году Пимен Орлов заканчивает академию, получив при выпуске серебряную медаль первой степени, за портреты с натуры князя Голицына, госпожи Тимофеевой, девицы Эссени и Сергея Дмитриевича Бибикова.
звание свободного художника.»Мальчик, играющий с обручем. Портрет С.Д.Бибикова». 1836 год,Холст, масло, 89х71
Государственный Русский музей, С-Петербург

0_1e8436_5dd9bf7f_orig.jpg

А спустя четыре года ему представилась возможность поехать за границу, для изучения мирового искусства.
«Пифферари. Калабрийские пастухи, играющие на волынках». 1846 год, Частное собрание

0_1e841a_d663fe83_orig.jpg

В 1841 году при содействии общества поощрения художеств и лично конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича отправился в Италию. Поселившись в Риме, Пимен Орлов вскоре составил себе репутацию прекрасного портретиста. «Портрет офицера. Иван Александрович Балашов», Частное собрание

5884cb3c80bd.jpg

Еще большую известность Пимен Никитич Орлов приобрел своими картинами, выполненным в итальянском варианте бытового классицизма с его преувеличенной красотой в изображении персонажей и обстановки, такими как: «Октябрьский праздник в Риме» 1851 год, Холст, масло 83,7 х 101,9 Государственная Третьяковская галерея, Москва,

orlov_095c347840391d7.jpg

«Сцена из римского карнавала», 1859 год, Холст, масло. 93 x 112 см, Государственный Русский музей

orlov_115c347a8d6d2f6.jpg

«Неаполитанка» 1839 год, Холст, масло. 99 x 77 см, Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко и другими полотнами.

65c347dd07cd4b.jpg

Наличие постоянных заказов от местных жителей было очень важно для художника, так как для него это по-прежнему был основной и, пожалуй, единственный регулярный источник дохода. «Итальянка с цветами» 1853 год Холст, масло 76,5х66 Иркутский художественный музей

0_1e8411_7fb27c25_orig.jpg

Только в 1848 году Пимену Никитичу удалось прислать в Санкт-Петербург картину «Девушка итальянка, полощущая белье», за которую ему, по ходатайству Академии, обратившей внимание императора Николая I на то, что Пимен Никитич хочет себя посвятить исторической живописи, была назначена на год пенсия в 300 руб.

0_1e8423_9f3e419d_orig.jpg

В 1849 году всем пенсионерам, а в том числе и Орлову, было велено вернуться в Россию, однако Орлов сумел убедить правительство разрешить продолжить ему оставаться в Италии в связи с болезнью глаз и необходимостью окончить заказанные ему картины, уже начатые им. «Портрет итальянской девочки-пастушки с бубном». 1850-е Государственная Третьяковская галерея. Москва

0_1e842b_bea82c9_orig.jpg

Местные критики очень тепло отзывались о картинах Орлова. Тем не менее часть своих картин художник отсылал в Россию и на основании их, равно, как и на основании отзывов из Рима, получил в 1857 году звание академика портретной живописи.»Групповой портрет сестер: писательницы графини Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир, художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной и Евдокии Васильевны Петрово-Соловово». (1847 год). Государственная Третьяковская галерея

00-Orlov-00028.jpg

Пимен Никитич Орлов остался в Италии ещё на 16 лет, за это время он написал множество мастерски выполненных картин. «Княгиня Мария Александровна Гагарина», 1847 год

yLwxNXraJts5c35a8513f69d.jpg

На Родину художник так и не вернулся, конец жизненного пути художника был печален – он заболел нервным расстройством в декабре 1862 года, был определен Русской миссией в Риме для лечения в дом для душевнобольных, где скончался 6 октября 1865 года.
«Архитектурный пейзаж». Частное собрание.

Orlov-009.jpg

Захоронение П. Н. Орлова на римском кладбище Тестаччо до настоящего времени не сохранилось, — прах перенесён в общую могилу у Аврелиевой стены; № 131; МК.
«Великая княгиня Анна Павловна», 1846 год, Национальный музей Казахстана

orlov_045c35a8be75346.jpg

Большую часть работ художника составляют портреты, и жанровые сцены из жизни итальянцев, однако есть произведения исторической тематики и пейзажи. «Анна Алексеевна Окулова в русском наряде», 1837 год, Государственный Эрмитаж, С-Петербург

orlov_035c35a94a4a6e8.jpg

Картины Пимена Орлова отличаются мягкостью и красотой колорита, наряду с эффектностью освещения и тщательностью отделки. «Убийство князя Михаила Тверского в Орде». 1847 год, 223,5х134, Тверская областная картинная галерея

0_1e884d_df38a210_orig5c35a6aad57c2.jpg

Картины Орлова представлены во многих музеях России и других стран — Государственном Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее, Иркутском областном художественном музее, Национальном художественном музее Республики Казахстан, Херсонском художественном музее имени А. А. Шовкуненко и в других картинных галереях, а также во множестве частных собраний
«Напутствие великого князя Михаила Тверского». 1847 год, Картинная галерея, Тверь

0_1e8412_363c93b4_orig5c35a3c4b88c5.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .