Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 546. Колесников Иван Фёдорович (Ivan Kolesnikov) (1887-1929).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Иван Фёдорович Колесников — известный русский живописец, график. Младший брат живописца Колесникова Степана Федоровича (1879—1955).

Иван Колесников родился в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии Российской империи. В 1901 году поступил в Одесское художественное училище. В 1907—1912 годах Колесников учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у известных живописцев А. А. Киселева и Н. Н. Дубовского. Получил за картину «Осень» звание классного художника и заграничное пенсионерство на 2 года.

С 1912 года являлся участником художественных выставок. Работал преимущественно как пейзажист. Член и экспонент Общества художников имени А. И. Куинджи (1917), ТПХВ (1918), АХРР (1924, 1926, 1928), АХР (1928—1929). В 1913 году участвовал в качестве экспонента в работе международной выставки в Мюнхене. После Октябрьского переворота писал картины на историко-революционную и современную тематику. Иллюстрировал книги, выполнял акварели, плакаты и рисунки для Красной газеты, журналов.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, в других художественных музеях нашей страны и зарубежья, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Природа щедро наделила его художественным дарованием, но судьба отмерила ему до обидного мало. Сорок два года — возраст для художника самый завидный, когда творческие планы, опираясь на приобретенный жизненный опыт и отточенное к этому времени профессиональное мастерство, начинают приобретать реальные художественные очертания, показывая потенциал и возможности мастера. И это совсем не возраст подведения итогов его жизненного пути. Иван Колесников, видимо, не успел создать своих главных художественных произведений, в отличие от своего старшего брата, но все его творчество является примером беззаветного служения любимому делу, достойным самого искреннего уважения.
«Пейзаж», 1924 год, еартон, смешанная техника, 15,2 × 19,1 см., частное собрание.

Иван Фёдорович Колесников родился 13 марта 1887 года в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Перевальский район Луганской области Украины) в многодетной крестьянской семье Фёдора Яковлевича Колесникова и его жены Ксении Сафоновны, сербки по национальности из рода Стефановичей. Интернациональный характер семьи Колесниковых не был единичен в округе, ибо гостеприимная украинская земля в свое время стала второй родиной для многих семей переселенцев из далекой Сербии, не захотевших оставаться под венгерским владычеством во времена императрицы Марии Терезии. Переселенцы, будучи от природы искусными воинами и рачительными хозяевами, с разрешения властей быстро осваивали местные земли, создавали военные поселения, целью которых была защита и охрана южных рубежей империи, быстро ассимилировались и часто создавали смешанные многодетные семьи с местными жителями.

В многодетных крестьянских семьях дети быстро приобщались к труду, не желая быть обузой для родителей. Семья Колесниковых не была исключением в этом плане. Удивительно другое — в этой семье все четверо детей были щедро одарены природой большим художественным дарованием. Все они рано начинали рисовать, но повезло в жизни только двоим: старшему — Степану и среднему — Ивану, которым отец разрешил профессионально заниматься живописью, фактически поощрив их увлечение и отпустив от хозяйства. Двое младших братьев так и остались неизвестными широкому кругу художниками, рисовавшими исключительно для односельчан по их просьбам. Детство Ивана прошло в родном селе в окружении колоритной местной природы, возможно, и сформировавшей художественный вкус будущего художника-пейзажиста.
«Базар», 1910 год, холст, масло, Таганрогская картинная галерея.

Иван во всем тянулся за своим старшим братом, копируя его даже в поведении. Старший брат и стал для него первым учителем, пусть и непрофессиональным, но зато искренним и понимающим. Отъезд старшего брата в Одессу стал для Ивана потрясением, с которым он долго не мог смириться. Шло время, жизнь брала свое, новые события и новые люди отвлекали от переживаний, дважды в год в селе проходили ежегодные ярмарки, привлекавшие со всей округи торговый люд и многочисленных покупателей, да и ежедневная тяжелая работа полностью занимала все мысли. За исключением одной мечты — так же как и старший брат уехать учиться на художника в город у моря. А мечтам, как известно, свойственно иногда сбываться, если очень захотеть. В 1901 году Ивану Колесникову, как в свое время его старшему брату Степану, уездным Славяносербским земством тоже была выделена стипендия и предоставлено право поехать учиться в славный город Одессу. Не последнюю роль сыграло хвалебное благодарственное письмо от руководства Одесского художественного училища земскому начальству за чуткое отношение к местным художественным дарованиям. Фёдору Яковлевичу Колесникову пришлось и на этот раз уступить настойчивым «просьбам» уездного начальства и отпустить учиться еще одного сына.

Иван Колесников учился в Одесском художественном училище у тех же педагогов, что и старший брат: Кириака Константиновича Костанди (1852—1921) и Геннадия Александровича Ладыженского (1852—1916). К сожалению, никаких достоверных сведений о годах обучения Ивана Колесникова в ОХУ, его успехах, знакомствах и друзьях по Училищу не сохранилось. Известно лишь, что в 1904 году он начал участвовать в различных художественных выставках, и среди его ранних живописных произведений преимущественно были пейзажи и жанровые картины. В 1907 году Иван Колесников успешно окончил Одесское художественное училище и отправился для продолжения обучения в столицу поступать в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.
«Возы в степи», 1910 год, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В отличие от брата ему пришлось сдавать вступительные экзамены, которые, впрочем, не явились для выпускника ОХУ чем-то непреодолимым. Педагогами Колесникова в ВХУ выступили известные русские живописцы Александр Александрович Киселев (1838—1911) и академик пейзажной живописи, профессор руководитель пейзажной мастерской при ВХУ Николай Никанорович Дубовский (1859—1918). В 1912 году выпускник Иван Колесников успешно окончил ВХУ, представив художественному совету свою дипломную работу картину «Осень». Дипломная работа была высоко оценена художественным советом и принесла автору звание классного художника и право на пенсионерскую поездку в Европу за счет средств Императорской академии художеств сроком на два года.

В период 1913—1914 годов Иван Колесников проживал во Франции и Испании, посещая музеи и выставки современного искусства и знакомясь с работами старых мастеров. В 1913 году он участвовал в качестве экспонента вмеждународной выставке в Мюнхене. В 1914 году художник вернулся в Россию, оставшись жить и работать в столице. В 1917 году он стал членом и экспонентом Общества художников имени А. И. Куинджи. Революционные события февраля в Петрограде встретил с тревогой — пугал грядущий хаос и неопределенность. В оценке событий был полностью солидарен со старшим братом, который переехал жить в Одессу. С этого момента их связь полностью прекратилась. Октябрьский переворот встретил в Петрограде. К новым лозунгам победившего пролетариата отнесся с пониманием. После 1917 года тематика творчества Ивана Колесникова несколько изменилась — появились работы на историко-революционную и современную тематику. Активно занимался иллюстрированием книг, выполнял акварели, плакаты и рисунки для Красной газеты, различных столичных журналов.

Иван Колесников являлся членом и участником выставок ТПХВ (1918), Ассоциации художников революционной России (АХРР) (1924,1926,1928), АХР (1928—1929). Работы художника экспонировались на зарубежных выставках в Мюнхене, Берлине, Кельне. Творческое наследие Ивана Федоровича Колесникова довольно объемно и разнообразно. При этом особого внимания заслуживают его работы «Березовая роща ранешней весной» (1904), «Сбор картофеля» (1908), «Ранней весной» (1909), «Базар» (1910), «Осень» (1911), «Пейзах с церковью» (1912), «Старая улица. Париж», «Сьерра-Невада. Испания» (обе 1914); «Зима» (1915), «В лесу» (1928), «Смерч в степи» (1929), «Разгрузка теплохода» (1924), «Утренняя смена» (1926), «Заседание стачечного комитета на ленских золотых приисках в 1912 году» (1926), «Заседание штаба Красноватой гвардии. 1917 год» (1928), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Пейзаж с церковью», 1912 год, холст, масло, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.

Иван Федорович Колесников скончался 31 марта 1929 года в Ленинграде на сорок третьем году жизни от тяжелого простудного заболевания. Был похоронен на Смоленском православном кладбище, недалеко от могил скульптора и государственного деятеля Л. В. Позена и художника-пейзажиста К. Я. Крыжицкого. Сегодня полотна художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова в других художественных музеев нашей страны и зарубежья, а также находятся в частных собраниях в России и за ее пределами.
Памятник художнику Ивану Фёдоровичу Колесникову на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Колесников И. Ф. № 165. Этюды (1 — 22)// Мастерская проф.-рук-ля А. А. Киселева//Каталог отчетной выставки Высш. Худож. Уч-ща при ИАХ, С.-Петербург, Издание кассы учащихся в ИАХ, Электрич. Типо-Литогр. Я. Рашкова, В. О., 1-я лин., д. 12, 1909.

2. Аукцион коллекции Н. Ловитона. Киевская улица, дом № 4, [СПб, 1916].

3. Колесников И. Ф. (Петр. Ст., Б. Зеленина, 29. Тел. 464-08). № 156—166// Первая Выставка картин, этюдов и эскизов. Ноябрь 1917. Каталог. Общество А. И. Куинджи. Петроград, 1917.

4.. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 1 (Часть биографическая).

5.. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников / Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.
«В ночь под Рождество», 1911 год, Картон, темпера, 25,5 x 26,3 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.