Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 545. Колесников Степан Фёдорович (Stepan Kolesnikov) (1879-1955).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Степан Федорович Колесников — известный русский живописец.

Степан Колесников родился в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии Российской империи. В 1897 году поступил в Одесскую рисовальную школу. В 1904—1909 годах Колесников учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Он был принят туда без вступительных экзаменов, что стало возможным благодаря окончанию Одесского училища по первому разряду. Являлся учеником пейзажной мастерской профессора А. А. Киселева и И. Е. Репина.

В 1912 году он организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. В 1919 году семья Колесниковых по Военно-Грузинской дороге через Турцию перебралась сначала в Грецию, а затем в Сербию. В 1920-е годы им было организовано несколько персональных выставок в странах Европы. Любимой темой художника было состояние южнорусской и украинской природы во времена ее бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в других художественных музеях нашей страны и зарубежья, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Вопрос, какой стране принадлежит этот замечательный художник остается открытым. Фамилию он носил русскую и был представителем русской художественной школы, но сербы, слышавшие о Колесникове, называют его своим: «Он же работал сценографом в Народном театре!», а украинцы — самородком с украинскими корнями. Безусловно, он — наш, общий. А в том, что все мы сегодня разделены, во многом виноваты мы сами…» (Елена Буевич, публицист).
«Починка сетей», 1937 год, бумага, акварель, гуашь, 48 х 63 см., частное собрание.

Как приятно открывать для себя новые фамилии в отечественном искусстве, пусть даже и после знакомства с очередными лотами знаменитого Sotheby’s. В Европе было два центра русской эмиграции после Октябрьского переворота на берегах Невы в памятном 1917 году. Они приютили большую часть русского дворянства и интеллигенции, категорически не пожелавшую в едином порыве строить новое государство рабочих и крестьян. Для многих из них Париж и Белград стали второй родиной, а берега Сены, Дуная и Савы ее символами. На исторической родине всех этих беглецов постарались побыстрее забыть и более не упоминать, но неумолимое время постепенно всех примиряет и, смягчая категоричность оценок и суждений, позволяет более объективно оценить действия значимых для культуры (и не только для нее) исторических персонажей. А в том, что Степан Федорович Колесников к таковым относится, не сомневаешься после знакомства с творчеством этого художника, покинувшего родину с первой волной эмиграции.
«Зима», 1914 год, холст, масло, 40 х 32 см., частное собрание.

Степан Федорович Колесников родился 23 июля 1879 года в небольшом селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Перевальский район Луганской области Украины) в простой многодетной крестьянской семье Федора Яковлевича Колесникова и его жены Ксении Сафоновны, сербки по национальности из рода Стефановичей. В интернациональном характере семьи Колесниковых не было ничего удивительного, ибо эта гостеприимная земля в свое время стала второй родиной для многих семей переселенцев из далекой Сербии, не захотевших оставаться под венгерским владычеством во времена императрицы Марии Терезии. Искусные воины и рачительные хозяева получили возможность создавать военные поселения для охраны южных рубежей империи, быстро ассимилировались и, часто устраивая смешанные браки, создавали многодетные семьи.
«Паломники у церкви», 1919 год, холст, масло, 81 х 100 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В семье Колесниковых было четверо мальчиков. Природа щедро одарила всех большим художественным дарованием, но только двоим родители позволили самим выбирать свой жизненный путь (младший брат Степана — Иван тоже стал известным живописцем). Двоим же другим была уготована тяжелая крестьянская доля. Детство Степана прошло в родном селе, принадлежавшем Славяносербскому уезду, насчитывавшем около сотни справных дворов, с православной церковью в центре (Свято-Николаевский храм, построенный в 1803 году, сохранился до наших дней) и начальной школой. Дважды в год в селе проходили ежегодные ярмарки, привлекавшие со всей округи торговый люд и многочисленных покупателей. В селе часто задерживались кочующие в поисках работы ремесленники и художники-иконописцы, писавшие образа по заказам местных жителей и местной церкви. Они-то и были первыми учителями талантливого отрока Степана, живо интересовавшегося их ремеслом и активно предлагавшего свою помощь в различных подсобных работах. Видя художественный талант юного помощника, строгие учителя делились с ним секретами трудной, но такой интересной профессии.

Вероятно, так бы и остался Степан Колесников самобытным сельским художником, известным лишь односельчанам, если бы не его величество счастливый случай!.. В 1896 году в Андринаполь с инспекцией приехал мелкий губернский чиновник из Екатеринослава. Ему-то и попался на глаза местный хлопец, волостной рассыльный, рисовавший небольшой пейзаж. А в это время по волостям империи шел отбор рисунков самобытных художников-самоучек на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. Чиновник, желая выслужиться перед начальством, поставил в известность уездное земство об увиденном в командировке юном художнике. Была дана команда послать несколько работ юноши на конкурс. Работы Колесникова на выставке были отмечены, и в качестве поощрения вскоре со стипендией 250 рублей в год Степан Колесников был определен на учебу в Одесское рисовальную щколу. Шел 1897 год. По прошествии нескольких лет и младший брат Степана Иван также стал стипендиатом Славяносербского земства.
«Фигуры перед церковью», 1928 год, холст, масло, 40 х 50 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

С выбором учебного заведения Колесникову тоже очень повезло, ибо лучшего среднего художественного учебного заведения на тот момент в Российской империи просто е существовало, а педагоги Кириак Константинович Костанди (1852—1921) и Геннадий Александрович Ладыженский (1852—1916) открыли дверь в профессию многим известным живописцам. В Школе Колесников познакомился и быстро подружился с будущими корифеями отечественного искусства Исааком Бродским (1883—1939), Давидом Бурлюком (1882—1967) и Митрофаном Грековым (1882—1934), у которого он, кстати, совсем не по-товарищески, через два года «отбил» девушку, дочь греческого помещика Ирину Федоровну Попандопуло, вскоре ставшую его женой. Колесникову нравилось учиться в Школе, а его успехи радовали педагогов. В 1904 году после успешного окончания Училища в которое была преобразована Школа в 1900 году, по первому разряду, дававшее право поступления без вступительных экзаменов в Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств, Степану Колесникову было предложено остаться в Училище и занять должность преподавателя, но он отказался и вместе с Бродским и Грековым отбыл в столицу для продолжения учебы.

С 1904 и по 1909 год проходило обучение Колесникова в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств у Владимира Егоровича Маковского (1846—1920), Александра Александровича Киселева (1838—1911) и Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). С последним у молодого студента установились теплые и дружеские отношения на долгие годы. Репин очень ценил творчество Колесникова, а сохранившаяся переписка художников и в наши дни представляет большой интерес для исследователей. Революционные потрясения 1905 года Колесников пережидал в Малороссии в поместье своего друга Бурлюка. После окончания волнений занятия в Высшем художественном училище возобновились. Весной 1905 года Степан Колесников представил на дебютной для себя Весенней выставке в залах Академии свое произведение «Весна», получившее вторую премию и приобретенное музеем Императорской Академии художеств. После этого художник уже ежегодно участвовал в выставках, регулярно получая «Куинджиевскую премию». А в 1909 году его «Весна» была удостоена Большой золотой медали и на Международной выставке в Мюнхене. Художник за это удостоился Высочайшей благодарности и подарка Его Величества —золотого портсигара с бриллиантом на крышке. В 1909 году Степан Колесников успешно окончил ВХУ, получив право на пенсионерскую поездку в Европу за картину «В Старой усадьбе».

Он посетил Францию, Италию, Бельгию, Болгарию, Германию, Сербию. На Капри он познакомился с Горьким, в Париже его избрали членом международного товарищества живописцев «Леонардо да Винчи». В 1912 году художник организовал экспедицию в Среднюю Азию, Туркестан и Монголию, принимал участие в этнографических изысканиях и археологических раскопках, много писал. Вернувшись в столицу, устроил две большие выставки в Москве и Санкт-Петербурге, представив более 150 полотен, включая графические работы. Большинство экспонатов выставок было раскуплено представителями музеев и частными коллекционерами, в том числе и зарубежными. В 1913 году Степан Федорович совершил длительное путешествие в Туркестан и Китай. В 1914 году стал академиком.
«У часовни», 1909 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Полотна Степана Колесникова большей частью были посвящены украинскому быту, природе. Предпочтение отдавал изображению состояния южнорусской и украинской природы во времена ее бурного пробуждения. Любил писать таяние снегов, широкое половодье, солнечные весенние дни. Манера исполнения была далека от реализма, с плохо выписанными лицами персонажей. События начавшейся Первой Мировой войны тоже нашли свое отражение на картинах Колесникова, вызвав ряд положительных откликов прессы.

Новости о произошедшем в Петрограде Октябрьском перевороте художник встретил в Одессе, где жил последние годы. Революцию категорически не принял, считая выдвинутые лозунги утопией. В ноябре 1919 года в Одессе Колесников участвовал в лотерее в пользу Добровольческой армии на 29-й выставке Товарищества южнорусских художников, после чего оставаться в Советской России стало невозможным. В этом же году по Военно-Грузинской дороге Колесников вместе с семьей навсегда покинул Россию и уехал в эмиграцию…
«Зима. Околица», 1907 год, холст, масло, 74 х 96 см., частное собрание.

Перебравшись сначала в Турцию, Колесниковы затем отправились в Сербию на родину матери художника. В 1920 году, купив небольшой домик в центре Белграда (улица Князя Павла, д. 81), семья Колесниковых обосновалась в сербской столице. В том же году он устроился преподавателем черчения и рисунка в русско-сербской гимназии, а позже начал работать сценографом в Народном театре Белграда. Все это время художник не прекращал своей творческой деятельности. Его работы начали узнавать в местных художественных салонах, а после проведения персональных выставок в Белграде, Праге, Париже и Лондоне о нем заговорили в Европе. Напряженная работа помогала хоть как-то заглушить тоску по родине. В письме Репину он сообщал: «Я обласкан в стране близкого нам народа —сербов». Но тут же замечает: «Работаю очень много и только в любимом труде нахожу облегчение и временно забываю свою тяжкую болезнь — беспредельную тоску по Родине…»

Выставки и работа помогли Колесникову завоевать популярность, он постепенно вошел в моду. В ноябре 1925 года очередная персональная выставка художника была удостоена посещения королевской четой — лучшей рекламы трудно было себе представить. За его полотна стали бороться наиболее известные белградские дома. Высокие цены на картины Колесникова способствовали финансовой независимости художника. Цена на его картины подскочила еще выше, когда он расписал потолок — композиция «Богиня Талия на квадриге» — в обновленном Народном театре. На его полотнах теперь присутствовали не только русские традиционные мотивы с церквами, но и сербские пейзажи, сербские святые, зарисовки балканской природы.
«Вечереет», 1906 год, холст, масло, 134 х 210 см., Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Картины Колесникова украшали дворец короля, столичный отель «Палас», радовали пациентов Городской больницы, он был творцом художественных композиций в Экспортном банке. Обеспеченный частными и государственными заказами художник полностью посвящал себя работе, что не могло не сказаться на его семейных отношениях. Начались постоянные ссоры с супругой. В 1935 году после одной из серьезных ссор Степан Федорович навсегда покинул семью, оставшуюся в тяжелом материальном положении. Распродажа семейной коллекции картин художника не принесла облегчения. В 1938 году после тяжелой болезни умерла Ирина Федоровна. Позже Степан Колесников женился на Марии Григорьевне (фамилия не известна) — русской эмигрантке и давней своей поклоннице.

Во время фашистской оккупации Югославии Колесников остался в Белграде. Его картины экспонировались на выставке русских художников в Белграде. Художник устраивал аукционы по продаже своих полотен в Русском Доме, направляя все вырученные средства на приобретение зимней одежды и материальной помощи русским эмигрантам. Во время войны был арестован сын Колесникова Федор, вскоре после освобождения покончивший с собой. При отступлении немцев из Белграда дочь Колесникова Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с ними. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона), самостоятельно практически не работал.
«Весна. Март», 1914 год, холст, масло, 70 х 100 см., частное собрание.

Степан Федорович Колесников скончался 27 мая 1955 года. Был похоронен на Новом кладбище в Белграде, неподалеку от Иверской часовни. Спустя 11 лет и Мария Георгиевна упокоилась рядом с мужем в парной могиле. После смерти художника его творчество было быстро забыто и на новой родине. В России о нем вообще предпочитали не вспоминать, держа работы мастера в запасниках. Лишь два последних десятилетия работы художника стали «всплывать»на зарубежных аукционах с похвальным постоянством, что в свою очередь возродило интерес к творчеству мастера как в России, так и в Сербии.
Могила художника Степана Колесникова и его жены Марии Геориевны на Новом кладбище в Белграде.

Сегодня работы Степана Федоровича Колесникова хранятся в различных музеях и галереях бывшего СССР: в Москве, Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Костроме, Новосибирске, Рыбинске, Минске, в музеях стран бывшей СФРЮ, а также в многочисленных частных собраниях в России и далеко за ее пределами.
«Вспашка поля», 1923 год, холст, масло, 181 х 131 см., Музей современного искусства, Белград.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Косик В. И. Что мне до вас, мостовые Белграда?: Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920—1950-е годы)/ М.: Институт славяноведения РАН, 2007.

2. Подстаницкая Т. Степан Колесников/ М., 2003.

3. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 1 (Часть биографическая).

4. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников/ Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005 г.
«Весна в Малороссии», 1914-1916 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.