Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 544. Яковлев Александр Евгеньевич (Alexander Yakovlev) (1887-1938).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Евгеньевич Яковлев — известный русский живописец, график и педагог.

Александр Яковлев родился в Санкт-Петербурге. Окончив гимназию К. И. Мая в Петербурге, он учился в 1905–1913 годах в Высшем художественном училище при Академии художеств, с 1907 года – в мастерской Д. Н. Кардовского.

С 1909 года Яковлев участвовал в выставках Союза русских художников, членом которого стал в 1911 году, и в выставках объединения «Мир искусства», куда вступил в 1913 году. Преподавал рисунок на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове. После Октябрьского переворота жил за границей. В 1926 году Яковлев стал кавалером ордена Почётного легиона. Его выставки проходили в Питсбурге (1925, 1927), Нью-Йорке (1923, 1924), Амстердаме – Гааге (1924), Париже (1927, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930). В 1928 году работы художника демонстрировались в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве и в залах Академии художеств в Ленинграде.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее в других художественных музеях нашей страны и стран ближнего и дальнего зарубежья, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Как художник этот человек вошел в историю изобразительного искусства двух стран – России и Франции. Он всегда тонко чувствовал момент, держа нос по ветру. Вовремя уехав из охваченного революционной лихорадкой Петрограда, в новое государство рабочих и крестьян уже не вернулся. Решил, что чистые и спокойные улочки с парочками влюблённых на берегах Сены более подходят для жизни простого русского интеллигента, чем грязные, заваленные неубранным снегом, с кострами на перекрёстках и подозрительными патрулями на каждом шагу улицы на берегах Невы. Оперативно перебравшись в Париж со своими японо-китайским этюдами, заработал состояние, а в 1925-26 годах, когда у всех на устах только его имя и было, достиг оглушительного европейского успеха, а позже и мирового признания.
«Автопортрет», 1917 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Свидетельницей этого успеха оказалась и наша знаменитая соотечественница, художница Анна Остроумова-Лебедева, находившаяся в это время во французской столице: «Он имел тогда огромный успех. Самый большой успех из всех художников Парижа. Во время его выставки не было ни одного периодического журнала или газеты, где бы не были помещены статьи и снимки с его произведений… Я была на выставке на второй день открытия и из его многочисленных картин и этюдов, не менее двухсот пятидесяти, все, кроме двух, были проданы. Такой ошеломляющий успех они имели…» А имя его было – Александр Евгеньевич Яковлев.

Александр Евгеньевич Яковлев родился 25 июня 1887 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной семье отставного морского офицера. Отец — Евгений Александрович Яковлев (1857—1898) являлся известным в российской империи инженером, изобретателем первого отечественного двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе, уже в отставке ставшим основателем и владельцем Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (позже завод Вулкан). Именно на этом заводе в 1896 совместно с фирмой Фрезе и Неллис был создан первый отечественный серийный автомобиль, представленный в том же году публике на ХVI — й Всероссийской Нижегородской промышленной и художественной выставке.
«Пальмира», 1933 год, холст, масло, частное собрание.

Мама — Софья Петровна (урождённая Кузьмина) была известным русским математиком, доктором наук. Одной из первых женщин в империи окончившая Санкт-Петербургский университет, она позже в Берлине защитила диссертацию на степень бакалавра. Рано овдовев, взяла на свои плечи не только заботу о семье, но и управление перешедшего в её владение завода. Достоверных подробностей о детских годах Александра Яковлева, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что рисовать он начал рано, отдавая этому увлечению предпочтение перед всеми остальными детскими увлечениями. Жили Яковлевы на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В 1900 году Александр поступил в четвёртый класс “Гимназии и реального училища К. Мая”, располагавшегося в те годы там же на 10-й линии Васильевского острова в доме 13. Известное и престижное в городе учебное заведение отличалось высоким качеством образования, а созданная основателем школы система обучения и воспитания основывалась на взаимном уважение и доверии учителей и учеников, предусматривала активное и постоянное взаимодействие с семьёй, целью которого было учёт и всестороннее развитие индивидуальные способности каждого ученика, обучение их самостоятельному мышлению.
«Портрет Ирен фон Радлов (Ирина Рудольфовна Радлова, в девичестве Моор)». 1910 год, картон, масло
83 х 55 см., частное собрание.

Результатом такой системы воспитания и обучения был ежегодный выпуск из стен учебного заведения высоконравственных и разносторонне развитых юношей, подготовленных к труду на благо общества. Окончившие школу получали все права выпускников правительственных реальных училищ и могли поступать в высшие учебные заведения прикладных направлений. Интересно отметить, что осенью 1918 года новые власти частное учебное заведение К. И. Мая национализировали и преобразовали в Советскую единую трудовую школу I и II ступени с совместным обучением мальчиков и девочек, при полной отмене всяких оценок и аттестатов. Новой власти они были не нужны. Яковлев отличался в школе хорошей успеваемостью по всем предметам и большими художественными способностями, раскрытию которых в немалой степени помог школьный учитель рисования в гимназии Мая Николай Фёдорович Лоренц (1863-1923). В 1904 году Александр Яковлев успешно окончил школу со средним баллом 4,1, после чего ещё два года занимался в художественной школе известного столичного графика и педагога Янкеля Шимелевича Гольдблата (1860-1929).

В 1905 году Александр Яковлев успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, с 1907 года занимаясь в художественной мастерской известного русского графика и педагога Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943). Там произошли его встреча и знакомство с Борисом Григорьевым (1886-1939) и Василием Шухаевым (1887-1973), причем, в случае с последним переросшая в крепкую дружбу и плодотворное сотрудничество на всю оставшуюся жизнь. Еще будучи студентом Училища, Яковлев начал участвовать в выставках Союза русских художников, членом которого стал в 1911 году и в выставках объединения «Мир искусства», в члены которого вступил в 1913 году. Исполненный художником большой групповой портрет «На Академической даче», экспонировавшийся на Балтийской выставке 1912 года в Мальмё (Швеция), заслужил одобрительный самого Александра Николаевича Бенуа (1870-1960), замечательного русского художника, авторитетного художественного критика, основателя и главного идеолога художественного объединения “Мир искусства”
«Портрет балерины Анны Павловой», холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1913 году Яковлев успешно окончил Училище, представив свои конкурсные работы «В бане» и «Купание», за которые он получил звание классного художника 1-й степени и право на персионерскую поездку в Европу за счёт средств Академии. Полотна молодого художника были ориентированы на искусство старых мастеров, и в них чётко обозначилось его тяготение к «неоклассицизму». Период с 1913 и по 1915 год Яковлев вместе со своим другом Шухаевам провели в Италии, изучая живописное искусство мастеров эпохи Возрождения. Художники много работали , путешествуя по солнечной гостеприимной стране, выполнили большое количество натурных этюдов, и каждый из них написал свою часть знаменитого двойного автопортрета, в наши дни украшающего собрание Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Возвратившись в Россию в 1915 году, Александр Евгеньевич занялся преподавательской деятельностью на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове.
«Автопортреты (Арлекин и Пьеро)», Шухаев Василий Иванович 1887 – 1973, Яковлев Александр Евгеньевич 1887 – 1938″, 1914 год, холст, масло, 210 x 142 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Преподавательская деятельность занимала много времени, но художник не забывал и о творчестве, пробуя свои силы и в монументальной живописи. В течении двух лет он оформил литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов», расписал совместно с В. Шухаевым плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых на Пречистенке, принял самое активное участие в создании эскизов росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве. В 1916 году состоялось знакомство Александра Яковлева с Фёдором Шаляпиным. Они близко сошлись, много времени проводили вместе, и Яковлев исполнил замечательный графический портрет обнажённого певца в артистической позе. У его ног были изображены маска и лира, а рядом с певцом две обезьяны — символы искусства лицедейства. На заднем фоне художник изобразил обнаженную фигуру странника, также написанную с Фёдора Ивановича. Так уж случилось, что картины оказалась пророческой, ибо последние шестнадцать лет жизни великий русский певец провел на чужбине.
«Портрет Ф. И. Шаляпина», 1917 год, сангина, бумага, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В переломном для России 1917 году Яковлев вновь отправился в пенсионерскую поездку, на этот раз на Дальний Восток и далее в Монголию, Китай, Японию. Он увлечённо изучал китайскую и японскую культуру, делал многочисленные зарисовки увиденного и удивительные фотографии, в том числе подводные (для этих снимков Яковлев изобрёл специальный фотоаппарат). В 1919 году провёл выставку в Шанхае. О событиях Октябрьского переворота художник узнал с большим опозданием, находясь в Пекине. В Советскую Россию принял решение не возвращаться, навсегда расставшись с семьёй, оставшейся в революционном Петрограде (сын художника умер в 1918 году, а жена, актриса эстрады Белле Георгиевне Шеншева, покончила с собой в 1929 году).
«Женская ложа Пекинской оперы», 1918 год, холст, масло, частное собрание.

Осенью 1919 года художник переступил порог небольшой парижской съёмной квартирки на Монмартре с мастерской рядом, а в апреле следующего года в известной парижской галерее «Барбазанж» прошла выставка из 169 его работ на темы Востока. В течение следующих трёх лет выставки художника прошли в Лондоне (1920) и Чикаго (1922). Его приняло парижское общество, он приобрел известность, а в 1922 году знаменитый издатель Люсьен Вогель выпустил тиражом 150 нумерованных экземпляров роскошную книгу с пятьюдесятью его работами – «Рисунки и картины Дальнего Востока» («Les dessins et peintures d’Extrême Orient d’Alexandre Iacovleff»). В 1922 году Яковлев с Шухаевым открыли художественную школу в Париже. В 1924 году Александр Евгеньевич получил предложение от автомобильного общества Ситроен принять участие в экспедиции в качестве художника, которое в силу своего авантюрного характера, с радостью принял.
«Игра в поло в Мизгаре», 1931 год, холст, масло, частное собрание.

Автомобильное путешествие под названием «Чёрный рейд», явившееся не только рекламной акцией одноимённых автомобилей, но и этнографической и зоологической экспедицией по малоизученным районам Африки (Сахара, Судан, Нигер, Чад, Бельгийское Конго, Мозамбик и Мадагаскар), состоялось в октябре 1924 – августе 1925 года. Художник выполнил около трёхсот картин и рисунков о природе Африки и быте туземцев, а также большой групповой портрет участников экспедиции. По окончании экспедиции Яковлев устроил большую выставку в Париже в галерее Шарпантье в мае 1926 года, по результатам которой Л. Вогелем был выпущен тиражом 1020 экземпляров альбом «Зарисовки Африки» («Dessins et peintures d’Afrique», 1927). Яковлев представил на выставке 228 набросков и картин, которые были почти полностью распроданы. Ради такого случая даже знаменитый Лувр нарушил своё неписаное правило никогда не приобретать картины здравствующих художников. Лувр приобрел картины А. Е. Яковлева, и в том же 1926 году художник был награжден орденом Почетного Легиона, а его имя длительное время украшало четыре стороны Эйфелевой башни.
«Озеро Бази-Куль», 1931 год, холст, масло, частное собрание.

Яковлев приобрёл не только признание, но и материальную независимость. Выставки художника прошли в Питсбурге (1925, 1927), Нью-Йорке (1923, 1924), Амстердаме – Гааге (1924), Париже (1927, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930). В 1928 году работы Александра Яковлева демонстрировались в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве и в залах Академии художеств в Ленинграде.
«Портрет Василия Шухаева в его студии», 1928 год, холст, масло, 131 x 97 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1928 году состоялась экспедиция художника на сафари в Эфиопию, а в 1931–1932 годах состоялся «Жёлтый рейд» фирмы «Ситроен» – на сей раз в Азию по Сирии, Ирану, Афганистану, Монголии, Китаю и Вьетнаму. По окончании экспедиции состоялась новая и вновь успешная выставка работ художника в галерее Шарпантье в 1933 году. На выставке Яковлев представил уже около 500 (!) своих произведений, многие из которых были проданы, а 50 — воспроизведены в цвете в уникальной книге издательства Л. Вогель тиражом всего в 500 нумерованных экземпляров…» А. Бенуа тогда писал о ней: «Эта выставка, повторяю, событие. Настоящее событие, и не только художественного, но и общекультурного значения. Сумма наблюдений Яковлева действительно баснословна. Она так велика, что действует подавляюще. С трудом верится, что всё выставленное сделано одной рукой в очень короткий срок, а очень многое – на месте, в самых неудобных условиях путешествия, в условиях, требующих закалённого здоровья и совершенно исключительной приспособляемости… Когда же убеждаешься, что такой сверхчеловеческий фокус всё же произведён руками, интеллектом и волей человека, то невольно проникаешься к нему чувством, похожим на суеверное почтение. В Средние века Яковлева заподозрили бы в колдовстве и в пользовании услугами нечистой силы».
«Синьцзян. Возле костра», 1934 год, холст, масло, частное собрание.

Кроме этого после азиатского путешествия художника тиражом 720 экземпляров Л. Вогель выпустил альбом Яковлева «Зарисовки Азии» («Dessins et peintures d’Asie», 1934). Предисловие для альбома было написано тогда востоковедом В. С. Елисеевым в качестве ответной любезности за то, что годом раньше Яковлев блестяще проиллюстрировал книгу его отца, известного япониста С. Г. Елисеева «Японский театр (Кабуки)» («Le théâtre japonais (Kabuki)»).
«Султан-Мир, бой Александра Яковлева. Сринагар», 1931 год, смешанная техника, Галерея Диалог, Москва.

1934 год ознаменовался приглашением Александра Яковлева в США возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Он переехал жить за океан, много путешествовал по США и Мексике, организовал ряд нашумевших выставок.
«Начальник кочевья из области Даулатьяр к северу от Кабула», 1931 год, смешанная техника, Галерея Диалог, Москва.

В 1937-м художник вернулся в Париж. Весной 1938 года, почувствовав боли в области желудка, Александр Яковлев лёг не обследование в одну из парижских клиник. Результаты оказались неутешительными – онкология желудка, требовавшая срочного хирургического вмешательства. 12 мая 1938 года Александр Яковлев умер в Париже во время операции из-за остановки сердца. Был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Сегодня работы Александра Евгеньевича Яковлева хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галере, в других художественных музеях нашей страны и стран ближнего и дальнего зарубежья, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
«Под шатром киргиза», 1932 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Каменская Е.Н. Художник Александр Яковлев в Китае: 1918 – 1919 годы (рус.) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. — 2017. — Февраль (№ 2).

2. Каменская Е.Н. Александр Яковлев: творческий путь художника-путешественника (рус.) // Искусство и диалог культур: IX международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 9: Сб. науч. тр. / РГПУ им. А.И. Герцена / Под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой. СПб: ООО «Книжный дом», 2015.

3. Каменская Е.Н. Александр Яковлев — художник-путешественник. Рождение образа (рус.) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014.. — 2014. — Т. 4.

4. Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009.

5. Сеславинский, М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы): монография. — Москва: ИД Университетская книга, 2012.
«Скрипач», 1915 год, холст, масло, 201 × 69 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.