Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 543. Васми Рихард Рудольфович (Richard Vasmi) (1929-1998).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Рихард Рудольфович Васми— советский и российский художник.

Рихард Васми родился в Ленинграде. В детстве учился рисованию у художника Николая Лапшина. В 1948—1950 годах учился в Ленинградском архитектурном техникуме.

Имя Рихарда Васми сегодня мало знакомо широкому зрителю, зато в среде искусствоведов и художников мастер известен как классик ленинградского андеграунда. В 1951 году Васми вошел в группу художников-нонконформистов. С 1965 года участвовал в квартирных выставках. В 1978 году участвовал в выставке в Музее современного искусства в Ереване. В 1991 году вступил в Творческий союз художников (IFA). Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, создавал исторические композиции. На излете советской эпохи Рихард Васми в среде художников Ленинграда был признан классиком. Его навещали, беседовать с ним почитали за честь…

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, музее искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков в других художественных музеях, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Его средством выразительности становится неразвеществленная геометрия в виде трамвайных линий, или линий тротуаров, брандмауэры… Ракурсы, охват пространства таковы, что представляется, будто бродивший по улицам художник — великан… Художник рисует не карандашом или кистью, а всей своей человеческой сущностью» (Л.Ю.Гуревич, искусствовед).
«Собор», начало 1960-х годов, картон, гуашь. 34,7 х 39,7 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Удивительно, но так бывает… Художник, высоко почитаемый среди братии искусствоведов и ценителей изобразительного искусства, продолжительное время остается практически неизвестен широкому кругу. Мастер, безоговорочно считавшийся еще при жизни классиком андеграундного искусства, в период всего творческого пути не имел ни одной персональной выставки. Правда, он старательно избегал любой публичности своего творчества, а общественную деятельность, сопровождавшую борьбу художников за право выставляться, попросту презирал, на полном серьезе называя выставки «похоронами живописи». Возможно, и эта позиция достойна понимания, но пришло время сорвать полог таинственности с имени этого художника, ибо художники уходят, а все их творчество, так или иначе, остается людям. Итак, Рихард Васми, художник удивительной судьбы и большого природного дарования, оценить которое нам еще предстоит…
«Трое», начало 1960-х годов, бумага, гуашь. 38,2 х 46 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Рихард Рудольфович Васми родился в 1929 году в Ленинграде в культурной обеспеченной семье архитектора. Все попытки узнать точную дату рождения художника результатов, к сожалению, не принесли. О ней не упоминают друзья Васми, а сам он на эту тему никогда не распространялся. Он вообще был крайне не многословен в жизни. Отец Рихарда, эстонец по национальности, был известным в городе архитектором, учился в Финляндии, где и познакомился со своей будущей женой, имевшей финские корни. Перед началом Первой Мировой войны семья Васми переехала в Петроград, где и «осела».
В доме была большая библиотека, отец свободно говорил на семи языках, а мама увлекалась музыкой, имея неплохие вокальные данные. Уже в 1920-е годы, отец, лишившийся постоянной работы по специальности, открыл антикварную букинистическую лавку, был широко известен среди филокартистов, а мама занималась домом и воспитанием сына.
«Мост», 1991 год, оргалит, темпера. 46,5 х 49,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Уже в первые годы советской власти в доме на Мойке, 64, где проживала семья Васми, произошло «уплотнение», и в квартире 32 появился новый жилец — известный художник Николай Федорович Лапшин (1891—1942). Он-то и стал первым учителем юного Рихарда, когда тот, удивив сверстников и обрадовав родителей, проявил интерес к рисованию. По воспоминаниям самого Рихарда Васми самым интересным местом в квартире была комната дяди Коли, где всегда пахло краской и лаком. А еще там было много картинок, которые он всегда с интересом рассматривал. Впоследствии уже состоявшийся художник с неизменной теплотой вспоминал своего первого и главного учителя, открывшего для него удивительный мир искусства и повлиявшего на выбор его жизненного пути.
«Баржи», 1962 год, холст, масло, частное соборание.

Начало Великой Отечественной войны Рихард Васми встретил в Ленинграде. В первую, самую тяжелую блокадную зиму 1941-1942 годов от голода умерли родители мальчика. Не пережил это тяжелое время и сосед Николай Лапшин. Оставшегося круглым сиротой Рихарда весной 1942 года вывезли вместе с детским домов в эвакуацию в город Ростов Ярославской области, где он оставался до конца войны. В 1945 году он вернулся в Ленинград и в 1948 году поступил в архитектурный техникум, учебу в котором не окончил, бросил фактически перед самым дипломом. Определенность, рациональность и планирование своей жизни никогда не были его сильными сторонами, всегда отступая перед сумбуром и хаотичностью, как в жизни, так и в творчестве.
«Автобусная остановка», 1950-е годы, холст, масло, Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Распродав отцовскую библиотеку, некоторое время он жил на вырученные средства, позже устроился рабочим на полиграфическую фабрику. В 1948 году произошла еще одна знаковая встреча в жизни — Рихард Васми познакомился с Александром Арефьевым, объединившим вокруг себя своих друзей по СХШ, художников-неформалов, выступавших против официально одобряемого искусства, воспевавшего трудовые подвиги советского народа. В группу художников-нонконформистов вошли Шагин, Шварц, Громов, Гудзенко, Трагоут, скульптор Войцеховский и поэт Роальд Мандельштам.
«Стрельна»,1960-е годы, холст, масло, Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Не имея системного художественного образования, Васми занимался самообразованием, часто посещая залы Государственного Эрмитажа, особенно новые экспозиции на 3-м этаже. Началом своей осмысленной работы в графике и живописи Васми всегда считал 1953 год, а знакомство с Арефьевым и его друзьями-нонконформистами оказало большое влияние на его творческое возмужание и становление как художника. Также большое влияние на творчество Васми оказала современная французская живопись начала 20 века и особенно творчество Альбера Марке. Творческая манера Рихарда Васми отличалась умышленно упрощенной трактовкой форм, подчеркнутой жестким линейно-конструктивным рисунком и декоративным цветом. Художник пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Он писал пейзажи, портреты, натюрморты, создавал исторические композиции.
«Зимняя канавка», 1970-е годы, дерево, масло, частное собрание.

В своих городских пейзажах Васми никогда не изображал парадный Ленинград. Его привлекали изображения рабочих окраин или редко изображаемые места старого города. Писал он и пригороды, часто изображая Стрельну и Петергоф, а также Константиновский дворец в самом неприглядном разрушенном виде, ставший главным героем многих его работ. Часто и охотно писал он виды рабочих территорий заводов, изображал брошенные рынки, даже кладбища. Есть огромная серия корабельных сцен, которую он создал уже в конце своего творчества («Корабли на Неве» 1990). Он жил творчеством. Только оно его интересовало, заслоняя собой все остальные стороны бытия. Он был равнодушен к быту, можно сказать, даже пренебрегал им, считая, что если у него есть средства на хлеб и картошку, то этого вполне достаточно для настоящего художника.

Начиная с 1965 года Васми активно участвовал в различных квартирных выставках. В 1978 году участвовал в выставке в Музее современного искусства в Ереване. В 1991 году вступил в Творческий союз художников (IFA). Его неугомонный характер не позволял художнику длительное время сидеть на одном месте. Он постоянно находился в процессе обмена своего жилья, при этом так получалось, что каждая его следующая комната в очередной коммуналке была хуже предыдущей. Возможно, именно это было причиной того, что художник столь часто изображал сцены того, как люди выносят вещи из своих коммуналок или квартир, иронично называя произведения «Выносят» (1959). Бытовые условия мало трогали художника, поскольку у него было главное для творчества — мастерская в сквоте на Пушкинской, 10.
«Канал», 1956 год, холст, наклеенный на дерево, левкас, темпера, 62 х 50 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

По воспоминаниям друзей Рихард всегда был немногословен в общении, даже мрачен, всякий раз решительно отказываясь от любой публичности. Он шел к своей цели собственным отрешенным путем. Художник работал на картоне или бумаге, темперой, цветными карандашами, сохраняя камерный формат произведений. В его творчестве редко попадается работа больше полуметра, что объяснялось часто простой невозможностью достать полотна большего размера. Когда времена изменились, и советский официоз ушел в прошлое вместе с исчезновением разделения на официально признанное искусство и подпольный андеграунд, Рихард Васми начал предоставлять свои картины для больших «перестроечных» выставок в Гавани и в «Манеже». Однако при жизни художника он не удостоился права на проведение ни одной персональной выставки.
«Кони», 1996 год, оргалит, масло, 40 х 38 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Уже на излете советской эпохи Рихард Васми в среде художников Ленинграда был признан классиком. Его навещали, беседовать с ним почитали за честь. Несмотря на многочисленные художественные течения, творчество Рихарда Васми все эти годы оставалось неизменным и очень выразительным, ибо мало кто из его коллег по цеху изображал такой Ленинград: темные окраины, индустриальные пейзажи и наводящая тоску Зимняя канавка. В последние годы жизни Рихард вместе с ближайшим соратником Шварцем активно занялся печатной графикой. Они резали гравюры на линолеуме и использовали печатный станок, доставшийся им в наследство после отъезда Арефьева в Париж.
«Желтые дома», начало 1960-х годов, картон, смешанная техника, 28,3 х 39 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Художественное наследие Рихарда Васми относительно невелико — полторы сотни работ темперой и маслом на холсте и оргалите. Его небольшие по размеру произведения точно выстроены, в лучшем смысле графичны.
Художник творил в исключительно сложных условиях, практически не имея заказов, стараясь исключить влияние любой конъюнктуры на собственное творчество. Работа часто шла на подручных бросовых материалах, порой на синьках старых чертежей, часто на обеих сторонах листа. Это был бесконечный поток мировоззренческих и пластических идей, удовлетворявших каждодневную потребность художника в самореализации. Он был очень талантлив, но, как это часто бывает, и очень одинок…

Рихард Рудольфович Васми ушел из жизни осенью 1998 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Красненьком кладбище, в общей могиле с поэтом Р. Мандельштамом (умер в 1961 году) и художником А. Арефьевым (умер в 1978 году). В мае 2012 года на общей могиле был поставлен памятник. Сегодня работы художника хранятся в Государственном Русском музее, музее искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков в других художественных музеях, а также в частных собраниях в России и за ее пределами. В 2009 году прошла персональная выставка Рихарда Васми в Молодежном центре Государственного Эрмитажа (в залах Главного штаба). В марте 2015 года в Галерее «KGallery» (набережная Реки Фонтанки, 24)так же прошла персональная выставка его работ.
«Натюрморт. Рыбы», 1992 год, холст, масло. 56 х 38 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Арефьевский круг. Сост. Л. Гуревич. — СПб.: ООО «ПРП», 2002.

2. Лапшин Николай Федорович. М.: Скорпион, 2005 .

3. Рихард Васми. Рисунки из собрания музея. Авторы статей:Е. Андреева, Л. Гуревич, А. Хлобыстин. СПб.: Издание Государственного музея «Царскосельская коллекция». 2009.

4. Рихард Васми. Каталог выставки. Молодежный центр Государственного Эрмитажа. 2009.

5. Беспутные праведники, или Орден нищенствующих живописцев. Каталог выставки. СПб, 2010.

6. Л. Гуревич. / Рихард Васми. Рисунки из собрания музея. СПб.: Издание Государственного музея «Царскосельская коллекция». 2009.
«Осенний парк», 1970-е годы, бумага, смешанная техника, 21,8 х 32 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ — ХХI веков, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.