Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 541. Матвеев Николай Сергеевич (Nikolai Matveev) (1855-1939).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Сергеевич Матвеев — известный русский художник-передвижник.

Николай Матвеев родился в Москве. В 1872—1881 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Е. С. Сорокина и одного из ведущих передвижников В. Г. Перова. В период обучения был дважды награжден Малыми Серебряными медалями (1878, 1881). В начале 1880-х годов Матвеев посещал рисовальные вечера в мастерской И. Е. Репина.

Пробовал свои силы в историческом и бытовом жанре. В 1901 году вступил в Московское общество любителей художеств. Матвеев участвовал в выставках: ученических МУЖВЗ (1877—1881); как экспонент ТПХВ (1887—1906); Санкт-Петербургского Общества художников (1891—1917); Общества художников исторической живописи (1895—1898); Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896); ОБИС (1925). В 1918 году Матвеев являлся членом Комиссии по охране памятников и художественных сокровищ при Совете Рабочих и Солдатских Депутатов. В последние годы жизни посвятил себя реставрации живописи.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других художественных и краеведческих музеях, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Он был одним из тех, кто кропотливо работал на благо отечественного изобразительного искусства, будучи его искренним и последовательным пропагандистом. Его творчество не сформировало какой-либо значимой страницы в истории его развития, фактически не оставив заметного следа, хотя и был он художником самобытным и многоплановым. Рядом с ним творили великие мастера, творческий гений и природное дарование которых являлись фундаментом для создания величественного здания русской школы живописи. Кирпичиками же этого здания являлись мастера, подобные герою нашего повествования — Николаю Сергеевичу Матвееву, кирпичиками добротными и необходимыми.
«Московский дворик», 1906 год, холст, масло, 36 x 54 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Николай Сергеевич Матвеев родился поздней осенью 1855 года в Москве в доме Истоминой в бывшем Ушаковском переулке в богатой купеческой семье. Точной даты рождения будущего живописца достоверные источники для нас, к сожалению, не сохранили. Ни Российская Государственная библиотека на Воздвиженке, ни библиотека Государственной Третьяковской галереи, ни составители «Биобиблиографического словаря русских художников» не располагают подробными данными о Матвееве. Известно лишь, что Николай был желанным и долгожданным ребенком в семье, рос окруженный любовью и заботой близких.
«Пожар», 1891 год, холст, масло, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Николай рано начал рисовать, чему в немалой степени способствовало увлечение рисунком его отца, который неплохо рисовал на любительском уровне. Он фактически и стал первым учителем для сына. В 1862 году Николая отдали в подготовительную школу при Немецкой Петропавловской гимназии, располагавшейся в те годы в Космодамианском (ныне Старосадский) переулке, в перестроенном здании усадьбы Лопухиных. Школы при Петропавловской церкви в Москве пользовались в то время заслуженным авторитетом, в первую очередь, благодаря общеизвестному высокому качеству преподавания школьных предметов и обширной школьной программе.
«Раз в крещенский вечерок», 1898 год, холст, масло, частное собрание.

Многие московские семьи пытались пристроить на учебу туда своих детей (отдельно были школы для мальчиков и школы для девочек), так как знали, что выпускники получали глубокие знания по школьным предметам и свободное владение немецким языком (преподавание основных предметов в школе велось на немецком языке), столь необходимое для предпринимательской деятельности. Обучение было восьмилетним. Немецкий язык начинали изучать еще в подготовительной школе. Главной и первоначальной задачей школы было дать детям религиозно-нравственное воспитание и научить их чтению, которое, по мнению руководителей школы, в первую очередь способствовало становлению истинного христианина, ибо давало возможность самостоятельно изучать Библию.
«Девушка на крыльце», 1894 год, холст, масло, частное собрание.

В 1872 году после окончания Петропавловской мужской гимназии Николай Матвеев, который все это время не переставал заниматься любимой живописью, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольноприходящего студента в класс Евграфа Семеновича Сорокина (1821—1892), занимаясь также и у Василия Григорьевича Перова (1833—1882). За период обучения в МУЖВЗ Матвеев дважды награждался Малыми Серебряными медалями: в 1878 год — за выполненный этюд, и в 1881году — за выполненный рисунок с натуры. В 1882 году Матвеев успешно окончил МУЖВЗ с присвоением звания неклассного (свободного) художника.
«Стрелец на башне Кремля в лунную ночь», 1904 год, холст, масло, Государственная центр музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

После окончания Училища Николай Матвеев остался жить и работать в Москве. В начале 1880-х годов художник посещал знаменитые рисовальные вечера в мастерской мэтра отечественного живописного искусства Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Впоследствии Матвеев и Репин были очень дружны, часто вместе работали. Илья Ефимович даже исполнил серпией совершенно удивительный по мастерству исполнения портрет сына Матвеева «Мальчик Матвеев», хранящийся в наши дни в коллекции Государственной Третьяковской галереи. В конце 1880-х годов Николай Сергеевич часто гостил в Крыму у своего друга адвоката В.И. Водорезова, имевшего дачу в Евпатории. Художник побывал в те годы во многих крымских городах: Гурзуфе, Ялте, Бахчисарае, Севастополе. Много работал, много писал, уделяя особое внимание пейзажным работам.
«Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства», 1896 год, холст, масло, 81 х 63 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1901 году Николай Сергеевич вступил в Московское общество любителей художеств. Одним из членов общества был известный столичный коллекционер Павел Михайлович Третьяков, заинтересовавшийся творчеством Матвеева и приобретший у него несколько полотен, среди которых было и знаменитое произведение «Сумерки» (1891), несомненно, одно из лучших как в творчестве художника, так и в собрании коллекционера. В Москве Матвеев жил в доме на Волхонке, где часто бывали и Павел Третьяков, и Илья Репин, и Валентин Серов. В 1880 и в 1904 годах в Москве вышли два альбома с работами художника, в наши дни являющиеся большой библиографической редкостью.
«Сумерки», 1891 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Еще учась в МУЖВЗ, Матвеев Начал участвовать в различных выставках: ученических МУЖВЗ (1877—1881); как экспонент ТПХВ (1887—1906); Санкт-Петербургского Общества художников (1891—1917); Общества художников исторической живописи (1895—1898); Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896); ОБИС (1925). В 1900-х годах Матвеев являлся ответственным секретарем Общества художников исторической живописи (Москва, 1896—1906), одним из членов-учредителей которого являлся. В начале 1900-х годов художник выступал в качестве художественного критика в газете «Русский листок», являясь также автором критических статей по искусству и книг «100 картин русских художников» (М., 1904—1905),«Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 года» (М., 1912).
«Против воли постриженная», 1897 год, холст, масло, Пермская картинная галерея.

События Октябрьского переворота в Петрограде Николай Сергеевич встретил настороженно, равно как и до этого февральскую революцию 1917 года. Лозунги победившего пролетариата были ему классово чужды, он их не понимал, да и не относился серьезно, считая все, что происходило у него на глазах, временным явлением. Пугала будущая неопределенность, революционные патрули на улицах ночной Москвы, наступивший голод, костры на перекрестках и входившее в лексикон новое слово «экспроприация». Мысли об эмиграции отмел сразу. Чтобы как-то жить в 1918 году принял предложение войти в Комиссию по охране памятников и художественных сокровищ при Совете Рабочих и Солдатских Депутатов. Художественным творчеством практически не занимался, новое искусство и течения не принял и не понял. Полностью посвятил себя реставрации живописи.
«Свадьба в тюрьме», 1890 год, холст, масло, Национальный музей изобразительного искусства, Кишинёв.

Николай Сергеевич Матвеев скончался 11 апреля 1939 года в Москве от двухстороннего воспаления легких. На церемонии прощания были только самые близкие люди. О художнике забыли фактически еще при его жизни. Матвеев был похоронен на Введенском кладбище столицы. Сегодня его могилу найти весьма проблематично. Работы художника в наши дни находятся в ряде музейных собраний страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге и других. В частных собраниях работы мастера — большая редкость.
«Портрет жены», 1880 год, холст, масло, Симферопольский художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.

2. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников / Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

3. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины ХХ века. М., 2009, т. 6, кн. 2.

4. Матвеев Н.С — Каталог картин. Биография. Цены М.: Советский художник , 1986.
«Последний августейший атаман всех казачьих Войск великий князь Алексей Николаевич»
1910-е годы, Хромолитография, Государственный исторический музей, Москва.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.