Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 540. Виноградов Сергей Арсеньевич (Sergey Vinogradov) (1869-1938).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Сергей Арсеньевич Виноградов — известный русский художник, график и живописец, действительный член Императорской Академии художеств.

Сергей Виноградов родился в селе Большие Соли Костромской губернии. В 1880—1889 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (классы Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова). В 1888 году, окончив училище с большой золотой медалью, получил звание классного художника. В 1889 году поступил в Императорскую Академию художеств к Б. П. Виллевальде и К. Б. Венигу, но по состоянию здоровья вынужден был оставить учебу.

Писал жанровые картины, портреты, интерьеры, пейзажи. В 1890—1898 годах преподавал в харьковском ремесленном училище, в 1898—1913 годах — в Строгановском училище. В 1912 году стал академиком Академии художеств, с 1916 года — ее действительным членом. Во время Первой мировой войны рисовал плакаты в поддержку русской армии. В декабре 1923 года решил остаться в Латвии. Впоследствии жил в Риге, с 1927 года — в имении Лобарж, близ Резекне; преподавал.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других художественных и краеведческих музеях России, а также в частных собраниях в России и за ее пределами продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Судьба ему благоволила. В отличие от многих своих коллег по цеху рубежа XIX и XX веков он прожил счастливую жизнь, был успешен и признан не только у себя на родине, но и за ее пределами. Революционные вихри в России 1905 и 1917 годов обошли его стороной, и ура-патриотизм Первой Мировой войны не отправил его в мясорубку боевых действий на фронте. Он повидал мир, а окончательно перебравшись в Европу, оставил в России свои работы и благодарных талантливых учеников. Но, как это часто бывает, после смерти был на родине забыт и умышлено не упоминался советскими искусствоведами, как невозвращенец. К счастью, многое изменилось на рубеже 1990-х годов, когда на зарубежных аукционах стали появляться произведения художника, постепенно возрождая интерес к его творчеству и в России.
«Мальчик спускается к реке», 1898 год, холст, масло, 35,3 х 25,7 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 года в селе Большие Соли Костромской губернии (ныне поселок городского типа Некрасовское Ярославской области) в многодетной семье священника местной церкви Рождества Богородицы. Родители хотели, чтобы Сергей в будущем пошел по стопам отца, став священнослужителем, но судьбе угодно было распорядиться иначе. Детство мальчика прошло в родном селе, окруженном дремучими лесами и располагавшемся на берегах живописной реки Солоницы. Село имело богатую историю, корнями своими уходившую к событиям ХIII века. Именовавшееся в то время, как Соль Великая, село упоминалось еще в летописи Переславля Суздальского, в связи в развернувшейся в 1214 году борьбой за великокняжеский престол Константина Всеволодовича со своими братьями Ярославом и Георгием.

Позже в XVI—XVIIвеках посад Большая Соль являлся центром, где было развито солеварение и торговля, однако, уже к концу ХVII века из-за истощения природных источников и изобретения нового способа производства соли, солеварение постепенно угасло, вызвав рост других народных промыслов и ремесел. Появились в селе и местные художники, а уже со второй половины ХVIII века село прославилось в округе своими мастерами каменного строительства, живописи и резьбы по камню и дереву. Уроженец этих мест архитектор-самоучка Степан Андреевич Воротилов (1741—1792) в 1770 году возвел колокольню при местной церкви Рождества Богородицы, полюбоваться которой приезжали и столичные мастера.
«В келье», 1916 год, холст, масло, 80 x 102 см., Ивановский областной художественный музей.

Красота окружавшей природы с раннего детства восхищала впечатлительного юношу, невольно формируя его тонкий художественный вкус, а острая наблюдательность и превосходная зрительная память позволяли обращать внимание и запоминать отдельные сюжеты крестьянского быта и отраженные на иконах религиозные сюжеты, подсмотренные в церкви. Все это легло в основу художественно-эстетического багажа будущего живописца, еще в детстве решившего связать свою жизнь с искусством. А рисовать Сережа начал рано. Подолгу наблюдая за работой местного художника-иконописца, жившего рядом, в то время как друзья-мальчишки гоняли на речку или в лес, юноша и сам на первых порах пробовал подражать работе своего невольного наставника, не расставаясь с карандашом и бумагой. Постепенно, благодаря советам и подсказкам старшего товарища, что-то начинало получаться. Дальше — больше… Помощник нравился иконописцу, и он с удовольствием учил своего юного ученика, знакомя с премудростями художественного ремесла.

Отец, видя упорство сына в своем пристрастии к рисованию, посоветовавшись с его наставником и поговорив с самим Сергеем, решил поддержать осознанный выбор сына и в 1880 году отправил его в Москву учиться на художника. Остановился Виноградов на первых порах у своего земляка, художника Павла Семеновича Сорокина (1836—1886), а позже жил у его брата Евграфа Семеновича Сорокина (1821—1892). В этом же году он сумел поступить в Московское училище живописи ваяния и зодчества, в разные годы обучаясь в классах Е.С. Сорокина, В.Е. Маковского (1846—1920), В.Д. Поленова (1844—1927), И.М. Прянишникова (1840—1894). Сергею Виноградову очень повезло с педагогами в МУЖВЗ, поскольку все они были не только известными живописцами, но и членами Товарищества передвижных художественных выставок, предоставлявшими в те годы своим ученикам возможность дополнительного заработка. Публичные выставки студенческих работ, которые они регулярно устраивали, являлись местом, где эти работы охотно раскупались москвичами, а авторы поощрялись советом выставок кистями, красками и деньгами.
«Бабы (Подруги)», 1893 год, холст, масло, 80,3 x 66 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Регулярно участвовал в выставках студенческих работ и Сергей Виноградов со своими этюдами и небольшими жанровыми работами, героями которых были крестьяне и жители небольших городков. Писал он и религиозные сюжеты по просьбам заказчиков. В те годы в Москве еще не было общедоступных художественных музеев, при этом работы западных мастеров приезжали в частные собрания известных меценатов и коллекционеров. Познакомиться с ними можно было по предварительной договоренности с владельцами коллекций. Этой возможностью охотно пользовался Василий Дмитриевич Поленов, приводя с собой студентов на экскурсии в дом Сергея Третьякова на Пречистенском бульваре и Павла Третьякова в Лаврушенском переулке. Там вживую перед будущими молодыми художниками представали работы Коро (1796—1875), Делакруа (1798—1863), Энгра (1780—1867), Курбе (1819—1878) и многих других великих живописцев.

Быстро пролетели восемь лет обучения в МУЖВЗ, и в 1888 году Сергей Виноградов успешно окончил Училище с большой золотой медалью, дававшей ее обладателю звание классного художника. В 1889 году в столице Виноградов поступил в Императорскую Академию художеств, где его педагогами стали Богдан Павлович Виллевальде (1881—1903) и Карл Богданович Венинг (1830—1908). Столичная жизнь сложилась для Сергея Арсеньевича крайне неудачно: в конце года он заболел тифом и вынужден был оставить учебу в Академии, а после выздоровления, получив приглашение занять вакантную должность преподавателя рисунка в Харьковском ремесленном училище с освобождением от воинской службы, с легким сердцем покинул столь негостеприимный Петербург. Перед отъездом он успел стать членом Товарищества передвижников и в последующие восемь лет часто навещал товарищей по цеху в Москве, регулярно предоставлял свои произведения на выставки передвижников и вообще очень скучал по первопрестольной.
«Деревенские мальчишки», 1895 год, холст, масло, 71,5 х 53,5 см., Sotheby’s, London, 29 November 2011.

В Харькове Виноградов много времени уделял творчеству. Часто и подолгу гостя в имениях своего друга, московского сахарозаводчика и коллекционера Павла Харитоненко, расположенных в Харьковской губернии, Виноградов неутомимо писал, уделяя особое внимание жанровой живописи — небольшим сценкам из крестьянской жизни и пейзажам, к которым у художника было особенно трепетное отношение. В Москву Виноградову удалось вернуться только в 1898 году, когда его пригласили преподавать в
Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище технического рисования — одну из старейших художественно-рисовальных школ Российской империи, основанную графом С.Г. Строгановым еще в 1825 году. В Училище состоялось знакомство Сергея Арсеньевича с Константином Коровиным (1861—1939). Художники приглянулись друг другу, сблизились, часто выезжали писать на природу, рыбачили на речке Нерль. Часто к ним присоединялись Валентин Серов (1865—1911) и Федор Шаляпин (1873—1938). Сергей Виноградов умел дружить, делал это искренне и бескорыстно, что и привлекало к нему хороших людей.
«Баба», 1890 год, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск.

Сергей Виноградов пробовал свои силы в различных художественных жанрах. С одинаковым успехом писал жанровые картины, портреты, интерьеры, пейзажи. Его работы были всегда узнаваемы благодаря обилию в них света, воздуха, присутствию общего радостного настроения. В 1902 году вместе с товарищем по цеху Василием Переплётчиковым (1863—1918) Сергей Виноградов совершил поездку на Север. В пути, который пролегал через Рыбинск и Архангельск, по Серверной Двине, Сухоне и Белому морю, мимо Соловецких островов, художники много писали, стремясь запечатлеть неповторимую красоту северной природы, открывавшейся перед их глазами. Из этой поездки кроме многочисленных этюдов Виноградов привез и свою знаменитую «Северную деревню», на которой отчетливо виден его постепенный переход импрессионизму. Позже, уже в 1910-х годах Виноградов полностью обратился в своем творчестве к импрессионизму, создавая свои пейзажи в нарочито декоративно-пленэрной манере. Благодаря этому он считается одним из ярких представителей русской школы импрессионизма, хотя позже вновь произошло его возвращение к реализму.
«Купола Успенского собора», 1928 год, Холст, масло, 71 х 92 см., частное собрание.

На рубеже веков Виноградов неоднократно ездил в Париж, где знакомился с работами знаменитых французов Жана Франсуа Рафаэлли (1850—1924) и Жана Луи Форена (1852—1931). Сергей Арсеньевич был представлен и лично наблюдал за работой великого Пьера Огюста Ренуара (1841—1919), часто посещал престижную и очень популярную в Европе тех лет галерею Поля Дюран-Рюэля (1831—1922), французского коллекционера, связанного с импрессионистами, оказывавшего им финансовую поддержку и организовывавшего их выставки.
«Тульские бабы», 1889 год, холст, масло, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра.

В 1903 году Сергей Виноградов стал одним из инициаторов создания «Союза русских художников». Этому предшествовала череда знаменательных событий в его жизни: на рубеже веков художник, пользуясь бескорыстной поддержкой своих друзей-художников Коровина и Переплётчикова, организовал в Москве «Выставку работ 36 художников». Выставка прошла успешно, собрала хорошую прессу и даже была удостоена внимания Московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Далее последовала столь же успешная вторая выставка, что в итоге и привело к созданию Союза. Виноградов, до этого вышедший из Товарищества передвижников, был избран в комитет, став его председателем. В 1906 году Виноградов участвовал в знаменитых дягилевских выставках в Париже и Берлине, а в 1908 году был удостоен большой золотой медали на международной выставке в Мюнхене за картину «Летом».
«У К. А. Коровина», 1907 год, холст, масло, частное собрание.

В начале 1910-х годов главной темой в творчестве Сергея Виноградова стала тема дворянской усадьбы. Десять лет подряд он регулярно проводил летние и осенние месяцы в имении Головинка в Тульской губернии, хозяином которого был его большой друг Всеволод Мамонтов. Именно там художник создал одни из лучших своих произведений: «Летом» (1908), «Цветник» (1910), «В доме» (1910), «Играет» (1914). Тонкие лирические работы были посвящены укладу жизни, который безвозвратно уходил, уступая место новым временам, оценить разрушающее действие которых ещё только предстояло. В 1912 году Виноградову присвоили почётное звание академика, позже, в 1916 году он станет действительным членом ИАХ. Оформлял детские книги, участвовал в европейских выставках Союза русских художников. С началом Первой Мировой войны пробовал свои силы в агитационном плакате и открытке военной тематики.
«Цветник», 1910 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Революционные события 1917 года Сергей Арсеньевич встретил с большим воодушевлением. Перспективы строительства нового пролетарского искусства вдохновляли на создание новых произведений. Он принял участие в оформлении московского Кремля к первой годовщине революции, предпринял несколько попыток организации выставок в Москве. И в личной жизни художника произошли радостные изменения: женой 49-летнего художника стала его бывшая ученица в Строгановском училище 33-летняя Ирина Войцеховская.
Виноградов Сергей Арсеньевич и его жена Ирина Казимировна — 1929 год.

Постепенно эйфория революционных событий и вызванный ею энтузиазм сменились горечью и разочарованием. Разграбление достопримечательностей и собраний коллекционеров, подмена культуры невежеством и ограниченностью со стороны представителей новой власти, отказ от культурных традиций и замена их новым революционным искусством, проповедовавшим конструктивизм с его абстрактными и угловатыми формами в двухмерном пространстве, вытеснение других направлений, все это угнетало и мешало творческой деятельности. Да и не нужна была никому в новой Москве и новой России традиционная реалистическая живопись, не говоря уже о художниках, ее проповедовавших. Выставки не проводились, художники бедствовали. Чтобы хоть как-то им помочь, Виноградов взялся за организацию выставки русского искусства в США. Помощь в ее организации оказал бывший издатель «Русского слова» Иван Дмитриевич Сытин (1851—1934), занимавшийся выставкой по поручению советского правительства.
«Узкая улица в Риге», 1924 год, холст, масло, частное собрание.

В декабре 1923 года Виноградов выехал для организации выставки русского искусства в Нью-Йорке 1924 года. По дороге за океан проездом оказался в Риге, где в тот момент жило много знакомых художников (Н. П. Богданов-Бельский, К. С. Высотский, Л. Либертс). Художника тепло приняли, показали город, который ему очень понравился. С одним из ведущих латышских живописцев Вильгельмом Карлом Пурвитисом (1842—1945) у него были давние связи еще по Императорской Академии художеств. На обратном пути из Америки домой художник вновь оказался в Риге, оказавшейся после Нью-Йорка совсем иным миром. «Рига — затишье! — писал Виноградов. — Но какое милое затишье! Как оно было нужно мне утомленному! Теперь я всмотрелся детальнее. И сколько здесь материала художнику! Я еще застал кусочек жизни Взморья, «штранда», как его величают рижане… А в городе опять привлекательная старина в зданиях и целых улочках. Местами, точно декорации из «Фауста». Сады и парки застал я еще зелеными. И как хорошо смотрел на них, после Нью-Йорка особенно, где деревца не увидишь, кроме «Центро-Парка»! Но ведь и он какой-то неестественный и совсем не певучий…» Большие сомнения, связанные с возвращением, рижские впечатления, попавшие на благодатную почву, а также многочисленные встречи с обосновавшимся уже здесь Н.П. Богдановым-Бельским (1868—1945), предопределили решение Сергея Арсеньевича Виноградова остаться в Латвии. В Россию он уже больше не вернулся…
«Барышня в сарафане», 1930 год, холст, масло, 83 x 66 см., Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Вскоре к Виноградову в Ригу приехала супруга. Семья обосновалась в столице Латвии. Первое время Сергей Арсеньевич преподавал в художественной школе Николая Богданова-Бельского, а позже открыл собственную художественную школу для всех желающих. Художник вновь обрел покой и душевное равновесие, которых ему так не хватало в Москве. Ведущим жанром его творчества стал пейзаж, на который его вдохновила живописная природа Латгалии. По заказам клиентов писал и отдельные работы на религиозную тематику. В Латвии художника быстро полюбили, он добился признания своего творчества и уважения. Периодически печатал воспоминания о встречах с деятелями российской культуры: от Толстого и Шаляпина до Поленова и Левитана. Встречался с соплеменниками, жившими в Риге, проводил выставки своих учеников и персональные выставки. В местной прессе писали: «…Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить». Ностальгии по советской России Виноградов не испытывал.
«Купчиха за самоваром», 1936 год, Холст, масло, 70 x 58 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1927 году вместе с женой Виноградов поселился в имении Лобарж, близ Резекне. В середине январе 1938 года, после похорон друга-художника, Сергей Арсеньевич сильно простудился и слег с воспалением легких. 4 февраля, за день до смерти он сказал: «А ведь я умру, хоть еще так хотелось бы поработать». Умер художник в Риге 5 февраля 1938 года. Был похоронен на Покровском кладбище столицы Латвии. Сегодня произведения Сергея Арсеньевича Виноградова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других художественных и краеведческих музеях России и других стран ближнего и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях в России и за её пределами.
«В усадьбе», 1910 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1.Станкевич Н. С. А. Виноградов. — Л., 1971.

2. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 1 (Часть биографическая).

3. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников / Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005 г.

4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины ХХ века. М., 2009, т. 6, кн. 1.
«В лес за грибами», 1927, холст, масло, 73 х 92 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.