Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 539. Емельянов Николай Дмитриевич (Nikolay Yemelyanov) (1903-1938).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Дмитриевич Емельянов— известный советский живописец, график.

Николай Емельянов родился в селе Соломатово Тобольской губернии. С 1914 по1917 год учился в рисовальном классе Тюменского коммерческого училища. В 1918—1923 годах продолжил образование в тюменской изостудии у Е. Л. Кропивницкого, М. И. Авилова. В 1923 году поступил во ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН, где учился у А. Е. Карёва.

С 1923 года Емельянов принимал участие в выставках. В 1929 году вошел в ленинградское общество «Круг художников» и в 1929—1930 годах участвовал в выставках «круговцев» с картинами на тему спорта. В 1934 году произведения Емельянова были замечены на одной из ленинградских выставок французским художником А. Марке, который дал его работам высокую оценку. Вместе с членами группы живописно-пластического реализма участвовал во встречах, проходивших на квартире В.М.Ермолаевой. Трижды арестовывался в Ленинграде, последний раз — 18 марта 1938 года. Был репрессирован. В 1955 году Емельянов был реабилитирован.

Рассказ об этом талантливом художнике с трагической судьбой, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в других художественных и краеведческих музеях России, а также в частных собраниях нашей страны продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Николай Дмитриевич Емельянов родился летом 1903 года в селе Саламатово, Саламатовской волости, Ялуторовского уезда, Тобольской губернии в многодетной крестьянской семье Дмитрия Пахомовича Емельянова и его жены Клавдии Михайловны в девичестве Дороховой. Точная дата рождения отрока Николая до наших дней, к сожалению, не дошла, а метрическая книга с записью о его крещении сгорела во время пожара в местной церкви. Известно лишь, что родила Клавдия Михайловна сына прямо в поле во время полевых работ, что не было чем-то из ряда вон выходящим на селе в прежние времена, когда каждая минута в погожий день была на счету. Николай Дмитриевич впоследствии часто говорил, что сама Земля Русская приходилась ему крестной матерью.
«Вид на храм», 1930-е годы, бумага, акварель, 31 х 29 см., Вологодская областная картинная галерея.

Тяжела и безрадостна была в те годы крестьянская доля на Руси. Не был исключением и Тобольский край, где продолжительные и суровые снежные зимы, чередовавшиеся с коротким летом, часто преподносили неожиданные температурные «сюрпризы» местным земледельцам, обрекая их на последующее полуголодное существование. Здесь дети рано приобщались к труду на земле, стараясь не быть обузой в семье, здесь старики работали, пока носили ноги. Здесь все было предопределено и расписано на годы вперед: что случится, когда произойдет и где с этим столкнутся. Уехать и закрепиться в городе считалось большой удачей, которая далеко не каждому улыбалась…
«Вид на крыши города», 1930-е годы, бумага, акварель, 21 х 29 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Уделом крестьянина являлась земля и все, что связано с ней. Тем удивительней для родителей и окружающих явилось увлечение Николая рисованием, проявившееся в весьма юном возрасте. Родители к увлечению сына отнеслись весьма прохладно, а вот староста села на рисунки мальчика, выполненные углем, внимание обратил и даже купил ему альбом и карандаши. Позже он настоял на том, чтобы родители направили Николая учиться в Тюменское коммерческое училище, в рисовальном классе которого преподавал его приятель, выпускник московского Строгановского художественно-промышленного училища Константин Павлович Трофимов (1885—1944). Именно он и стал первым учителем будущего живописца Николая Емельянова, который учился в художественном классе Училища с 1914 и по 1917 год и там же работал заведующим библиотекой.
«Поселковый пейзаж», 1930-е годы, бумага, акварель, 24 х 40 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петеербург.

После окончания Училища Николай Емельянов с 1918 и по 1923 год преподавал рисунок в тюменской школе №1, одновременно посещая занятия в местной изостудии, где его педагогами были Михаил Иванович Авилов (1882—1954) и Евгений Леонидович Кропивницкий (1893—1979). По словам самого Емельянова, именно встреча с последним, его, делавшего свои первые шаги в искусстве, подвигла на принятие окончательного решения в выборе профессии. Кропивницкий, оценив природное дарование своего молодого коллеги, вселил в него уверенность в собственных силах и убедил связать свою жизнь с искусством. В марте 1923 года Кропивницкий уехал из Тюмени в столицу, а через месяц покинул Тюмень и Емельянов. Путь его лежал на берега Невы, в знаменитое здание на Университетской набережной, 17 — храм трех основных искусств, учиться в котором всегда было заветной мечтой каждого художника. А мечты, как известно, часто сбываются…

В Петрограде Николай Емельянов поселился на 3-й линии Васильевского острова в доме 4. Отсюда рукой было подать до бывшей Императорской Академии художеств, получившей в новое время и новое название ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. Вступительные экзамены талантливый парень из глухой провинции сдал с блеском и последующие пять лет увлеченно учился основам художественного мастерства у Алексея Еремеевича Карёва (1979—1942). В 1929 году стал членом ленинградского общества «Круг художников» и в 1929—1930 годах участвовал со своими работами на тему спортав выставках общества в Ленинграде, Москве, Киеве. После окончания художественного института остался жить и работать в Ленинграде. Работал оформителем на фабрике «Лакокраска», которая располагалась на Черной речке.
«Вид на городскую стену», 1930-е годы, бумага, акварель, 30 х 21 см., частное собрание.

Ища себя в искусстве, свой стиль и свою манеру исполнения, Емельянов пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. На рубеже 1920-х—1930-х годов увлекся авангардом, модным для того времени направлением. Позднее индивидуальная художественная манера Николая Емельянова сгладилась, вобрав в себя все художественные особенности, присущие мастерам ленинградской пейзажной школы. Основу конструкций полотен художника составляли, как правило, пятна интенсивного цвета, которые он равномерно распределял по холсту, не особо заботясь о сохранении правдоподобности отдельных деталей. В своих пристрастиях Емельянов отдавал предпочтение современной французской живописи, перенося эту любовь и на и повседневные бытовые стороны жизни: любил вставлять в разговор французские слова и даже иногда подписывал свои картины по-французски.
«Нева», 1931 год, холст, масло, 53 х 41,5 см., частное собрание.

В 1934 году во время посещения Ленинграда четой Марке, работы Емельянова на одной из ленинградских художественных выставок привлекли к себе внимание Альбера Марке (1875—1947). Знаменитый француз дал высокую оценку творчеству Николая Емельянова и даже выразил желание приобрести несколько его произведений. Вместе с В. Стерлиговым, О. Карташевым, М. Казанской, Л. Юдиным, А. Лепорской, К. Рождественским, Н. Коган и другими художниками, также входившими в состав группы живописно-пластического реализма, Николай Емельянов участвовал во встречах, проходивших на квартире В. М. Ермолаевой (10 линия Васильевского острова, д. 13, кв. 2). Эти встречи и послужили основанием для первого ареста Николая Дмитриевича в Ленинграде 27 декабря 1934 года по делу Группы живописно-пластического реализма. В тот же день вместе с ним были взяты под стражу А. Батурин и О. Карташев.
«Пейзаж с деревом», конец 1920-х – начало 1930-х годов, холст, масло, 78 × 65 см., Собрание Романа Бабичева.

26 февраля 1935 года следствие в отношении Емельянова было прекращено, и художник был выпущен на свободу. Вторично Николай Дмитриевич был арестован в 1937 году, однако вновь вскоре освобожден.
«Большая Нева у Эрмитажного театра», 1937 год, холст, масло, частное собрание.

Последний раз его арестовали 18 марта 1938 года по обвинению по ст. 58-1а УК РСФСР. Суд, состоявшийся 26 апреля 1938 года, признал Николая Дмитриевича Емельянова виновным по статье 58-А1 и приговорил к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 20 мая 1938 года в Ленинграде. В 1955 году дело, по которому был осужден Емельянов, было пересмотрено, приговор отменен, а сам художник реабилитирован. Сегодня немногочисленные полотна художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в других художественных музеях России, а также в частных собраниях в нашей стране.
«Пейзаж с Невкой», 1937 год, холст, масло, 42,5 × 67,7 см., Собрание Романа Бабичева.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Евсеева Е., Козырова Н., Мусакова О., Лакс А. Объединение «Круг художников», 1926—1932. — 2007.

2. Струкова А. И. Ленинградская пейзажная школа. 1930-е — первая половина 1940-х. — М.: Галарт, 2011.

3. Мочалов Л. В. Поступь естественного благородства…//Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 3. СПб, 2001.

4. Выставки советского изобразительного искусства, М. 1967. Т.2.

5. РакитинВ. И.,Сарабьянов А. Д. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, ИздательствоClobal Expert & Service Team, 2013. Том I А-К.
«Пейзаж с деревьями и забором», 1931 год, холст, масло, 42 х 53,5 см., Собрание Романа Бабичева.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.