Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 538. Сырнев Юрий Аркадьевич (Yuri Syrnev) (1905-1943).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Юрий Аркадьевич Сырнев — известный советский художник, график, книжный иллюстратор.

Юрий Сырнев родился в Казани. В 1923 году в Петрограде поступил в Художественно-педагогический техникум, имевший неофициальное название «Таврическое училище», который окончил в 1927 году. Его педагогами были М. И. Авилов, Л. Ф. Овсянников. С 1927 по 1932 годы учился во ВХУТЕИНе на графическом факультете у В. М. Конашевича и П. А. Шиллинговского.

Работал в станковой (акварели) и печатной (литографии) графике, а также в книжной иллюстрации. С 1930 года работал в детском отделе Госиздата у В.В. Лебедева. Считал себя учеником известных иллюстраторов детской книги Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаевой и Н. А. Тырсы. Сырнев строил цветовые композиции своих работ на тональных отношениях, создавая их по воображению. Все его работы были выполнены с большой эмоциональностью. Фронтовик. Погиб в бою на Конотопском направлении 11 сентября 1943 года.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях в России продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Творческая индивидуальность Сырнева — это способность к импровизационной, построенной по воображению композиции, слабо выраженная работа с натуры, стремление к свободной живописной пластике, умение в границах черно-белого рисунка передать многообразие цветового мира. Наконец, романтизм, свойственный образному строю его произведений» (Н.М. Козырева, искусствовед).
«Зимний Ленинград», 1938 год, бумага, акварель, Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Юрий Аркадьевич Сырнев родился 30 мая 1905 года в Казани в семье инженера-путейца Аркадия Николаевича Сырнева. С детства увлекался рисованием и музыкой, чему в немалой степени способствовало желание родителей развивать любые творческие начала сына и его природная одаренность. Мать мальчика, Анна Михайловна в девичестве Богданова, выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу вокала, также была многосторонне одаренной личностью. Но, к сожалению, ее музыкальная карьера не сложилась. Полностью посвятив себя семье, она много сил прилагала к формированию художественного вкуса Юрия, всяческому развитию его увлечений рисованием и музыкой.
«Переезд», 1938 год, бумага, акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вскоре после рождения Юрия отца мальчика перевели по работе в Ревель, куда вместе с ним переехала и семья. Здесь на южном берегу Финского залива в 80 километрах к югу от Хельсинки прошли детские годы и юношество героя нашего повествования. Они включали в себя учебу в местной Александровской гимназии, посещение занятий в единственной в городе художественной студии и частные уроки с местным художником, имя которого история, к сожалению, для нас не сохранила. И еще были почти ежедневные в старших классах занятия музыкой, проведение которых Анна Михайловна никому доверить не могла, после неудачного опыта посещения сыном местной музыкальной школы Сегаль и Стуккей.
«Железнодорожная станция», 1937 год, бумага, акварель, частное собрание.

При этом Юра ничем не отличался от своих друзей мальчишек, вместе с ними гонял по узким улицам Верхнего города, либо спускался к воде у береговой черты. На всю жизнь сохранил Юрий особый и неповторимый облик этого древнего города, сформированный башнями и шпилями Вышгорода. Местные, а вместе с ними и Юрий, называли Верхний город —Тоомеа или Соборная гора. Домский собор и расположенная вокруг него крепость, изученная пытливыми следопытами вдоль и поперек — это и был Вышгород с непреступными внешне и на самом деле облицованными камнем склонами холма, преодолеть которые едва ли было возможно.
«Оживлённая улица», 1936 год, бумага, акварель, частное собрание.

В 1923 году, покинув отчий дом, Юрий Сырнев приехал в Петроград продолжать учебу. Успешно сдав экзамены, поступил в художественно-педагогический техникум, располагавшийся в те годы на Таврической улице, 35, из-за чего учебное заведение в народе именовали «Таврическим художественным училищем». Четыре года продолжалось обучение Сырнева в Техникуме у Михаила Ивановича Авилова (1882—1954), Леонида Федоровича Овсянникова (1880—1970) и других известных педагогов, много сделавших для художественного становления молодого художника из провинции. При этом все эти годы Юрий не переставал заниматься частным образом и музыкой, которая продолжала его увлекать, столь же сильно, как и графическое искусство. Стоит заметить, что после окончания техникума юноша оказался перед весьма непростым выбором: какому виду искусства отдать предпочтение? Музыке и направиться на набережную реки Мойки поступать в Консерваторию, или живописи и отправиться на другой берег Невы на Университетскую набережную, 17 в Академию художеств?.. К счастью, увлечение графикой победило.
«К морю», 1936 год, бумага, акварель, частное собрание.

В 1927 году Сырнев после успешной сдачи экзаменов уже в качестве полноправного студента переступил порог Академии художеств. Последующие пять лет он увлеченно учился на графическом факультете ВХУТЕИНа—ЛВХТИ у Владимира Михайловича Конашевича (1888—1963) и Павла Александровича Шиллинговского (1881—1942). Сырневу нравилось учиться в храме трех основных искусств, а преподавателям очень импонировал этот спокойный и старательный студент, уверено осваивавший непростой академический курс. В 1932 году он успешно окончил ИЖСА и остался в городе на Неве, сотрудничая с ленинградскими издательствами, занимаясь оформлением детских книг, иллюстрацией, станковой и журнальной графикой. Наиболее известная работа художника этого периода в книжной графике— иллюстрации к «Барону Мюнхгаузену» Э. Распэ, к книге, которая впоследствии неоднократно переиздавалась.
«Городская окраина», 1936 год, бумага, акварель, частное собрание.

Важно отметить, что по природе своего художественного дарования Юрий Аркадьевич являлся живописцем, хотя и получил всесоюзную известность, как непревзойденный график и акварелист. Его цветовые композиции, выполненные с большой эмоциональностью, были построены, как правило, на тональных отношениях, и создавались практически всегда его художественным воображением. Его произведения всегда узнаваемы. Выполненные в особой экспрессивной манере, произведения Сырнева выделялись среди произведений других представителей «ленинградской пейзажной школы» — Н. А. Тырсы, Н. Ф. Лапшина, В. В. Пакулина, А. С. Ведерникова…
«Зимний пейзаж», 1936 год, бымага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Товарищи по творческому цеху и близкие друзья всегда характеризовали Юрия Аркадьевича, как человека большой общей культуры, безукоризненного художественного вкуса и разносторонних интересов в искусстве, благодаря чему живой реализм в его произведениях никогда не заменялся регулярным в те годы банальным официозом. Многие его работы тех лет наполнены искренним душевным лиризмом и содержат узнаваемые черты неопределенности и трагизма того непростого времени. Отличительной особенность художественного метода Сырнева являлось то, что практически все они создавались художником по памяти в мастерской, а не с натуры, как могло бы показаться на первый взгляд. Обладавший поистине феноменальной зрительной памятью, художник мог всего лишь по воспоминаниям и при помощи воображения создавать удивительные пейзажи, соединявшие лирическое звучание с убедительно построенным изображением конкретного мотива во всех его деталях.

С 1930 года Юрий Сырнев работал в детском отделе Госиздата у замечательного графика и художника-иллюстратора Владимира Васильевича Лебедева (1891—1967), а в 1938—1941 годах трудился в Экспериментальной полиграфической мастерской в ЛОССХ, которая в этот период своего существования была особым местом, собравшим выдающихся художников Ленинграда. Вот как писала об этом искусствовед Н.М. Козырева в статье «Ленинградская станковая литография 1933—1963»: «Обстановка в мастерской стимулировала постоянное творческое общение, давала возможность широко использовать результаты, полученные экспериментальным путем. История ленинградской литографии будет крайне обеднена, если не вспомнить о … экспрессивных композициях и портретах Ю. Сырнева». Творчество художника высоко оценивалось его товарищами по творческому цеху Всеволодом Воиновым (1880—1945), Николаем Лапшиным (1888—1942) и Георгием Верейским (1886—1962). Первая и, как оказалось, последняя персональная выставка художника прошла в 1940 году в ЛССХ.
«Шлагбаум» 1941 год, бумага, акварель, частное собрание.

Начало Великой Отечественной войны художник встретил в творческой командировке в Кирове. Попытка прямо там попасть на фронт через местный призывной пункт не увенчалась успехом. Сырнев выехал в Ленинград, где вместе со всеми жителями города участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу, занимался маскировочными работами. Сотрудничал в «Окнах ТАСС». В феврале 1942 ушел добровольцем на фронт, где после обучения стал снайпером. Погиб в бою на Конотопском направлении 11 сентября 1943 года. Был похоронен в братской могиле на месте гибели.
«Рабочие», 1939 год, бумага, белила, акварель, 29,5 х 36,5 см., частное собрание.

Сегодня работы Юрия Аркадьевича Сырнева украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, других художественных и краеведческих музеев России, а также многочисленные частные собрания в нашей стране и за ее пределами.
«Товарняк на переезде», 1937 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда. — СПб, Петрополис, 2010.
2. Выставки советского изобразительного искусства, М. 1967. Т.2.

3. Ленинградская станковая литография. 1933-1963. Из истории экспериментальной мастерской ЛОСХ. // Вст. статья: Н.М Козырева. Сост.: Н.М. Козырева, И. Н. Липович. Каталог выставки. Л. 1986.

4. Козырева Н. М. Юрий Сырнев. Каталог произведений из собрания Б.Н. Васильева. СПб, 2008.

5. Козырева Н. М. Ю. А. Сырнев // Страницы памяти: Справочно-мемориальный сборник. — СПб Л., 2010.
Иллюстрация к книге Люк Дитрих «Через границу»(1932), бумага, карандаш, тушь, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.