Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5bdfa9c7874a9.jpg

Выпуск 284. Клодт Михаил Константинович(1832-1902).

В обзоре Академической выставки 1867 года В. В. Стасов писал:

«Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке. Все это очень и очень далеко от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу! Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины.» Иван Николаевич Крамской. «Портрет художника Михаила Константиновича Клодта»

_F28trOM5nQ.jpg

Михаил Константинович Клодт родился 30 декабря 1832 в Санкт-Петербурге в художественно одарённой семье Клодт фон Юргенсбургов. Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов России того времени.

138741020_00000.jpg

По характеру маленький Михаил рос нелюдимым юношей. Интерес к живописи проявится достаточно рано. Своё образование Михаил Клодт начал в Горном кадетском корпусе, где изучал основы горного дела. Изучаемые дисциплины совсем не вызывали интереса у юноши, он часто пропускал занятия, и единственным образовательным предметом, который будущий художник посещал с удовольствием, было рисование. «Крестьянка у сломанной телеги со льном».1871
Холст, масло, Государственный Русский музей

138740237_00000.jpg

Преподавателем этой дисциплины в корпусе был Иван Трофимович Хруцкий(1810-1885) — выдающийся мастер натюрморта и интерьерной живописи, который сразу обратил внимание на исключительно талантливого ученика и сумел рассмотреть в Мише Клодте будущего большого художника.

138729797_.jpg

В 1851 году 18-летний Михаил Клодт поступил в Императорскую Академию художеств, где начал своё обучение в классе Максима Никифоровича Воробьева(1787-1855),известного русского живописца, великолепного мастера пейзажа, яркого представителя романтизма. преподававшего пейзажную живопись в Академии.

138731063_.jpg

В 1853 году Клодт за одну из своих ученических работ был удостоен серебряной медали второй степени и стал стипендиатом Общества поощрения художников, однако, отказался от стипендии в пользу более нуждающихся художников, и она была передана одному из двух братьев Крейтанов. В Академии Клодт занимался с большим увлечением, и в 1854 году за картину «Вид на острове Валаам» молодой художник награждается золотой медалью второй степени.

138730258_.jpg

Это полотно было показано на академической выставке 1857 года и имело хорошие отзывы критики.

138741391_00000.jpg

В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию. За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года.

138730527_.jpg

В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию и поселяется в небольшом отеле на берегу Женевского озера. «Озеро в горах». Частное собрание

138682387_.jpg

Но работа в Швейцарии не получилась и Клодт решается сменить обстановку и переехать в столицу Франции, надеясь , что Париж принесёт творческое вдохновение и желание творить.Но и здесь художник чувствует себя крайне неуютно: ни великолепная архитектура французской столицы , ни современная французская живопись не произвели на него впечатления. Михаила нестерпимо тянуло домой, на Родину в Россию. «Летний пейзаж»

138741905_000005bf2dbd55858c.jpg

В 1860 году художник пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения вернуться в Россию, чтобы в оставшийся срок пенсионерства заняться писанием пейзажей с натуры в России. В том же году Клодт для отчета перед Академией пишет картину «Вид в Нормандии (Летний день)» 1860, Холст, масло 63 х 91,4, Ярославский художественный музей, Ярославль.

95bf2c6d056e9f.jpg

Уже в России по сохранившимся впечатлениям от поездки в Европу, Клодт написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии»,1862, Холст, масло 97 х 160, Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

185bf2c7f0882e9.jpg

«Баркасы на берегу во время отлива. Бретань»

138732524_.jpg

и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки у костра»,(1862)

138740507_00000.jpg

Эти произведения отличала высокая тщательность исполнения; как и его отчетный пейзаж «Ночной вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами. «Пейзаж с горным озером» Частное собрание.

138729907_.jpg

В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получил звание академика, а срок его пенсионерства был продлен еще на один год. Эти картины стали последними, в которых художник обратил своё внимание к заграничной тематике. После этого Клодт посвятил свое творчество исключительно родной природе. «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» Холст, масло 58 х 106, Дальневосточный художественный музей

138732212_.jpg

Летом 1863 года Клодт c супругой гостили в Мценском уезде Орловской губернии. И именно здесь, в провинции, художник наконец обрёл душевную гармонию,и нашёл темы для своих будущих работ. «Сумерки». Частное собрание

138732241_.jpg

Работая сначала в Орловской, а затем в Тульской и Смоленской губерниях, Михаил Константинович создал ряд «российских» пейзажей. Особенно ему удались картины «Дубовая роща» (1863),Холст, масло 97,5 х 160 Государственная Третьяковская галерея,Москва

138682321_klodt_mikhail_21.jpg

«Большая дорога осенью» (1863),Холст, масло 79 х 157 Государственная Третьяковская галерея,Москва

138732546_.jpg

«Вид в Орловской губернии» (1864), Холст, масло 137 х 217, Харьковский художественный музей за которую в 1864 году художник получил звание профессора, а значит, и право на преподавание в Академии художеств, но штатной должности для него на тот момент не нашлось.

565bf2cb565949a.jpg

В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт был уже вполне состоявшимся художником, имевшим свой собственный взгляд на искусство и узнаваемую манеру письма. Его картины отличались особым реализмом изображения, безукоризненным рисунком со скрупулёзной проработкой деталей, мастерством перспективных решений, строгостью и стройностью композиции,и способностью присутствием человека «одушевить» природу. «Пейзаж с коровами» (1864). Частное собрание

138730769_.jpg

Для него была присуща тщательность в прорисовке объектов переднего плана и обобщенность в отдалённых планах и неба с облаками. Такая точность в написании мелких деталей требовала больших усилий и много времени на создание полотна. Добиваясь высокой точности, художнику иногда приходилось переписывать картину несколько раз. «Под березами» (1874). Частное собрание

138682347_.jpg

В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных выставок, в состав которого вошел и Михаил Клодт, и следующее десятилетие его жизни было тесно связано с работой товарищества, которое очень быстро стало крупным центром художественной жизни в России. «К вечеру» (1867), Частное собрание

138732489_.jpg

Тесное общение художника с членами общества способствовало укреплению в его творчестве реалистических тенденций и развитию интереса к темам и образам сельской России.
«Лесная даль в полдень», Холст, масло 93 х 157, Государственная Третьяковская галерея, Москва

265bf2d6807852f.jpg

На первой выставке передвижников, открытой 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге Михаил Клодт представил две работы: «Стадо у реки в полдень»,(1869), Холст, масло. 71 x 108 см, Государственный Русский музей

595bf2cd15f2f7a.jpg

и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева»(1871).

138732388_.jpg

На второй выставке передвижников была выставлена работа Клодта «На пашне», Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома

138732443_.jpg

Эта работа вызвала невольные ассоциации с одноимённой работой А. Г. Венецианова, однако художнику удалось изобразить образ природы с поистине эпической широтой не только по содержанию, но и по выразительным средствам.
«Возвращение стада в деревню», 1870, Холст, масло. 70 x 106 см, Частное собрание

135bf2d535bc1c6.jpg

С 1871 по 1879 год Клодт участвует во всех ежегодных выставках Товарищества передвижников. Все удивлялись его работоспособности. Тем не менее многие полотна долгие годы оставались в мастерской живописца на «доработке».
«Коровы на водопое», 1879, Холст, масло 37,5 х 68, Государственная Третьяковская галерея, Москва

245bf2d5cf622fc.jpg

В 1873 году Михаил Константинович был зачислен в Академии на профессорский оклад (с 1871 года он числился в Академии сверхштатным преподавателем «без содержания»), что значительно улучшило его финансовое положение. В Академии он, вместе с Алексеем Боголюбовым и Сократом Воробьёвым, создал класс пейзажной живописи и до введения нового временного устава Академии в 1894 году являлся членом её совета. «Высохшая речка», 1895, Холст, масло. 61.5 x 107 см, Одесский художественный музей

165bf2d47a4b50b.jpg

Клодт отнёсся к преподавательской деятельности так же добросовестно, как и к написанию пейзажей, и уделял своим студентам много времени и усилий.Некоторые из его учеников впоследствии стали известными художниками, работавшими в разных направлениях — пейзажисты Николай Дубовской и Юлий Клевер, маринист Александр Беггров и другие. «Коровы на берегу». Частное собрание

138682541_.jpg

В 1880 году у художника возник конфликт с другим членом Товарищества передвижников, Архипом Куинджи, вследствие которого оба покинули общество. Последней серьезной работой художника до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.

138732420_.jpg

Работы Михаила Клодта неоднократно экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867, 1868), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876).

138732129_.jpg

После оставления Товарищества передвижников художник продолжил путешествовать по России и создавать новые произведения. Из его работ этого периода заслуживают особого интереса «Волга под Симбирском» (1881), Холст, масло 64 х 115, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

138730578_.jpg

и «Берег Финского залива» (1885), Частное собрание.

138732505_.jpg

Постепенно его здоровье ухудшалось, начались проблемы со зрением, художника стали беспокоить головные боли. На занятия в Академию он стал приходить неопрятным, в мятой и грязной одежде. «Пейзаж с крестьянами». Частное собрание.

138732587_.jpg

В 1886 году Михаил Клодт был уволен с профессорской должности в академии с оставлением за штатом, а в 1894 году — уволен окончательно с назначением ему небольшой пенсии. Служебное жильё, предоставленное Академией, он был вынужден вернуть. «Взморье», Около 1870, Холст, масло. 80.2 x 160 см, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

85bf2d396cb60c.jpg

Имя Михаила Константиновича Клодта в последний раз было упомянуто в 1897 году в связи с юбилейной выставкой передвижников. «Лесная дорога». Частное собрание

138732577_.jpg

Скончался Михаил Константинович Клодт 16 мая 1902 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
«Пейзаж с рекой». Частное собрание

138741905_00000.jpg

Значение творчества Михаила Константиновича Клодта для русской живописи трудно переоценить. Вся творческая деятельность выдающегося художника представляла собой полнейшую гармонию между его талантом, мастерством и трудолюбием, и, конечно же, еще родной природой, которая неустанно вдохновляла его на создание все новых и новых творений. «Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще)», 1867, Холст, масло Пермская государственная художественная галерея

275bf2d157d19fe.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .