Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5bdfa9c7874a9.jpg

Выпуск 285. Васильев Фёдор Александрович(1850-1873).

Творческое и духовное развитие Васильева шло так стремительно, словно он знал наперед, что судьба отпустила ему слишком мало времени и нужно успеть сделать как можно больше, не упустить из своего внимания и памяти ни одного мига, какой дарует жизнь.

138741905_000005bf2eddf62893.jpg

Она проявлялась во всем — в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей. Удивляли его начитанность, знание предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было. Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.
«На реке. Ветреный день», 1869год. Холст, масло. 31 x 41.5 см Государственный Русский музей

0_d7cae_938dd980_XXL.jpg

Фёдор Александрович Васильев родился 22 февраля 1850 года в городке Гатчина (в настоящее время Ленинградская область) в семье мелкого почтового служащего из С-Петербурга. После рождения мальчика семья переехала в столицу. Семья жила бедно и в возрасте 12-и лет мальчик был был отдан на службу в управление главного почтамта С-Петербурга. «Крестьянская семья в лодке». 1870. Частное собрание

0_d7c9f_4e3b4b0b_XXL.jpg

Интерес к живописи и способности к рисованию проявился у Фёдора рано, но недостаток свободного времени вынуждал мальчика заниматься любимым увлечением по вечерам и воскресным дням. Родители поощряли увлечение сына, и в 1863 году отдали сына, мечтавшего стать художником и много рисовавшего, в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в С-Петербурге. «Деревья». 1870 год, Частное собрание

0_d7c93_cba041a3_XXL.jpg

Школа, основанная в свое время министерством финансов, оказалась к 1860-м годам в ведении Общества поощрения художеств и благодаря учреждению художественного класса быстро завоевала популярность в кругу талантливой молодежи самых различных общественных слоев С-Петербурга. «После дождя»,1869 год. Холст, масло 30,2 х 40
Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_d7cbd_f8d0c3e1_XXL.jpg

В числе преподавателей школы был тогда не только пользовавшийся огромной любовью и авторитетом И.Н.Крамской, но и другие художники из группы четырнадцати протестантов, демонстративно вышедших из Академии в 1863 году. Приметы, происходивших в искусстве перемен, особенно стали заметны тогда на ежегодных академических выставках. «На острове Валааме». 1869год, Частное собрание

0_d7cb4_8d97681_XXL.jpg

Выдающиеся способности Васильева были вскоре замечены. Далеко не последнюю роль в становлении молодого живописца сыграла его дружба с И.Н. Крамским(1837-1887) — русским живописцем и рисовальщиком, мастером жанровой, исторической и портретной живописи; художественным критиком и И.И.Шишкиным(1832-1898) — русским художником-пейзажистом, живописцем, рисовальщиком и гравёром-аквафортистом, представителем Дюссельдорфской художественной школы. «В окрестностях Петербурга». 1868. Частное собрание

0_d7c83_dda57cd3_XXL.jpg

Желая также получить практические навыки реставрационной деятельности, Васильев, в течение всего периода обучения в Рисовальной школе, совмещал занятия с вечерней работой у известного петербургского реставратора из Академии художеств П.К.Соколова. «Гумно». Частное собрание

0_d7c8f_cd1252d5_XXL.jpg

В 1865 году скоропостижно скончался отец Фёдора Васильева , и пятнадцатилетний подросток оказался главной и фактически единственной опорой семьи, оставшейся без средств к существованию. Преждевременное взросление наложило свой отпечаток на характер будущего художника, сделав его легко ранимым и обострив эмоциональную чувственность, развив при этом редкостную сложность духовной организации и повышенное внимание к нравственным вопросам человеческой жизни.

1411703318_izba.jpg

К моменту окончания учебы в 1867 году, Васильев уже познакомился с рядом художников и стал своим в их среде. Особенно близкими были отношения с И. В. Крамским, взявшим его под заботливую опеку, и с И. И. Шишкиным, с которым он постоянно работал на натуре. Общение и дружба с этими замечательными людьми и художниками стали главными жизненными и профессиональными университетами начинающего живописца. «Пейзаж. Парголово (Вид в Парголове). Частное собрание

0_d7cb8_e0529b0e_XXL.jpg

Летом и осенью 1867 года Фёдор Васильев вместе с опекавшим его и учившим азам мастерства Шишкиным, более пяти месяцев проработал на Валааме. «Художники, работающие на берегу озера».1867г

0_d8c3a_901d7b92_XL.jpg

Лето, проведенное на Валааме, небольшом острове на Ладожском озере, подготовило художника к самостоятельной работе. «Пейзаж с облаками», Частное собрание

7wNPCTM-Tp45bf6877a1b8e5.jpg

Множество сделанных там набросков и этюдов, а также законченные позднее большие картины «После дождя (Весна в Петербурге)»,1867 год, Бумага на холсте, масло. 21.7 x 26.6 см, Государственная Третьяковская галерея,

0_d7cbc_b6704b75_XXL.jpg

«Деревенский двор», «Бревна у дороги», 1867 год, Холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

0_d7c80_5228d090_XXL.jpg

«В церковной ограде Валаам. Старое кладбище Валаамского монастыря», 1867 год, Холст, масло. 43 x 67 см, Государственный Русский музей

0_d7c85_2b48adb0_XXL.jpg

отчётливо демонстрируют свойственное Фёдору Васильеву лирическое восприятие русской природы. Уже в этих работах мы наблюдаем особый художественный стиль талантливого живописца. «Берег. Штиль», 1867 год, Холст, масло Государственный Русский музей

0_d7c7b_91f4c8d4_XXL.jpg

Его главная отличительная особенность — разработка соседних тонов цветовой гаммы, благодаря чему достигался яркий колорит картин. Художник достигал целостности произведения при помощи единого цветового рефлекса.
«Лето. Речка в Красном Селе». Частное собрание

0_d7ca4_7413be5f_XXL.jpg

Такой подход отличал Васильева от большинства художников- передвижников, добивавшихся зрительного единства картины при помощи тщательной разработки светотени и боровшихся с «искусственной» пестротой подчёркнутой сдержанностью общей цветовой гаммы. «После дождя. Просёлок» 1867-1869 годы, Холст, масло 57,5 х 82 Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

0_d7cbe_78d32438_XXL.jpg

Шишкин научил Васильева видеть всё разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Он привил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу, и, наконец, к самому процессу художественного труда. «Дорога в лесу». 1867-1869 годы, Частное собрание

0_d7c95_210128a4_XXL.jpg

Вернувшись с Валаама, Федор Васильев решил впервые выставить на суд зрителей и своих собратьев-художников исполненные за лето рисунки и этюды. Вместе с работами Шишкина они были показаны на выставке Общества поощрения художеств. «Перед грозой» 1867-1869 годы, Холст, масло. 29 x 36 см, Государственный Русский музей

0_d7cb9_c98bc22d_XXL.jpg

Один из этюдов Васильева — «На острове Валааме. Камни», был приобретен графом П. С. Строгановым, крупным меценатом того времени. Он с большим интересом воспринял работы семнадцатилетнего художника и затем с вниманием следил за его успехами, всячески покровительствуя молодому дарованию.

7wNPCTM-Tp4.jpg

1868-1869 годы — время по-настоящему зрелых работ Фёдора Васильева. Среди них прежде всего необходимо выделить «Деревенскую улицу» 1868год, Холст, масло. 52.5 x 44.5 см, Государственная Третьяковская галерея

0_d7c90_7f6d1551_XXL.jpg

«После грозы» 1868 год, Холст, масло. 53.5 x 45 см, Государственная Третьяковская галерея

0_d7cbb_24950d3e_XXL.jpg

«Возвращение стада»(1868 год)

0_d7c8b_22740dc1_XXL.jpg

и картины «Деревня» -1869 год, холст, масло, 61х83 см, Государственный Русский музей, С-Петербург

0_d7c91_6d6ff92f_XXL.jpg

и «Близ Красного Села». 1868 год, Частное собрание

0_d7c84_694ec493_XXL5bf676cd54e12.jpg

В 1870 году вместе с И.Е. Репиным(1844-1930)- выдающимся русским художником-живописцем, мастером портрета, исторических и бытовых сцен, академиком Императорской Академии художеств, молодой художник отправляется в поездку по Волге. «Тополя», 1870 год, Холст, масло 43,7 х 65,2 Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств, Смоленск

0_d7cc7_3ca2b044_XXL.jpg

Из путешествия Васильев привёз множество набросков и зарисовок и две незавершённые картины: «Вид на Волге.Барки» 1870год, Холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

0_d7c8a_4df0db0a_XXL.jpg

и «Волжские Лагуны», 1870 год, Холст, масло 70 х 114, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_d7c8c_9af6834e_XXL.jpg

Эти работы в полной мере показывают всё богатство его палитры и поистине блестящее восприятие цвета художником.
«Прибой волн» 1871-1873 годы, Холст, масло 136 х 221, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_d7cc0_d5eab8ee_XXL.jpg

Необходимо отметить, что для ранних работ Фёдора Васильева характерно трёх плановое композиционное построение,умело подчёркнутое цветом и освещённостью. «На Мойке», 1871 год, Бумага на холсте, масло. 14 x 15.5 см, Государственный Литературный музей

0_d7cad_cd639df7_XXL.jpg

Как правило, затенённые передний и задний планы, разделяются высветленным средним. «Сосновая роща у болота». 1871 год, Холст, масло. 60 x 95.5 см Государственный Русский музей, С-Петербург

0_d7cc5_8274ee8_XXL.jpg

Однако, в одной из своих лучших работ «Оттепель» 1871 год, Холст, масло 55,5 x 108,5, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Васильев отходит от своей традиционной трёх плановой схемы.

0_d7cb2_41430efd_XXL.jpg

Работа была очень высоко оценена современниками. Эта глубоко эмоциональная картина, пронизанная настроением тревоги и безнадёжности принесла автору первую премию от Общества поощрения художеств. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне. «Берег Волги после грозы», 1871 год, Холст, масло. 66.8 x 102.5 см, Государственная Третьяковская галерея

0_d7c7c_debf4d3f_XXL.jpg

В 1871 году Фёдор Александрович Васильев поступил в Академию художеств, но ещё во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился,и у него обнаружился туберкулёз. Как следствие — художник вынужден был покинуть С-Петербург. «Мокрый луг», 1872. Холст, масло 70 х 114, Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_d7ca6_773b8915_XXL.jpg

По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств предоставило Фёдору Васильеву средства для поездки в Крым . В Крыму, в Ялте Фёдор Васильев провёл последние два года своей жизни. «Эриклик. Фонтан (Крым)». 1872 Частное собрание

0_d7cca_55a43c30_XXL.jpg

Он не сразу оценил красоту крымских пейзажей, однако постепенно, после мучительных творческих поисков , обрёл своё видение южной природы, и его глубоко лиричный и поэтичный пейзаж «В крымских горах» 1873 год, Холст, масло 116 х 90
Государственная Третьяковская галерея, Москва — наглядное тому подтверждение.

0_d7c7f_4c64a6d9_XXL.jpg

Художник много и напряжённо работал в Крыму, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и в конце концов привело к трагическому финалу.. «Крымские горы зимой», 1871-1873, Холст, масло. 32.4 x 43.6 см
Государственная Третьяковская галерея

7wNPCTM-Tp45bf67c3fd1f45.jpg

24 сентября 1873 года в возрасте 23 лет Фёдор Александрович Васильев скончался в Ялте, где и был похоронен на Поликуровском кладбище. «В Крыму. После дождя», 1872год, Холст на картоне, масло. 21 x 31.5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

0_d7c82_da5b12df_XXL.jpg

Ф. А. Васильев был исключительно одарённым художником, одним из самых талантливых русских пейзажистов. Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира. «Рассвет», 1873 год, Частное собрание

0_d7cc1_b2fff909_XXL.jpg

Фёдор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но его вклад в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
«Заброшенная мельница» 1871-1873 годы, Холст, масло. 45.4 x 56.4 см Государственный Русский музей

0_d7c96_191848f5_XXL.jpg

Талантливый живописец оставил нам большое творческое наследие. Им восхищались И.Е. Репин, и И.И. Шишкин, а И.И.Левитан называл Фёдора Александровича Васильева своим учителем. Поистине выдающаяся оценка!! «Болото в лесу», 1872, Холст, масло 81 х 111,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

0_d7c7e_c7e232ab_XXL.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .