Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 527. Фонвизин Артур Владимирович (Arthur Fonvizin) (1883-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Артур Владимирович Фонвизин— советский живописец-акварелист.

Артур Фонвизин, также известный под псевдонимом Артур фон Визен, родился в Риге. С 1900 года А. В. Фонвизин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где быстро вошел одновременно в две ученические группы — авангардистскую, под условным руководством Михаила Ларионова, и символистскую, под руководством Павла Кузнецова. В 1904 году был исключен из МУЖВЗ за драку.

С 1906 году по 1910 год Артур Фонвизин жил, работал и учился в Мюнхене — свои картины он отправлял в Москву, где их реализацией занимался Михаил Ларионов. В 1910 году вернулся в Москву. Октябрьскую революцию встретил восторженно. Занимался искусством на высоком государственном уровне: получал хорошие преподавательские посты, руководил пролетарскими художественными студиями. Был участником художественных объединений «Маковец», «Общество московских художников» и «Ассоциация художников революционной России» (АХРР). С 1940-х годов основной творческой темой художника стали многочисленные акварельные портреты советских театральных актрис.

Рассказ об этом выдающемся художнике-акварелисте, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, художественных музеях Казани, Саратова, Перми,Томска, Петрозаводска, других городов России, а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Артур Фонвизин открыл новую акварель. Артур проложил ей путь на столетие вперед. Найдется ли еще художник такой поэтики, такой романтики красок, такого трепетного психологизма? На его картинах краски горят, мерцают, переливаются — даже черная и белая» (Древин А.Д., художник).
«Букет в вазе», 1940-е годы, бумага, акварель, ГМИИ им. А.С.Пушкина

В наши дни любители живописи при упоминании фамилии Артура Фонвизина, неизменно представляют его непревзойденные акварельные портреты известных актрис московских театров, зачастую прямо в театральных костюмах, создающих особую эмоциональную сценическую обстановку.

«Акварель — мистическая техника. Она капризна, эти работы хорошо бы смотреть в оригинале. Даже высокого качества копии, иногда, не в состоянии полностью передать аромат и настроение работ. Волшебница-Вода любит личное свидание и желает поговорить со зрителем tête-à-tête»(Артур Фонвизин).
«Портрет Д. В. Зеркаловой в роли Юлии Тугиной из пьесы А. Н. Островского Последняя жертва», 1940 год, бумага, акварель, Государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Артур Владимирович Фонвизин, получивший при крещении в лютеранской церкви имя Артур Вильгельм, родился 11 января 1883 года в Риге в семье ученого растениевода, чиновника Лесного департамента Министерства государственных имуществ Российской империи Вольдемара Карловича фон Визена. Служебное положение главы семейства предполагало частые переезды и в определенном смысле кочевой образ жизни, который сполна испытала семья чиновника и Артур соответственно, успевший к восьми годам своими глазами увидеть столичный Петербург, Тулу, Владимир и Кострому.
«Старый Ржев», 1933 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Некоторые источники указывают, что мальчик с детства страдал тяжелой формой аутизма: был очень замкнутым и необщительным ребенком, практически не разговаривал при этом. Родители показывали сына различным медицинским светилам тех лет, но все было тщетно. Помог счастливый случай. Все изменилось во время посещения мальчиком в Туле представления популярного в те годы цирка Чинизелли. Сильное эмоциональной потрясение от увиденного: яркие краски и неповторимая атмосфера рукотворного праздника оказали удивительное и лечебное воздействие на здоровье семилетнего Артура. Сразу после представления будущий художник не только заговорил, но и начал рисовать. Удивительный случай!
«Балерина», 1930-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

В 1889 году Артур поступил в мужскую прогимназию — неполное среднее общеобразовательное учебное заведение в Российской империи, обучавшее по программе четырех младших классов гимназии, в Туле, куда глава семьи был переведен по службе. За годы гимназического обучения увлечение Артура рисованием не исчезло. Учителя, отдавая дань его природному художественному дарованию, настоятельно советовали родителям юного художника обратить внимание на его способности и по возможности развивать их дальше. На семейном совете было принято решение последовать этим рекомендациям, и после окончания пятого класса гимназии талантливый юноша приступил к подготовке к вступительным экзаменам в Московское училище живописи ваяния и зодчества. В 1900 году после успешной сдачи экзаменов Фонвизин был зачислен в 3-й художественный класс МУЖВЗ. Фонвизину нравилось учиться в Училище. Его педагогами в первые годы обучения были Михаил Петрович Клодт (1835—1914) и Василий Николаевич Бакшеев (1862—1958), он стал участником нескольких неформальных ученических групп. Авангардистской руководил Михаил Ларионов (1881—1964), а символистской — Павел Кузнецов (1878—1968). С Ларионовым Фонвизина связали вскоре и тесные дружеские отношения на долгие годы.

В 1903 году за достигнутые успехи Фонвизин был переведен в головной живописный класс, где его педагогами стали Константин Алексеевич Коровин (1861—1939) и Валентин Александрович Серов (1865—1911). Он смог познакомиться с шедеврами живописи выдающихся западноевропейских мастеров из коллекции известного московского купца и благотворителя Сергея Ивановича Щукина (1854—1936). Особенно увлекся работами Поля Сезанна (1839—1906) и Поля Гогена (1848—1903). Ничто казалось, не предвещало беды, однако, судьбе угодно было сыграть с молодым художником злую шутку.
«Деревня Пирогово», 1960 год, бумага, акварель, частное собрание.

В 1904 году ставшие к этому моменту большими друзьями Ларионов и Фонвизин без всякого разрешения администрации устроили в учебном классе Училища показ своих работ, который удостоился крайне ехидных и нелицеприятных комментариев их однокашника по Училищу Сергея Судейкина (1882—1946). Фонвизин крайне болезненно воспринял его замечания и от досады заехал Судейкину в нос. Об инциденте вскоре стало известно руководству МУЖВЗ, и Артур Фонвизин постановлением Совета преподавателей был показательно исключен «за то, что позволили себе в Училище ударить по лицу товарища». Остальные участники инцидента отделались легким испугом. Фонвизину ничего не оставалось делать, как возвратиться к родителям в далекий город Кологрив Костромской губернии. Он покинул Москву, а в это время его работы начали экспонироваться на 27-й ученической выставке в залах Училища живописи, ваяния и зодчества и на следующий год, стараниями Ларионова, Фонвизин получил от него каталог 27-й ученической выставки со своим рисунком на обложке.

В неспокойном 1905 году Фонвизин вернулся в Москву, снял комнату на Пятницкой. Три его рисунка были приобретены известным московским коллекционером И. И. Трояновским (1855—1928). Понимая необходимость дальнейшего обучения, в 1906 году Артур Фонвизин отправился в Мюнхен, где начал посещать занятия в студии Эрнста Гертнера, а позже в художественной школе Морица Геймана. Почему был выбран именно Мюнхен? Потому, что в городе на берегу реки Изар Фонвизин оказался в кругу соотечественников. Это было время, когда в Мюнхене проживала большая группа известных в будущем русских художников, обучавшихся в различных местных свободных академиях и школах: И. Грабарь (1871—1960), К. Петров-Водкин (1878—1939), Д. Бурлюк (1882—1967), В. Кандинский (1866—1944), А. Явленский (1864—1941), М. Верёвкина (1860—1938). В Мюнхене Фонвизин много работал с натуры, писал натюрморты и городские пейзажи, впервые познакомился с замечательными акварелями и графикой Константена Гиса (1802—1892). Все время нахождения в Мюнхене художник жил за счет средств, получаемых от продажи своих работ другом Ларионовым в России. Работал в основном в стиле «лирического примитива». Самые известные работы этого периода — «Невеста» (1902), «Леда» (1904), «Композиция с фигурой Христа» (1904). Периодически художник приезжал в Россию для участия в различных выставках.
«Композиция с фигурой Христа», 1904 год, картон, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1910 году Фонвизин окончательно вернулся в Россию. Жил в Мологе у родителей, а бывая в Москве, неизменно останавливался у Ларионова. Участвовал в различных выставках: первой выставке «Бубнового валета» (декабрь 1910 год), «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910—1912 годы). Со своими акварелями участвовал в Рождественской акварельной выставке, организованной Московским обществом любителей акварели, и получил одобрительный отзыв художника Василия Поленова (1844—1927). Из-за расхождения взглядов в 1910 году впервые произошло охлаждение во взаимоотношениях Фонвизина и Ларионова, которое в 1912 году привело к их окончательному разрыву из-за нежелания Фонвизина ассоциировать свое творчество с авангардистами.
«Галина Вишневская в роли Наташи Ростовой», начало 1960-х годов, бумага, акварель, частное собрание.

В 1911 году в доме художника Всеволода Шервуда (1882—1915) произошла встреча Фонвизина со своим старым знакомым еще по Мюнхену — Константином Зефировым (1879—1960), быстро переросшая в крепкую дружбу и удачный творческий союз. Вплоть до начала Первой мировой войны художники подолгу жили и совместно работали в Мологе у родителей Фонвизина. Начавшаяся война не изменила образ жизни Артура Владимировича. По состоянию своего здоровья он не подлежал призыву, но антигерманские настроения вынудили художников уехать в Москву, где он устроился работать чертежником на Снаряжательном заводе промышленника Н. А. Второва в Хамовниках.

Февральскую революцию Фонвизин встретил настороженно — пугала неопределенность и антигерманские настроения в Москве. После прохождения повторной медкомиссии Фонвизину был выдан чистый воинский билет и позволено уволиться с завода. После Октябрьского переворота, который художник встретил уже восторженно, Фонвизин покинул революционную Москву и вместе с Константином Зефировым уехал к его семье в деревню Карандеевку Инжавинского уезда Тамбовской губернии, откуда в 1918 году переехал в Тамбов и до 1922 года заведовал там местной студией изобразительного искусства Пролеткульта.
«Женский портрет», 1920-е годы, бумага, пастель, гуашь, 55 х 35 см., частное собрание.

В 1922 году Артур Фонвизин стал членом творческой организации «Маковец», участвовал в ее выставках. В период 1923—1927 годов преподавал в Нижегородском художественном техникуме. В 1927 году художник вернулся в столицу и поселился на первых порах у Константина Зефирова. В 1930-м году в жизни Артура Владимировича произошла знаменательная встреча с художницей Наталией Малкиной, ученицей знаменитого художника Василия Мешкова (1893—1963), с которой Фонвизин связал свою дальнейшую жизнь. Ее акварельный портрет, написанный влюбленным Фонвизиным, положил начало целой галерее женских акварельных портретов, созданных мастером на протяжении последующих лет: Бабанова, Глизер, Богуславская, Майя Плисецкая…
«Букет». 1940-е годы, бумага, акварель, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

В 1928 году вступив в «Общество московских художников» и «Ассоциацию художников революционной России», Артур Фонвизин полностью перешел в своем творчестве к технике акварели, впоследствии став одним из лучших акварелистов страны. Работая в раннем своем творчестве в основном гуашью и маслом, в акварели художник разработал собственную технику, полностью отказавшись от белил, использование которых отличало технику старых мастеров, а также от увлажнения бумаги и от использования карандаша для первоначальных набросков. Работая сразу цветом без графической подготовки, художник создавал в живом исполнении цветочные натюрморты, скрывающиеся за дымкой тумана, таинственные пейзажи и портреты, поражавшие своим реализмом, отдавая предпочтение женским образам. Имея в своем арсенале необычайное множество различных кистей — и акварельных, и живописных: беличьих, барсучьих, медвежьих, колонковых, художник создавал свои шедевры: натюрморты, пейзажи, виды городов и портреты своих любимых героинь — известных и узнаваемых актрис и балерин.

В 1936 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялась первая персональная выставкаАртура Фонвизина, на которой экспонировалось около 200 работ художника. А вскоре в центральной «Правде»была опубликована статья, обвинявшая художника в формализме. Художник был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). В те неспокойные времена это было равносильно запрету на работу, в лучшем случае. В результате — ведущие издательства «Academia», Детгиз и «Молодая гвардия» отказались от сотрудничества с художником. Дело Артура Фонвизина было передано на рассмотрение на заседании городского отдела ИЗО Управления по делам искусств. В его защиту тогда выступили А. Древин, Д. Моор, С. Герасимов и другие. Это и спасло художника: он остался на свободе и в Москве.
«Портрет актрисы Дарьи Зеркаловой», 1940-е годы, бумага, акварель, 63,5 х 38 см., Государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Начало Великой Отечественной войны Артур Фонвизин встретил в столице, писал работы на военные темы для выставки в Доме Красной армии. В 1942 году из-за своего немецкого происхождения был депортирован с семьей в Караганду. Помогли многочисленные друзья художника. Архитектор А. Веснин обратился в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о возвращении семьи художника в Москву. Коллективное письмо подписали многие известные люди страны: П. Кончаловский, В. Мухина, В. Татлин и другие. В 1943 году Фонвизины вернулись в столицу. В середине войны многие столичные театры возвращались из эвакуации. По заказу главного режиссера Московского театра драмы (ныне Московский государственный академический театр им. В. Маяковского) Н. Охлопкова Фонвизин написал серию акварельных портретов артистов театра. Также в это время художником были исполнены девять акварельных портретов для Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина.

После войны художник преподавал в художественной студии при Доме архитектора. Среди его учеников — Алла Белякова, Вера Яснопольская, Евгения Резникова и другие. В 1958 году за один из портретов, выполненных в акварельной технике, Артур Фонвизин был удостоен медали Всемирной выставки в Брюсселе. Двумя годами позже иллюстрации художника к известной сказке Гофмана «Крошка Цахес» были приобретены ГМИИ им. А. С. Пушкина. Денег оказалось достаточно на приобретение небольшого домика в деревне Пирогово, где художник продолжил свою творческую деятельность. В 1970 году Артур Фонвизин был удостоен высокого звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его персональные выставки прошли в ВТО (1940), ЦДРИ (1944, 1947), ЦДЛ (1955), в залах МОСХа (1958), в Доме Союза художников СССР (1969).
«Портрет балерины Люции Юмашевой», конец 1950-х годов, бумага, акварель, Пермская государственная художественная галерея.

Артур Владимирович Фонвизин умер 19 августа 1973 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище столицы. Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственном театральном музее им. А. А. Бахрушина, в художественных музеях Казани, Саратова, Перми,Томска, Петрозаводска, других городов России, а также вмногочисленных частных собрания в нашей стране и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3.

2. Фонвизин Артур Владимирович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

3. Загянская Г., А. В. Фонвизин –М.: “Советсктй художник”, 1970.

4. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников / Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005 г.
«Нарциссы», 1930-е годы, бымага , акварель, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.