Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 526. Куприн Александр Васильевич (Alexander Kuprin) (1880-1960).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Васильевич Куприн— известный русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956).

Александр Куприн родился в городе Борисоглебск Воронежской губернии Российской империи. Базовые художественные знания и навыки получил на вечерних курсах бесплатной школы живописи и рисования при Воронежском Обществе любителей художеств. С 1902 по 1904 год Куприн занимался в художественной школе гравера Льва Дмитриева-Кавказского в Санкт-Петербурге, позже, переехав в Москву, в течение двух лет учился в художественной мастерской Константина Юона и Ивана Дудина. В 1906 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но по болезни через год прервал свои занятия.

В 1910 году Куприн участвовал в выставке «Бубновый валет», а позже примкнул к одноименной художественной группе. Писал он в то время преимущественно натюрморты, выполненные в технике кубизма. В 1918 году начал преподавать в московском ВХУТЕМАСе, с 1928 года Куприн преподавал рисунок и живопись в Московском текстильном институте. Занимаясь преподавательской деятельностью, регулярно путешествовал по СССР, создавая произведения, посвящённые различным регионам страны.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Пензенской картинной галерее, Нижегородском художественном музее, художественных музеях Казани, Сочи, Саратова, Перми, других городов России, а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«В воображаемом групповом портрете членов общества «Бубновый валет» место А. В. Куприна — во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. В первом ряду окажутся «богатыри» — И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, — а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива. Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный…» (Грачева С.М., искусствовед).
«Натюрморт с тыквой», 1912 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Александр Васильевич Куприн появился на свет 10 марта 1880 года в небольшом уездном городке Борисоглебске Воронежской губернии Российской империи, названом так в честь святых Бориса и Глеба и расположенном при впадении реки Вороны в реку Хопер. Семью, в которой родился будущий художник, нельзя было отнести к числу богатых, отец был преподавателем истории в местном училище, а его супруга занималась воспитанием детей и учила их музыке. Это были настоящие русские интеллигенты, обремененные ежедневными заботами о детях и семье, в которой большое значение придавали любым проявлениям творчества: пению, рисованию и музицированию.

В 1983 году Куприны переехали на постоянное местожительство в Воронеж, где в положенное время Александр начал обучение в местной мужской гимназии. Рисовать он начал рано, демонстрируя при этом умение и природное дарование. Родители всеми силами стремились развивать увлечение сына, которое в гимназии только усилилось, занимая все свободное время юного художника. Глухая провинция не располагала в те годы условиями для творческого развития юного таланта, и Александр вынужден был заниматься самообразованием. В 1896 году скоропостижно скончался глава семьи, и нужда вынудила героя нашего повествования начать самостоятельно зарабатывать на жизнь, устроившись конторщиком в управление Юго-Восточной железной дороги.
«Красные искусственные цветы и зеленый поднос на белом фоне», 1917 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

Все свободное время юноша по-прежнему отдавал любимому увлечению и, узнав об открытии в городе Воронежских вечерних классов рисования при Обществе любителей живописи, пошел туда учиться у педагогов Льва Григорьевича Соловьева (1837—1919) — известного местного иконописца, вольнослушателя Императорской Академии художеств и Михаила Ивановича Пономарёва (1833—1913) — вольнослушателя Императорской Академии художеств и ученика А. Т. Маркова (1802—1877). Школа с серьёзными академическими традициями оказала большое влияние на молодого художника. К счастью для Куприна в это время в Воронеже проходила большая выставка передвижников, которую он неоднократно посещал. Близкое знакомство с полотнами Ильи Репина (1844—1930), Ивана Шишкина (1832—1898), Исаака Левитана (1860—1900) и многих других художников оказало на него такое воздействие, что окончательное решение вопроса о будущей профессии не заставало себя долго ждать — Александр решил связать свою жизнь с искусством.

Надо было ехать в столицу учиться. Императорская Академия художеств стала его заветной мечтой, и в 1902 году молодой человек отправился в город на берегах Невы учиться. К сожалению, жизнь в столице у Куприна не сложилась. Промозглый северный климат был ему противопоказан и являлся причиной частых простудных заболеваний. В Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств поступить не удалось, и хоть с 1902 года в течение последующих двух лет Куприн и занимался в известной в столице художественной школе гравера Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского (1849—1916), осенью 1904 года, разочарованный безрезультатно потраченным временем, молодой художник покинул Санкт-Петербург и переехал в Москву.
«Верхние Котлы. Пейзаж с церковью», 1922 год, холст, масло, 97 x 124 см, Государственный Русский музей. Работа поступила в собрвние музея в 1987 от Т. С. Анисимовой-Куприной, вдовы художника, Москва.

В 1904—1906 годах Куприн посещал занятия в школе живописи и рисования Константина Федоровича Юона (1875—1958) и Ивана Осиповича Дудина (1867—1924) в Москве. Купеческая Москва с первого взгляда полюбилась молодому художнику. Полюбилась климатом, настоящей русской архитектурой, спокойным и неторопливым течением повседневной жизни. Именно в это время в творчестве Александра Куприна начали появляться первые городские пейзажи с видами Москвы, среди которых можно увидеть виды Котлов (Верхние и Нижние Котлы) — местности на юге Москвы, на правом берегу Москва-реки.

В 1906 году Александр Куприн с первой попытки поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, при этом начинал он свою учебу с фигурного класса, но уже 1-го января 1907 года за достигнутые успехи был переведён в натурный класс, в котором в эти годы преподавал Константин Алексеевич Коровин (1861—1939). Недолго продолжалось обучение Куприна у известного педагога: в феврале того же года он неожиданно заболел туберкулезом и по настоятельной рекомендации врачей вынужден был уехать в Крым на лечение. Только год спустя, поправив пошатнувшееся здоровье, Александр вернулся в Москву и продолжил свое обучение в МУЖВЗ у Абрама Ефимовича Архипова (1862—1930) и Леонида Осиповича Пастернака (1892—1945).
«Феодосия. Храм ХI века», 1930 год, холст, масло, 61,5 х 78,5 см., Государственный Русский музей.

В 1908 году Куприн впервые познакомился с новой французской живописью. Студенты МУЗВЗ в то время часто посещали картинные галереи известных московских меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, знакомясь с их обширными коллекциями. Здесь Куприн впервые увидел работы импрессионистов и постимпрессионистов, которые заставили его взглянуть на современную живопись совсем иными глазами. Работы Клода Моне (ClaudeMonet), Поля Сезанна (Paul Cezanne), Винсента Ван Гога (Vincent Van Gogh) и Анри Матисса (HenriMatisse) потрясли молодого художника. Он увлекся новой живописью страстно и безоглядно, и как результат — непреодолимые разногласия с педагогами МУЖВЗ и твердое решение покинуть стены Училища, что и произошло в 1910 году.

В отечественном искусстве пришло время рождения знаменитого общества «Бубновый валет». Куприн начал писать и выставлять свои произведения, созвучные новому искусству. В 1909 году он принял участие во второй выставке «Салона Золотого Руна», на которой были представлены все лучшие произведения, написанные в стиле новых для России тех лет течений современного французского искусства. Первая выставка скандального Салона состоялась в 1908 году, а третья — в 1910 году оказалась последней. В том же 1910 году Куприн принял участие в выставке художественной группы «Бубновый валет», а позже сознательно примкнул к ней, став одним из наиболее активных ее участников. Следуя моде и наиболее характерным тенденциям того времени, писал в основном натюрморты в технике кубизма, как, впрочем, и большинство других членов группы.
«Натюрморт со шляпой», 1917 год, холст, масло, частное собрание.

Жанр натюрморта на долгие годы стал ведущим в творчестве Александра Куприна. Отчасти, это объяснялось влиянием на его творчество Михаила Ларионова (1881—1964), с которым герой нашего повествования был некоторое время очень дружен. Свое влияние оказала и годичная поездка Куприна в Европу в 1913—1914 годах, после которой его всецело захватили идеи постимпрессионизма и кубизма, способствовавшие рождению целого ряда прекрасных художественных работ.

Октябрьский переворот Александр Куприн встретил с пониманием. В определённой мере ему оказались близки лозунги победившего пролетариата. При этом пугала полная неопределенность будущего, но спасала работа, которой оказалось на удивление много. В начале 1918 года художник был приглашен на преподавательскую работу во ВХУТЕМАС, а в 1920 году был командирован в Нижний Новгород руководить местными художественными мастерскими.
«Москва. Пейзаж с церковью», 1918 год, холст, масло, частное собрание.

В это время изменилась живопись художника. Закончился период увлечения его идеями авангарда, начался период перехода к реалистической живописи. Художественный жанр пейзажа постепенно стал ведущим в его творчестве, а наиболее значимой темой в творчестве 1920—1930-х годов стала тема Крыма. Работы Куприна этого периода рождают невольные ассоциации с барбизонской школой и ее знаковыми представителями Камилем Коро (1796—1875) и Жаном Франсуа Милле (1814—1875). Та же связь с натурой, тот же колор и тот же принцип реалистического отношения к пейзажу.

В Москву Куприн вернулся в 1922 году, продолжив преподавание в Московском Высшем художественно-техническом институте. В 1925 году художник вступил в художественное объединение «Московские живописцы», а начиная с 1926 года каждое лето стал проводить в Бахчисарае, где в разные годы написал шедевры лирического пейзажа: «Бахчисарай. Сумерки», «Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су», «Бахчисарай. Заброшенная мечеть». При этом настоящим художественным откровением художника стала его работа «Тополя. Бахчисарай», созданная в 1927 году и продемонстрировавшая его яркое и жизнерадостное отношение к природе и непременное желание это отношение продемонстрировать. Работа наглядно показывала всестороннее поступательное развитие художественного таланта автора и его умелое построение композиции таким образом, чтобы создать у зрителя ощущение своего присутствия в картине.
«Тополя. Бахчисарай», 1927 год, холст, масло, частное собрание.

Знаменитая серия Крымских пейзажей была с успехом продемонстрирована Александром Куприным на выставках Общества Московских Художников 1928—1929 годов. На суд зрителей были представлены полотна «Бахчисарай. Полдень» (1927), «Улочка в Бахчисарае» (1927), «Бахчисарай. Дюрбе» (1928), «Бахчисарай. Дюрбе. Утро» (1928), «Судак. Ворота в крепость» (1929). По мнению специалистов, лучшие свои произведения Александр Васильевич написал именно в Крыму, и с этим трудно не согласиться.
«Улочка в Бахчисарае», 1927, холст, масло, 67 х 89 см., Государственный Русский музей

Переход художника в своем творчестве в начале 1930-х годов к индустриальному пейзажу, изображавшему многочисленные заводы на Украине и в Москве и Бакинские нефтяные промыслы представил зрителям совсем другого Куприна и не способствовал, к сожалению, созданию новых пейзажных шедевров.
«Металлургический завод им. Г. И. Петровского в Днепропетровске. Каупер», 1930 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

В 1928 году Александр Васильевич был приглашен на должность преподавателя рисунка в Московский Текстильный институт, а летом 1929 года ему было присвоено звание профессора по кафедре живописи. Преподавательская работа не мешала творческой деятельности художника. В 1937 году Куприн написал одно из лучших своих произведений, картину «Беасальская долина», подводившую итог предвоенному крымскому этапу его творчества. В последние предвоенные годы художник обратился уже к теме среднерусского пейзажа. Начало Великой Отечественной войны Куприн встретил в Москве. Всю войну оставался в столице, работая в «Окнах Роста». В 1946—1952 годах Александр Васильевич Куприн преподавал в Московском Высшем художественно-промышленном училище.
«Беасальская долина. Крым», 1937 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1954 году Александр Васильевич Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а 13 сентября 1956 года ему было присвоено высокое звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1957 году в Москве состоялась персональная выставка А. В. Куприна и скульптора Г. И. Мотовилова. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия».
«Сумеречный пейзаж. Река Чурук-Су, Бахчисарай», 1927 год, холст, масло, частное собрание.

Александр Васильевич Куприн умер в Москве 18 марта 1960 года в возрасте 79 лет. Был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Пензенской картинной галерее, Нижегородском художественном музее, художественных музеях Казани, Сочи, Саратова, Перми, других городов России, а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за ее пределами.
Могила художника Александра Васильевича Куприна на Новодевичьем кладбище столицы.

Желанными гостями являются работы художника и на зарубежных аукционах. В 2014 году картина «Сумеречный пейзаж. Река Чурук-Су, Бахчисарай» была продана за 317 000 долларов, а его работа «Тополя. Бахчисарай» обрела своего нового владельца за 176 000 долларов.
«Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки», 1924 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кравченко К. С. А. В. Куприн: Очерк жизни и творчества художника и репродукции с его произведений. — М.: «Советский художник», 1973.

2. Гурьева Т. Г. Александр Васильевич Куприн. — М.—Л.: «Советский художник», 1950.

3. Жидкова Е. И. Александр Васильевич Куприн. — М.: «Советский художник», 1956.

4. Полевой В. М. Куприн. — М.: Искусство, 1962.

5. Никольский В. А. Александр Васильевич Куприн. — М.: «Всекохудожник», 1935.

6. Каталог выставки произведений живописи и скульптуры А. В. Куприна и
Г. И. Кепинова. Вступительная статья А. А. Федорова-Давыдова. — М.—Л., «Искусство», 1948.

«Уголок Бахчисарая», 1934 год, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.