Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 525. Перуцкий Михаил Семёнович (Mikhail Perutsky) (1892-1959).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Семёнович Перуцкий — известный советский художник-авангардист, живописец и акварелист.

Михаил Перуцкий родился в селе Славута Волынской губернии Российской империи. В 1908—1910 годах учился в частной художественной школе Ю. Р. Берштадского в Одессе. В 1909—1920 годах (с перерывами) учился в Одесском художественном училище имени Великого Князя Владимира Александровича у К. К. Костанди. В начале 1920-х годов посещал занятия в Московском ВХУТЕМАСе.

Михаил Перуцкий был участником художественных объединений: «Новое общество живописцев» (НОЖ), «Бытие», «Жизнь-творчество» и «Общество художников станковистов» (ОСТ). В 1917—1919 годах работал инспектором Губнаробраза по сбору художественных ценностей в Одессе, участвовал в создании изостудий для рабочих и красноармейцев, реорганизации Одесского художественного училища. Преподавал в МХУ и Московской СХШ.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Центральном музее Вооруженных сил РФ, Пензенской картинной галерее, музеях Казани, Саратова, картинной галерее «Московская палитра» и других музеях бывшего СССР продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Рисунок — фундамент, на котором держится искусство — живопись, скульптура и архитектура. Начинать могут многие и талантливо, эффект передадут живо, но это не все, это не серьезное искусство. В иллюстрациях и набросках довольно одного таланта и практики, но в серьезных картинах этого мало. Чтобы серьезную идею заключить в соответствующую форму — необходимо знание и умение»(Михаил Перуцкий).
«Дом рыбака в Тишкове», 1935 год, картон, масло, 37,5 х 52 см., Галерея искусств СССР, Собрание Михаила Арефьева.

К сожалению, история героя очередной публикации достаточно банальна — известный и весьма популярный при жизни, он оказался быстро забытым современниками после своей смерти. Михаил Перуцкий— прекрасный художник советского авангарда и мастер акварели, являлся также ярким представителем советской школы реализма. Успешно занимался как станковой, так и монументальной живописью, был весьма заметен в плакате и книжной иллюстрации, отличался умелой передачей в работах настроения и характера героев, но в наши дни оказался малоизвестен широкому кругу любителей живописи.

Михаил Семенович Перуцкий родился 18 мая 1892 года в местечке Славута Волынской губернии Заславского уезда Российской империи в простой крестьянской семье. Достоверных сведений о детских годах юного Михаила не сохранилось. Известно лишь, что прошли они на Волынщине на берегах реки Горыни в окружении живописной местной природы. Михаил рано увлекся рисованием, используя для этого любой подручный материал. С годами детское увлечение не прошло и, окончив в Славуте местное училище двухгодичного обучения, в 1906 году отправился в славный город у моря — Одессу, где экстерном сдал экзамен за 6-й класс обучения при 2-й Одесской мужской гимназии, но от дальнейшей учебы отказался.

В том же 1906-м году Михаил Перуцкий определился юнгой на местное торговое судно «Кострома», совершавшее дальние морские рейсы. На нем осуществил переход по маршруту Одесса—Владивосток и обратно, воочию познакомился с нелегкой морской службой, набрался ярких эмоций и незабываемых впечатлений от морских путешествий. По возвращении в Одессу он решил завершить близкое знакомство с морской романтикой, списался на берег и устроился на должность конторщика в местное страховое общество «Саламандра». Все это время Михаил не забывал о своем увлечении, посвящая ему все свободное время.
«Вид Ялты», 1940-е годы, оргалит, масло, 41,5 х 56 см., Аукцион «В Никитском», Москва, 2015 год.

Решив стать профессиональным художником, Перуцкий понял, что ему необходимо серьезно учиться и в 1908—1910 годах он посещал занятия в известной в те годы в Одессе частной художественной школе Юлия Рафаиловича Бершадского (1869—1956). Параллельно с этим в 1909 году Перуцкий успешно сдал экзамены и был принят в Одесское художественное училище имени Великого Князя Владимира Александровича, где его педагогами были К. К. Костанди (1852—1921) и Г. А. Лодыженский (1852—1916). До 1920 года с перерывами проходило его обучение в Одесском училище. Кириак Костанди с большой теплотой относился к своему талантливому ученику, отдавая дань его большому природному дарованию и удивительной работоспособности, вызывавшей уважение опытного педагога. Костанди много занимался с Перуцким индивидуально, в результате чего последний испытал сильное влияние своего педагога, научившего молодого художника решать самые сложные цветовые задачи.
«Городской этюд», 1944 год, холст, масло, 39 х 49 см., Аукцион «В Никитском», Москва, 2015 год\

В 1915 году Перуцкий в составе ополченцев ушел на фронт и лишь в 1917 году после своего возвращения продолжил обучение в Училище, став членом «Товарищества независимых художников»— популярного одесского художественного объединения, активно функционировавшего в городе с 1909 по 1920 год. Октябрьский переворот в Петрограде Михаил Перуцкий встретил восторженно. Ему были близки лозунги победившего пролетариата, и свое будущее он всецело связывал с будущим молодого государства рабочих и крестьян. В 1917—1918 годах он работал инспектором по сбору художественных ценностей для молодого советского государства. В 1919 году занимался организацией в городе студий ИЗО для одесских рабочих и красноармейцев, а в 1920 году возглавил мастерскую ЮгРОСТА по изготовлению агитационных плакатов.

В 1921 году молодой художник приехал в Москву — он был направлен на местные курсы ВХУТЕМАСа. Здесь стал учредителем «Нового общества живописцев», а после распада группы, в качестве нового члена и экспонента принимал участие в работе обществ «Бытие» (1923—1927), «Жизнь-творчество» (1924) и ОСТ (1927). Активно занимаясь творчеством, основной темой своих произведений в эти годы художник выбирал милые его сердцу Славуты: дома, улицы и жителей. Кроме этого в 1929 году он написал и опубликовал в «Крестьянской газете» ИЗО Альбом, руководство для изо-кружков, изо-групп и одиночек» — своего рода учебник для начинающих художников.

В 1930-е годы Перуцкий пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работал в разных техниках. С одинаковым успехом писал пейзажи, портреты, натюрморты. В 1932 году вместе со своей женой, художницей Надеждой Субботиной (1897—1957), был командирован в Батуми, где создал целую галерею ударников труда Азнефти. В этом же году участвовал в знаменитой юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет», открывшейся в Русском музее и позднее переехавшей в Исторический музей в Москву. Подвергся жестокой критике в разгромном докладе в МОССХе «О формализме в живописи» в июне 1933 года, серьезно повлиявшей на дальнейшие творческие планы художника и вынудившей его после разгрома «формалистов» уйти на педагогическую работу.

В 1939 году Михаил Семенович был приглашен преподавать рисунок в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу. Высокий, рыжеватый, скромный и несколько даже застенчивый на вид художник, чем-то напоминавший Дон Кихота, говорил негромко, ласково и добродушно, старательно избегая резких слов, но при этом был очень строгим и беспощадно требовательным к ученикам по своему предмету, что неизменно заставляло их невольно робеть при его появлении в классе и в дальнейшем слушать так внимательно и сосредоточенно, что любые шалости на уроках Перуцкого трудно было себе даже представить. Работа Перуцкого в МСХШ продолжалась до середины 1941 года. Когда началась война, в эвакуацию со школой он не поехал, оставшись в столице и начав работать в «Окнах ТАСС».
«Натюрморт. Кувшин, рюмка, фрукты», 1947 год, холст, масло, 41 х 51 см., Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2018 год.

С 1944 и по 1950 годы художник преподавал в Московском художественном училище Памяти 1905 года, повлияв на творческое становление многих заметных представителей неофициального искусства советского послевоенного периода, в первую очередь Михаила Рогинского (1931—2004) и Лидии Мастерковой (1927—2008).

Знакомясь с творчеством Михаила Семеновича Перуцкого важно отметить, что его живопись всегда узнаваема. Умело вкладывая в каждое движение кисти и каждый конечный мазок на холсте глубокие личные переживания, чувства и впечатления, художнику удавалось тонко и в то же самое время реалистично передавать настроение природы, ее состояние и ее душу, передавать так, чтобы созерцая его лирические пейзажи, невозможно было бы оставаться равнодушным. В 1982 году состоялась персональная выставка художника в Центральный дом литераторов в Москве.
«Кусты смородины», 1950 год, холст, масло, 72 х 68 см., Галерея искусств СССР, Собрание Михаила Арефьева.

Михаил Семенович Перуцкий умер в 1959 году в Москве. В некоторых источниках годом смерти указан 1952 год, что не соответствует действительности. Точная дата его смерти(день и месяц) и место захоронения на данный момент, к сожалению, неизвестны. Сегодня работы художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея Вооруженных сил РФ, Пензенской картинной галереи, музеев Казани, Саратова, картинной галереи «Московская палитра» и других музеев бывшего СССР, а также многочисленные частные собрания в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3.

2. Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни. 1925—1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008.

3. Михаил Семенович Перуцкий, 1892—1959 : Живопись. Графика. Каталог выставки М. : Сов. художник, 1981.

4. Перуцкий М. С. Изоальбом. Руководство для изо-кружков, изо-групп и одиночек : С 39 рис. М., 1929.

«Зимний пейзаж», 1954 год, холст, масло, 38 х 61 см., Аукционный дом № 1, Москва, 2018 год.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.