Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 524. Цыплаков Виктор Григорьевич (Victor Tsyplakov) (1915-1986).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Виктор Григорьевич Цыплаков — известный советский живописец, педагог, профессор. Народный художник РСФСР (1975).

Виктор Цыплаков родился в селе Бурминка Рязанской губернии Российской империи. В 1942 году окончил МГАХИ имени В. И. Сурикова, где учился у И. Э. Грабаря, С. В. Герасимова, В. В. Почиталова, Г. М. Шегаля.

В 1947 году Виктор Цыплаков был назначен руководителем персональной мастерской МГАХИ имени В. И. Сурикова. С 1962 года — профессор. Член-корреспондент АХ СССР (1967). Писал тематические полотна, портреты, пейзажи. В историю советской живописи вошел как автор больших тематических полотен: «А.М. Горький на Волге» (1945), «В.И. Ленин с крестьянами» (1960), «В.И. Ленин в Смольном». Вместе с В.П. Ефановым, С.И.Дудником и Ю.П. Кугачом, выполняя государственный заказ, написал картину «Передовые люди в Кремле». Персональные выставки Виктора Цыплакова проходили в 1956, 1986, 2007 и 2016 годах в Москве.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина и других крупных музеев и галерей мира продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Подобно К. Коровину и В. Серову он ценил эстетику серого цвета, красоту серебристых тонов, особенно выразительных в зимних пейзажах. Вместе с тем он очень дорожил контрастами холодных и теплых тонов, яркостью и напряженностью цветового строя…» (М.В. Алпатов, искусствовед, о живописи Цыплакова).
«Волжская пристань», 1954 год, холст, масло, 80 х 100 см., Тульский музей изобразительных искусств.

Виктор Григорьевич Цыплаков родился 14 апреля 1915 года в Москве в простой крестьянской семье. Некоторые источники называют местом рождения будущего живописца небольшое село Бурминка Ряжского уезда Рязанской губернии — родину его отца, Григория Степановича Цыплакова, но это не соответствует действительности. За год до рождения сына семья Цыплаковых в поисках лучшей доли покинула родное село, переехав в Москву, но закрепиться на новом месте не смогла — уж больно отличалась суетная городская жизнь от спокойной деревенской, и вскоре с маленьким ребенком на руках семья вернулась домой в родные пенаты. Григорий Степанович, кузнец по профессии, вновь занялся знакомым и привычным делом на радость односельчанам, а его жена — нехитрым домашним хозяйством и воспитанием сына.

Жить на первых порах пришлось в доме деда героя нашего повествования, Степана Андреевича Цыплакова, признанного в округе мастера альфрейной росписи (декоративная роспись по сырой штукатурке или снаружи, на свежем воздухе), зарабатывавшего росписью окрестных церквей и усадеб местных помещиков. Тяжела была в те годы крестьянская жизнь на селе, предполагавшая нелегкий каждодневный труд, к которому с раннего детства приучали родители крестьянских детей. В пятилетнем возрасте начал помогать отцу в кузне и маленький любознательный Виктор. Помогал, а в свободное время рисовал углем на стенах кузни и домашней печи разные смешные фигурки, удивляя своей сноровкой и недетским мастерством друзей и родителей. И только дед сразу разглядел во внуке «божью искру»— удивительный талант, который стоило всячески беречь и развивать.

На всю жизнь сохранил Виктор Цыплаков детские воспоминания о милой сердцу Бурминке, где прошли его детские годы, и это при том, что революционные вихри и лихолетье Гражданской войны не обошли стороной и ее. «Все мои картины — это мои воспоминания до девятилетнего возраста. Их у меня на всю жизнь хватит. Только бы успеть исполнить… На вокзалах был, видел войну, разрушения, людей той эпохи. Гражданская война вся на глазах прошла», – писал в дальнейшем в своих воспоминаниях художник.
Неизменные спутники тяжелого военного времени — нужда и разруха вынуждали Цыплаковых постоянно переезжать с места на место в поисках хоть какого-то спокойствия и относительного благополучия, если таковым можно было назвать кусок хлеба и крышу над головой…

В 1920-м году они переехали на Донбасс, через три года на короткое время вернулись в родное село, но уже в 1925 году переехали жить в Таганрог, где глава семьи смог найти постоянную работу — большая удача по тем временам. Здесь в Таганроге Виктор Цыплаков пошел в школу. Учился средне, не забывая и о своем увлечении рисованием, которое стало его любимым школьным предметом. Именно на уроках рисования на способности своего нового ученика обратил внимание учитель Глеб Глебович Глебов (1892—1944), выпускник Одесского художественного училища, ученик Кириака Константиновича Костанди (1852—1921) и большой энтузиаст своего дела. Он посоветовал родителям Виктора обратить внимание на его художественные способности и предоставить сыну возможность получить профессиональное художественное образование. Но до того ли им было в то тяжелое время? Поэтому после окончания школы Виктор начал свою трудовую деятельность на заводе, осваивая кузнечное и слесарное дело.
«Опушка леса», 1950-е годы, холст, масло, 31 х 39 см., частное собрание.

В 1930 году семья Цыплаковых переехала в Москву. Виктор приехал в столицу уже с большим багажом рисунков и акварелей и в 1932 году, во многом благодаря финансовой поддержке брата Ивана, поступил учиться в Московский полиграфический техникум Государственного издательства изобразительного искусства (ИЗОГИЗа) (в наши дни — Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова). Педагоги техникума, и в первую очередь Сергей Арсентьевич Матвеев (1887—1952), оказали большое влияние на молодого студента, познакомив его с шедеврами эпохи Возрождения и выдающимися мастерами того времени. Им нравился этот старательный и настырный в хорошем смысле этого слова студент упорно и настойчиво штудировавший учебники и специальную литературу, а чтобы овладеть навыками графического мастерства, по многу раз копировавший графические листы великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

В 1936 году Виктор Цыплаков успешно окончил техникум и поступил на первый курс живописного факультета Московского института изобразительных искусств (с 1939 года — Московского государственного художественного института (МГХИ), с 1948 года — Московского государственного художественного института (МГХИ) имени В. И. Сурикова). Ему очень повезло с педагогами, поскольку его преподавателями в разные годы обучения выступили Григорий Михайлович Шегаль (1889—1956), Василий Васильевич Почиталов (1902—1973), Александр Адольфович Деблер (1908—1981), Дмитрий Константинович Мочальский (1908—1988) и Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964). Цыплакову нравилось учиться в «Суриковке». Студенты много работали на пленэре, поскольку ректор института Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) отмечал важность такого обучения, а потому регулярная летняя творческая практика студентов в Крыму и на Волге была обычным в те годы делом.

В годы учебы в МГХИ Виктор Цыплаков много времени уделял и самостоятельному изучению творчества старых мастеров, приемов классической композиции и структурной детализации, гармонии целого и частного. Он регулярно посещал Государственную Третьяковскую галерею и Музей нового западного искусства, изучая работу своих великих предшественников по цеху В.Л. Боровиковского (1757—1825), К. Я. Крыжицкого (1858—1911), В. И. Сурикова (1848—1916), И. Е. Репина (1844—1930), И. И. Левитана (1860—1900), К. А Коровина (1861—1939) и многих других.

Начало Великой Отечественной войны студент Цыплаков встретил в столице. Вместе со всеми участвовал в создании эшелонированных оборонительных укреплений в районе города Вязьмы Смоленской области, а в середине октября вместе со студентами и преподавателями института был эвакуирован в Среднюю Азию, в город Самарканд. Там в 1942 году с отличием окончил МГХИ (мастерская Г. М. Шегаля), представив на суд художественного совета свою дипломную картину «В. И. Чапаев», созданную под руководством Сергея Васильевича Герасимова. Работа была высоко оценена членами комиссии и в 1943 году с успехом экспонировалась на выставке дипломных работ молодых художников в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Успех дипломной работы способствовал принятию Цыплакова в 1943 году в члены Союза художников СССР и продолжению его обучения в родном институте в качестве аспиранта под руководством И. Э. Грабаря еще в течение двух лет.
«Стадо возвращается», 1970-е годы, холст, масло, 50 х 67 см., Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева.

Во время своей учебы в аспирантуре Виктор Цыплаков неоднократно выезжал на фронт в действующую армию, где в качестве военного художника документировал увиденные своими глазами события, писал портреты героев военных действий, солдат, командиров, простых тружеников фронта, всех тех, кто своими руками и часто ценою собственных жизней ковал нашу победу над врагом. Таковыми были поездки художника под Новороссийск, в только что освобожденные Смоленск и Севастополь, результатом которых явились многочисленные эскизы и зарисовки, многие из которых послужили впоследствии материалом для будущих полотен. Одной из таких картин явилась работа «Допрос Зои Космодемьянской», созданная художником в 1945 году, и показанная зрителям на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее в январе 1946 года.
«Допрос Зои Космодемьянской», 1945 год, холст, масло, Иркутский областной художественный
музей имени В. П. Сукачева.

Двумя годами позже Цыплаков написал работу, принесшую ему всесоюзную известность. Картина «В. И. Ленин», увидевшая свет в 1947 году, положила начало созданной художником Ленинианы, наиболее известными работами которой стали: «Ленин в Смольном» (1947), «Портрет В. И. Ленина» (1947), «В. И. Ленин с крестьянами» (1960), «В. И. Ленин в Колонном зале Дома Союзов» (1973).
«В.И. Ленин с крестьянами», 1960 год, холст, масло, 198,5 x 299 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1949 году за серию созданных художником портретов «Знатные люди Москвы», а также за участие в создании полотна «Передовые люди Москвы в Кремле» Виктор Григорьевич Цыплаков был удостоен Сталинской премии СССР. В послевоенные годы многие известные художники страны-победительницы принимали участие в создании масштабных эпических полотен. Это было серьезным источником заработка для каждого художника и зачастую обязательным условием его членства в Союзе художников СССР. При этом достаточно жесткие рамки договорных обязательств начисто лишали исполнителей какой бы то ни было творческой самостоятельности. Конечно, художники не переставали писать на интересующие их темы, но очень часто эти работы не были востребованы строго цензурированными художественными советами и писались исключительно в мастерскую… Таковыми были и многочисленные работы Цыплакова, посвященные архитектуре и храмовым комплексам в Смоленске, Ростове Великом, Суздале и других древних городах нашей страны.
В.П. Ефанов, С.И. Дудник, Ю.П. Кугач, В.Г. Цыплаков «Передовые люди Москвы в Кремле», 1949 год, холст, масло. Госкдпрственная Третьяковская галерея, Москва.

Цыплаков много и часто работал с натуры. Еще со времен учебы в «суриковке» он любил пленэр, предпочитая его скучной работе в мастерской. Он много писал на знаменитой академической даче в крымских Козах, в Саввинской слободе под Звенигородом или на Оке в окрестностях Рязани. Являясь по-настоящему талантливым живописцем, он, как никто другой, умел тонко подмечать обыденное, обращал внимание не столько на внешнюю, бросающуюся в глаза красоту, сколько на внутренний поэтический лиризм увиденного, на особую патетику и глубинное благородство неповторимой русской природы.

В картинах весеннего обновления он проникал в глубины потаенной, внутренней жизни природы. В зимних же пейзажах наоборот показывал уснувшую до весну природу во всех ее внешних проявлениях. И показывал мастерски, применяя различные техники работы с маслом, то используя его плотно и пастозно, то показывая воздушно, почти акварельно. Несомненно, лучшим зимним пейзажем Цыплакова является его картина «Мороз и солнце», представленная в экспозиции Государственной Третьяковской галереи и так понравившаяся в свое время И. Грабарю.
«Мороз и солнце”, 1951 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

При этом нельзя не заметить, что в экспозиции Третьяковской галереи присутствует еще одна работа художника с аналогичным названием. Этюд написан с того же самого места, но имеет несколько иную композицию. Вероятно, он послужил художнику начальным материалом для его знаменитого зимнего полотна.
«Мороз и солнце», 1951 год, картон, масло, 35,3 х 49,2 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1940—1950 годах В. Г. Цыплаков много экспонировал свои произведения, участвуя в различных московских и всесоюзных выставках. В 1956 году в Москве состоялась первая персональная выставка художника под названием «Времена года», на которой были представлены, в основном, пейзажи.

1947 год ознаменовался началом педагогической деятельности Виктора Цыплакова в МГХИ им. В. И. Сурикова, которую он вел долгие годы. В том же 1947 году он был назначен руководителем персональной мастерской, в которой проходили обучение студенты, интересовавшиеся реалистическим направлением в живописи. Как отмечал один из его учеников В. Н. Страхов: «…в преподавании Виктор Григорьевич был ненавязчив и немногословен. Он не давал готовых рецептов, как в композиции, так и в живописи. Надо сказать, что он был против каких-либо рецептов и схем…». В 1948 году Виктор Цыплаков стал ведущим преподавателем Суриковского института, а в 1962 году былутвержден в звании профессора живописи МГХИ. Плодотворный период многолетней преподавательской деятельности Виктора Григорьевича Цыплакова в МГХИ им. В.И. Сурикова явился целой эпохой, сумевшей во многом определить характер и направленность воспитания будущих художников на живописном факультете прославленного института.
«Сельский пейзаж с повозкой», 1940-е годы, холст, масло, 30 х 50 см., Рязанский государственный областной художественный музей И.П. Пожалостина.

Профессор Цыплаков воспитал большую плеяду известных мастеров изобразительного искусства нашей страны, в числе которых необходимо выделить С. Н. Андрияку, В. Н. Забелина, В. Г. Кубарева, Н. А. Пластова, В. М. Сибирского, В. Н. Страхова, С. П. Ткачева и А. П. Холмолгорова. В 1968 году студентом живописного отделения МГХИ им. В. И. Сурикова стал и сын художника Григорий Викторович Цыплаков-Таежный, успешно окончивший институт в 1974 году (мастерская отца, профессора В. Г. Цыплакова).

В 1960-е годы Виктор Григорьевич стал жаловаться на здоровье, однако при этом продолжал занятия со студентами, в том числе и выезжая на этюды.В 1967 году он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1970-е годы художник переехал жить в село Троицкое Калужской области в дом, который был построен по его собственному проекту. В последние годы жизни художник много болел, но продолжал работать. Писал в основном пейзажи и портреты, причем в большей степени писал лица родных или близких по духу людей, предпочитая людей, которых знал и часто встречал.

Виктор Григорьевич Цыплаков скончался 8 июня 1986 года в Москве. Был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. В конце 1986 года в Академии художеств СССР состоялась посмертная персональная выставка художника. В январе 2007 года в Московском центральном Доме художника в торжественной обстановке состоялось открытие выставки «Виктор Цыплаков. Возвращение легенды», на которой было представлено более восьмидесяти работ художника: пейзажи, портреты, натюрморты. Организатором выставки выступила Русская Галерея Искусств.
Могила художника Цыплакова на Ваганьковском кладбище столицы.

Сегодня произведения Виктора Цыплакова украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Рязанского государственного областного художественного музея И.П. Пожалостина, Данковской картинной галереи в Липецкой области, Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева, Архангельского областного музея изобразительных искусств, Художественного музея Алтайского края, Пермской художественной галереи, Тульского музея изобразительных искусств, Башкирского республиканского художественного музея им. Нестерова, Харьковского художественного музея, Киевского музея русского искусства, а также многочисленных частных собраний в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Библиографический словарь. М., 1976, т. 3.

2. Цыплаков В.Г. // Ретроспективная выставка «225 лет Академии художеств СССР (1757-1982): Каталог. —М.: Изобразительное искусство, 1983. — Т. 2.

3. Мелик-Нубарова Л. Воспитай ученика: Мастера культуры // Москва. — М., 1985.

4. Грабарь И. Успех молодых художников // Правда. — 1943. 15 мая.

5. Цыплаков В. Г. [Изоматериал] : [буклет]. — Москва: Советский художник, 1949.

6. Каталог выставки произведений С. С. Боима, В. Г. Цыплакова, Д. П. Шварца / Московский союз советских художников ; [сост. : Е. П. Макарова, Е. В. Членова]. — Москва, 1954.

7. Виктор Григорьевич Цыплаков: каталог выставки «Времена года» / Живописно-произв. комбинат МОХФ СССР; [сост. И. Н. Филонович]. Москва: Советский художник, 1957.

«Борисоглебский монастырь», 1968 год, холст на картоне, масло, 50 х 70 см., Харьковский художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.