Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 523. Добросердов Михаил Владимирович (Mikhail Dobroserdov) (1906-1986).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Владимирович Добросердов — известный советский художник-живописец и педагог.

Михаил Добросердов родился в небольшом селе Дубасищи Смоленской губернии Российской империи. В 1926—1930 годах учился во ВХУТЕМАСе, где его преподавателями были А. А. Осмеркин, А. В. Шевченко, К. Н. Истомин, А. А. Лабас, С. В. Герасимов. В 1936 году проходил обучение в институте повышения квалификации художников в мастерской Б. В. Иогансона.

С 1931 года начал участвовать в художественных выставках. В конце 1930-х годов Михаил Добросердов входил в художественное объединение «Группа пяти» вместе с художниками Львом Зевиным, Львом Ароновым, Ароном Ржезниковым и Абрамом Пейсаховичем. С 1939 по 1949 год преподавал в Московской средней художественной школе при МГАХИ им. В.И. Сурикова. С 1949 по 1954 год преподавал в Московской Художественной Студии для инвалидов Великой Отечественной войны, где был и директором. В 1969 году прошла персональная выставка художника в Москве.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в музеях и частных собраниях России, Англии, Франции, Италии, США, Японии и других стран продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Исключительный художник и исключительный педагог — вот кем является скромнейший из скромных Михаил Владимирович Добросердов. Тихо и спокойно говорил он нам о сложности и одухотворенности искусства, о том, что ему надо посвятить всю жизнь, и доказал это своей судьбой, своим творчеством» (В. Сидоров, художник).
«Багульник цветёт», 1975 год, холст, масло, 80 х 60 см., Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.

Михаил Владимирович Добросердов появился на свет 13 октября 1906 года в небольшом селе Дубасищи (Дубосище) Смоленской губернии Российской империи в семье телеграфного служащего. Мама Михаила имела дворянские корни. Вышла из обедневшей дворянской семьи. Отец симпатизировал революционному движению в империи, активно помогал бастовавшим в 1905 году рабочим и, боясь впоследствии привлечения к ответственности царской охранкой, вынужден был с семьей бежать от ее преследования.

Семья несколько раз меняла места проживания: Нерчинск, Петрозаводск, Архангельск — вот лишь несколько городов, где пытались осесть на постоянное жительство Добросердовы. В конце концов, таким местом оказался Хабаровск на Дальнем Востоке, где прошли детство и юность героя нашего повествования. Здесь он окончил школу и педагогический техникум, здесь получил путевку в жизнь. Здесь же в школе увлекся рисованием, показывая при этом немалый навык и природное дарование, замеченное и по достоинству оцененное школьным учителем рисования Михаила ДобросердоваИваном Николаевичем Хабаровым (1892—1943), опытным педагогом, выпускником МУЖВЗ, приехавшим в далекий край по зову сердца.
«Бескрайние дали», 1942 год, холст, масло, частное собрание.

Именно он посоветовал Михаилу развивать свой природный дар и посвятить свою жизнь искусству. Уже обучаясь в 1921—1923 годах в Хабаровском педагогическом техникуме, Добросердов посещал занятия и творческие встречи с местными профессиональными живописцами в студии ИЗО Хабаровского товарищества художников. Михаила поразили тогда работы местного художника Петра Ивановича Львова (1882—1944), выпускника МУЖВЗ и Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Личное знакомство с мастером и его благожелательные отзывы о живописных работах молодого художника, позволили Михаилу Добросердову сделать окончательный выбор своей будущей профессии. Он решил стать художником.

После окончания техникума в 1923 году Добросердов начал преподавать рисунок в школе небольшого рабочего поселка, где проживали семьи моряков Амурской военной флотилии. Днем проводились занятия в школе, а по вечерам Михаил трудился в кружке ликвидации безграмотности, где его учениками были и взрослые рабочие, и местные старики и старухи. В 1926 году его отправили учиться в столицу, откуда не Дальний Восток он уже не вернулся. По приезду в Москву Добросердов начал посещать занятия в художественной студии «Апеллес» известного и популярного в те годы в столице художника Михаила Евграфовича Харламова (1880—1948). Позже он был принят во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, учеба в стенах которого продолжалась до 1930 года.
«Воин, утоляющий жажду» (из цикла «В дни испытаний»), 1943 год, холст, масло, 88 х 69 см., Самарский областной художественный музей.

Судьба была крайне благосклонна к молодому художнику, поскольку ему довелось учиться у Сергея Васильевича Герасимова (1885—1964), Александра Александровича Осмеркина (1892—1953), Александра Аркадьевича Лабаса (1900—1983), Александра Васильевича Шевченко (1883—1948) и Константина Николаевича Истомина (1887—1942). Воистину цвет советской живописной педагогической школы. В 1930 году Михаил Добросердов успешно окончил художественный ВУЗ по мастерской А. Шевченко, представив художественному совету свою дипломную работу — картину «Пионеры».

После окончания института Добросердов остался жить и работать в столице. С 1931 года начал участвовать в различных художественных выставках. В 1938 году продолжил свое обучение, на этот раз в Институте повышения квалификации при МОССХ у Бориса Владимировича Иогансона (1893—1973). После окончания института Добросердов активно занимался творчеством. В поисках собственного стиля художник пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Работал художник и в различных издательствах: «Молодая гвардия», «Крестьянская газета» и других. Работа в книжной и журнальной графике по-настоящему увлекала молодого художника. В 1931 году он оформил книги «Сторона таежная» Ф. Г. Финка и «Воздушный колодец» В. И. Язвицкого. В этом же году Добросердов был принят в члены Союза художников СССР, что давало право на персональную мастерскую в Москве и возможность совершать творческие командировки по стране.

Михаил Владимирович с одинаковым успехов писал пейзажи, портреты, натюрморты и тематические произведения. В конце 1930-х годов был членом известного в те годы художественного объединения «Группа пяти», в которое кроме него входили также Лев Зевин (1903—1942), Лев Аронов (1909—1972), Арон Ржезников (1898—1943), Абрам Пейсахович (1905—1983). Художники объединения осенью 1940 года в залах МОССХ с успехом провели выставку «Группы пяти».
«Весна», 1934 год, холст, масло, 49 х 39 см., Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В 1939 году Михаил Добросердов был приглашен на преподавательскую работу в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу при МГАХИ им. В.И. Сурикова. Впоследствии художник посвятил много лет педагогической работе, которой придавал не меньшее значение, чем непосредственно художественному творчеству. Начало Великой Отечественной войны Добросердов встретил в столице. В сентябре 1941 года вместе учениками и преподавателями школы был эвакуирован в Башкирию, в село Воскресенское, где и провел все долгие месяцы эвакуации. В столицу вернулся в мае 1943 года, когда немецкие войска были отброшены на Запад. В конце 1940-х годов был обвинен в формализме, что послужило поводом для его увольнения из МСХШ.

В 1949 году Добросердовбыл приглашен преподавать в Московскую художественную студию для инвалидов Великой Отечественной войны, где вскоре был назначен ее директором. В 1953 году перешел на преподавательскую работу в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, одновременно руководя известной в те годы в Москве изостудией самодеятельных художников при Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. Талантливый педагог воспитал целую плеяду известных всей стране художников. Среди его учеников в первую очередь необходимо выделить Гелия Коржева (1925—2012), Владимира Стожарова(1926—1973), Алексея Ткачева (р. 1925), Юрия Королева (1929—1952), Ярослава Манухина (1925—2017), Вадима Шелова (1928—2013) и Валентина Сидорова (1928—2021), в полной мере оправдавших надежды своего педагога в отечественном искусстве. В 1967 году за свою плодотворную педагогическую деятельность Михаил Добросердов был награжден орденом «Знак почета». В 1974 году он был удостоен высокого звания заслуженного художника России.

Михаил Владимирович регулярно экспонировал свои произведения. Начав свою выставочную деятельность в далеком 1930-м году, он участвовал в выставках работ отечественной школы живописи в Швейцарии (Цюрих, Берн, Женева, Базель, Сант-Галлен) и в ЮАР (Иоганнесбург), состоявшихся годом позже. В дальнейшем участвовал в 1-й краевой художественной выставке в честь 15-летия Октябрьской революции в Хабаровске в 1932 году, в выставках молодых художников в 1934, 1936, 1938, 1939 и 1941-х годах, в выставках московских художников 1937, 1940, 1947 и 1956-х годах, в выставке художников союзных республик, республик и областей РСФСР, состоявшейся в 1944-м году, во Всесоюзных художественных выставках 1946, 1957-1958, 1967 годов, а также в обширной выставке «50 лет МОСХ» 1982 года в Москве. В 1940, 1969, 2000, 2015, 2018-х годах состоялись персональные выставки Михаила Добросердова в Москве.

Творческое наследие Михаила Владимировича Добросердова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его произведения «Мать убитого партизана» (1934), «Рыбы» (1934), «Рабфаковец» (1935), «Стеклянная посуда» (1938), «Портрет чемпионки мира по конькам З. Ф. Холощевниковой» (1938), «Корзина с овощами» (1939), «Зимний этюд» (1943), «Скорбь о погибших» (1947—1948), «Ветка в окне» (1958), «Работница-строительница» (1961), «Прощание» (1964), «Полевые цветы» (1969), «Комсомолия» (1969—1970, серия), «На боевое задание» (1969), «Вышивающая знамя» (1970), «Сирень» (1970), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Зимний этюд», 1943 год, холст, масло, 22 х 314.5 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Михаил Владимирович Добросердов скончался 13 февраля 1986 года в Москве. Был похоронен на Рогожском кладбище столицы. Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Орловского музея изобразительных искусств, Национального музея искусств им. Г. Айтиева в Бишкеке, других художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также многочисленные частные собрания в России и за её пределами…

13 февраля 2018 года в Москве в Детской художественной школе им. В.А. Серова открылась выставка «Династия Добросердовых», на которой были представлены работы Михаила Владимировича Добросердова, его дочери, Заслуженного работника культуры РФ, преподавателя колледжа Татьяны Михайловны Добросердовой, и внука, художника Дмитрия Добросердова.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 1.

2. М.В. Добросердов. — М.: Советский художник , 1986. — (Московские художники).

3. Русские художники XVIII—XX веков : свод. список художников / Соловьев В. Д. — М. : Эксперт-клуб, 2005.

4. М.В. Добросердов Каталог выставки произведений Михаила Владимировича Добросердова— М. : Советский художник, 1969.

5. Симанчук И. Михаил Владимирович Добросердов. — Л.: Художник РСФСР, 1981.

6. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись второй половины ХХ века. М., 2009.

«Девочка из колхоза», 1943 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.