Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 522. Костин Михаил Алексеевич (Mikhail Kostin) (1918-1972).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Алексеевич Костин — известный советский художник-живописец и педагог.

Михаил Костин родился в станице Койсуг Ростовской области. В 1933—1939 годах учился в Ростовском художественном училище. В 1945 году окончил Московский Государственный художественный институт имени В. И. Сурикова(мастерская профессоров Г. М. Шегаля и С. В. Герасимова).

С 1941 года активно участвовал во всесоюзных, республиканских,областных и городских художественных выставках. Одинаково успешно работал в жанре портрета, пейзажа и натюрморта. В 1946—1948 годах преподавал во Владивостокском художественном училище, был председателем Приморского Союза художников. В 1948 году во Владивостоке состоялась персональная выставка художника.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, в других художественных и краеведческих музеях страны, а также в частных коллекциях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Михаил Костин был неутомимым экспериментатором, ему всегда нужно было что-то еще освоить, чему-то научиться: живописи, скульптуре, компьютерной графике; того, что он умел в совершенстве, ему было мало. Он был сложный, и острый, и резкий, и ранимый, и невыносимо рано — в пятьдесят три года — ушел, и в тоже самое время удивительно много за эти годы успел сделать» (Елена Герчук, искусствовед).

Михаил Алексеевич Костин родился 6 ноября 1918 года в небольшой станице Койсуг Ростовской области в простой многодетной крестьянской семье. Родители с раннего детства прививали детям любовь к труду и родной земле-кормилице. Тяжелая жизнь, полная невзгод и лишений с детства закалила характер будущего художника, а чувства локтя, ответственности и готовности в любой момент прийти на помощь ближнему, даже в ущерб собственному благополучию, этот характер окончательно сформировали. Дети в семье Костиных рано взрослели, стараясь быть не обузой, а помощниками родителям.
«На остановке», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

Информация о детских и юношеских годах Михаила Костина отрывочна и противоречива. Достоверно известно лишь, что прошли они на родине героя нашего повествования, и что он рано увлекся рисованием, удивив друзей и родителей, не имевших никакого отношения ни к искусству вообще, ни к живописи в частности. Для своего «творчества» юный художник использовал любой подручный материал, в том числе уголь и стены родной избы. Родители Михаила никак не поощряли увлечение своего сына, но, к счастью, и не мешали, махнув на него рукой и предоставив всему идти своим чередом…

После окончания средней школы Михаил уже твердо знал, кем он будет — только профессиональным художником, и в 1933 году переехал в Ростов, где поступил в Ростовское художественное училище. В 1939 году после успешного окончания Училища по совету преподавателей отправился в столицу, где поступил на первый курс живописного факультета Московского Государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Первые два года обучения в институте отводились освоению основ изобразительного искусства, а уже на третьем году обучения начинали преподавать специальность по соответствующим направлениям.
«Окрестности Ульяновска. Здесь будет море», 1955 год, холст, масло, Ульяновский областной художественный музей.

Начало Великой Отечественной войны Михаил Костин встретил в Москве. Вместе с учащимися и преподавателями осенью 1941 года был эвакуирован в Самарканд и в столицу вернулся лишь в конце декабря 1943 года. Занятия в МГХИ имени В.И. Сурикова продолжились во Всехсвятском, где тогда располагались персональные художественные мастерские С.В. Герасимова (1885—1964), А.А. Дейнеки (1899—1969) и П.Д. Покаржевского (1889—1968). На третьем курсе Михаил Костин для дальнейшего обучения выбрал мастерскую С.В. Герасимова и в 1945 году успешно окончил «Репинку»по мастерской профессоров Г.М. Шегаля (1889—1956) и С.В. Герасимова.

После окончания МГХИ Михаил Костин по распределению был направлен во Владивосток, где в 1946—1948 годах преподавал художественный рисунок и композицию в местном художественном училище. В 1946 году Михаил Алексеевич Костин был избран председателем Приморского отделения Союза художников СССР. Наряду с педагогической деятельностью активно занимался творчеством. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. С одинаковым успехом работал в жанрепортрета, пейзажа и натюрморта.
«Весна», 1951 год, холст, масло, Томский областной художественный музей.

В 1949 году Костин вернулся в столицу и был избран делегатом первого и второго съездов Союза художников СССР. Знакомясь с творчеством Михаила Костина, можно с полным основанием утверждать, что оно по-настоящему национально и, как следствие, всегда узнаваемо. Костина, как русского человека и русского художника, всегда особенно привлекали традиционные русские мотивы. Тонкий и поэтический склад большого природного дарования Михаила Алексеевича позволяли ему создавать произведения, полные особойлиричности и задумчивости. Будучи прекрасным рисовальщиком, Костин много и увлеченно работал в жанре портрета, создавая уникальные по своему художественному исполнению произведения, в конце концов, и принесшие ему всесоюзную известность. Костин активно экспонировался, участвуя в различных всесоюзных, республиканских, областных, зональных и городских художественных выставках. Вот лишь некоторые из них:«Всесоюзная художественная выставка» (Москва, 1946, 1949, 1950); «Советская Россия» (Москва, 1960).
«Разговор по телефону», 1954 год, холст, масло, Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.

Михаил Алексеевич Костин скончался 24 апреля 1972 года в Москве от тяжелого простудного заболевания. Был похоронен на Донском кладбище столицы. Через год после смерти художника, в начале июня, в Москве открылись две персональные выставки его работ. Выставки, вызвавшие большой интерес у любителей живописи и специалистов, состоялись в новом помещении Третьяковской галереи на Крымском валу и в редакции журнала «Наше наследие» в Неопалимовском переулке.

Сегодня произведения мастера находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, в других художественных и краеведческих музеях страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. М.А.Костин. — М.: Советский художник , 1976. — (Московские художники).

2. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников /Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

3. Художник Михаил Алексеевич Костин, 1918-1970. Живопись. Каталог выставки– М.: 1974.

«Весна», 1959 год, холст, масло, Брянский областной художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.