Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 521. Максимов Николай Христофорович (Nikolai Maksimov) (1892-1979).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Христофорович Максимов — известный советский художник-живописец и график.

Николай Максимов родился в Москве. С 1914 по 1918 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в течение года частным образом занимался в мастерских Ильи Ивановича Машкова и Петра Петровича Кончаловского.

В начале 1920-х годов Николай Максимов работал как художник-авангардист, однако позднее он отказался от авангардистских идей в своем творчестве. Писал тематические картины, пейзажи, натюрморты, портреты. Начиная с 1919 года активно занимался преподавательской деятельностью. Преподавал в Воронежских свободных художественных мастерских, Московском высшем художественно-промышленном училище, Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. Среди учеников — И.В. Евстигнеев, П. Ф. Никонов, В.Ф. Стожаров, П.П. Оссовский, Н.Ф. Новиков и другие. Принял участие в Первой русской художественной выставке в Берлине (1922), выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде (1932) и многих других.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, других музеев страны, а также в частных коллекциях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Николай Христофорович Максимов родился 20 февраля 1892 года в Москве в семье известного московского юриста. О детских и юношеских годах будущего живописца достоверных сведений, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что воспитанием детей в семье занималась мама героя нашего повествования, искренне желавшая, чтобы дети выросли культурными и хорошо образованными людьми.Именно поэтому раннее увлечение Николая рисованием встретила с большой радостью, всячески стараясь, это увлечение поддержать. Отец же Николая, желавший, чтобы сын пошел по его стопам, к увлечению сына отнесся равнодушно, считая его проходящим, но и особых препятствий не чинил.

В 1914 году Н. Максимов был принят в Московское училище живописи ваяния и зодчества — с 1896 года высшее художественное учебное заведение в Москве. Курс обучения в Училище был рассчитан на восемь лет для живописцев и 10 лет для архитекторов.
«Обеденный перерыв. Самарканд», 1930-е годы, картон, масло, 49 × 62 см., Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.

Училище располагалось в то время на Мясницкой улице, являлось подлинным центром формирования московской школы живописи середины 19-го, начала 20-го века, профессиональной подготовкой в котором руководила петербургская Императорская Академия художеств. Судьба была благосклонна к Максимову, ибо его педагогами в МУЖВЗ выступили Константин Алексеевич Коровин (1861—1939), Абрам Ефимович Архипов (1862—1930) и Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930).

В 1918 году МУЖВЗ решением новой власти было преобразовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские (впоследствии в ВГХИ имени В. И. Сурикова и Московский архитектурный институт) и многие учащиеся, в числе которых оказался и Николай Максимов, покинули его стены. После этого в течение года Николай Христофорович частным образом посещал занятия в художественных мастерских Петра Петровича Кончаловского (1876—1956) и Ильи Ивановича Машкова (1881—1944). Именно благодаря влиянию последнего выработалась своеобразная и узнаваемая манера живописи Николая Максимова.
«Причал», 1920-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

В 1819 году Максимов был направлен в Воронеж, где в течение года занимался становлением и организацией работы Воронежских свободных художественных мастерских и местных студий ИЗО, обучением красноармейцев и всех желающих горожан искусству рисования. В октябре 1919 года художник оказался в зоне оккупации деникинской белой армии после захвата Воронежа частями корпуса генерала Шкуро. Был свидетелем публичной казни карателями коменданта города Скрибиса и еще пяти коммунистов на центральной площади города «Круглые ряды», куда было насильно согнано население Воронежа в октябре 1919 года. Также был свидетелем освобождения города от белогвардейских войск частями конной армии С.М. Будённого совместно с пехотными частями и бойцами 1-го Коммунистического железнодорожного полка в ночь на 24 октября. Натерпелся…В начале 1920 года вернулся в Москву.
«Пейзаж с крышами», 1930-е годы, бумага, графитный карандаш, акварель, белила, 17,8 х 26,7 см, частное собрание.

Николай Максимов пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Если в начале 1920-х годов был всецело увлечен идеями авангардизма, то позднее постепенно отошел от ярко выраженного авангарда в своем творчестве. С одинаковым успехом работал в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, тематической картины. Пробовал себя в монументальной живописи.

Много времени Николай Максимов уделял педагогической деятельности, считая ее столь же важной и значимой в жизни художника, как и творчество.
В 1919—1920 годах преподавал в Воронежских свободных художественных мастерских. По возвращении в Москву в 1920 году начал преподавать рисунок и композицию на рабочем факультете искусств при Московском ВХУТЕМАСе, со второй половины 1940-х годов преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, являясь профессором, в 1950-1972 годах — в Московском высшем художественно-промышленном училище. Среди учеников мастера многие известные живописцы нашей страны: Иван Евстигнеев (1899—1967), Павел Никонов (р. 1930), Владимир Стожаров (1926—1973), Петр Оссовский (1925—2015), Николай Новиков (1922—2013).
«Пейзаж с фигурами», 1922 год, бумага, акварель, 29,7 х 26 см., Государственная Третьяковская галерея.

Николай Максимов много экспонировал свои работы, являлся членом различных художественных объединений России. Был членом и экспонентом
Известного московского объединения «Маковец» (1924—1926), Общества московских художников (1928—1929) и АХР (1929—1932). В 1922 году принимал участие в Первой русской художественной выставке в Берлине, в 1932 году в известной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде. Творческое наследие Николая Максимова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его полотна «Феодосия после войны» (1948), «Розы» (1948), «Виноградники» (1955), «Долина в Козах» (1956), «Суровый Крым» (1960), «Пейзаж с овцами» (1967), «Пейзаж. Козы» (1968), «Крым» (1975), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Суровый Крым». 1920-е годы, картон, масло, 48 х 60 см., Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Николай Христофорович Максимов умер осенью 1979 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище столицы. В 1981 году в Москве состоялась мемориальная выставка Николая Максимова. Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, ряда региональных художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также многочисленные частные собрания в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников / Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

2. Заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Христофорович Максимов, 1892—1979 Живопись. Графика Каталог — М.: Б.и, 1981г.

3. Фотоальбом: «Романтический сезанизм Николая Максимова». Февраль 2012 г. ЦДХ.

4. Н.Х.Максимов. — М.: Советский художник , 1982. — (Московские художники).

5. Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. — М.: 1951.

6. Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния: годы становления. — Спб.: Искусство, 2005.

«Цветущий луг», 1937 год, холст, масло, 55 х 75 см., ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.