Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 520. Адливанкин Самуил Яковлевич (Samuel Adlivankin) (1897-1966).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Самуил Яковлевич Адливанкин — известный советский художник-живописец.

Самуил Адливанкин родился в небольшой селении Татарск Мстиславского уезда Могилевской губернии Российской империи. В 1912—1917 годах обучался в Одесском художественном училище имени Великого Князя Владимира Александровича в классе у К. К. Костанди, по выходу получив диплом учителя рисования и черчения. В 1918 году обучался в Москве — во Вторых государственных Свободных художественных мастерских, где его педагогом был Владимир Татлин.

В 1919 году Адливанкин состоял в отделе ИЗО Наркомпроса — работал в Самаре, занимался развитием художественного образования среди детей. В 1922 году принял участие в создании художественного коллектива «Новое общество живописцев», более известного как НОЖ. С 1923 по 1928 год Самуил Яковлевич работал иллюстратором в издательстве «Молодая гвардия» — его иллюстрации украшали журналы «Безбожник», «Лапоть» и «Военный крокодил». Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Стилистика работ близка лубку, примитиву. Художник работал в духе А. М. Родченко, Л. С. Поповой, делал станковые работы в гротесковом стиле.

Рассказ об этом известном художнике, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Самуил Яковлевич Адливанкин — острый и живой человек, и его искусство в своих лучших образцах — острое и живое искусство. Художник, настоящий художник, не делает гладкие, удачливые вещи, отнюдь не всегда делает вещи удачные. Наоборот, неминуемо по дороге к необходимому для него образу он должен сделать и лишнее, и неудачу, и брак. Но уж если настоящий художник прорвался к живому образу, если его волнение сумеет материализоваться, тогда мы получаем подлинное произведение искусства, где какое-либо явление жизни выражено в повышенном, усиленном качестве» (Ю. Пименов, художник).
«На Кубани», 1946 год, холст, масло, 50 х 60 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

Адливанкин начинал с колких антимещанских вещей нэповского времени. Эти вещи внутренне ироничны и подчеркнуто вызывающи по форме, и они пропитаны подлинным отвращением к мещанству. Потом начался другой, лирический период художника. Энтузиазм пятилеток, романтика нового быта, страна, поднятая повсеместно на огромные стройки, — все это потрясло художника и своими масштабами, и новизной, и настоящей, подлинной современностью. И художественная жизнь Адливанкина пошла дальше в рядах работников Большой Советской страны, по дорогам к новым городам, через руины огромной войны, через времена восстановления и гущу современной живой действительности, полной строительств и открытий, новизны и новаторства во всех областях (Ю. Пименов, художник).
«Герои у них», 1931 год, холст, масло, 100 х 118 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Сегодня каждый интересующийся творчеством этого замечательного художника знает своего Адливанкина. Настоящий художник всегда что-то ищет, чем-то неудовлетворен, даже тогда, когда находит свою нишу в искусстве. Именно чувство неудовлетворенности, поиска и характеризует настоящего творческого человека. Самуил Яковлевич всю свою жизнь был в поиске. Кубизм, примитивизм, соцарт, портрет, пейзаж, натюрморт, станковая живопись — все это было ему знакомо.
«Герои у нас (Ударник)», 1930 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Самуил Яковлевич Адливанкин родился 7(19) июля 1897 года в небольшом селении Татарск Мстиславского уезда Могилевской губернии Российской империи, расположенном в 20 километрах к юго-западу от Монастырщины на правом берегу реки Городни. Отец будущего художника Яков Аронович Адливанкин был фармацевтом, а мама Сара Моисеевна — домохозяйкой. Рисовать начал рано, немало удивив своим увлечением и друзей и родителей, которые, впрочем, увлечению сына не мешали.
«Портрет моих родителей», 1922 год, холст, масло, частное собрание.

С 1905 до 1911 года учился в частной гимназии в городе Могилеве. Именно к этому периоду относится сохранившийся рисунок юного Самуила «Ребе Элле ведет нового ученика в хедер». В гимназии твердо решил связать свою жизнь с искусством и стать профессиональным художником. Ради этого в 1912 году уехал в Одессу, где поступил в Одесское художественное училище к Кириаку Костанди (1852—1921). Яков Аронович, желая поддержать сына, согласился оплачивать его обучение в училище, но в 1914 году он трагически погиб, деньги на оплату учебы из дома приходить перестали, и само ее продолжение оказалось под вопросом. Самуил подал прошение с просьбой о предоставлении возможности закончить учебу бесплатно. Кириак Костанди поддержал эту просьбу, и Самуилу Адливанкину было разрешено закончить училище.
«Натюрморт с фруктами», 1936 год, холст, масло, 71 х 86 см., частное собрание.

В 1917 году Адливанкин успешно окончил Одесское художественное училище, получив диплом учителя рисования и черчения. В этом же году он впервые познакомился с творчеством Владимира Маяковского. В 1918 году Самуил отправился в Москву для продолжения обучения. Занимался во Вторых государственных Свободных художественных мастерских в классе Владимира Татлина (1885—1953). В 1919 году организовал артель художников для агитационно-оформительской работы. В городе Бузулук руководил студией ИЗО по программе Московских Художественных Мастерских. В этом же году по поручению отдела ИЗО Наркомпроса занимался организацией «Свомас» (Свободных мастерских) в Самаре и был назначен руководителем художественной секции губернского комитета по массовой культуре, отвечал за развитие художественного образования и программ по искусству для детей. Принимал участие в агитационно-монументальных работах и оформлении праздников.
«В метро», 1945 год, оргалит, масло. 64,5 х 48 см., Новокузнецкий художественный музей.

Именно в Самаре произошло знакомство Самуила Адливанкина с Георгием Ряжским (1895—1952) и Николаем Поповым (1888—1953). Молодые художники стали организаторами Самарского отделения ВХУТЕМАСа и пришли к заключению о необходимости создания новой реалистической формы на основе современной живописной культуры левого искусства.Этот толчок, полученный в Самаре, нашел свое развитие по возвращении в Москву при организации НОЖа. В Самаре Адливанкин занимался плакатом и росписью клубов.
«Натюрморт», 1920 год, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств .

В 1921 году художник вернулся в Москву и начал работать в НАРКОМПРОСЕ. В 1922 году был в числе учредителей-организаторов Нового Общества Живописцев—объединения шести живописцев, оставившего яркий след в художественной жизни Москвы начала 1920-х годов, единственным фактом своей деятельности — выставкой, состоявшейся в ноябре-декабре 1922 года. Объединение было создано в конце 1921 года четырьмя художниками: инициаторами выступили Самуил Адливанкин и Георгий Ряжский, к ним присоединились Александр Глускин (1899—1969) и Михаил Перуцкий (1892—1959). В 1922 году, практически накануне выставки, в объединение вошли Амшей Нюренберг (1887—1979) и Николай Попов (1890—1958). Объединение «НОЖ» провело единственную выставку в ноябре-декабре 1922 года в Центральном доме работников просвещения в Леонтьевском переулке, 4. Публике был представлен текст программного манифеста «Наш путь», напечатанный также и в каталоге. Адливанкин представил на выставку более 30 работ.
«Уполномоченый Самарского ВХУТЕМАСа», 1922 год, холст, масло, Самарский областной художественный музей.

Стоит отметить, что характерные черты живописи Адливанкина этого периода — непосредственность, ирония, примитивизм, идущий отчасти от традиции русского лубка, отчасти от французского самоучки Анри Руссо. Известные картины этого времени: «Автопортрет. Уполномоченный Самарского ВХУТЕМАСа», «Семья художника», «Портрет моих родителей», «Портрет жены», «Перед отъездом на фронт», «Комиссар и машинистка», «Трамвай Б» (все — 1922 года).
«Трамвай Б». 1922 год, фанера, масло, 50 х 62 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

До 1925 года Адливанкинс увлечением преподавал ИЗО на дошкольных пролетарских курсах с жалованием в 70 рублей. В 1923—1928 годах работал для издательства «Молодая гвардия»; иллюстрировал журналы «Лапоть», «Военный крокодил» и «Безбожник». С 1923 года в течение трех лет художник работал с Владимиром Маяковским в ОКНАхРОСТа. Принимал участие в создании фильма «Чашка чая» (1927).
«Русаковский трампарк», 1928 год, холст, масло, частное собрание.

Нельзя не упомянуть еще об одной стороне творческой деятельности Самуила Адливанкина. В начале 1920-х годов художник увлеченно работал еще и на другом поприще. После Гражданской войны в стране оказались обездоленными тысячи беспризорных детей. В трудовых колониях для беспризорников их старались не только накормить, но и обучить. В одной из таких колоний — в поселке Малаховка под Москвой, — где в 1921 году преподавал рисование Марк Шагал, некоторое время, с 1924 года, работал и Самуил Адливанкин.
«Голосуют за исключение кулака из колхоза», 1931 год, холст, масло, 93 х 138 см., частное собрание.

После переезда в Москву в 1918 году Самуил Яковлевич вместе с семьей жил на антресолях бывшей гимназии на Петровско–Разумовской аллее и лишь в 1936 году с матерью, женой, дочерью Евой и сыном Мишей переехал в новую квартиру в московском Городке художников, в корпусе «Б» на Петровско-Разумовской аллее, 2. Здесь же рядом находилась и мастерская художника— в корпусе «А» на ул. Верхняя Масловка, 1. В 1931 году художник вступил в художественное общество «Изобригада», а в 1932 году стал членом только что образованного Московского отделения союза художников. Именно в это время он занимался монументальными росписями павильонов ВСХВ, клубов.
«Портрет А.Н.Козлова», 1937 год, холст, масло, 55 х 45 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С 1933 года Самуил Яковлевич много времени проводил в творческих командировках по всему Союзу. В 1938-1939 годах выполнил монументальные росписи для павильона Дальнего Востока на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, в том числе панно «Встреча героев Хасана с колхозниками Дальнего Востока» и «Приезд переселенцев в Приамурский край». В 1939 году стал одним из первых иллюстраторов «Дяди Степы» Сергея Михалкова.
«Портрет Моти в кресле», 1937 год, холст, масло, 62 х 85 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Начало Великой Отечественной войны художник встретил в столице. В 1942 году с семьей был эвакуирован в Свердловск. Там он работал в Агитплакате. В конце 1943года вернулся в Москву. В 1960-е годы Адливанкин-живописец снова обратился к жанру портрета, в котором ярко проявлялась гротескная манера, присущая ему в молодости, однако, эти портреты уже никак не вписывались в канонические рамки соцреализма.
Из-под его кисти выходила на первый взгляд какая-то мазня в серо-коричневой гамме. Правда, стоило немного отойти, — и на тебя смотрели выразительные лица, по-своему характерные и, должно быть, очень похожие на лица портретируемых. Самуил Адливанкин был одновременно и лиричен, и сатиричен в своих последних портретах 60-х годов. Он никогда не изменял себе, не изменял сути своего творчества. Он и был в разное время разным в искусстве, пытаясь идти в ногу со временем, но до последнего часа сохранил добрый юмор и иронию по отношению к тому, что он изображал.
«Портрет смеющейся женщины», 1963 год, холст, масло, частное собрание.

Самуил Яковлевич Адливанкин был экспонентом многочисленных выставок: «Антиимпериалистическая выставка, посвященная международному Красному дню», «Искусство третьего, решающего года пятилетки» (обе — 1931), «ХХ лет РККА и Военно-Морского флота» (1938), Всесоюзных художественных выставок (1939 —«Индустрия социализма», 1942 —«Великая Отечественная война», 1946, 1950) в Москве; «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932—1933); «XV лет РККА» в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове (1933—1935); «Урало-Кузбасс» в Уфе (1935) и многих других. Был участником и ряда выставок советского искусства за рубежом, в том числе в Берлине (1922, 1927—1933), Амстердаме (1923) и Лондоне (1934). Провел персональные выставки в Москве (1932, 1961).
«Портрет дочери (пионерка)», 1932 год, холст, масло, 78 х 61 см., Вологодская областная картинная галерея.

Самуил Яковлевич Адливанкин скончался 7 марта 1966 года по дороге из мастерской домой, и был похоронен на Донском кладбище столицы. Сегодня его работы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, других музеев нашей страны, а также в многочисленных частных коллекциях в России и за ее пределами.
Могила С.Я. Адливанкина на Донском кладбище столицы.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Берман Б. З. О выставке Нового общества живописцев // Советское искусствознание `79. Вып. 1. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1980.

2. Соловьев В. Д. Русские художники XVIII—XX веков. — Эксперт-клуб, 2005.

3. Ракитин В. И. Адливанкин Самуил Яковлевич // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии.

4. Воронина Е. А. Из истории художественной жизни Москвы. Новое общество живописцев // Искусствознание. Вып. 3—4/2014. — М.: ГИИ, 2014.
«Интересная книжка», 19848 год, Картон, масло. 24,4 х 36,2 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.