Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 519. Штеренберг Давид Петрович (David Shterenberg) (1881-1948).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Давид Петрович Штеренберг — известный русский и советский художник, живописец и график, один из основных представителей современного русского изобразительного искусства первой половины XX века.

Давид Штеренберг родился в Житомире. С 1907 по 1917 жил в Париже, где занимался фототипией и учился живописи сначала в Школе изящных искусств, а позже в академии Чезаре Витти. Испытал влияние творчества Поля Сезанна и кубизма.

После Октябрьского переворота Штеренберг вернулся в Россию, где был назначен заведующим Отделом ИЗО Наркомпроса. С 1920 по 1930 год преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1922 году в Москве принял участие в выставке еврейских художников, участником которой был и Марк Шагал.
Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта. Также он выступал в роли художника-постановщика в театре, работал в графике — книжной гравюре, рисовал книжки-картинки.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина, других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Давид Штеренберг был ярким представителем авангарда. Главными жанрами для Штеренберга были натюрморт и портрет, но работал он не только в сфере живописи — Давид также создавал декорации для спектаклей, делал графику, зачастую в наивном стиле. «Вся его живопись есть рассказ о хлебе насущном, которого надо припасти так немного, чтобы прожить, но над которым надо помучиться так много, чтобы достать», — говорил о Штеренберге известный художественный критик Абрам Эфрос.
«Натюрморт с черным подносом», 1924 год, холст, масло, 70 х 104 см.,3 ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций.

Давид Петрович Штеренберг родился 14 (26 июля по новому стилю) 1881 года в городе Житомире Российской империи в еврейской семье служащего. Отец будущего художника работал приказчиком в небольшом магазине на окраине города. Мама занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Давид рано начал рисовать, используя для этого любой подручный материал. Родители увлечению сына не препятствовали, но и не относились к нему серьезно, считая временным и проходящим, как и многие другие детские увлечения.
«Старик (Старое)», 1925 годл, холст, масло, 176 х 143 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Жизнь показала, что они сильно ошибались… В 1895 году Штеренберг послал в столицу в Императорскую Академию художеств несколько своих работ с просьбой рассмотреть возможность на их основании принятия его в Академию в качестве ученика. Давиду на тот момент было всего четырнадцать лет. В приеме в Академию ему было отказано.
«Натюрморт с голубой вазой», 1919 год, холст, масло, 67 х 68 см., Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

В 1905 году Штеренберг переехал в Одессу. К этому моменту он окончательно решил связать свое будущее с искусством и стать профессиональным художником. Надо было учиться и в Одессе Давид начал изучать профессиональные основы живописи и рисунка в одной из местных художественных студий, одновременно с этим устроившись работать учеником фотографа в одной из местных городских фотостудий. В Одессе Давид познакомился со своей будущей женой Надеждой Давидовной Пальцевой (1891—1979). 1905 год выдался очень неспокойным в Российской империи. Многочисленные выступления рабочих по всей стране мало кого оставляли равнодушным. Увлекся революционными идеями и молодой Штеренберг.
«Натюрморт с рюмкой и яблоком», 1930-е годы, холст, масло, 22 х 32 см., Собрание семьи художника.

В 1906 годукак активный участник Бунда— еврейской социалистической партии, действовавшей в Восточной Европе с 90-х годов XIX векадо 40-х годов XX века, Давид вынужден был эмигрировать в Вену. Бунд считал себя единственным представителем интересов достаточно многочисленного на этих землях еврейского рабочего класса, активно выступал за национально-культурную автономию для восточно-европейского еврейства, создание светской системы просвещения, поддерживал развитие культуры на языке идиш. Члены Бунда верили, что благодаря этому евреи не ассимилируются и сохранят свою культурную обособленность. Бунд был антирелигиозной и антисионистской партией и выступал против эмиграции евреев в Палестину.
Активный член такой организации не мог не привлечь внимание царской охранки с вполне реальной перспективой последующего ареста.
«Женщина на диване», 1920 год, холст, масло, 107 х 142 см., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций.

Поскольку с продолжением художественного образования в Вене у Давида Штеренберга как-то совсем не сложилось, в 1907 году он переехал Париж, где поселился в мастерской в знаменитом «Улье» — Ля Рюш (La Ruche), в то время интернациональном центре творческой богемы. В отличие от тихой Вены, здесь культурная жизнь кипела и била ключом. Здесь в разное время жили многие художники Франции и других стран, в том числе ряд ведущих представителей русского авангарда, находившихся тогда в Париже: Марк Шагал (1887— 1985), Хаим Сутин (1893—1943), скульпторы Иосиф Чайков (1888— 1979), Александр Архипенко (1887—1964), Жак Липшиц (1891—1973), а также Фернан Леже (1881—1955), Амедео Модильяни (1884—1920), ЛеонарФужита (1886—1968).
Париж. Мастерские Ля Рюш («Улей»). Современное состояние. Адрес: 2, Passage Dantzig, Boulevard du Montparnasse.

Париж очаровал молодого художника. Он прожил в городе на берегах Сены десять счастливых лет с 1907 и по 1917 год. В Париже Давид занимался фототипией — фотомеханическим процессом, предназначенным для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Непродолжительное время обучался живописи в парижской Школе изящных искусств, а затем поступил в частную Академию Чезаре Витти, где в период с 1907 по 1912 год занимался под руководством преподавателей Анри-Жана Гийома Мартина (1860—1943), КесаванДонгена (1877—1968) и Эрменехильдо Англады Камараса (1871—1959). Вскоре, считая Давида одним из самых талантливых учеников, с него сняли плату за обучение. Учился Давид в Париже в районе Notre-Dame-des-Champs, а жил в знаменитом парижском фаланстере «Улей».
Париж. Мастерские Ля Рюш («Улей»). Фотография 1910-х годов.

В эти годы Давид Штеренберг испытал влияние творчества Поля Сезанна (1839—1906) и кубизма. Начиная с 1912 года Штеренберг принимал активное участие в экспозициях парижских Весеннего и Осеннего Салонов и Салона Независимых вместе Анри Матиссом (1869—1954), Морисом Утрилло (1883—1955) и Амедео Озанфаном (1886—1966). Был близко знаком с Пабло Пикассо (1881—1973) и Жоржем Браком (1882—1963). В прославленном кафе «Ротонда» общался и нередко спорил, отстаивая свою точку зрения, с опытными художниками и теоретиками парижской школы начала ХХ века Моисеем Кислингом (1891—1953), Диего Риверой (1886—1957), Гийомом Аполлинером (1880—1918).
«Натюрморт», 1919-1920 годы, холст, масло, 55 х 69,5 см., Тульский музей изобразительных искусств.

Картины Штеренберга парижского периода очень разнообразны и весьма неоднородны. Узнаваемый стиль у художника выработается только к концу его пребывания в Париже. В 1914 году мастерскую Штеренберга посетил Анатолий Васильевич Луначарский (1875—1933). После этого знакомства вышла статья Луначарского о Штеренберге в газете «Киевская мысль» (1914, №376), в которой он положительно отзывался о творчестве художника. «Я отмечаю не столько богатство исканий Штеренберга, сколько необычно быстрые успехи, которые он делает… и более всего его уверенный вкус», — писал будущий первый нарком просвещения РСФСР после этого посещения.
«Селёдки», 1917-1918 годы, холст, масло, 58,5 х 66,3 см., Государственная Третьяковская галерея.

Летом 1917 года под впечатлением событий февральской революции в России семья Штеренбергов приняла решения вернуться на родину, и через охваченную Первой мировой войной Европу кружным путем через Лондон и Норвегию Штеренберг с женой вернулись в революционный Петроград. Оставив жену в столице, Давид уехал в Житомир навестить родителей, а оттуда в Москву, где для него нашлась временная работа — изготовление плакатов к выборам в Учредительное собрание. Октябрьский переворот Давид Штеренберг принял восторженно. Ожидание скорых перемен вдохновляло на новые творческие эксперименты.
«Дома. Житомир», 1914 год, холст, масло, 49 х 64,5 см., Собрание семьи художника.

В конце октября 1917 года его назначили на должность художника в Московском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Он занимался вопросами охраны памятников истории и культуры, в частности, следил за сохранностью московских музеев. Председателем Художественного отдела Совета был Казимир Малевич. Политическое прошлое и знакомство с наркомом просвещения Луначарским сыграли в дальнейшем важную роль в творческой судьбе Давида Петровича.
«Натюрморт с лампой», 1920 год, фанера, масло, 93 х 85 см., Собрание семьи художника.

По ходатайству Луначарского Штеренберг в 1918 году был назначен заведующим Отделом ИЗО Наркомпроса. Наряду с Натаном Альтманом и другими деятелями российской культуры, он принял участие в конференции в Смольном писателей, художников и режиссеров посвященной сотрудничеству с советским правительством. В 1918 году в Москве состоялась выставка участников Еврейского общества содействия искусству, в которой Штеренберг принял участие наряду с Альтманом и Лисицким (1890—1941). В конце 1918 года состоялось знакомство Давида Штеренберга с В.В. Маяковским, который вместе с Осипом Бриком стали выпускать газету «Искусство Коммуны». Первый номер газеты вышел в свет 7 декабря 1918 года. Знакомство Штеренберга с поэтом перешло в многолетнюю дружбу, которая продолжалась до последних дней жизни поэта.
«Натюрморт с подносом (Красное и белое)», 1916 год, фанера, масло, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Необходимо отметить, что с возвращением в Россию индивидуальный стиль Давида Штеренберга обрел полную самостоятельность. Художнику удалось достичь заветных высот живописного мастерства. Он начал активно декларировать минимализм, предвосхищая таким образом более позднее живописное течение. Его стиль самым естественным образом совпал с российской действительностью. Именно натюрморт в этот исторический период превратился в наиболее яркого выразителя сложившейся на тот момент в стране экономической ситуации.
«Натюрморт со свечой», 1919 год, холст, масло, 67,3 х 67,8 см., Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

В 1920 году начался продолжительный этап преподавательской деятельности Давида Штеренберга. С 1920 по 1930 год он преподавал во ВХУТЕМАСе. Среди учеников Штеренберга такие известные российские художники, как Александр Дейнека (1899—1969), Юрий Пименов (1903—1977), Александр Лабас (1900—1983), Петр Вильямс (1902—1947),Андрей Гончаров (1903—1979). В 1930 году Давиду Петровичу Штеренбергу было присвоено звание заслуженного деятеля искусства.
«Рабочий (Ткач)», 1920-е годы, холст, масло, 80 х 67 см., Тверская областная картинная галерея.

В 1922 году в Москве Штеренберг принял участие в выставке еврейских художников, участником которой был и Марк Шагал. Давид Петрович был участником выставок Еврейского общества содействия искусству (1918), Выставки еврейских художников в Москве (1922) и Первой русской художественной выставки в Берлине (1922), для каталога которой написал вступительное эссе. «Этим приездом мы преследуем цель показать Западной Европе все то, что может дать представление о творческих достижениях русского искусства военных и революционных лет».
«Натюрморт», 1920 год, холст, масло, 77,5 х 93 см., Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

На выставке было представлено 536 экспонатов около 180 авторов, из них 157 художников, среди которых — Натан Альтман, Юрий Анненков, Абрам Архипов, Александр Бенуа, Давид Бурлюк, Александр Веснин, Наум Габо, Станислав Жуковский, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Сергей Коненков, Борис Королев, Николай Крымов, Владимир Лебедев, Казимир Малевич, Павел Мансуров, Михаил Маторин, Владимир Маяковский, Константин Молчанов, Иван Клюн, Павел Кузнецов, Густав Клуцис, Любовь Попова, Иван Пуни, Лазарь (Эль) Лисицкий, Александр Родченко, Ольга Розанова, Сергей Светлов, Варвара Степанова, Владимир Татлин, Надежда Удальцова, Павел Филонов, Иосиф Чайков, Марк Шагал, Сергей Шаршун, Александра Экстер и другие. В 1923 году выставка переехала в Голландию, в Амстердам при активном содействии организатора доктора Фридриха Лутца, а в 1924 году Штеренберг принял участие в XIV Международной Венецианской бьеннале.
«Под Кисловодском», 1930-е годы, холст, масло, 50 х 70 см., Собрание семьи художника.

В 1925 году Давид Штеренберг был назначен директором русского раздела Международной выставки декоративных искусств в Париже. В этом же году он был избран председателем Общества художников-станковистов (ОСТ) и участвовал в его выставке. В 1927 году в Москве состоялась персональная выставка произведений Давида Петровича Штеренбега. В газетах и журналах появились развернутые рецензии, в которых высказывалась единодушная высокая оценка творчества художника, отмечался его самобытный реализм. Основным занятием Штеренбергана протяжении всей его творческой карьеры была живопись, но также он выступал в роли художника-постановщика в театре, работал в графике — книжной гравюре, рисовал книжки-картинки, используя принципы схематичного и плоскостного детского рисунка, во многом близкого к его стилю письма.
«Мотив на стройке. Уралмашстрой», 1930-е годы, холст, масло, 100,5 х 75,3 см., Пермская государственная художественная галерея.

Штеренберг пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работал в различных техниках. Он писал пейзажи, портреты, натюрморты. Подражал импрессионистам в своих ранних пейзажах, позже писал работы в футуристическом плане.Штеренберг всегда был новатором и авангардистом. Его произведения не были похожи на традиционную живопись. При этом они строго конкретны и изобразительны. Это изображения самых обыденных вещей. Предметы часто предельно просты: губка и мыло, керосиновая лампа, нож, бутылка. Две селедки на блюде и полбуханки черного хлеба…
«Стул и натюрморт», 1930-е годы, фанера, масло, 19 х 24 см., Собрание семьи художника.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов Давид Штеренберг активно работал как театральный художник, в частности, в 1928 году оформил спектакль «Человек воздуха» по мотивам Шолом-Алейхема в Московском государственном еврейском театре с С.М. Михоэлсом в главной роли, а в Московском драматическом театре (бывш. Корша) — сатирическую комедию «Деловой человек» по пьесе Вальтера Газенклевера в переводе А.Н. Толстого. До наших дней, к сожалению, ни эскизы декораций Штеренберга, ни сами декорации не сохранились.
Эскиз декорации к пьесе «Человек воздуха» по мотивам Шолом-Алейхема, 1928 год, Московский государственный еврейский театр.

В 1928—1931 годах Давид Петрович занимался оформлением книг, иллюстрировал издания Виктора Гюго, Проспера Мериме, Редьярда Киплинга, В.В. Маяковского, А.Б. Мариенгофа, И.Э. Бабеля, И.Г. Эренбурга и др. Иллюстрировал ряд детских книжек собственного сочинения, писал для них короткие тексты: «Мои игрушки», «Посуда», «Узоры», «Цветы», «Чай» и другие.
Иллюстрация 2 к книге О. Гурьян «Галу и Мгату», 1928 год, бумага, гуашь, 23 х 12 см., Собрание семьи художника.

В середине 1930-х годов Давид Штеренберг был вынужден изменить стиль своего письма и работать в более реалистичной манере, так как в это время его творчество стало диаметрально расходиться с изменившейся государственной линией в области искусства. В те же 1930-е годы художник совершил продолжительную поездку на Северный Кавказ, из которой привез большое количество рисунков.
«Портрет Л.Ю. Брик», 1935 год, холст, масло, 105 х 137 см., Собрание В.А. Катаняна, Москва.

В 1936 году в газете «Сталинградская правда» в двух номерах была опубликована информация о творчестве художника в связи с его творческой командировкой в Сталинград (Волгоград).
«Колокольчики», 1946 год, холст, масло, 54 х 65 см., Собрание семьи художника.

Начало Великой Отечественной войны Давид Штеренберг встретил в столице. В сентябре 1941 году был эвакуирован в Иркутск, где организовал и работал в «АгитОкнах» (типа Окон ТАСС). В 1942—1944 годах участвовал в выставках художников Сибири и Дальнего Востока. В 1944 году вернулся в Москву. Уже после окончания войны на волне борьбы с космополитизмом Давид Штеренберг подвергся резкой критике за формализм. Его независимый стиль перестал пользоваться спросом, постепенно его работы были изъяты из поля зрения общественности и из экспозиций музеев. Нападки критики тяжело отразились на моральном состоянии художника и нашли отражение в его поздних работах.
«Засохшее дерево», 1914 год, картон, масло, 76 х 61 см., Собрание семьи художника.

Штеренберг всегда считался художником авангарда и вел себя как последователь этого направления. И сегодня практически во всех изданиях, посвященных русскому авангарду, Давида Штеренберга относят к лучшим представителям левого искусства. Художник горячо поддерживал радикальных художников — Малевича (1879—1935), Татлина(1885—1953), Филонова (1883—1941), Кандинского (1866—1964), Ларионова (1881—1964), Лентулова (1882—1943), Фалька (1886—1958), Попову (1889—1924). За это на него нескончаемым потоком шли жалобы, полные враждебности со стороны противников нового искусства.
«Окраина Житомира», 1914 год, холст, масло, 49 х 51,5 см., Собрание семьи художника.

Давид Петрович Штеренберг скончался 1 мая 1948 года в Москве в возрасте шестидесяти шести лет. Был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. К сожалению, после смерти художник был практически забыт.
Новое знакомство любителей живописи с этим замечательным художником состоялось в апреле 2000 года на Неглинке в Центре искусств, где при содействии Международного благотворительного фонда Давида Штеренберга, созданного коллекционером Андреем Ереминым,была открыта большая выставка натюрмортов Давида Штеренберга.
Могила Д.П. Штеренберга на Ваганьковском кладбище столицы.

Сегодня работы художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина, других музеев нашей страны, а также многочисленные частные коллекции в России и за ее пределами.
«Автопортрет». 1930-е годы, холст, масло, 61 х 50 см., Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2013 г.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Алферова Евгения. Давид Штеренберг. Символ и метафора в творчестве художника: опыт интерпретации. — Москва: Мосты культуры, 2005.

2. Лазарев С. Е. Штеренберг Давид Петрович // Россия в Гражданской войне. 1918—1922: Энциклопедия: в 3 т. / отв. ред. А. К. Сорокин. Т. 3: Р—Я. М.: Политическая энциклопедия, 2021.

3. Михаил Лазарев. Давид Штеренберг. — Россия: Арт-Родник, 2006.

4. Штеренберг Давид Петрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

5. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
«Натюрморт с чайником», 1944 год, холст, масло, 40 х 50 см., Собрание семьи художника.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.