Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 518. Штраних Владимир Фёдорович (Vladimir Stranikh) (1888-1981).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Федорович Штраних — известный советский, российский художник-живописец, график, сценограф, педагог. Народный художник СССР (1978).

Владимир Штраних родился в Смоленске. В 1900 году поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище (ныне Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). По окончании училища в 1907 году работал декоратором в Большом театре под руководством К. А. Коровина, которого всегда называл своим основным учителем. В 1916 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился у А. М. Васнецова, К. А. Коровина, А. Е. Архипова, С. В. Малютина, Л. О. Пастернака.

Первые послереволюционные годы провел в Смоленске. Принимал активное участие в общественно-культурной жизни города, руководил художественной студией Пролеткульта. С 1922 года жил в Москве. Известен как один из ведущих московских живописцев того времени. Приобрел известность как автор работ, посвященных военно-морскому флоту. Работал преимущественно в жанре пейзажа. Занимался плакатом. Участник художественных выставок с 1912 года. Член Московского союза советских художников с 1937 года.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Его пейзажи можно смело отнести к категории исконных русских пейзажей. Романтическая увлеченность миром, умение открывать прекрасное в повседневном, подмечать типичные признаки современности в окружающей жизни делают столь привлекательными для нас произведения Владимира Федоровича Штраниха. Художник обладает даром воплощать мощь родной земли, воспевать ее в своих картинах, которые нам всем необходимы и дороги» (К. Кравченко, искусствовед).
«Весна», 1963 год, холст, масло, 60 х 75 см., частное собрание.

Владимир Федорович Штраних родился 1 октября 1888 года в подмосковном селе Царицыно в семье со славной и богатой историей. Родители мальчика были родом из Смоленска, а семья вела свою родословную от обрусевших ливонский рыцарей Штранихов. Дед Владимира был художником-любителем, писал батальные сцены и полотна, рассказывавшие о нелегкой воинской службе. Именно он и привлек внука к занятию живописью и познакомил с основами художественного мастерства.
«Рыбацкий колхоз», 1940 год, холст, масло, 60 х 69.5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1900 году Владимир был принят в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище (ныне Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), и начал серьезно заниматься живописью и рисунком у известных художников и педагогов того времени Сергея Виноградова (1869—1938), Константина Первухина (1863—1915), Дмитрия Щербинского(1867—1926). По окончании училища в 1907 году Штраних устроился на работу в качестве помощника декоратора в московский Большой театр, где состоялась его знаменательная встреча с Константином Алексеевичем Коровиным (1861—1939), оценившим большое природное дарование своего молодого коллеги. Именно Константин Коровин стал, по мнению Владимира Штраниха, его главным учителем.
«Дорога вдоль побережья», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Постепенное осознание того, что Строгановское училище не давало достаточной подготовки для полноценной самостоятельной работы в профессии живописца, привело к тому, что в 1909 году, совмещая на первых порах работу и учебу, Штраних поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами Штраниха в МУЖВЗ в разные периоды обучения выступили А. М. Васнецов (1848—1926), К. А. Коровин (1861—1939), А. Е. Архипов (1892—1930), С. В. Малютин (1859—1937), Л. О. Пастернак (1862—1945). В ученические годы Штраних встречался и с Владимиром Маяковским, имевшим на него несомненное и большое влияние.
«В порту», 1950-е годы, холост, масло, частное собрание.

В 1916 году Владимир Штраних успешно окончил МУЖВЗ и сразу был призван в царскую армию и направлен солдатом-артиллеристом на фронт, где проявил себя, продемонстрировав мужество и храбрость, за что был награжден Георгиевским крестом и произведен в прапорщики. Октябрьский переворот Владимир Штраних встретил с восторгом. Ему были близки лозунги новой власти, и молодой художник с энтузиазмом включился в новые формы художественной деятельности. В 1918 году отправившись навестить семью, жившую в это время в Смоленске, остался там работать.
«Родной мотив», 12953 год, холст, масло, Смоленский государственный музей-заповедник.

Исполнял многочисленные общественные обязанности — художественная жизнь Смоленска быстро развивалась в этот период. Был назначен председателем художественного Совета при Смоленском губернском отделении профсоюза работников искусств, являлся художественным руководителем изостудии Пролеткульта. Среди учеников этой студии были такие впоследствии признанные советские художники, как К. Дорохов, М. Хазанов, Н. Падалицын, всегда с благодарностью вспоминавшие своего учителя.
«На солнечном берегу», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1922 году Владимир Штраних вернулся в Москву. Получил известность как один из ведущих московских живописцев того времени. Экспрессивному, эпическому сказу о родной земле он посвятил свою большую творческую жизнь. В конце 1920-х и особенно в 1930-х годах художник вернулся к своему настоящему призванию — живописи. С увлечением писал картины на современные темы — о людях труда, о мощи индустриального строительства; неоднократно выезжал в творческие командировки и создал монументальные тематические картины.
«Умба» в губе», 1940-е годы, холст на картоне, масло, 14,6 х 17,3 см., частное собрание.

«У рыбацкого причала», 1947 год, холст, масло, 62 х 70 см., Мурманский областной художественный музей.

В эти же годы художник увлекся морем, Севером, он много писал на Северной Двине, на Сухоне, запечатлевая величие народного зодчества в многочисленных пейзажах древних русских городов. Особое место в его творчестве занимали морские пейзажи и жизнь советских моряков. В течение двадцатилетия между 1940 и 1960 годами утвердилась и получила развитие главная тема его произведений — пейзаж Родины, открывающий красоту и значительность природы в жизни человека.
«С крутых берегов Двины». 1975 год, холст, масло, 160 х 125 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

Индивидуальность Штраниха-живописца выражается не только в избрании им излюбленной темы, но и в его очевидном пристрастии к определенному жанру живописи, в утверждении своей пластической структуры полотна. Художник являлся мастером пейзажной живописи, проникнутой правдой жизни, приметами своего времени, вдохновленной глубоким постижением природы и бытия людей. Он никогда не рассматривал пейзаж как некий второстепенный жанр искусства. Его постоянно возрастающий интерес к пейзажу в век научно-технического прогресса объяснялся усилением внимания и бережного отношения художника к окружающему миру.
«На Севере диком теперь», 1968 год, холст, масло, 180 х 150 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

Владимир Федорович Штраних был активным участником художественных выставок с 1912 года. Участвовал в 3-й выставке картин в Рязани (1919), 2-й государственной выставке картин в Смоленске (1921), выставке картин 22 художников (1927), выставках «Плакат на службе пятилетки» в Москве (1932), «Народное просвещение СССР» в Лондоне (1932) и других. В 1959 году в Смоленске состоялась большая персональная выставка художника. Штраних был членом Московского союза советских художников с 1937 года и членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
«В порту. Ремонт кораблей», 1940-е годы, холст, масло, 42 х 66 см., частное собрание.

Владимир Федорович Штраних скончался 28 февраля 1981 года в Москве. Был похоронен на Востряковском кладбище столицы. Сегодня работы художника хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Смоленского государственного музея-заповедника, других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за ее пределами.
Памятник Владимиру Фёдоровичу Штраниху на Востряковском кладбище столицы.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Пыляева, А. В. Художники: [Штраних Владимир Федорович] / А. В Пыляева. // Энциклопедия Смоленской области [в очерках, событиях, фактах, временах] / редкол.: А. И. Крок [и др.]. — Смоленск, 2012.

2. Штраних Владимир Федорович // Художники Смоленска: биобиблиогр. указ. / авт.-сост.: И. А. Сенькина, Ю. С. Мельникова. — Смоленск, 2012.

3. Энциклопедия советской живописи / О.В. Ченяк. — М. Терра 2010 г.
«Праздник Победы 9 мая 1945 года», 1951 год, холст, масло Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.