Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 514. Почиталов Василий Васильевич (Vasily Pochitalov) (1903-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Васильевич Почиталов — известный советский художник и педагог.

Василий Почиталов родился в Москве. Базовым навыкам живописи и рисунка научился у Анны Ивановны Трояновской. Также на художественное развитие Почиталова оказал влияние художник Петр Кончаловский, живший неподалеку от школы, в которой он обучался. С 1924 по 1930 год учился в Московском ВХУТЕМАСе, где его ведущим педагогом был художник-авангардист Александр Васильевич Шевченко.

С 1928 года Почиталов участвовал в московских, республиканских и всесоюзных художественных выставках. С 1936 года занимался активной художественно-преподавательской деятельностью, работая в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. Также преподавал живопись и композицию в Московской средней художественной школеи позже в Московском текстильном институте.

Рассказ об этом художнике и известном педагоге, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Ростовского областного музея изобразительного искусства, Брянского музея изобразительного искусства, Архангельского музея изобразительных искусств, других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за рубежом продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Перед его работами тридцатых-сороковых годов неожиданно ловишь себя на том, что начинаешь «вспоминать» многое, что еще только будет в русском советском искусстве последующих десятилетий — творчество… Гаврилова, Стожарова, Попова, Коржева, Браговского… Абсолютно натурные… достоверные и гуманистические пейзажи и натюрморты Почиталова это… философия живописи, творческое мировоззрение…» (О. Буткевич, художник).
«Натюрморт с чашкой», 1968 год, картон, масло, 37 х 49,5 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Несколько поколений советских художников считают Василия Васильевича Почиталова своим учителем. И объясняется это не только тем, что он долгие годы преподавал живопись в Московской средней художественной школе и Институте имени В. И. Сурикова, поскольку в эти годы преподавали там и другие не менее известные и уважаемые мастера, чье творчество вошло в золотой фонд советского искусства. Все дело в том, что Василий Васильевич не просто преподавал живопись, а был хранителем некой особо значимой тайны этого искусства, тайны, овладение которой неизменно превращает просто одаренного человека в настоящего художника.
«Село Никулино», 1961 год, холст, масло, 33 х 61 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань.

Василий Васильевич Почиталов родился 11 января 1903 году в одном из рабочих районов московской Марьиной рощи в многодетной семье столяра-краснодеревщика. Его отец, бывший крестьян Ярославской губернии, в поисках лучшей доли в 1884 году перебрался в Москву, где сумел устроиться на работу на завод Густава Листа, впоследствии названный при советской власти «Борец». В 1915 году Василий попал в школу — трудовую колонию для детей рабочих, которой руководил известный в те годы педагог Станислав Шацкий (1878—1934), создавший колониюв месте со своим другом архитектором Александром Зеленко (1871—1953), незадолго до этого побывавшим в Америке, где он познакомился с жизнью бойскаутов. Сам Шацкий — виртуозный музыкант, обладавший от природы идеальным слухом, впоследствии занимал должность директора Московской консерватории. Его супруга была незаурядной пианисткой и часто устраивала камерные концерты в колонии, где воспитанников не только приучали к работе, но и много занимались с ними музыкой, учили рисовать.
«В привокзальном ресторане», 1936 год, холст, масло, 40 х 49,5 см., Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Воспитатели колонии с детьми ставили спектакли, в том числе оперные, занимались иностранными языками. Именно здесь, впервые познакомившись с рисованием, Василий Почиталов им увлекся и начал учиться рисованию у Анны Ивановны Трояновской (1885—1977), которая впоследствии стала известным советским художником, певицей и педагогом. Была известна также своим покровительством пианисту Святославу Рихтеру. Василию нравилось писать натюрморты в стиле Сезанна, которые отмечал художник Александр Гаврилов (1890—1942), воспитанник Шацкого, прибывший в колонию после окончания Строгановского училища и организовавший в ней изостудию. Ребята очень любили свою студию, а своего педагога называли Гавгушей. Уже после революции колония получила название «Бодрая жизнь». Многие из ее выпускников впоследствии стали известными деятелями культуры молодой республики. Там же в 1916 году Почиталов познакомился с жившим рядом Петром Кончаловским (1876—1956), который повлиял на его решение стать профессиональным художником и все последующее творчество.
«Деревня Самсоново», 1925 год, картон, масло, 31 Х 59.5 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

В 1924 году Василий Почиталов начал свое обучение во ВХУТЕМАСе у известного художника-анималиста, скульптора, графика и иллюстратора Ивана Семеновича Ефимова (1878—1959). В период обучения Почиталов близко сошелся с Борисом Шаляпиным, сыном великого русского оперного певца Федора Шаляпина, который в 20-х годах XX века эмигрировал в Америку. Василий впоследствии намеревался уехать вслед за другом, но не успел: уже опустился «железный занавес». В 1930 году Почиталов окончил свое обучение уже во ВХУТЕИНе, заменившем ВХУТЕМАС после очередной реорганизации. Окончил он институт по классу станковой живописи у Александра Васильевича Шевченко (1883—1948). После окончания института остался жить и работать в Москве. При этом с 1928 года участвовал в московских, республиканских и всесоюзных художественных выставках. Одновременно вместе с Кукрыниксами работал в театре Мейерхольда.
«Крымский пейзаж», 1939 год, картон, масло, 41,2 х 27 см., частное собрание.

В 1928 году в жизни Почиталова произошло знаменательное событие — он женился на Людмиле Бакулиной, натурщице из ВХУТЕМАСа, которая и сама оказалась впоследствии талантливым художником. Она была его верным другом и прошла рядом с ним всю жизнь.
Людмила Бакулина (супруга художника Почиталова) «Гостиница «Аджаристан». 1930 год, холст, масло 54 х 75 см., Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус.

Людмила Бакулина (супруга художника Почиталова) «Батумская бухта», 1931 год, бумага, акварель гуашь, 105 х 127 см., Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус.

Людмила Бакулина (супруга художника Почиталова) «Парк культуры и отдыха. Москва», 1932 год, холст, масло, 101 х 136 см., Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус.

В 1930 году вместе с мужем они ездили на Кавказ, где сделали много набросков и зарисовок. В 1930-е годы Почиталов работал по госзаказам. В начале 1930-х годов вместе с большой группой художников он был направлен в Соликамск (север европейской части России). Оттуда в 1934 году он привез работы, которые реалистически отображали советскую жизнь, при этом совсем не воспевая советскую власть, как хотелось того руководству, за что подвергся обширной критике со стороны действующей власти. При этом сам художник предпочитал писать интерьеры, пейзажи, натюрморты, натурщиц, однако все это не было востребовано в те годы. В 1936 году Василий Васильевич Почиталов был принят в члены Московского отделения Союза Художников СССР.
«Вид старого Соликамска», 1934 год, холст, масло, 80 х 132 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

В середине 1930 годов Василий Почиталов занялся преподавательской деятельностью, которую считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. В 1936—1948 годах он преподавал на кафедре живописи и композиции Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. В 1939 году в столице состоялось открытие Московской средней художественной школы, в числе основателей которой был и Почиталов, работавший в ней с момента основания старшим преподавателем живописи и композиции. Через его руки прошли многие известные сегодня российские художники. Среди них: Владимир Гаврилов, Андрей Горский, Владимир Гремитских, Петр Оссовский, Иван Сорокин, Игорь Попов, Виктор Иванов, Николай Грицюк, Ефрем Зверьков, Гелий Коржев, Кира Коржева, Валентин Сидоров, Владимир Стожаров, Виктор Дмитриевский, Алексей Ткачев, Андрей Тутунов, Валентин Пурыгин, Владислав Скок, Виктор Цыплаков, Игорь Тарасов, Василий Нечитайло, Мария Нечитайло, Эдуард Браговский, Макс Бирштейн, Виктор Иванов, Георгий Сысолятин.
«Соликамский мотив», 1934 год, холст, масло, 99,5 х 80 см., частное собрание.

Василий Васильевич Почиталов был выдающимся педагогом, учившим видеть бесконечную красоту жизни в самом обычном, на первый взгляд, незаметном явлении. Ведя частые беседы о задачах и проблемах искусства, он нацеливал своих учеников не только на выполнение формальных задач, но воспитывал чувство гражданина. В повседневной жизни он был добр, как отец, но строг и непреклонен, когда дело касалось искусства. Здесь он никому и никогда не уступал. Великую Отечественную войну Почиталов встретил в Москве, откуда в конце осени вместе со своими 15-17-летними учениками был эвакуирован в красивое башкирской село Воскресенское.
«Демонстрация», Эскиз, 1931 год, холст, масло, 100 х 130 см., частное собрание.

Студенты очень любили Василия Васильевича. Он смотрел на искусство широко и старался увидеть и развить в ученике его сильную сторону, поэтому нет ничего удивительного в том, что очень многие известные современные живописцы называют его своим учителем. Из книги воспоминаний Макса Бирштейна «Жизнь и картины» 2000 года:
«С первого курса и до конца я в мастерской Шегаля, где ассистентом по живописи был Почиталов. Мы студенты очень любим своих педагогов, и когда на третьем курсе надо было выбирать мастерскую, мы все остались в мастерской Шегаля. Шегаль и Почиталов внешне, да и внутренне были очень не похожи. Григорий Михайлович — бледный, напряженный, как пружина, с сухими узкими губами, твердым подбородком, за стеклами очков сухим блеском сверкают острые глаза. Василий Васильевич Почиталов — мягкий, полноватый, его высокий немного странный лоб и лысина окаймлены мягкими рыжими волосами, светятся добрые голубые глаза. В его маленькой мастерской — небольшие, такие тонкие, густые по цвету картины, до сих пор мне слышатся его странные советы во время работы: «Повести через лиловую на сиреневую». Они, Шегаль и Почиталов, очень разные, но их объединяло одно — любовь к искусству и к своим ученикам».
Преподаватели Г.М. Шегаль и В.В. Почиталов (второй справа) среди студентов живописного факультета МГХИ. Слева-направо: ?, натурщица Осипович, М. Бирштейн, ?, ?, Д. Мочальский, Г.М. Шегаль; сидят внизу: ?, Т. Радимова и В. Цыплаков; далее вверху: М. Савченкова,Н. Сергеев, А. Платнов, В.В. Почиталов, ?). (Из семейного архива Цыплаковых).

В 1948 году Почиталов был вынужден перевестись в Московский текстильный институт, где работал до выхода на пенсию. Причина «перехода» — очищение Суриковского вуза от «формалистов» во главе с С. В. Герасимовым. Нашелся формальный же повод. В 1948 году студенты его группы к выпускному вечеру написали картину «Утро стрелецкой казни», выведя вместо персонажей себя и ряд своих преподавателей, что вызвало скандал. Самого Почиталова даже пытались за это обвинить как «врага народа», но это не произошло. В Текстильном институте он сразу стал доцентом кафедры живописи и позже — деканом факультета прикладного искусства. И здесь ему удалось воспитать многих талантливых художников. Среди них: Валерия Ямковская, художник-постановщик на телевидении, живописец Георгий Сысолятин, художник-прикладник Юрий Грачев, который в 80-х годах эмигрировал в Америку, где оформил ряд спектаклей; вместе с ним уехала и его жена, учившаяся вместе с ним, знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев и многие другие.
«Соликамск. В шахте». (Эскиз картины, 1-й вариант), 1934 год, холст, масло, 65 х 80 см., частное собрание.

Василий Почиталов трудился до самого последнего дня, много занимался организацией выставок, а также участвовал в организации Общества охраны памятников истории и архитектуры, организовывал выставки, и, разъезжая по всей территории Советского Союза, открыл многих талантливых народных художников народных ремесел. Но при этом он всегда находил время, чтобы писать. Писал он долго, после его смерти осталось чуть более ста работ и небольшое количество рисунков. В последнее десятилетие жизни Василий Васильевич как бы обрел «второе дыхание». Он — участник всех больших советских и зарубежных выставок. Все его работы — энергичные по форме, терпкие, красивые по краскам. Его весны, березовые рощи, вечерние сумерки, прекрасные задумчивые интерьеры обладают особой силой. Природой талант ему был отпущен сполна, и чувство колорита в особенности, а это великий и очень редкий дар.
«Пейзаж», 1930-е годы, холст, масло, 67 х 120 см., Арзамасский историко-художественный краеведческий музей.

Василий Васильевич Почиталов умер в 1973 году в Москве. Смерть застала его за работой в мастерской, когда ему исполнилось 70 лет. Это произошло накануне открытия первой персональной выставки. Эту выставку, которую ему не суждено было увидеть, подготовили ближайшие ученики, которые были рядом всю жизнь. Вторая персональная выставка художника состоялась лишь в 2003 году в Москве по случаю 100-летия со дня его рождения. Художник был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.
«Старая Москва», 1933 год, холст, масло, 20.8 Х 35.8 см., частное собрание.

Сегодня произведения Василия Васильевича Почиталова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Ростовском областном музее изобразительного искусства, Архангельском музее изобразительных искусств, Костромском областном музее изобразительных искусств, Новгородском историко-архитектурный музее-заповеднике, в Музее изобразительных искусств Казани, Воскресенской картинной галерее, Данковском краеведческом музее, Арзамасском краеведческом музее и в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
«Натюрморт с цветами», 1947 год, холст, масло, 45 х 30 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Василий Васильевич Почиталов (1903-1973): Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. О. В. Буткевич. — Л.: Художник РСФСР, 1983.

2. Тутунов А. Вступительная статья // Василий Пожалов: Каталог персональной выставки. — М., 1974.

3. Артамонов М. Д. Ваганьково. М.: Моск. рабочий, 1991.

4. Буткевич О. Василий Васильевич Почиталов Л., 1983.

5. Тамручи В. «Весенние цветы» // Художник. 1965, № 7.
«Фрукты на столе», 1950 год, холст, масло, 41,5 х 50 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.