Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n.jpg

Выпуск 280. Пимоненко Николай Корнильевич(1862-1912).

Великий русский художник Алексей Саврасов, автор знаменитой на весь мир картины «Грачи прилетели», сказал как-то своему другу в порыве откровения: «Хотел бы, чтобы на моем надгробии начертали одно слово: «Художник». На могиле Николая Корнильевича Пимоненко на Лукьяновском кладбище в Киеве это емкое слово заменено двумя: «Академик живописи». К этому самому почетному своему званию мальчик из бедной семьи с киевской окраины шел трудным и тернистым путем. И, вероятно, именно это звание показалось потомкам самым достойным, чтобы отметить жизненный подвиг художника. А он был — Художник. С большой буквы: по сути своей, по призванию своему и по жизни своей.

1sm5bda32c7d9c4c.jpg

Николай Корнильевич Пимоненко родился 9(21) марта 1862 года в пригороде Киева — Приорке, в семье мещанина, резчика по дереву, хозяина иконописной мастерской Корнилия Даниловича Пимоненко. Николаю очень нравилась профессия отца, к которой он стал постепенно приобщаться с детства, а со временем стал помогать отцу в его работе, часто разъезжая с ним по городам и станицам Киевской губернии. Первым учителем мальчика был его отец, который не мог не заметить одарённости сына и , как результат, отдал его в ученики известному в то время киевскому иконописцу Иванову.

575bda4fa4324d3.jpg

Обучаясь иконописи в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, Николай Пимоненко в 1876 году был замечен Николаем Ивановичем Мурашко, основателем и директором Киевской рисовальной школы. «Сенокос», Харьковский художественный музей

585bda4c9730cd0.jpg

Мурашко, оценив несомненный талант мальчика, уговорил содержавшего Киевскую рисовальную школу мецената Н. И. Терещенко, принять Пимоненко в школу бесплатно. Обучался Пимоненко в классе у Иосифа-Казимира Будкевича(1841-1895), российского живописца, рисовальщика и педагога, и Харитона Платонова(1842-1907) — русского жанрового живописца, педагога, академика Императорской Академии художеств.

665bda4ff36faaf.jpg

Николай Иванович Мурашко – художник и педагог сыграл большую роль в формировании таланта Пимоненко. Николай был одним из талантливейших учеников Школы, и в 1880 году, на втором году обучения , Пимоненко признанный к этому времени лучшим учеником, был зачислен в штат школы репетитором. В 1882 году Николай Пимоненко был выпущен из школы с присвоением звания «учителя рисования в низших учебных заведениях». «Встреча с земляком». Харьковский художественный музей

115bda4913546d3.jpg

Осенью 1882 года Пимоненко успешно сдал экзамены и поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где обучался в мастерской Владимира Донатовича Орловского(1842-1914) -известного российского художника-пейзажиста , на дочери которого впоследствии женился. Орловский оказал большое влияние на творчество молодого художника, он учил его умению растворяться в окружающем мире, чувствовать и видеть его сердцем, а не только глазами.

555bda4bcb016d0.jpg

Пимоненко с большим удовольствием учился в Императорской академии, с естественной лёгкостью справляясь с академическими заданиями и получив в первый же год обучения три медали за свои работы, однако в 1884 году из-за плохого здоровья(художник серьёзно заболел воспалением лёгких),и отсутствия средств на лечение и жизнь, а также по настоянию врачей вынужденно покинул Академию. «Вечереет», Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

untitled5bda4d4073436.png

Получив малую серебряную поощрительную и большую серебряную медаль Академии «За успех в рисовании», а также аттестат на звание учителя рисования, Николай Пимоненко вернулся в Киев, где поступил на должность старшего преподавателя Киевской рисовальной школы, и преподавал вплоть до 1901 года, когда школа прекратила существование.

fullsize5bda4b00325d3.jpg

Периодически Пимоненко выставлял свои работы на ежегодных академических выставках. Благосклонно отнеслись критики к его картине «Галерка» (1885 год), на которой художник очень правдиво и реалистично изобразил представителей разных сословий местного населения, которые смотрят комедию Гоголя «Женитьба».

Также Пимоненко с успехом экспонировал на ежегодных академических выставках: «Засватанная»,

15bda45b9df7f7.jpg

«В Чистый четверг», «В разлуке», Художник» (все — 1887), «Брод» .

615bda4dea4bf76.jpg

Период 1885 — 1887-х годов в творчестве Пимоненко вообще отмечен поисками своей индивидуальной темы. В это время на выставках появляются его работы «После аукциона», «На каникулах», но уже в конце 1880-х Николай Пимоненко переключает своё внимание на изображение украинского села. Оглушительный успех имела его картина «Святочное гадание», которая экспонировалась на академической выставке 1888 года и получила очень высокую оценку критиков.

_iN-MMdb89k.jpg

Художник принял самое активное участие в организации Киевского художественного училища, находившегося в ведении Императорской Академии художеств. Статский советник с 1900 года, он до конца жизни преподавал графику в Киевском политехническом институте императора Александра II.

В 1891 году за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии»

fullsize.jpg

и «Пасхальная заутреня в Малороссии» Николай Корнильевич Пимоненко получает звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.

85bda3a0d03f2e.jpg

Произведения Николая Пимоненко живописно изображали быт и труд украинского народа; в его картинах жанровая сцена нередко сочеталась с пейзажем. Художнику удавалось с этнографической точностью изображать украинские народные обычаи и обряды.

675bda52d7befe2.jpg

1 января 1897 года за образы Святого Николая и Святой Александры в Киевском соборе Святого Владимира Пимоненко был награждён императором орденом Святой Анны III степени. «Жертва фанатизма». Харьковский художественный музей

635bda4e7d4a28e.jpg

Нельзя не упомянуть о значительноу роли Ильи Репина в становлении Пимоненко, как художника. Именно благодаря его советам и рекомендациям Пимоненко стал экспонантом Передвижных выставок. В ряде картин последнего периода художник с успехом обращается к вечной для человека теме любви. Тонким лиризмом пронизаны его работы «Свидание»,

fullsize5bda3cabe68b8.jpg

«Свадьба в Малороссии»,

fullsizeCAW3TOU1.jpg

Выкуп невесты «Идиллия»,

fullsize5bda3b55cf5f4.jpg

«Соперницы. У колодца»,

565bda4ee1a16e6.jpg

«Не шути»

fullsize5bda3bde51445.jpg

Пимоненко участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» Пимоненко был награждён золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников. Картина, имевшая большой успех была приобретена Лувром. Художник был членом Товарищества передвижных художественных выставок (с 1899 года), Товарищества южнорусских художников, Общества мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы.

Ls-dShCah8uetI_9PrKy-zOjgib1pXqIJpoUSlH-vYv0nI4O6cabOIYd7oTYh333H4WjYLRDhD8Gs3kzDYVH1T6gY8WZ7vriE6WjwnZAoQry8018gX3oHJnMQRma7sx8.jpg

В 1904 году Николаю Корнильевичу Пимоненко Советом Императорской Академии художеств было торжественно присвоено почетное звание Академика живописи «за известность на художественном поприще».

Работы Пимоненко высоко ценились во всей Российской империи, его картины охотно приобретались коллекционерами.

685bda532f2b913.jpg

26 марта 1912 года после тяжёлой и продолжительной болезни Николай Корнильевич Пимоненко скончался в Киеве. Похоронен был на Лукьяновском кладбище в Киеве.

fullsizeCA1GOTIH.jpg

В письме к писателю Ясинскому Илья Репин писал: «Какая утрата для «Передвижников»! Он был истинным украинцем, и не будет забыт своей родиной за свои правдивые и милые, как Украина, картины».

В 1913 году в Императорской Академии художеств состоялась посмертная выставка художника, на которой экспонировалось 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков карандашом.

fullsize5bda4aab8d53d.jpg

В 1959 году, именем Николая Пимоненко была названа бывшая Монастырская улица в Шевченковском районе Киева.

695bda53b133de2.jpg

В 1997 году в селе Малютянка, Киево-Святошинского района, Киевской области на собранные средства и силами местных жителей был открыт музей Пимоненко (филиал Боярского краеведческого музея).

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .