Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 498. Борискович Владимир Григорьевич (Vladimir Boriskovich) (1905-1987).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Борискович Владимир Григорьевич — известный советский художник театра, график.

Владимир Борискович родился в Петербурге. Учился во ВХУТЕИНе (АХ) (1921—1923 годы), в ГАТОБе (1920—1924 годы) у А. Я. Головина и А. И. Савинова.

Участник многочисленных художественных выставок, начиная с 1927 года. С 1924 года начал самостоятельно работать в театрах. До 1941 года оформлял спектакли в оперной студии Ленинградской консерватории для Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. В годы Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. Фронтовик. Воевал на Ленинградском фронте. Участвовал в боях на Ораниенбаумском плацдарме. Получил тяжелое ранение и был демобилизован.
В 1944—1946 годах создал серию рисунков «Пейзажи войны», работать над которыми начал в госпитале после ранения. В этот же период выполнил серию черно-белых автолитографий «Ленинград. 1942», состоящую из 12 листов, частично представленную в ГММОБЛ. В 1950-е годы создал серию эстампов, запечатлевшую возрожденные после войны парки городов Пушкина, Павловска и Ленинграда.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России и странах ближнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Владимир Григорьевич Борискович родился 21 октября 1905 года в Санкт-Петербурге в семье служащих. Глава семьи работал на одном из оборонных заводов столицы, а его супруга вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сына. Достоверных сведений о детских и юношеских годах будущего художника, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что рисовать он начал рано, используя для этого любой подручный материал. Родители увлечению сына не препятствовали, считая это явление временным и проходящим.
«Михайловский сад», 1963 год, цветная автолитография, 32,1 х 42,2 см., Государственный Русский музей.

Детство и юность Владимира прошли в тогдашней столице. В 1921 году он поступил в ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские в Петрограде, возникшие в результате преобразования Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, открытие которых состоялось незадолго до празднования первой годовщины Октябрьской революции на базе упраздненной Императорской Академии художеств.
«В районе Шлиссельбурга. Небо войны», 1943 год, бумага, тушь, кисть, растушевка, 32,1 х 42,2 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Педагогами Владимира Борисковича в Высшем учебном заведении выступили: выдающийся русский художник-передвижник, бывший действительный член Императорской Академии художеств Николай Петрович Богданов-Бельский (1868—1945), русский и советский график, профессор и бывший действительный член Императорской Академии художеств Дмитрий Николаевич Кардовский (1866—1943) и известный русский живописец, гравер-офортист, литограф, бывший академик Императорской Академии художеств Осип Эмануилович Браз (1873—1936), которого впоследствии Владимир Григорьевич будет считать своим главным учителем.
«Пиковая дама». Эскиз декорации «Зимняя канавка», 1952 год, бумага, карандаш графитовый и свинцовый, белила, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

12 сентября 1922 года после череды объединений ВХУТЕМАС были преобразованы в Петроградский высший художественно-технический институт ВХУТЕИН, в котором Борискович продолжил свое обучение и который успешно окончил в 1923 году. Параллельно с этим он обучался, начиная с 1920 и по 1924 год в ГАТОБе у известного русского советского художника, сценографа, декоратора, будущего народного художника Республики Александра Яковлевича Головина (1863—1930) и замечательного русского и советского живописца и педагога Александра Ивановича Савинова (1881—1942).
«Улица к Пушкинскому театру. Ленинград», 1971 год, бумага, автолитография, Пермская художественная галерея.

После окончания ВХУТЕИНа Владимир Борискович остался жить и работать в городе на Неве. В 1924 году начал самостоятельно работать в ленинградских театрах в качестве театрального художника. До 1941 года оформлял спектакли в оперной студии Ленинградской консерватории и для Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Являлся художником-постановщиком, создателем эскизов декораций к драматическим спектаклям: «В отравленном гнезде» (спектакль по пьесе Г. Гауптмана «Перед восходом солнца», переработка В. Скарской), Первый передвижной драматический театр, 1927 год; «Евгений Онегин»(эскиз костюма Трике), Оперная студия консерватории, 1937 год; «Лес» и«Полководец Суворов», Ленинградский областной ТЮЗ, 1939—1940 годы; «Волки и овцы»(по пьесе А. Н. Островского), Ленинградский областной ТЮЗ, 1940 год.
«Пиковая дама». Эскиз декорации «Летний сад», 1952 год, бумага, акварель, тушь, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

Владимир Борискович начал участвовать в различных художественных выставках с 1927 года. Работал иллюстратором книг в ленинградской типографии «Радуга». В 1933 году был принят в члены ЛОСХ. Сочетал творческую работу с широкой общественной деятельностью.
«Памятник В.И. Ленину (На броневике)», 1970 год, бумага, литография цветная, 28,8 х 19,8 см., Собрание фондов музея В.И.Ленина.

22 июня 1941 года встретил в Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в строительстве укреплений на подступах к городу. После окружения города врагом, остался в блокадном Ленинграде, пережив все ужасы первой самой тяжелой блокадной зимы, помогал в противовоздушных расчетах в обороне города и выезжал с агитбригадами на фронт. В 1942 году был художником-постановщиком оперетты «Лесная быль» в театре Музкомедии, оформлял постановки фронтового ансамбля песни и пляски. В 1943 году был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и направлен в действующую армию рядовым. Геройски воевал на Ленинградском фронте. Участвовал в боях на Ораниенбаумском плацдарме. Получил тяжелое ранение, долго лечился в госпиталях и был демобилизован по инвалидности. Вернулся в Ленинград.
«Равелин Петропавловской крепости», 1965 год, литография, 13.5 х 10 см, лист: 26.5х20.5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Царское село. Колонна», 1965 год, литография на бумаге, 16.5х12.5 см, лист: 28х22 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В период 1944—1946 годов создал серию рисунков «Пейзажи войны», работать над которыми начал еще в госпитале после ранения. В этот же период выполнил серию черно-белых автолитографий «Ленинград. 1942», состоящую из 12 листов, частично представленную в ГММОБЛ.
«Пушкин. Царскосельский дворец» Литография на бумаге из серии «Парки после войны», 1960-е годы,
литография, 16.5х12.5 см, лист: 27.5х22 см., Государственный Русский музей, Саект-петербург.

В 1950-е годы создал серию эстампов, запечатлевшую возрожденные после войны парки городов Пушкина, Павловска и Ленинграда. После окончания войны продолжал работать театральным художником в различных театрах Ленинграда.
«Царское село» Литография на бумаге из серии «Парки после войны», 1950-е годы, 28,5 х 21,5 см., частное собрание.

Владимир Григорьевич Борискович скончался 4 июня 1987 года в Ленинграде. Был похоронен на Волковском городском кладбище.
«Канал Грибоедова», 1978 год, литография, 28 х 20 см., Российскя национальная библиотека, Санкт-Петербург.

Сегодня работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Российской национальной библиотеке, в отечественных и зарубежных музеях и галереях (США, Германия, Италия), а также в многочисленных частных собраниях в России и странах ближнего и дальнего зарубежья.
«Ленинград и его окрестности», 1982 год, литография, 25х20 см., частное собрание

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л., ЛССХ, 1948.
2. Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников. // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.
3. Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1988.
4. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.
«Уголок Летнего сада «, 1963 год, цветная автолитография, 24 х 21 см., выставка «Ленинград в эстампе», частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.