Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 495. Савинов Александр Иванович (Alexander Savinov) (1881-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Иванович Савинов — известный русский и советский живописец, педагог, член Ленинградского Союза советских художников.

Александр Савинов родился в Саратове. В 1897 году поступил в только что открытое Боголюбовское рисовальное училище, в котором занимался до 1900 года. Его учителями были В. Коновалов, Г. Сальвини-Баракки, Ф. Корнеев. В 1901 году Александр Савинов уехал в Санкт-Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Занимался у Д. Н. Кардовского и Я. Ф. Ционглинского. В 1908 году Александр Савинов окончил Высшее художественное училище с большой золотой медалью, представив конкурсную работу «Купание лошадей на Волге». В 1909—1911 годах совершил поездку в Италию как пенсионер Академии художеств.

По возвращении из Италии Александр Савинов начал свою педагогическую деятельность сначала в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, затем в частной студии М. Д. Бернштейна. После Февральской революции 1917 года Александр Савинов участвовал в мероприятиях по реорганизации Академии художеств, в числе первых он был избран профессором Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. В 1924—1926 годах вел частную студию. В 1927—1930 годах вместе с К. С. Петровым-Водкиным руководил монументальной мастерской, затем — персональной живописной мастерской. После начала ВОВ остался в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в подготовке к эвакуации музейных экспонатов Эрмитажа.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах ближнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Современники называли его «умиротворенным Врубелем», и при этом жизнь и творчество художника Александра Ивановича Савинова хоть и не отделены от нас столетиями, но по непонятной причине закрыты плотной завесой почти полного забвения. «Может быть, судьба Александра Ивановича сложилась бы иначе и, вероятно, легче, — писал его сын и тоже художник Глеб Александрович Савинов, — если бы он, подобно своим землякам К.С.Петрову-Водкину, П.В.Кузнецову и П.С.Уткину, поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, а не в Академию художеств. Московское училище в то время больше привлекало молодежь. Свежие веяния в русском искусстве находили себе лучшую почву в школе, где преподавали В.А.Серов и К.А.Коровин».
«Портрет Т.С.Барцевой», 1908 год, холст, масло, Государственый Русский музей, Санкт-Петербург.

Александр Иванович Савинов родился 17 июля 1881 года в Саратове в богатой купеческой семье. Глава семьи успешно торговал лесом и был известен не только в Саратове, но и далеко за его пределами. Александр был долгожданным и желанным ребенком в семье, окруженным любовью и заботой близких. С детства увлекался рисованием, демонстрируя большие художественные способности. После окончания Саратовской гимназии в 1897 году поступил в только что открытое Боголюбовское рисовальное училище, в котором занимался до 1900 года. Его педагогами в училище в разные годы были выпускник ИАХ Василий Коновалов (1864—1908), художник итальянского происхождения Гектор Сальвини-Баракки (1852—1915) и художник-пейзажист Федор Конеев (1864—1940).
«Дети, играющие в песке», 1904 год, холст, масло, 99 х 113 см., Пермская художественная галерея.

Педагоги Училища, оценив природное дарование своего ученика, настойчиво советовали Александру Савинову продолжить свое художественное образование на более высоком профессиональном уровне, и в 1901 году талантливый юноша из далекой провинции отправился покорять столицу. Правда, первоначально он поступил на историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета, но вскоре любовь к искусству взяла верх, и Савинов после сдачи экзаменов был зачислен в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Занимался у Дмитрия Николаевича Кардовского (1866—1943) и Яна Францевича Ционглинского (1858—1913).
«Женщина в шали», 1907 год, холст, масло, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.

В 1903 году Александр Савинов изъявил желание продолжить свое обучение в Училище в мастерской Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Мастерская в тот год была заполнена желающими учиться именно у знаменитого художника, и в связи с большой загруженностью Репин попросил Дмитрия Николаевича Кардовского вести часть студентов, в число которых попал и Савинов. Так, именно Кардовский стал учителем Савинова и большим другом на всю жизнь. Александр Савинов был достаточно яркой общественной фигурой в Высшем художественном Училище, участвовал в митингах, выступлениях, которыми был особенно богат в столице бурный и революционный 1905 год. Революция, как известно, провалилась, и во избежание отчисления из Училища при ИАХ Александру Савинову было рекомендовано ненадолго покинуть страну.
«Девушка и парус», 1906 год, холст, масло, 94 х 95 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Савинов уехал во Францию, где в столице начал посещать занятия в известной в те годы в Европе академии итальянского художника и скульптора Филиппо Коларосси (1841—1906), располагавшейся на рю де ла Гранд-Шомьер в 6-м округе Парижа. Академия Коларосси, знакомившая своих студентов с актуальными направлениями во французской живописи и скульптуре, представляла собой альтернативу официальной художественной Школе изящных искусств, которая, с точки зрения творческой молодежи, была слишком консервативной. Также, как и Академия Жюлиана, Академия Коларосси принимала на обучение и женщин, и позволяла всем студентам делать зарисовки с обнаженной мужской натуры. Кроме живописи, в Академии преподавали также и скульптуру. Высокое качество преподавания у Коларосси привлекало к нему многочисленных учеников из-за пределов Франции, в том числе и из России.
«Сирень», 1906 год, холст; масло, 75,3 × 70,2 см., Вологодская областная картинная галерея.

После возвращения на родину Савинов направился в Саратов, где начал работу над эскизами своей конкурсной дипломной программы на звание художника «Купание коней на Волге, 1907 год», в наши дни находящейся в запаснике Государственного Русского музея. В работах Александра Савинова начального этапа его творчества определенным образом сказывалось влияние символизма и живописных приемов Михаила Врубеля. Но при этом в своих произведениях Савинов воплотил представление о гармоничном идеальном мире. Используя многолетний опыт изучения фресок и русской церковной стенописи, художник привнес в станковую живопись чертымонументального искусства. При этом, современников художника поражало трудолюбие Александра Савинова, к примеру за 1907 год он написал несколько полотен, впечатлявшх своими масштабами.
«На барке. В старые годы», 1907 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1908 году Александр Савинов успешно окончил Высшее художественное Училище при ИАХ с большой золотой медалью, представив на суд художественного совета конкурсную работу «Купание лошадей на Волге, 1907 год». Это произведение, по оценкам специалистов, стало главным событием раннего периода творчества Савинова. Академиков совета Академии впечатляли ее размеры (250 х 600 см), драгоценные нетускнеющие краски, и проведенная огромная подготовительная работа. Для каждой человеческой фигуры и каждого изображения лошади были сделаны десятки этюдов и рисунков. Этот принцип большой подготовительной работы соблюдался Савиновым во все последующие годы. Восторженно отозвался о «Купании» И.Е.Репин: «Очаровательно: сколько света, сколько жизни. И при этом такой своеобразный тон библейской жизнерадостности!» Благожелательно относились к «Купанию» Валентин Серов (1865—1911) и другие члены совета Академии.
«Женщина с филином», 1908 год, холст, масло, 117 x 99,4 см., Саратовский государственный художественный музей.

Дипломная программа принесла автору наряду со звание художника еще и право на пенсионерскую поездку в Европу за счет средств Академии художеств. В 1909—1911 годах Александр Иванович совершил поездку в Италию как пенсионер Академии художеств.
«…В годы работы в Италии, замкнувшись в своем очень личном, самоуглубленном искусстве, — пишет его сын, — Александр Иванович несколько оторвался от широкого круга товарищей по искусству. … А ведь это было время возникновения в России и за границей — особенно во Франции — художественных течений, самых разных, часто враждебных друг другу… Общение с искусством прошлого, хотя и прекрасным, наложило какую-то печать ухода от жизни на его работы. …Кажется, Италия не была его темой, он был слишком русский художник».
«Мальчик», 1938 год, холст; масло, Пермская художественная галерея.

По возвращении из Италии Савинов полностью сосредоточился на своей педагогической деятельности, сначала в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, затем в частной студии Михаила Давидовича Бернштейна (1875—1960). Кроме этого, Александр Иванович активно экспонировал свои произведения, став участником выставок «Союза русских художников», «Мира искусства», «Нового общества художников», «Четыре искусства».
«Портрет жены художника», 1909 год, холст, масло, 65 х 53 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1913—1915 годах Савинова привлекли к росписи храма Спасителя в харьковском имении «Натальевка» миллионера-сахарозаводчика Павла Харитоненко. В предреволюционные годы произведения Савинова пользовались заметным вниманием русской художественной критики. Искусствовед Ефим Водонос в обширном обзоре «Саратовские художники в зеркале критики» приводил множество различных, положительных и отрицательных, оценок ранних произведений Савинова, начиная с выставки 1906 года, организованной Новым обществом художников (НОХ) в Петербурге. В частности, Константин Сюннерберг, обозревая художественную жизнь Петербурга, писал: «Наиболее интересными показались мне картины и этюды Савинова. В них чувствуется просто и непосредственно воспринятый мир, преломленный через человеческую индивидуальность… Лучшая вещь, вполне законченная, или, лучше сказать, в меру незаконченная, — это «Глебучев овраг в Саратове». Этот же критик выделял работы Савинова в обширной экспозиции академической выставки 1907 года, отмечая этюд женщины в узорном платке и этюд девочки-цыганки.
«Цыганка», 1907 год, холст, масло, Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

После Февральской революции 1917 года Александр Савинов участвовал в мероприятиях по реорганизации Академии художеств, в числе первых он был избран профессором Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, однако в конце года в связи со смертью матери вынужден был возвратиться в Саратов, где прожил последующие четыре года. В 1920-е годы воодушевленный революционными преобразованиями в стране Александр Савинов раскрылся как оригинальный художник нового времени и талантливый педагог. С 1922 года художник начал преподавать в реформированной Академии художеств в Петрограде. В этот же период он начал работу над ключевым произведением в своем творчестве, в котором стремился отразить высокий стиль эпохи — работой «В парке культуры».
«В Парке культуры», 1937-1942 годы, холст, масло , Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1924—1926 годах Савинов преподавал в частной студии , в 1927—1930 годах вместе с К. С. Петровым-Водкиным (1878—1939) руководил монументальной мастерской, а затем — персональной живописной мастерской, возглавлял кафедру композиции, был проректором по научной и учебной работе. Среди учеников Александра Савинова в разные годы были Алексей Пахомов, Михаил Натаревич, Дмитрий Мочальский, Евгений Чарушин, Людмила Рончевская и другие известные отечественные художники. Александр Иванович Савинов был членом Ленинградского Союза советских художников с момента его образования в 1932 году.
«Букет белой ночи», 1949 год, холст, масло, частное собрание.

В последние годы жизни Александр Иванович приступил к созданию книги «Работа художника над картиной», которая планировалась как обширное теоретическое исследование, обобщающее его многолетний педагогический опыт. К сожалению, этот большой труд не был завершен. В архиве семьи художника остались только подробные развернутые тезисы будущей книги, частично опубликованные его сыном в 1983 году.
«Лимонные деревья», 1909 год, холст, масло, 102,7 х 107,5 см, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

22 июня 1941 года Александр Иванович встретил в Ленинграде. Великая Отечественная война трагическим образом отразилась на судьбе художника. Вместе со всеми он участвовал в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу. После того, как враг окружил город на Неве, Александр Савинов остался в блокадном Ленинграде, работал над плакатами и рукописью неоконченной книги «Работа художника над картиной». Принимал активное участие в подготовке к эвакуации музейных экспонатов Эрмитажа. Из-за нехватки времени драгоценные холсты нередко срезались с подрамников и сворачивались в трубки. Савинову было поручено демонтировать произведения Рембрандта. Отказавшись от скоростного метода, он несколько дней и ночей, лежа на полу, аккуратно вынимал старинные мелкие гвозди, крепившие холсты к подрамникам, и без единого повреждения упаковал шедевры любимого им великого мастера.
«Крестьянский мальчик под яблоней», 1907 год, холст, масло, 138 х 88 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Александр Иванович Савинов скончался 25 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде на 61-м году жизни. Вернувшийся с фронта на несколько дней сын художника, Глеб Александрович Савинов, нашел в опустевшей мастерской отца «три большие, прекрасно упакованные трубки с холстами, — всеми оставшимися работами отца». Найденное было перевезено в Академию художеств. К сожалению, большая часть работ художника пропала…
«Принятие декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии», 1935 год, холст, масло, 256,5 х 390 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сегодня произведения Александра Ивановича Савинова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции и других странах.
«У Врубеля свой был образ духа, который он выразил необычайно мощно. У Александра Ивановича Савинова был свой дух, другой по характеру. Он стремился передать образ красоты, и пластические, чувственные элементы, формирующие его творчество — они по силе и характеру своему рядом со Врубелем» (Алексей Талащук, народный художник РФ).
«Портрет сына Олега», 1920 год, холст, масло, собрание О.А.Савинова.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Александр Иванович Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. — Л: Художник РСФСР, 1983.
2. Александр Иванович Савинов. Выставка произведений. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1983.
3. Вильям Мейланд. Время и безвременье Александра Савинова // Наше наследие. — 2004. — № 70.
4. Глебова Т. Н. Воспоминания о студии А. И. Савинова. // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда: В 2 ч. LA (USA), 2010. Ч. 2.
5. Шишмарёва Т. В. «..Написала о своих друзьях». Публикация, предисловие, подготовка текста Зинаиды Курбатовой./ ж. « Наше наследие», № 90-91. М.:2009.
6. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007.
«Старые римские натурщицы», 1910 год, холст, масло, 144,5 х 146 см., Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.