Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 494. Лансере Евгений Евгеньевич (Eugene Lancere) (1875-1946).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Евгений Евгеньевич Лансере — известный русский и советский художник. Академик Императорской Академии художеств. Народный художник РСФСР (1945).

Евгений Лансере родился в Павловске, Санкт-Петербургской губернии, Российской империи. Базовое художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в которой занимался с 1892 года, посещая классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта. С 1895 по 1898 год Лансере учился в Париже, посещая Академию Жюлиана и Академию Коларосси.

С 1899 года Евгений Лансере состоял в художественном объединении «Мир искусства» и «Союз русских художников». Работал иллюстратором в журнале «Адская почта». С 1914 по 1915 год Е. Лансере был военным художником-корреспондентом на Кавказском фронте Первой мировой войны. С 1917 по 1919 год художник жил и работал в Дагестане, а в 1920 году переехал в Тифлис. На новом месте Лансере начал работать рисовальщиком при местном археологическом институте. В 1922 году он стал профессором Академии художеств Грузинской ССР. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. В 1945 году Евгению Лансере присвоили почетное звание Народного художника РСФСР.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах ближнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Лансере — знаменитая художественная династия, где что ни представитель, то скульптор, архитектор или живописец. Взять хотя бы Зинаиду Серебрякову, урожденную Лансере, или Евгения Лансере, автора майолики в метро «Комсомольская». А начиналось все, согласно существующей легенде, с майора французской наполеоновской армии Поля Лансере, который в 1812 году был ранен при Бородино и очутился в русском плену. Обычная на первый взгляд история, но с удивительным продолжением, поскольку суждено ему было влюбиться в балтийскую немку, баронессу Ольгу Карловну фон Таубе, и навсегда остаться в России. С французского фамилия Лансере, кстати, переводится как «копье».
«Никольский рынок в Петербурге», 1901 год, бумага на картоне, гуашь, уголь, акварель, 44 х 59 см.,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Сын Поля и Ольги, Людвиг Александр (1815–1869), был инженером путей сообщения, служил полицмейстером судоходства на реке Цне в Тамбовской губернии. Именно в тех краях он встретил невероятно красивую полячку Элеонору Антоновну Яхимовскую, которая и стала его женой. 12 августа 1848 года у супругов родился сын Евгений. Родился Евгений Александрович Лансере в Моршанске близ Тамбова, а затем вся семья переехала в Петербург. Евгений Александрович окончил юридический факультет Петербургского университета, успел поработать переводчиком в Министерстве финансов, но именно с него началась династия художников Лансере, поскольку суждено ему было стать в будущем выдающимся русским скульптором-анималистом, Почетным вольным общником Императорской Академии художеств.
«Кавказский натюрморт», 1918 год, холст, масло, 65 x 86 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Его сын, Евгений Евгеньевич Лансере, родился 23 августа (4 сентября) 1875 года в Павловске в семье, внесшей неоценимый вклад в развитие русского искусства. Дед Евгения Евгеньевича по линии матери, Николай Леонтьевич Бенуа (1813—1898), был академиком архитектуры. Архитектором был его дядя, Леонтий Николаевич Бенуа (1856—1928), другой дядя, младший из братьев матери, Александр Николаевич Бенуа (1870—1960), также являлся известным русским художником, историком искусства и художественным критиком, оказавшим большое влияние на формирование художественных вкусов своего племянника.
«Корабли времен Петра I», 1911 год, бумага, темпера, 64 х 86 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва,

Детство Евгения Лансере прошло на Украине, в небольшом имении отца Нескучное Белгородского уезда Курской губернии, где родилась его младшая сестра, впоследствии также известная художница — Зинаида Серебрякова. Здесь семейство Лансере жило тихой сельской жизнью, пока в 1886 году от туберкулеза не умер глава семьи, скульптор Евгений Александрович Лансере. После его смерти супруга вместе с детьми переехала в столицу, в дом отца — известный в художественных кругах «Дом Бенуа у Николы Морского».
«Прогулка на молу», 1908 год, картон, темпера, 64 x 89 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Воспитывался юный Евгений Евгеньевич в петербургском доме своего деда, в Павловске, на дачах под Петербургом в Кушелевке и Мартышкино. Он рано увлекся рисованием, демонстрируя даже в детском возрасте большие способности. Выбор профессии сомнений у него не вызывал: «Прежде всего — быть отличным художником». Первым художественным авторитетом будущего известного художника стал его дядя Александр Бенуа — Шура, как его называл племянник, который был старше Евгения всего-то на пять лет.
«Озеро Гель-Гель», 1943 год, холст, масло, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина.

Выпускник 2-й классической гимназии в Петербурге, Евгений Лансере в 1892 году поступил в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств» в Петербурге, где провел около четырех лет (1892—1895), посещая классы Я. Ф. Ционглинского (1858—1913), Н. С. Самокиша (1860—1944), Э. К. Липгарта (1847—1932). В те же годы он стал постоянным участником кружка, из которого впоследствии возник «Мир искусства».
«Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий», 1903 год, бумага, темпера, 59 х 111,5 см.,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Под влиянием Александра Бенуа и его друзей Евгений Лансере принял решение не поступать в Императорскую Академию художеств, и профессиональное образование по совету все того же Шуры Бенуа получал в парижских частных академиях Филиппо Коларосси и Родольфо Жюлиана, студиях живописца Жан-Поля Лорана (1838—1921) и иллюстратора Жан-Жозефа Бенжамен-Констана (1845—1902). В 1896 году Евгений писал из Парижа: «Неделя сменяется неделей, натурщик натурщиком, надежда за надеждой, проект за проектом. А каковы окажутся следы всего этого? … Вообще, я работаю с восторгом, и совершенно счастлив, и доволен Парижем, Академией… ».
«Портрет иеромонаха Макария Египетского», 1915 год, бумага, графитный карандаш, пастель, акварель 19,7 х 13,4 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Вернувшийся в конце 1890-х годов в Петербург Евгений сразу оказался вовлеченным в деятельность художественного объединения «Мир искусства». С 1897 года он начинает работать в книжной графике, которая впоследствии и прославила его в большей степени. Его работа в этой области началась с оформления книги Е. Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб, 1899). Художник взялся за выполнение своего первого крупного заказа в 1898 году, посетив перед этим Бретань.
«Летний пейзаж», 1899 год, холст, масло, 40 х 49 см., Пермская государственная художественная галерея.

В 1898 году Лансере выставил свои иллюстрации к бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников, устроенной Сергеем Дягилевым (1872—1929). Оформление десятков изданий — книг, альманахов, журналов; экслибрисы, почтовые и издательские марки, художественные открытки — это те области, в которых художник принимал участие.
«Санкт-Петербург», Обложка к изданию, посвященному двухсотлетию города, 1903 год, тушь, бумага 30,5 х 23,2 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Евгений Лансере активно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформив в 1904 году адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил также несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времен Русско-Японской и Первой мировой войн. Выполнил иллюстрации к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки». Важно отметить, что работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода.
«Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны», Заставка к книге Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1904 год, карандаш, акварель, гуашь, тушь, бумага 18,1 х 30,5 см.,
Государственная Третьяковская галерея, Москва,

В начале 1900-х годов художник выступил как исторический живописец, написав в 1905 году «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе» (Третьяковская галерея), в 1906 году «Петербург начала XVIII века» (Государственный Русский музей) и в 1911 году «Корабли времен Петра I», Третьяковская галерея.
«Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905 год, гуашь, бумага на картоне 43,5 х 62 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В начале 1900-х годов Евгений Лансере впервые соприкоснулся с работой в театре, отдавая дань тому увлечению театральной живописью, которое было характерно почти для всех представителей старшего поколения «Мира искусства». Эскиз декорации последнего акта балета «Сильвия» (1901) и панно для «Святилища Патрика» (1911) в постановке Старинного театра свидетельствуют о большом искусстве Лансере в области архитектурного пейзажа. Работа Лансере в театре прервется на длительный период после 1911 года. Причиной тому послужит интенсивная работа художника в области книжной иллюстрации и монументальной живописи, а также исторические события, изменившие судьбы России и круг деятельности художника.
«Ломоносов в Германии. Ученый диспут», рубеж 1900-1910-х годов, холст, масло, 50,5 x 62 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Летом 1904 года в жизни Евгения Евгеньевича Лансере произошло радостное и знаменательное событие: 4 июля он обвенчался с Ольгой Константиновной, урожденной Арцыбушевой. До наших дней дошло несколько портретов супруги художника. Самым знаменитым является тот, где молодая девушка заплетает свои длинные черные волосы в косу. Ей посвящал стихи поэт Георгий Чулков. Ольга Константиновна родилась в Абрамцево. Ее мать Мария Ивановна Лахтина приходилась двоюродной сестрой предпринимателю и хозяину усадьбы Абрамцево Савве Ивановичу Мамонтову. Ее отец — Константин Дмитриевич Арцыбушев, курский дворянин, инженер-путеец и компаньон Мамонтова по строительству Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Арцыбушев был большим любителем искусства, коллекционером. За некоторую меланхоличность друзья называли его «Черным принцем».
«Улица в Анкаре», 1922 год, бумага, наклеенная на картон, гуашь. 72 х 101 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Евгений Лансере познакомился с Ольгой Арцыбушевой тоже в Абрамцево. Через три дня после венчания, 7 июля 1904 года, Евгений Евгеньевич и Ольга Константиновна остановились в «Гранд-отеле» Г. И. Бурдули во Владикавказе, а 11 июля по Военно-Грузинской дороге отправились в Тифлис, где поселились в гостинице «Лондон» у Сухого моста. Далее на пути в Крым у молодоженов лежали Сухум и Гагры. Лансере был счастлив и полон грандиозных творческих планов. Свое следующее путешествие на Северный Кавказ художник осуществил уже в 1912 году, на лошади преодолев около шестисот километров по горам, побывал в Чечне, на территориях современной Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Азербайджана и Грузии. Поводом для той поездки стал заказ на иллюстрации к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат» для издательства «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». Эта работа сделала имя Евгения Лансере по-настоящему известным. К слову, в 1912 году художник получил звание академика Императорской Академии художеств. «Хаджи-Мурат» Л. Толстого с иллюстрациями Лансере стал лучшим предреволюционным изданием художника. В издании 1916 года были обширные купюры — царская цензура не пропустила толстовский текст, содержащий разоблачительную характеристику Николая I; не был напечатан и портрет царя, трактованный Лансере сатирически. Полностью издание увидело свет только в 1918 году.
«Хаджи-Мурат», 1924 год, бумага, гуашь 33 х 25 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С 1911 и по 1915 год Лансере был заведующим художественной частью на Императорском фарфоровом заводе и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Покинул Императорский фарфоровый завод он в июне 1917 года. С началом Первой мировой войны в 1914—1915 годах он — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте. В 1916 году архитектор Алексей Викторович Щусев (1873—1949) начал строить в Москве Казанский вокзал на Каланчевской площади, обернувшийся, как известно, долгостроем. К его живописному оформлению был привлечен весь свет тогдашнего изобразительного искусства — Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Борис Кустодиев и Зинаида Серебрякова. Евгению Лансере досталась роспись плафона зала ожидания I и II классов с темой композиции «Россия соединяет Европу и Азию». В центре плафона в барочном картуше и нагромождении облаков должна была парить фигура царицы, символизирующей Россию. С одной стороны от нее в окружении античных богов на быке восседала Европа, с другой — азиатская богиня на драконе. Первая мировая война и революция прервали строительство Казанского вокзала. Лансере вернется к этой работе уже после 1932 года.
«Архаве», 1915 год, бумага, акварель, 31,7 х 24 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А.Коваленко.

1916-й год и первую половину 1917-го года семья Лансере большей частью провела в усадьбе Усть-Крестище. Евгений Евгеньевич писал холсты для зала заседаний правления Московско-Казанской железной дороги. В октябре-ноябре 1917 года участились грабежи и поджоги в имениях Курской области. Наступали тревожные времена. Оставаться в Усть-Крестище было уже небезопасно. Социалист Магомет Хизроев, знакомый Лансере по Кавказу, ставший продовольственным комиссаром в правительстве Горской республики, предложил переехать к нему в Дагестан. 19 ноября 1917 года Евгений Евгеньевич и Ольга Константиновна с детьми выехали в Курск и с пересадкой в Ростове-на-Дону добрались до Грозного. Сначала Лансере обосновались в тогдашней столице Дагестана Темир-Хан-Шуре, нынешнем Буйнакске. Жизнь сводилась к выживанию. Евгений Евгеньевич работал, в том числе преподавал рисунок в женской гимназии, но работать приходилось не только ему — Ольга Константиновна шила заготовки для мужской и женской обуви.
«Заморская торговля», Панно для столовой дома Рославлевых в имении Усть-Крестище, 1917 год, холст, масло, 200 x 386 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В Дагестане тем временем становилось неспокойно. В 1918 году случился националистический переворот. Евгений Евгеньевич перевез семью в аул в семи километрах от Темир-Хан-Шуры. В мае 1919 года город заняла Добровольческая армия Деникина. Забрав жену и детей, художник перебрался в Ростов-на-Дону и поступил на работу в отдел пропаганды при правительстве Деникина. В Ростове в это время сложился удивительный художественный круг беженцев: писатель Мариэтта Шагинян (1888—1982), архитектор Андрей Оль (1883—1958), художники Иван Билибин (1876—1942), Мартирос Сарьян (1880—1972), который и приютил Лансере у себя в доме на Большой Софийской улице. Евгений Евгеньевич преподавал в художественной школе имени М. А. Врубеля и совместно с поэтом-символистом Сергеем Соколовым (1878—1936) выпускал ежемесячный журнал «Орфей».
«Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата», 1920-е годы, холст, масло, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой.

В марте 1920 года в Новороссийске Лансере сел на пароход, шедший в грузинский порт Поти. В Тифлисе он активно включился в художественную жизнь. Трудился рисовальщиком в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 до 1934 год Лансере — профессор Тбилисской академии художеств, он стал одним из первых профессоров рисования и живописи в Академии художеств, затем деканом живописного факультета. В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В 1929 году вошел в состав «Общества живописцев».
«Натюрморт с селёдками», 1919 год, фанера, масло, 39 х 44 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Тем временем в Москве Щусев вернулся к строительству Казанского вокзала и вызвал Лансере продолжить работу над росписью панно. Новой власти нужны были кадры, нужна была пропаганда, а соответственно, художники-монументалисты. Щусев очень ценил Лансере. Далее последовали государственные заказы на оформление гостиницы «Москва», станции метро «Комсомольская», в аванзале которой Евгений Лансере создал многофигурный майоликовый диптих «Метростроевцы» и «Проходка шахты». В 1934 году Лансере с семьей переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву и поселился в перестроенном доходном доме Феттер и Гинкель. С 1934 по 1938 годы художник преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.
«Натюрморт. Раковина и яблоки», 1917 год, холст, масло, 51 x 65 см., Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Свердловская обл.

Последняя крупная прижизненная выставка художника состоялась в столице в Третьяковской галерее в 1943 году. В 1945 году Е. Е. Лансере было присвоено почетное звание Народного художника РСФСР.
Евгений Евгеньевич Лансере умер 13 сентября 1946 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Памятник Лансере Евгению Евгеньевичу (1875–1946) на Новодевичьем кладбище столицы.
Вместе с Е.Е.Лансере похоронены:
Лансере Ольга Константиновна, урожд. Арцыбушева (1882–1966), дворянка; жена Е.Е.Лансере (старшего);
Лансере Евгений Евгеньевич (1907–1988), архитектор, художник;
Лансере Наталия Евгеньевна (1909–1994), архитектор, сотрудник Моспроекта;
Лансере Светлана Дмитриевна, урожд. Якунина (1924–1999), жена Е.Е.Лансере (младшего).

Сегодня работы художника хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Дальневосточного художественного музея, Центрального государственного архива литературы и искусства, в музеях и частных собраниях в России и странах ближнего и дальнего зарубежья.
«Сонце в парке», 1917 год, холст, масло, Одесский художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Лобанов В. М. Книжная графика Е. Е. Лансере / Обложка и заглавные буквы художника М. В. Маторина. — М.; Л.: Гизлегпром, 1948. — 108 с. — 4000 экз. (обл.)
2. Лансере Е. Е. Каталог выставки… — М., 1961.
3. Подобедова О. И. Е. Е. Лансере. 1875—1946. — М.: Советский художник, 1961.
4. Боровский А. Д. Евгений Евгеньевич Лансере / Оформление серии В. Д. Гончаренко. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 64 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 60 000 экз. (обл.)
5. Исаев В. Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом. — Симферополь: СОНАТ, 2004. — 400 с. — ISBN 966-8111-40-0.
6. Евгений Лансере. Дневники: В 3-х томах. — М.: ИСКУССТВО-XXI ВЕК, 2008. — ISBN 978-5-98051-044-6.
7. Таханаева П. Лансере в Дагестане // Бизнес-Успех, № 2, июнь 2009.
«Усть-Крестище. Весна, Разлив» 1917 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.