Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 492. Сомов Константин Андреевич (Konstantin Somov) (1869-1939).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Андреевич Сомов — известный русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала.

Константин Сомов родился в Санкт-Петербурге. С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Императорской Академии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года—занятия в мастерской И. Репина. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.

Константин Сомов принимал деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа. Известен как мастер книжной графики, создавший иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901). Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой работал в области мелкой пластики: выполнил изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюбленные» (1905). В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Званцевой. В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка в Третьяковской галерее. В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки». В Россию он уже не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрел квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, Италии, США, Канаде и в других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Константин Андреевич Сомов родился 18 [30] ноября 1869 года в Санкт-Петербурге в семье государственного служащего. Он был вторым сыном в семье историка искусства и художника, известного музейного деятеля Андрея Ивановича Сомова, который до конца своей дней служил старшим хранителем Эрмитажа. Мама Константина Надежда Константиновна (урожденная Лобанова) была культурной и широко образованной женщиной. Она увлекалась музыкой, занималась домом и воспитанием детей.
«Язычок Коломбины», 1915 год, бумага на картоне, гуашь, акварель 29,2 х 22,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Глава семьи был увлеченным коллекционером. В доме была большая частная коллекция старинных гравюр и рисунков, которыми с юных лет мог любоваться и даже держать в руках будущий художник. Искусством в доме Сомовых занимались все от мала до велика. Родители, в особенности Надежда Константиновна, всячески развивали у своих детей интерес к пению, театру, живописи, что давало свои плоды. Константин рано увлекся рисование, демонстрируя большие способности. В одном из первых рисунков Сомова были изображены сестра и мама за мольбертами.
«Арлекин и дама (Фейерверк)», 1912 год, акварель, гуашь, бумага на картоне 62,2 х 47,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Как это не покажется странным, но в детстве Костя отдавал предпочтение играм в куклы, с удовольствием мастерил для них различные костюмы, да и дружить у него лучше получалось с девочками. Образование он получил в известной в те годы в столице частной гимназии Карла Ивановича Мая(1820—1895), изначально располагавшейся в надворном флигеле дома № 56 по 1 линии Васильевского острова. Открыта она была по инициативе нескольких немецких семейств еще 22 сентября 1856 года в виде немецкой мужской школы. Возглавлял ее талантливый педагог-практик Карл Иванович Май — последователь передовых педагогических взглядов А. Дистервега, И. Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинскогои Ф. Фребеля.
«Вечер», 1900 год, холст, масло, 142,3 х 205,3 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В первые годы своего существования школа была начальной, а с 1860 года получила уникальное официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную, по сравнению с казенными учебными заведениями, прикладную направленность полноценного с этих пор среднего образования. В том же году специально для школы было приобретено здание на участке № 13 по 10 линии Васильевского Острова. Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоявший только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 года писатель Лев Успенский (1900—1978) отмечал в воспоминаниях:«…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей «в футлярах», чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одаренности».
«Дамы в парке», 1919 год, холст, масло 58,2 х 71,5 см., Нижегородский художественный музей,
Нижний Новгород.

Свое обучение в гимназии Сомов начал в 1879 году. Одновременно с Константином в гимназии Мая учился Дмитрий Философов (1872—1940), будущий русский публицист, художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель, а в 1920-е годы один из лидеров антикоммунистической эмиграции и влиятельный политический обозреватель, двоюродный брат Сергея Павловича Дягилева (1872—1929). С Димой Костя сразу нашел общий язык, и они быстро сдружились. По свидетельству Александра Бенуа (1870—1960), учившегося в той же гимназии, дружба Димы и Кости, которые держались вместе и особняком, почти никому не нравилась. Получилось так, что оба раньше срока покинули заведение Мая. Прервалась и дружба подростков. Из-за болезни Диму отправили в Италию, а Костю, которому естественные предметы давались довольно тяжело, отец в 1888 году забрал из гимназии. Впоследствии вместе с Александром Бенуа, Вольтером Нувелем (1871—1949) и Дмитрием Философовым Константин Сомов будет участвовать в создании объединения «Мир искусства».
«Портрет Анны Карловны Бенуа», 1896 год, картон, пастель, 100 x 72 см., Государственный Русский музей.

С сентября 1888 года и по март 1897 года Константин Сомов учился в петербургской Императорской Академии художеств: основной академический курс был пройден им до 1892 года, затем, с октября 1894 года, после прошедших преобразований старой педагогической системы Академии художеств, начались занятия Сомова в мастерской Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). В эти годы молодым художником были созданы две интересные картины: «Дама у пруда» и «Людмила в саду Черномора», в которых впервые проявился его интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность — то, что впоследствии будет определять манеру художника. В 1894 году Сомов впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов.
«Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила», 1897 год, холст, масло, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

В 1897 году, не окончив полного курса ИАХ, Константин Сомов отправился в Париж, где начал посещать занятия и изучать памятники искусства в известной в те годы частной художественной академии итальянского скульптора Филиппо Коларосси (1841—1914) на улице Гранд-Шомьер в 6-м округе Парижа. Учебное заведение было создано на основе академии Шарля Сюиса, существовавшей во французской столице с 1815 и по 1870 год, и представляло собой альтернативу государственной художественной школе École des Beaux-Arts, которая, по мнению молодых художников, была слишком консервативной.
«Куртизанки», 1903 год, акварель, гуашь, пастель, бумага 46,5 х 61,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Одновременно с Сомовым в это время в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере (1815—1946), А. П. Остроумова (1871—1955) и другие участники «Мира искусства». Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале «Мир искусства» за 1898 год. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII века (А. Ватто, Н. де Ларжильер), «малых голландцев» и русской живописи первой половины XIX века.
«Садик», 1897 год, холст, масло, 49 x 68 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

Все творчество Сомова этого периода пронизывал его неослабевавший интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы —«Сумерки в старом парке», «Конфиденции» «Летние сумерки. Пруд» (все 1897), «Поэты» (1898), «Купальщицы» (1899) и др. — отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы.
«Летние сумерки. Пруд», 1897 год, холст, масло, частное собрание.

В 1898 году работы Константина Сомова появились в России. Сергей Дягилев, занявшись в это время организацией художественных выставок, привез часть работ Сомова из Европы, где он учился, и представил публике.
«Портрет Анны Петровны Остроумовой», 1901 год, холст, масло 87 x 63 см., Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

Вернувшись в Россию, Константин Сомов сосредоточился в своём творчестве на портретном жанре. Им был создан портрет А. П. Остроумовой (1901), и портрет художницы Е. М. Мартыновой (1897—1900), являющийся вершиной творчества художника в этот период. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо «Мира искусства», воплощая гармонию мечты и реальности.
«Дама в голубом» (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой), 1897-1900 год, холст, масло 103 x 103 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

По возвращении в Россию Константин Сомов начал принимать самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа. Очень быстро, впитав в себя новые веяния европейской живописи, Сомов фактически стал вектором того направления в русском изобразительном искусстве, которое задал открытый Дягилевым, Философовым, Бакстом и, собственно, самим Сомовым журнал «Мир искусства». По мнению критиков, самый заметный лидер представителей «Мира искусства», К. Сомов, создал практически новый жанр, проникнутый рефлексией и иронией, основанный на стилизации и гротеске.
«Эскиз занавеса для Московского Свободного Театра», Фрагмент, 1913 год, акварель, бумага на картоне, 75 х 97,7 см., Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.

В течение пяти лет, пока выходил «Мир искусства», Сомов выступал в качестве его арт-директора, если говорить современным языком. Он взял на себя всю основную работу: от подбора иллюстраций до рисования виньеток. Во многом Сомов стал родоначальником и русского модерна в графике, ex-librisе, оформлении театральных программок. В живописи он разработал два основных направления: портрет и стилизованный под XVIII век галантный пейзаж. Это был реконструированный мир рококо, костюмированных балов, искусственных цветов, хрупких фарфоровых статуэток, изящных «мушек», дорогих шелков и фижм.
«Фронтиспис к сборнику стихов Вячеслава Иванова «Cor ardens»», 1907 год, акварель, гуашь, тушь, перо, кисть, бумага 28 х 20,2 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Созданный Сомовым мир потребовал особой техники: полупрозрачной акварели, бледной пастели и гуаши. Бенуа вообще называл Сомова «создателем идиллического стиля минувшей жизни». В своих удивительных по технике акварелях, картинах, а в особенности, гравюрах он показал особый, придуманный им мир, населенный странными нереальными персонажами. И главное — он, вдохновленный стилистикой Обри Бердслея (1872—1898), открыл для России некогда абсолютно запретный жанр «ню». Чего стоили одни только его откровенные работы для сборника классических эротических рассказов — «Книги маркизы» Франца фон Блея (1918).
Книга маркизы. Иллюстрация 1. 1918 год, акварель, гуашь, тушь, перо, кисть, бумага 28 х 20,2 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Книга маркизы. Иллюстрация 7. 1918 год, акварель, гуашь, тушь, перо, кисть, бумага 28 х 20,2 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Возвращаясь к портретной графике Константина Сомова, нельзя не отметить его графические портреты, блестяще выполненные карандашом с подсветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, которые отличались виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910).
«Портрет Мстислава Валериановича Добужинского», 1910 год, бумага, сангина, графитовый карандаш 44,5 x 31 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Константин Сомов известен также и как мастер книжной графики, создавший иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901). Ему же принадлежат обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и другие. С детства влюбленный в XVIII столетие, Сомов-график старательно и последовательно осваивал старинные техники: например, использовал веленевую бумагу, которая наклеивалась на мягкий текстиль с целью изменить движение карандаша.
«Титульный лист для книги А.Блока «Театр»», 1907 год, акварель, перо, кисть, тушь 27,8 х 19 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1908 году вышло первое издание «Книги маркизы» Ф. Блея. Заказ на изготовление иллюстраций к книге Сомов получил в 1907 году. Сомов делал акцент на утончённое искусство и не признавал грубого. Работы популярного в начале XX века Бориса Григорьева он в одном из личных писем прокомментировал как «… замечательно талантливый, но сволочной, глупый, дешевый порнограф».
Книга маркизы. Иллюстрация 8. 1918 год, акварель, гуашь, тушь, перо, кисть, бумага 28 х 20,2 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Книга вышла ограниченным тиражом в 800 экземпляров. Для друзей художника вышел еще меньший тираж, куда вошли дополнительные иллюстрации и тексты, а также виньетки.
Книга маркизы. Иллюстрация 9. 1918 год, акварель, гуашь, тушь, перо, кисть, бумага 28 х 20,2 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) Константина Сомова состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году художник начал сотрудничать в журнале «Золотое руно». С июня 1917 по апрель 1918 года Константин Сомов был художественным консультантом Императорского Фарфорового Завода. После переименования завода в Государственный фарфоровый завод баллотировался на должность художественного руководителя предприятия, но по количеству голосов проиграл С. В. Чехонину. В 1918 году Константин Андреевич стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой. В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка в Третьяковской галерее.
«Эхо прошедшего времени», 1903 год, акварель, гуашь, карандаш, бумага на картоне 61 х 64 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. Оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, в Россию он уже больше не вернулся…
«Спящая молодая женщина», 1909 год, гуашь, акварель, бумага на ткани 30,2 х 41,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрел квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже. Сомов навсегда остался во Франции. В 1910 года Константин Сомов познакомился с Мефодием Георгиевичем Лукьяновым (1892—1932), ставшим для художника постоянной моделью для портретов.
«Портрет М. Лукьянова», 1918 год, холст, масло, частное собрание.

Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать. Для издательства «Трианон» в 1929—1931 годах Сомов проиллюстрировал «Манон Леско» и «Дафниса и Хлою». Для своего друга (и душеприказчика) Михаила Брайкевича создал в ноябре-декабре 1934 года четыре портрета героини романа «Опасные связи» — это была его последняя работа.
Иллюстрация к роману Лонга «Дафнис и Хлоя», 1930 год, акварель, гуашь, тушь, перо, кисть, бумага.

Константин Андреевич Сомов скоропостижно скончался 6 мая 1939 года Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 километрах от Парижа. Сегодня работы Константина Срмова хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, Италии, США, Канаде и в других странах дальнего зарубежья.
Могила К.А.Сомова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

22 ноября 2005 года картина Сомова «Русская пастораль» (1922) на аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.
«Русская пастораль», 1922 год, холст, масло, частное собрание.

Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на аукционе «Кристис» в июне 2007 года —картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн. фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).
«Радуга», 1897 год, холст, масло на картоне, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Сомов, Константин Андреевич (1869—1939). (Альбом репродукций и список работ) / [Изд. кн. С. А. Щербатова и В. В. фон Мекк; Ред. Игоря Грабаря. — СПб.: Соврем. искусство, ценз. 1903. — 26 с., 61 л. ил.
2. Фарфор из собрания Константина Андреевича Сомова. — СПб.: тип. «Сириус», 1913.
3. Эрнст С. P. К. А. Сомов. — СПб.: изд. Общины Св. Евгении, 1918.
4. Пружан И. Н. Константин Сомов. — М.: Изобразительное искусство, 1972.
5. К. А. Сомов. (1869—1939). Альбом / Автор вступ. ст. и сост. А. П. Гусарова. — М.: Искусство, 1973.
6. К. А. Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников / Вступ.статья, подготовка текста, коммент. Ю. Н. Подкопаевой, А. Н. Свешниковой. — М.: Искусство, 1979. — 624 с., 32 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
7. Клейн Л. С. Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие. — СПб., 2002.
«Пейзаж с радугой», 1915 год, холст, масло на картоне, 22,4 х 27,3 см., Собрание Валька, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.