Энциклопедия мировой живописи(специальный 278 выпуск)
Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 278. Неврев Николай Васильевич(1830-1904).
Николая Васильевича Неврева признавали одним из лучших портретистов России. Его портреты неизменно пользоваться успехом у публики, их сравнивали с портретами Зарянко, который в те времена считался общепризнанным мастером портретного искусства.
Как сообщает первый биограф Н.В. Неврева художественный критик и археолог профессор Адриан Прахов, успехи художника в области портрета были так велики, что петербургские власти хотели даже наградить Неврева, не имевшего законченного художественного образования, званием академика, но в связи с введением Академией художеств нового устава, звание это художником получено не было. Его несправедливо забыли. И все же мастер всегда оставался самим собой, как в области бытового жанра и портрета, так и в области пейзажа и исторической живописи. Совершенствуя свое мастерство, он рос как художник, искал новые сюжеты на всем протяжении своего длинного творческого пути, всю жизнь старался определить свое призвание, обращаясь то к портрету, то к жанру, то к исторической живописи.
«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым», 1903 Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
Николай Васильевич Неврев родился 3 мая 1830 года в Москве, в купеческой семье со средним достатком. Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем детстве. Родители благосклонно отнеслись к увлечению сына живописью и не препятствовали ему.
Сама судьба казалось благоволила юноше, наградив Николая Неврева удивительной встречей в юности,оказавшей самое непосредственное влияние на его дальнейшую жизнь. «Портрет Г.Н.Федотовой, актрисы Малого театра», 1892 Тюменский музей изобразительных искусств
Невреву посчастливилось познакомиться с актёром Выксунского театра Иваном Ивановичем Скотти, родным братом Михаила Ивановаича Скотти(1814-1861), выдающегося художника, профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества, академика Императорской Академии художеств.
«Шут (Опальный боярин)», 1891, Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.
Юноша очень приглянулся известному актёру, понравился юношеский максимализм и упорство Николая, который убеждённо заявлял, что его будущее — это только живопись, и никем другим, кроме как профессиональным художником, он быть не желает и не будет.
«Увещевание», 1893 Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан
Иван Иванович Скотти, сам в прошлом неплохой живописец, с воодушевлением взялся за обучение Николая Неврева. Он показывал своему подопечному как разводятся краски, как ими пишут, обучал будущего живописца искусству перспективы и правилам сюжетного расположения. Но не одна только живопись занимала в это время мысли Николая. После трагической смерти отца, материальное положение семьи Невревых резко ухудшилось, и чтобы хоть как-то помочь своей семье, Николай Неврев вынужден был зарабатывал на жизнь как канцелярист.
«Портрет певицы Лелевой-Люцанской», 1862 Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого
В 1850 году исполнилась давнишняя мечта Неврева о возможности получения профессионального художественного образования. Он был принят в недавно открытое(1843 году) Московское училище живописи и ваяния, первое художественное учебное заведение в Москве, где учился непосредственно под руководством инспектора училища Михаила Ивановича Скотти. Училище было открыто в 1843 году в результате преобразования «Публичного художественного класса» в училище живописи и ваяния при Московском художественном обществе (после 1844 г. находилось на Мясницкой улице, 21). После присоединения к нему в 1865 году архитектурного училища было образовано Московское училище живописи, ваяния и зодчества; выпускники МУЖВЗ были фактически приравнены в правах к выпускникам Петербургской академии художеств.
«Портрет Н.Помяловского», Государственный Литературный музей
Михаил Иванович Скотти сразу оценил природное дарование своего нового ученика, и не жалея свободного времени с удовольствием занимался с Николаем, очень скоро превратившегося в его любимого ученика. На пятом году обучения Николай Неврев написал картину «Домашняя крестьянская сцена», за которую в марте 1855 года получил звание «неклассного художника по живописи домашних сцен»,
В 1856 году Неврев вынужден был покинуть стены училища, не закончив своего обучения: на место Ф.И.Скотти был назначен известный в то время мастер портретного жанра С.К. Зарянко, с которым у Неврева отношения не сложились и произошла ссора. Покинув училище, Неврев получил звание Свободного художника.
Необходимо отметить, что бытовому жанру в Училище живописи и ваяния всегда уделялось особое внимание и Николай Неврев , будучи учащимся, занимался в основном жанровой живописью. Но выйдя из Училища, он начал работать как портретист и как художник, рисующий картины на исторические сюжеты. «Опричники» ,Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана
Ранними работами художника в основном были портреты. Колорит этих произведений был не очень примечательным, однако портреты отличались психологизмом и правдивостью изображения. «Женский портрет» ,Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина
В начале 1860-х годов художник познакомился с П.М.Третьяковым, и стал частым гостем в доме мецената и коллекционера. Третьяков заказал Невреву портрет актера Щепкина, «Портрет М.С.Щепкина» 1862
Музей Государственного Малого академического театра
а в начале 1860-х годов Николай Неврев написал несколько портретов родственников П.М. Третьякова, из которых особенно известен портрет М.И. Третьяковой, «Портрет М.И.Третьяковой» Начало 1860-х Государственная Третьяковская галерея.
Постепенно Николай Васильевич Неврев стал одним из самых популярных портретистов Москвы, отличительной особенностью работ которого была необыкновенная глубина проникновения во внутренний мир портретируемого, а позже Николая Неврева признали и одним из лучших портретистов всей России. Его портреты начали пользоваться успехом у публики, их сравнивали с портретами С.Зарянко, который в те времена считался мастером портретного искусства.
Его достижения в области портретной живописи были несомненны и общепризнанны, свидетельством чему стало присвоение Николаю Васильевичу Невреву в 1859 году звания «классного художника». Мальчики, играющие в карты»
1860-e, Тюменский музей изобразительных искусств.
Постепенно Неврев отошёл от портретной живописи и начал заниматься преимущественно темой народного быта. Эти работы стали со временем визитной карточкой художника. Среди них «Торг. Сцена из крепостного быта»,
«Воспитанница», 1867 Государственная Третьяковская галерея
«Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах» 1866 , Государственная Третьяковская галерея
Особую известность имела первая картина. За эту работу Николай Неврев был удостоен премии Общества любителей художеств. Картина посвящена торгу о продаже крестьян в доме помещика и вскоре была приобретена П.М. Третьяковым для своей коллекции., «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением», Государственная Третьяковская галерея.
В середине шестидесятых к художнику пришла настоящая слава. Художник начинает проявлять себя как талантливый мастер сатиры и картинной драмы.На картине «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» Николай Неврев показывает присущее ему отличное знание быта купцов. В результате полотно получилось очень ярким и реалистичным, с нотками сатиры, как и многие другие работы художника. Несмотря на успех, который имели его портреты, Н.Неврев в середине 1860-х годов совершенно перестал работать как портретист и целиком обратился к бытовой живописи.«Мочалов среди почитателей» ,Государственный Русский музей
С семидесятых годов художник обращается к исторической тематике, изображая в основном сцены из отечественной истории. В это время появляются картины «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III», 1875
Национальный художественный музей Республики Беларусь
«Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма», 1874, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева.
«Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию», 1882,
«Захар Ляпунов и Василий Шуйский»,
Неврев был награждён первой премией Московского Общества Любителей Художеств за картину «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма».
В 1881 году Николай Васильевич Неврев вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, и постоянно участвует в экспозициях этого объединения. «Монахи» 1880, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
За пятьдесят с лишним лет творческой деятельности Николай Неврев создаст огромное количество картин с изображением жанровых сцен и эпизодов,и именно жанровые работы принесут ему наибольшую известность. «Последние минуты митрополита Филиппа» 1898, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Главными произведениями Неврева по части жанра являются: «Панихида на сельском кладбище» (1865год),
«Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866год; Государственная Третьяковская галерея), «Из недавнего прошлого» (1866 год; Государственная Третьяковская галерея), «Раздел наследства»,
«Странник в купеческой семье», «Воевода» (из поэмы Мицкевича;), «Выигрышный билет»,
«Раздел по наследству» (1889 год; в Третьяковской галерее, в Москве)
и «Смотрины» (1888 год Государственная Третьяковская галерея).
В большинстве своих жанровых полотен Николай Васильевич Неврев представлял своих героев в минуты их эмоционального подъема. Создаваемая им в работах атмосфера особенности происходящего позволяла зрителю не только познакомиться с мельчайшими подробностями происходившего, но и вдохнуть особый аромат истории нашей страны.
Последние картины Неврева продавались очень плохо , коллекционеры и критики стали постепенно забывать художника, результатом чего стала крайняя нужда , которую испытывал живописец.«Возвращение солдата на родину» 1869
Днепропетровский художественный музей.
В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова,Николаю Невреву было предложено занять пост директора галереи мецената, но он отказался, сославшись на старость. С годами художника все больше и больше удручала болезнь.
«Дед Василий» 1858 Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого
Последние годы своей жизни Николай Васильевич Неврев провёл уединённо в своем имении Лысковщина в Витебской губернии, страдая от нервного расстройства. Он практически не работал, испытывая глубокую внутреннюю неудовлетворённость, порождавшую у него симптомы нервного расстройства.
В этом подавленном состоянии, остро переживая одиночество и всеобщее забвение, 3(16) мая 1904 года Николай Васильевич Неврев покончил с собой во время нервного припадка в своём имении, где и был похоронен.
Творчество Н.В. Неврева очень широко и многообразно. Он работал почти во всех жанрах живописи. Если в конце 1850-х и начале 1860-х годов его считали одним из лучших русских портретистов, то в 1860-х годах Неврев по праву был признан одним из крупнейших мастеров бытовой живописи, а, уже начиная с 1880-х годов и до конца жизни, имя его упоминалось во всех рецензиях, как имя одного из маститых представителей исторического жанра. Трудно сказать, кем же в первую очередь был Неврев — историком, жанристом или портретистом.
Успех Неврева оказался непрочным и недолгим, большой славы при жизни он не приобрел.
Его несправедливо забыли. И все же мастер всегда оставался самим собой, как в области бытового жанра и портрета, так и в области пейзажа и исторической живописи. Совершенствуя свое мастерство, он рос как художник, искал новые сюжеты на всем протяжении своего длинного творческого пути, всю жизнь старался определить свое призвание, обращаясь то к портрету, то к жанру, то к исторической живописи.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2018
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «Просветительский проект»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «Общероссийский просветительский проект»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «Просветительский проект» .